Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

научная теория. В. 1 Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты, законы, ядро, периферия, эмпирический базис. Посттеоретический характер образования научной теории



Название В. 1 Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты, законы, ядро, периферия, эмпирический базис. Посттеоретический характер образования научной теории
Анкор научная теория.doc
Дата 26.05.2017
Размер 51 Kb.
Формат файла doc
Имя файла научная теория.doc
Тип Документы
#9785


В.1 Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты, законы, ядро, периферия, эмпирический базис. Посттеоретический характер образования научной теории.

В современной методологии научное знание понимается как иерархически организованное:

научная картина мира (философские предпосылки) –верхний этаж,

общие теории (включает категории самого абстрактного уровня),

частные, или специальные теории (формализованные конкретные модели изучаемой предметной области),

эмпирические исследования (отвечающие требованиям науки, обеспечивающие прирост знания, задача-не только собрать и обработать факты, но и обеспечить проверку теории, ее верификацию),

Прикладные исследования (изучение и решение конкретных задач, используют частные теории) –нижний этаж.

Выделенные уровни и типы знания различаются степенью обобщенности (абстракности) понятий, используемых на данном уровне и степенью распространенности знаний данного уровня. Самым абстрактным и менее распространенным –нкм, самым конкретным и распространенным-прикладное.

Теория-это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущностных связях в изучаемом объекте, это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. (Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т. д.)

Теория отражает реальность избирательно и под определенным углом зрения. Она отсекает второстепенное и оставляет главное: теория выступает как своеобразный интеллектуальный фильтр. В методологической литературе существует множество определений научной теории: как совокупность логически связанных между собой абстрактных понятий, подвергающихся эмпирической проверке; как иерархически организованную ситему предложений и гипотез, находящихся в отношениях выводимости; как совокупность утверждений о реальном мире, которые описывают связь переменных ; как знание особого рода обладающее свойством универсальности (всеобщности) и необходимости ит.д.

Основные черты научной теории:

1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.

2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.

3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.

4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.

5. Все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.

В классической науке теория-это система законов и основной категориальный аппарат описания . Она представляет собой в большинстве случаев дедуктивную систему организации знания, включающая правила логического вывода более конкретного знания из наиболее общих оснований-посылок для данной теории. Теория является открытой как для согласования с другими теориями, имющими отношение к данной предметно-проблемной области, так и для исследования фактов (эмпирические исследования). Теории различаются по характеру решаемых задач, по способам своего построения, типам используемых исследовательских процедур. Различают: 1-гипотетико-дедуктивные (характеризуются иерархической соподчиненностью компонентов, обеспечивающих переход от высказывания к высказыванию без привлечения доп. информации, нацелены на процедуры объяснения); 2-феноменологические (описывают факты-феномены (явления) эмпирического мира, нацелены на построение моделей и прогнозов); 3-индуктивно-дедуктивные (эмпирические исследования, обобщения, выявление закономерностей); 4-формализованные теории логики и математики. (есть и другие классификации)

В структуре теории выделяют: 1-фундаментальную теоретическую схему-исходные принципы, универсальные (для данной теории) законы, основные системообразующие категории и понятия (напр., аксиомы Евклида; принципы диалектики и т.д.) 2- возможные дополнительные частные теоретические схемы, конкретизирующие фундаментальную теоретическую основу; 3- идеальные модели (схемы, объекты, концепты) изучаемого объекта с описанием основных связей, свойств, признаков объекта, на которую проецируются интерпретации всех утверждений теории; 4-логическую схему , включающую правила вывода, способов доказательства; 5-формализованный язык - тезаурус; 6- схему перехода от концептуальной (фундаментальной) схемы к уровню фактов, процедур наблюдения и эксперимента; 7-совокупность законов и утверждений, логически выведенных из фундаментальных посылок.

Абстрактные объекты верхнего слоя образуют относительно автономные области, могут иметь избыточное содержание,т.е. они не проецируются целиком на объективную реальность, хотя правильно ее объясняют, т.к. -это не только идеальная модель действительности, но и сокращенная система практических действий, которые необходимо осуществить ученому, чтобы получить это понятие. Теория выполняет 2 функции-репрезентативную, т.е. она служит абстрактной моделью реальных объектов, и регулятивную, т.к. является системой теоретических операций, посредством которых осуществляется построение абстрактной теории. Поскольку теор.знание не копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта к реальности, постольку одной и той же реальности соответствуют 2 и более теории (напр.: в квантовой один и тот же реальный процесс описывается 2 идеализированными схемами-волновой и корпускулярной).

Идеальный объект в науке- это понятие, в котором отражается специфика построения и функционирования теоретического и эмпирического знания. Это мысленная конструкция создается посредством идеализации и связана с введением в содержание понятия признаков, не существующих в действительности у рассматриваемого объекта (напр. абсолютно черное тело, мат.точка и т.д) Мысленные эксперименты над ид.объектами и их системами позволяет зафиксировать закономерности, недоступные при изучении реальных объектов в многообразии их свойств. Это концептуальная или математическая модель, которая строится на аналогии свойств и отношений между оригиналом и моделью, изучив связи между величинами, описывающими модель, переносят их на оригинал и делают правдоподобные заключения об особенностях последнего..

Закон-существенная, необходимая, повторяющаяся, внутренне необходимая связь между явлениями. Черты закона-необходимость, всеобщность,повторяемость, инвариантность. В макромире различают 3 типа законов:1-тенденция, 2-закон однозначной детерминации, имеющий место прежде всего в технике, 3-статистический-закон больших чисел. В микромире-вероятностные законы, обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов.

Т.о., т.-это система логически взаимосвязанных утверждений, интерпретируемых на идеальных объектах, представляющих фрагмент изучаемой действительности. Т.должна объяснять известные факты, предсказывать еще неизвестные.

По отношению к т. осуществляются ряд процедур ее обоснования (проверка на истинность): верификация, фальсификация, методологическая рефлексия ее оснований и т.д. Переход от теории к фактам осуществляется посредством гипотез, вытекающих из т., но обоснованных эмпирическими данными, т.к.наука представляет собой единство теории и эмпирии.

Теория — система знаний, форма науки

Эмпирия — накопление знаний, содержание науки, наблюдение и/или эксперимент.

В соответствии с этим делением науки следует различать теоретические и эмпирические знания.

Теоретическое знание — знание закона (закон науки, принцип)

Эмпирическое знание — знание явления (факт).

Теоретическое знание объясняет, что происходит.

Эмпирическое знание описывает, что происходит.

Теория — объяснение, эмпирия — описание. В целом они нацеливают человека на понимание того, что происходит.

Взаимодействие между теорией и эмпирией осуществляется благодаря гипотезе и (положительная связь) и критике (отрицательная связь). (см.схему) ТЕОРИЯ

ГИПОТЕЗА КРИТИКА
ЭМПИРИЯ
Гипотеза осуществляет положительную связь теории и эмпирии (когда теория и эмпирия предполагают друг друга).

Теоретическая гипотеза — когда теория предполагает эмпирию.

Эмпирическая гипотеза — когда эмпирия предполагает теорию.

Критика осуществляет отрицательную связь (когда теория и эмпирия отрицают друг друга).

Теоретическая критика — когда теория отрицает или поправляет эмпирию. (Пример: Д.И. Менделеев на основе своей периодической системы химических элементов указал на ряд неточностей в эмпирической оценке некоторых элементов).

Эмпирическая критика — когда эмпирия отрицает или поправляет теорию. Гипотеза и критика не исключают в абсолютном смысле друг друга. Гипотеза, как правило, ставит что-то под сомнение, а критика опирается на гипотезу.

Любая т. должна стремиться к максимальной полноте, адекватности описания, целостности, выводимости своих положений друг из друга, внутренней непротиворечивости.

Т. в своем развитии опирается на эмпирический базис.

Можно выделить по меньшей мере три главных компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки. (см. в приложении)

В постнеклассический период(20в.) развития науки-выбор т. или ее формирование связывается уже не с проблемами ее внутренней организации знания, а ее вписанности в более широкие контексты: в научные картины мира (способ видения мира как целого, включая и человека в нем), внутри или под воздействием которых формируются конкретные т., а также конкретные т. способствуют изменению н.к.м.; стратегии, применяемые определенным научным сообществом для закрепления своего доминирующего положения в науке; вписанность т. в тип культуры общества (в познавательные практики, принятые в данной культуре ). Наука связана с обыденным познанием, идеалами и нормами научного познания.

Т. в этот период не рассматривается как кумулятивный процесс. Представления о развити теории в классический период были дополнены представлениями о научных революциях и смене парадигм (Т.Кун), о переориентации «защитного пояса» инвариантного ядра исследовательской программы (Лакатос), о методологическом анархизме (П.Файерабенд), о понятии эпистемы (М.Фуко ), о теориях среднего уровня или теориях среднего радиуса действия (Р.Мертон). Это приведо к тому, что универсальность теории как высшей формы организации знания ставилась под вопрос, особенно в социогуманитарном знании. В более мягких версиях критики предлагалось снятие более строгих требований к теории любого рода, а сама она приобретала вид научной концепции, которая задает видение, логику, средства (концепты) описания исследуемой области, но не стремится выявить закономерности. Знание преврашается в дискурсивное, порождающее другие дискурсы и коммуникации.

.

написать администратору сайта