Главная страница
Навигация по странице:

Менеджмент Глава 1. Управление и работа менеджера Сущность менеджмента



Скачать 106.7 Kb.
Название Управление и работа менеджера Сущность менеджмента
Анкор Менеджмент Глава 1.docx
Дата 02.05.2017
Размер 106.7 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Менеджмент Глава 1.docx
Тип Глава
#6397


Глава 1. Управление и работа менеджера

Сущность менеджмента

Возможно, существует столько определений менеджмента, сколько существует книг по менеджменту. Одно из первых гласит: "Знать, что Вы хотите, чтобы люди делали и, затем, следить, чтобы они делали это наилучшим и наиболее дешевым способом".

Суть этого сложного процесса лучше понять с позиций системного подхода. Согласно теории, в любой организации используются четыре основных ресурса:


  • человеческие ресурсы включают управленческие (предпринимательские) способности и труд;

  • денежные ресурсы представлены финансовым капиталом, используемым для финансирования как долгосрочных, так и краткосрочных операций;

  • материальные ресурсы включают сырье, административные и производственные сооружения и оборудование;

  • информационные ресурсы - данные, используемые для выработки эффективных решений.

Менеджеры ответственны за комбинирование и координацию этих ресурсов для достижения целей организации.

Они должны заботиться о выполнении 4-х основных управленческих функций: планирование и принятие решений; организация; руководство; контроль.

Менеджмент - деятельность (планирование и принятие решений, организация, руководство, контроль) направленная, на ресурсы организации (трудовые, финансовые,

материальные, информационные) для достижения поставленной цели наиболее эффективно (экономично) и результативно.

  • Эффективность - использование ресурсов, исключающее непроизводительные потери.

  • Результативность - степень достижения целей по качеству, количеству, времени.

Объектами управления являются: производство; оборудование; закупки (снабжение); финансы; сбыт; кадры; кооперация; сервис; НИОКР; информационные потоки; информационное обслуживание.

Управление - целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Процесс управления

Внутренние связи между функциями, выполняемыми в процессе управления, показаны на рис. 1.

Сплошные линии - связи, как они должны быть теоретически, пунктир - реальный процесс управления.



c:\users\0a80</h2>1\appdata\local\temp\finereader10\media\image1.jpeg


организации работать в интересах фирмы

текущей деятельности для облегчения достижения цели




Рис. 1. Процесс управления

Сами значения слов максимально четко определяют содержание функций: планирование - "Что делать и что достигнуть"; организация - "Как использовать ресурсы"; руководство - "Приводить планы в действие"; контроль - "Проверять людей и работу"

Виды менеджеров

Менеджер - лицо, несущее ответственность за процесс управления, т.е. лицо, планирующее и принимающее решения, организующее исполнение решений, руководящее процессом исполнения решений, контролирующее использование трудовых, финансовых, материальных, информационных ресурсов.

Крупные фирмы могут иметь значительное число уровней управления, но общий подход состоит в наличии, как правило, трех основных уровней управления: высшего, среднего и линейного.

Высшее звено. Топ-менеджеры составляют относительно малую группу исполнителей, контролирующих организацию. Должности лиц. входящих в эту группу: президент, вице-президент, - исполнительный директор. Топ - менеджеры разрабатывают цели фирмы, общую стратегию, политику действий, формируют структуру организации, управляют прибылью. Кроме того они официально представляют организацию во внешней среде на встречах с представителями правительства, других фирм и т.д. Топ - менеджеры принимают решения о приобретении других фирм, инвестированиях в исследования и развитие, входе и выходе для различных рынков, строительстве новых заводов и административных зданий, сооружений.

Среднее звено. Это наиболее многочисленная группа среди менеджеров предприятия. Должности - управляющий предприятием (заводом), менеджер по производству, руководитель отделения. Эти менеджеры несут основную ответственность за реализацию политики и планов, разработанных тон-менеджерами (планирование, принятие решение,), подбор кадров, обучение персонала, за. руководство и координацию деятельности менеджеров низшего звена, . Заводские менеджеры, например, обеспечивают управление запасами, контроль качества, контроль исправности оборудования, проблемы малых групп.

Нижнее звено. Менеджеры формулируют и выдают задания, управляют, координируют, контролируют деятельность производственных рабочих, поддерживают самостоятельность в работе сотрудников. Это мастер, административный менеджер. Большую часть времени проводят, надзирая за работой подчиненных.

Дифференциация по сферам управления

Независимо от уровня управления, менеджер может работать в различных сферах деятельности фирмы: менеджер по маркетингу; финансовый менеджер; производственный менеджер; менеджеры персонала; административные менеджеры; менеджер по связям с органами информации и т.д.

Критические роли и средства

Анализ повседневной деятельности топ-менеджеров (группы исполнительных директоров фирм), проведенный Генри Минцбергом позволил определить, что они играют 10 различных ролей и эти роли распадаются на три основных категории: межличностные, информационные и принятие решений (табл1).

Таблица 1

Десять основных ролей менеджера


Межличностн ые отношения

Представительство Лидер

Взаимодействие

Посещение церемоний, подписание документов

Поощрение работников к росту- производительности (руководство) Координация деятельности групп, работающих над одним проектом; согласование действий с руководством

Информационн

ые

Наблюдатель

Информатор

Спикер

Собирает, анализирует, систематизирует информацию Рассылает информацию подчиненным в организации

Передает информацию во внешнюю среду

Принятие решений

Предприниматель Регулятор

Распределитель ресурсов

Ведение переговоров

Разработка и развитие инновационных идей Разрешение конфликтов между подчиненными Анализ и обзор требований бюджета, распределение ресурсов

Достижение соглашения с ключевыми поставщиками, потребителями или профсоюзами




Категория Роль Примеры деятельности

Как стать менеджером

Как и какие знания, умения нужно получить, какими качествами обладать, чтобы стать преуспевающим менеджером?

Роль образования. Даже получение научной степени по соответствующей специальности многие перспективные менеджеры не рассматривают как конец образования. Много менеджеров среднего и высшего звена возвращаются периодически в университеты для участия в различных программах повышения квалификации продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель, часто занимаются по выходным.

Роль практики. Даже без формальной обучающей программы менеджер может достичь успеха, если он приобрел ценные знания в результате практической работы.

Технические средства, это специальные знания, позволяющие выполнять или понимать специфику работ, выполняемых в организации. Святослав Федоров - хирург- офтальмолог мирового класса, David Parcard & Bill Hewlett - инженеры по образованию, могли понять специфику работы своих фирм и исключительно успешно управлять ими. Технические средства особенно важны для линейных руководителей, так как они большую часть времени проводят, подготавливая подчиненных, отвечая на вопросы непосредственно связанные с работой.

Межличностные средства. Менеджеры проводят много времени, взаимодействуя с другими людьми, внутри и вне организации - поставщиками, потребителями, инвесторами и т.д. Очевидно, любой менеджер должен быть способным к общению, пониманию и мотивации как отдельных лиц, так и групп. Хотя некоторые достигают успеха и не обладая особыми способностями эффективного общения, как правило, более преуспевают имеющие такие способности.

Концептуальные, диагностические и аналитические средства. Зависят от способности думать абстрактно. Менеджеры нужна способность понять организацию и среду ее функционирования в целом, ощутить, как взаимодействуют части организации, способность взглянуть на фирму как некий цельный организм, людьми и проблема текучести вскоре исчезла. Способность анализировать и диагностировать проблему позволяет определить проблему, выявить возможные причины, сосредоточиться на наиболее очевидной причине и решить проблему. Эти средства могут оказаться полезными и при благоприятных в целом ситуациях. Так, к примеру, продажи могут расти быстрее, чем предполагалось, но причины могут быть в низкой цене, большем спросе, чем

предполагалось, и высоких ценах, установленных конкурентом. В этом случае нужно решать проблему наилучшего использования полученного преимущества.

Перечисленные средства могут быть, в значительной степени, освоены в процессе обучения и практической работы, однако, разумеется, природные способности, мобильность, само-мотивация играют роль в получении опыта и развитии управленческих средств.


Личностные характеристики

Таблица 2.

Тип характеристики

Личностные качества

Умственные способности

Способность давать оценку, творческое мышление, комплексное мышление, аналитическое мышление

Социальные способности

Контактность, коммуникабельность, сила убеждения, напористость, сотрудничество, знание людей

Отношение к работе

Интерес, стремление к успеху, гибкость, надежность

Возможности

Воспринимаемая нагрузка, способность к планированию, организованность, инициатива в решениях, готовность к риску

Наиболее существенные для реализации успешного менеджера личностные характеристики приведены в табл.2.
Природа управленческой работы

Работа менеджера не относится к жестко регламентированным, равномерно распределенным работам внутри рабочей недели.

Менеджер постоянно сталкивается с неопределенностью, изменениями, вмешательствам и прерыванием деятельности. В одном из исследований отмечено, что типичный день топ-менеджера на 59% состоит из заранее запланированных встреч, 22% - работа за столом, 10% - незапланированные встречи, 6% - телефон, 3% - посещение служб фирмы.

Кроме этого, менеджеры выполняют чрезвычайно широкий спектр задач. Решения часто должны приниматься очень быстро и планы формулироваться с малым временем на размышления.

Во многих случаях, однако, эти проблемы добавляют содержательности, значимости работе менеджера. Принятие решающих решений под интенсивным давлением и принятие хороших решений, можем быть основным источником

внутреннего удовлетворения.

Вопросы для самоподготовки и анализа

  1. Какие основные виды деятельности включает в себя процесс управления? Как

они зависят один от другого?

  1. Определите различные виды менеджеров как по уровням управления так и по сферам деятельности.

  2. Коротко опишите десять управленческих ролей, идентифицированных Минцбергом. Приведите пример каждой.

  3. Определите различные средства менеджеров. Дайте примеры каждого.

  4. Назовите последнюю задачу, в решении которой Вы участвовали. Объясните как каждая из четырех функций менеджмента осуществлялась.

  5. Подумайте об основных управленческих ролях и средствах, различаются ли средства для реализации одних ролей от средств для реализации других? Почему да или почему нет?

  6. Все ли высшие руководители играют одинаковые роли и используют одинаковые средства независимо от размеров фирмы и того, что фирма делает?

  7. Проинтервьюируйте менеджера местной организации. Узнайте, как он или она осуществляет каждую из функций управления, роли, какие они играют, средства, необходимые для работы.

  8. Пойдите в библиотеку и посмотрите, как много различных управленческих навыков вы можете определить в литературе. Можете найти что-то не из лекции?

  9. Посмотрите телевизионную передачу из какой-либо организации. Определите столько управленческих функций, навыков и ролей, сколько сможете.

Дополнительные материалы к главе 1.

Требования к руководителям по исследованию М.Вудиока и Д.Фрэнсиса

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно прийти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя.

Эти обобщения позволили авторам книги "Раскрепощенный менеджер" М.Вудкоку и Д.Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия.

    1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

    2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.

    3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

    4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все

возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

    1. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то

время как средства их решения — зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.

    1. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.

    2. Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

  1. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

  2. Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

  3. Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания". Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

  4. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Этим одиннадцати пунктам должны придерживаться менеджеры, если они хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.

Способность эффективно управлять

Рабочее определение способности эффективно управлять необходимо дать до того, как будут выявлены другие роли менеджера. Основываясь на данных ранее одиннадцати факторах это:

  • Способность управлять собой, разумные личные ценности.

  • Четкие личные цели.

  • Упор на постоянный личный рост.

  • Навык решать проблемы.

  • Изобретательность и способность к инновациям.

  • Высокая способность влиять на окружающих.

  • Знание современных управленческих подходов.

  • Способность руководить.

  • Умение обучать и развивать подчиненных.

  • Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение.

Джин Н. Ландрам перечисляет следующие черты, характерные для лидеров бизнеса: автократизм, харизматичность, соревновательность, самоуверенность, стремительность, целеустремленность, нетерпеливость, страстность, упорство, убедительность, бунтарство и рискованность.

Как помочь совершенствованию менеджера

К менеджеру предъявляются большие требования, которым хороший менеджер сможет удовлетворить только, если он будет постоянно совершенствоваться, ведь мастерству нет предела. Хотя признание личного ограничения — это сама по себе движущая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтоб углубить свое понимание, приобрести новые навыки и подходы. Значительные изменения личности

предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие умения делать все по-новому.

Задача менеджера — найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает этого самостоятельно.

Можно составить личный план действий, состоящий из нескольких основных этапов.

  1. Выявите ограничения

  2. Оцените и обсудите их

  3. Преодолейте препятствия

  4. Приобретите новые умения

  5. Внедрите новые методы

  6. Проанализируйте свое продвижение вперед

В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей профессии, обнаруживают ранее скрытые способности. А наше непосредственное личное участие и обучение на собственном опыте — это самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков.

Различия между лидером и менеджером

Табл. 1

МЕНЕДЖЕР

ЛИДЕР

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План — основа действий

Видение — основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем

Правила жизни успешного менеджера

  1. Развивай силу воли. Не жди, когда тебя кто-нибудь "откроет", открывайся сам. Успех приходит к тем, кто его добивается.

  2. Поглядывай и учись. Постарайся понять, что добившиеся успеха, делают не так. как ты. Все дело в прилежании, выдержки, самоотдаче, умении учиться на собственных ошибках.

  3. Преследуй свою цель. Сформулируй конкретную идею, а не предавайся туманным мечтам.

  4. Определи приоритеты в лично жизни. Можно выступать в разных ролях - ученого- теоретика, спортсмена, коллекционера, но не во всех одновременно.

  5. Определи приоритеты в работе.

  6. Работай по плану.

  7. Учись говорить "нет". Это не всегда удобно и часто вызывает стресс, но "быть приятным во всех отношениях" - напряженный труд, который не каждому по плечу.

  8. Нравься сам себе. Постарайся понять свои лучшие качества и культивируй их.

  9. Следи за временем. Осознавай, какое время для тебя наиболее продуктивно.

  10. Переспрашивай себя: действительно ли нужно то, что собираешься сделать?

  11. Укрощай стресс. Постарайся понять его причины.

  12. Смирись со стрессом, если не можешь его одолеть.

  13. Двигайся. Кто хочет чего-то достичь, должен быть в " форме".

  14. Развивай положительное мышление. Пессимизм не улучшает качество жизни.

  15. Будь решителен. Сначала сообрази, в чем проблема и как за нее взяться. Потом проверь, какими средствами располагаешь, достаточно ли их. Проконсультируйся с теми, кто принимает участие в решении этой проблемы. Учти все "за" и "против". И тогда принимай решение.

  16. Распределяй обязанности.

  17. Поощряй других. Вдохновляй на полезные поступки, излучай хорошее настроение.

  18. Ничего не откладывай. Лучше принять неправильное решение, чем мучиться неизвестностью.

  19. Прислушивайся к другим. Будь любопытен к чужому мнению, коллекционируй противоречивые высказывания, Никого не перебивай.

  20. Будь прозорливым. Подумай заранее, какие препятствия тебя ожидают. Это сэкономит время и энергию. Учти степень риска.

  21. Доверяй собственным ощущениям. Фантазируй.

  22. Будь скромен. Гордость и трусость, мешающие признать собственную ошибку, не приближают успех.

  23. Будь нескромен. Старайся поднимать планку выше своих возможностей. Но это относится только к намеченной цели.

  24. Хвали других и добивайся похвалы для себя. Не экономь на добрых чувствах, когда другие хорошо трудятся.

  25. Не бойся взять на себя слишком много. Во время неразберихи сохраняй хладнокровие. Самое ценное качество преуспевающего менеджера - оставаться спокойным, когда остальные нервничают.


написать администратору сайта