Главная страница

Ситников В.Л. Ситников В. В. Л. Ситников (В. Л. Ситников, 2001), развивая роль образа в представлении себя и другого, установленную М. И. Лисиной (М. И. Лисина, 2001), предлагает модель гендерной идентичности, основанную на понятии образа. Он счит


Название В. Л. Ситников (В. Л. Ситников, 2001), развивая роль образа в представлении себя и другого, установленную М. И. Лисиной (М. И. Лисина, 2001), предлагает модель гендерной идентичности, основанную на понятии образа. Он счит
Анкор Ситников В.Л.doc
Дата 26.04.2017
Размер 26 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Ситников В.Л.doc
Тип Документы
#3559

В.Л.Ситников (В.Л.Ситников, 2001), развивая роль образа в представлении себя и

другого, установленную М.И.Лисиной (М.И.Лисина, 2001), предлагает модель гендерной

идентичности, основанную на понятии образа. Он считает понятие образа одним из

центральных в психологии, поскольку именно образ, отражая объективную реальность,

являются содержанием психики субъекта. Так, под образом ребенка он понимает целостную

совокупность всех житейских и научных представлений о ребенке, комплекс всех

социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и

актуализирующихся в процессе взаимодействия с ребенком.

В.Л.Ситников (В.Л.Ситников, 2001) утверждает, что в основе психологического

механизма формирования полоролевой идентичности ребенка лежит система образов-

эталонов, образов-ориентиров и образов- отражений. Схема этого процесса представлена на рис.1.1 автореферата Е.М. Ижвановой на стр. 48.

Образы-эталоны маскулинности-фемининности взрослых людей – это представления

взрослых о том, какими должны быть настоящие мальчики и девочки и на которые ребенок

ориентируется для того, чтобы максимально соответствовать этим представлениям. Образы-ориентиры – образы маскулинности-фемининности детей, возраст которых

ненамного отличается от собственного возраста, являются реальными ориентирами и

выполняют ориентировочно-коррекционную функцию для собственной гендерной

идентичности: дети старшего возраста ориентируют ребенка на то, что он должен

скорректировать, чтобы стать таким, каким он хочет стать и соответствовать образу-эталону,

а образы – ориентиры детей младшего возраста - каким он не должен быть.

Образы- отражения – это собственные представления ребенка о других детях и что

взрослые ценят в «настоящих» мальчиках и девочках.

В гендерной модели В.Л.Ситникова (В.Л.Ситников, 2001) система образов- эталонов,

образов-ориентиров и образов- отражений не только взаимодействуют в сознании ребенка,

но и с подобными образами в сознании всех окружающих людей и представленных в

произведениях искусства в виде некоего образа-идеи, при этом наиболее распространенные

гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря основным институтам

социализации.

Рассматривая процесс полоролевой идентификации в свете прямых или

опосредованных контактов с другими людьми, можно утверждать, что

1) на процесс полоролевой идентификации оказывают влияние три основных

фактора: влияние большого социума, принадлежность к той или иной возрастной группе,

половой, национально-этнической и т.п., а также малая группа – семья, школьный класс и

т.д. (А.А.Бодалев, 1995);

2) полоролевая идентичность включает в себя как когнитивную, так и эмоциональную

составляющие;

3) важную роль при построении образа своего «Я» как принадлежащего к

определенному полу, играет образ близкого взрослого уже на ранних стадиях онтогенеза.
Ижванова – с. 48-49, 109-110