Главная страница
Навигация по странице:

Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года. Универсальное пособие



Скачать 2.32 Mb.
Название Универсальное пособие
Анкор Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года.doc
Дата 24.04.2017
Размер 2.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Цареградская Ж.В. - Ребенок от зачатия до года.doc
Тип Документы
#2088
страница 1 из 33
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33












Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка

Дается подробное описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному

воспитанию

Универсальное




пособие







Ж. В. Цареградская




Ребенок




от зачатия




до года










лег

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Москва • ACT • «Астрель» • 2005

УДК 616-053.2 ББК 57.3 Ц18

Подписано в печать с готовых диапозитивов 31.03.05.

Формат 60х90'/,6. Гарнитура Гарамонд. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,4. Тираж 5000 экз. Заказ 1395.

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953005 - литература учебная

Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.99.02.953Д001056.03.05 от 10.03.2005 г.

Цареградская, Ж. В.

Ц18 Ребенок от зачатия до года / Ж.В. Цареградская. — М.: Астрель: ACT, 2005.— 281, [7] с. — (Универсальное пособие).

ISBN 5-17-014566-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-04155-7 (ООО «Издательство Астрель»)

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и ново­рожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

УДК 616-053.2 ББК 57.3

ISBN 5-17-014566-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-04155-7 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 985-13-3948-2 (ООО «Харвест»)

© ООО «Издательство Астрель», 2002

Содержание

Об авторе

Вводная часть

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Начало беременности

Внезародышевые части

Помесячное развитие плода

Первый месяц развития (0—4 недели)

Второй месяц развития (4—8 недель)

Третий месяц развития (8—12 недель)

Четвертый месяц развития (12—16 недель)

Пятый месяц развития (16—20 недель)

Шестой месяц развития (20—24 недели)

Седьмой месяц развития (24—28 недель)

Восьмой месяц развития (28—32 недели)

Девятый месяц развития (32—36 недель)

Десятый месяц развития (36—40 недель)

Отрицательные воздействия во время беременности

и их последствия для плода

Внутренние тератогенные факторы

Внешние тератогенные факторы

Критические периоды внутриутробной жизни плода

Дородовая диагностика пороков развития плода

Психология беременности

Симбиоз «мать-дитя»

Биохимическая связь

Гормональная и эмоциональная связь

Нервно-психическая связь

Психологические особенности беременной

Первая половина беременности

Вторая половина беременности

Антенатальная психология

Память клеток

Активность плода

Развитие органов чувств и формирование сенсорного

опыта плода

Значение психологического комфорта матери

для здоровья плода

Воздействие стресса и отрицательных эмоций матери

на органы плода

Тихая тайна, или обучение до рождения…………………………………

Значение душевного покоя матери для здоровья плода ………………..

Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции…………….

Психология рождения …………………………………………..………………

Физиология родов……………………………………….…………

Подготовка организма матери и плода к процессу родов.

Физиологические механизмы течения родов……………

Поведение матери и ребенка в ходе естественных родов…

Инстинктивное поведение роженицы……………………...

Первый час жизни ребенка………………………………….

Перинатальная психология …………………………………

Опыт биологического рождения …………………………

Содержание воспоминаний о рождении…………………….

Нейроэндокринные механизмы формирования

перинатальных матриц………………………………………..

Опыт рождения и формирование моделей поведения…………

Родовой стресс и психическое здоровье личности ребенка …

Отклонения в ходе родов и формирование психических

расстройств и психосоматических заболеваний………………

Перед родами……………………………………………………

Период раскрытия……………………………………………….

Потужной период………………………………………………..

Первый час после рождения……………………………………

Рекомендации по ведению родов и организации

начала грудного вскармливания……………………………………

Традиционное родовспоможение………………………………….

Рекомендации ВОЗ по технологии родовспоможения ……………

Рекомендации по ведению психологически комфортных родов………………………………………………………..

Водные роды…………………………………………………..

Истоки идеи водного рождения………………………………………

Декларируемые преимущества водных родов………………………

Биологическая целесообразность водных родов…………………….

Допустимы ли водные роды? ...............................................................

Психология новорожденного ………………………………………

Развитие нервной системы и головного мозга………………………

Генетическая программа развития и обучение……………………..

Развитие поведения в возрастном аспекте………………………….

Психический опыт новорожденного…………………………………

Внутриутробный опыт единства с матерью…………………………

Опыт биологического рождения…………………………………….

Основы формирования здоровой психики ребенка…………………

Психологическое состояние новорожденного………………………

Роль матери в успешном развитии психики ребенка……………….

Условия для формирования здоровой психики ребенка…….

Поддерживающее окружение и развитие грудного ребенка………

Мягкая адаптация новорожденного к новым условиям жизни…….

Последствия ошибок в уходе…………………………………………………….

Грудное вскармливание

Терминология

Процесс образования молока

Анатомия молочной железы

Рефлекс пролактина

Рефлекс окситоцина

Подготовка сосков к грудному вскармливанию

Состав грудного молока

Изменения состава грудного молока в процессе лактации

Индивидуальные колебания состава молока

Этапы выработки молока

Преимущества грудного вскармливания

Недостатки искусственного вскармливания

Возможность грудного вскармливания

Почему сегодня матери так редко кормят грудью?

Преодоление пагубной практики

Общественная группа поддержки грудного вскармливания

Основные правила успешного грудного вскармливания ………......

Раннее прикладывание к груди

Исключение догрудного кормления

Совместное содержание матери и ребенка

Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка .......

Правильное положение ребенка у груди

Кормление по требованию

Ночные кормления и совместный сон

Исключение докармливания ребенка

Исключение допаивания ребенка

Опасность бутылочных кормлений и применения пустышек

Кормление из обеих грудей

Мытье груди

Сцеживание

Взвешивание ребенка

Поддержка матери

Проблемы грудного вскармливания

Болезненность сосков

Воспаление и травмы сосков

Нагрубание груди

Лактостаз

Мастит и абсцесс груди

Неудачная форма сосков

Недостаток молока

Недоношенный ребенок или ребенок с малым весом

Малая прибавка веса или остановка в наборе веса

Лактазная недостаточность

Ребенок, больной желтухой

Короткая уздечка языка

Ребенок отказывается от груди

Питание кормящей матери

Грудное вскармливание в случае болезни матери или ребенка

Этапы грудного вскармливания

Развитие ребенка первого года жизни

Общие принципы развития

Задачи развития ребенка первого года жизни

Адаптационный период развития ребенка

Развитие ребенка к 42-му дню

Развитие ребенка от 1 месяца до 1 года

  1. месяца

  2. месяца

  3. месяца

  4. месяцев

  5. месяцев

  6. месяцев

  7. месяцев

  8. месяцев




  1. месяцев

  2. месяцев

  3. месяцев

Перинатальное воспитание и поддержка грудного
вскармливания

Медицинский подход

Немедицинский подход

Профессиональная нсмедицинская помощь матерям

Специалисты немедицинской сферы перинатального воспитания

и поддержки грудного вскармливания

Первоначальные требования для приобретения профессии

в области перинатального воспитания

Организации сферы перинатального воспитания и поддержки

грудного вскармливания

Координация работы и аттестация сотрудников

Современное положение в России

Непрофессиональные формы работы

Родительский клуб

Центры аквакультуры

Критерии оценки уровня работы центров и клубов

Список литературы

Об авторе

Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное вос­питание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-пе-ринатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), на­иболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обу­чение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготов­ки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формиро­вание поведения и психики ребенка, закономерности его естествен­ного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а так­же соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990—1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую под­держку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназна­ченный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и под­держку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном до­ме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с мед­персоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщи­нами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показа­тели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владими­ровне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброже­лательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специ­ально разработанным дневникам, что позволило лучше понять прин­ципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе ЖВ. Цареградской в Москве была созда­на первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В сле­дующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консуль­тирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки об­щественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме это­го, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование ма­терей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна — автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ре­бенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «От­ношение к беременной в народной традиции», «Отношение к бере­менной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного посо­бия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В1999 го­ду Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, докто­ром медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учеб­ное пособие для медицинского персонала учреждений родовспомо­жения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать — дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональ­ной жизнью. Адрес для писем:

1Ш52, Москва, а/я27 или e-maiL jtsaregradskaya@hotmaiIcom

Вводная часть

Искусство воспитания имеет

особенность, что почти всем оно

кажется знакомым и понятным,

а иным — даже легким, и тем

понятнее и легче оно кажется, чем

менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную сов­местную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школь­ных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова вос­питание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей ок­ружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых лич­ностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенно­сти нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется

под воздействием совокупности объективных и субъективных, внут­ренних и внешних, природных и общественных факторов, то стано­вится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целе­направленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имею­щейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни челове­ка воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения







Беременность

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
написать администратору сайта