Главная страница
Навигация по странице:

_Петухов В.В., Лекции по общей психологии. В психологию 3 Тема



Скачать 8.34 Mb.
Название В психологию 3 Тема
Анкор _Петухов В.В., Лекции по общей психологии.doc
Дата 12.04.2017
Размер 8.34 Mb.
Формат файла doc
Имя файла _Петухов В.В., Лекции по общей психологии.doc
Тип Документы
#101
страница 1 из 126
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   126

Оглавление


Оглавление 1

Раздел 1.Введение в психологию 3

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки 3

Тема 2. Становление предмета психологии 17

Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии 38

Тема 4 Возникновение и развитие психики 45

Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности 52

Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека. 57

Тема 7. Человек как субъект познания. 66

Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности 75

Тема 8. Основные подходы к изучению личности
75

Тема 9: Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер (наверх) 85

Тема 11: Типология индивидуальности: основные подходы 102

Тема 12: Психология общения. (наверх) 115

Тема 13: Психология эмоций (наверх) 121

Тема 14: Психология воли (наверх) 147

Тема 15: Психология мотивации (наверх) 171

Тема 17 «Строение личности». (наверх) 216

Тема 18. Развитие личности. (наверх) 226

Тема 19. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. 228

Тема 20. Личностный рост. (наверх) 237

Тема 21. Личность и познание. 241

Раздел 3. 245

Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов. 245

Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии. 246

Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации. (наверх) 256

Тема 24. Познание и действие. (наверх) 264

Тема 25. Познание и образ. (наверх) 272

Тема 26. Познание и речь. (наверх) 277

Тема 27-28. Основные подходы к изучению познавательных процессов. (наверх) 283

Тема 29. Основные понятия и проблемы сенсорной психофизики. (наверх) 295

Тема 30.Восприятие цвета. (наверх) 299

Тема 31-32. Восприятие пространства, времени и движения. (наверх) 302

Тема 33. Восприятие как процесс. (наверх) 309

Тема 34. Экспериментальные исследования мышления или мышление как процесс. (наверх) 313

Тема 35. Культура и познание. (наверх) 321

Тема 36. Общая характеристика универсальных познавательных процессов и основные подходы к их изучению. (наверх) 325

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. Классические исследования. (наверх) 331

Тема 38. Исследования памяти в когнитивной психологии. (наверх) 340

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития. (наверх) 348

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии. (наверх) 361

Темы 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность. (наверх) 369

Предметный указатель. 375



Раздел 1.Введение в психологию

Лекция 1 (2.09.97) (наверх)

Клод Леви-Стросс изучал древние мифы и легенды. Мы не вполне понимаем их, мы воспринимаем эти мифы и легенды подчас как загадки, как вопросы, на которые надо найти ответы. Пытаемся эти мифы расшифровать, узнать что за ними стоит. Так вот Леви-Строс однажды сообразил: вот это положение миф-загадка, миф-вопрос надо перевернуть. Он говорит, миф (древняя легенда, древний текст) - это некий ответ на вопрос, который мы пока ещё не задали. Когда зададим вопрос – поймём ответ. Вот что имеет ввиду Леви-Строс. Про конспект общей психологии вы знаете главное, конспект – это совокупность ответов на те вопросы, которые пока вы даже себе не задавали. Эти вопросы могут возникнуть в будущей профессиональной жизни. Сначала будем говорить на языке, который способен сопоставить психологию житейскую и научную.

Как та лягушка-путешественница хочу сказать, есть города в России, где я работаю уже профессором.

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Вступление. 1. Из истории "донаучной" психологии (1:14).


Термин «Психология1» состоит из двух слов. Pshy и che. Оба эти слова восходят к древним грекам. Перевод первого слова для грека – душа2. А для нас пожалуй, более скромно, но и более точно – психика3. Кто знает греческую мифологию, тот вспомнит о том, что психея – легендарная героиня древних греков, невеста одного из Богов Эроса, она родилась как смертная, а в течении своей жизни стала бессмертной. Вот таковое отношение древних греков к слову душа. Кем бы ты не родился, ты можешь обессмертить себя, можешь стать вечным. Слова нашему уху не очень привычные.

Второе слово4 – «logos». Пожалуй, не менее важное, во всяком случае, не менее интересное для нас. Имеет одновременно несколько значений. Довольно трудно перевести на русский одним словом. Если переводить точно, то уже нужно два слова. Первое – это слово, логос, это просто-напросто слово. Но рядом надо поставить термин смысл, не просто слово, а разумное слово, позволяющее что-то осмыслить, что-то понять. Мы могли бы вновь шагнуть через века и сказать, что для нас логос будет переводиться как понятие5, ведь любое понятие и есть осмысленное разумное слово. Понимание6, осмысление, изучение – это всё разные значения слова логос.

И тогда, если переводить слово психология вместе, объединить эти два слова вместе, то получится, древний грек сказал бы: «разумное осмысленное слово о душе». А мы с вами сказали бы гораздо скромнее: «наука о психике». И скажем сразу, что наука эта сравнительно молодая и, конечно, древние греки и их последователи много рассуждали о душе, но сейчас слово душа в каком-то смысле уже ушло из науки по разным причинам. И начинаю с последней трети прошлого века, а именно, с 1879 года, психология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Причём заметим сразу же, что первая психология ориентируется на науки естественные, такие как физика, химия биология. И вот этот подход – естественнонаучный подход, был для психологии основным. Мы скажем, что сегодня это не только так. И ведь действительно, психология не может быть только естественной наукой, психология это, конечно, и гуманитарная наука.

Сколько существует факультет - с 1966 года, или в тогдашнем Ленинграде или в Тбилиси, столько деканы просят ректора сделать их естественными факультетами. Это во многом изменило бы статус факультета. И тем не менее ректоры всегда отвечают, что психология стремится быть естественной, но при этом всегда остаётся гуманитарной.

Как только мы рассмотрели термин психологии, дадим определение психики сразу – хотя это немножко огрублять суть дела. И всё же, определённое понимание психики универсально, его признает каждый. Для начала выделим две характеристики психики: 1) Отражение. Психика - есть субъективное отражение реальности, отражение мира, в котором субъект7, например человек, живёт и действует. О чём бы мы не говорили, о восприятии, о памяти, о мышлении и т.д. это всё отражение. 2) Функциональная. Поймём сразу так. Слово функция – это ответ на вопрос «Зачем?». То есть кто-то может заменить словечко функция на слово роль значение психики. И тогда ключевое слово здесь регуляция. Психика нужна для регуляции собственного поведения. Роль психики – управлять собой.

И если эти два слова отражение и регуляция вновь соединить, то мы получим такое определение. Психика – это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней (для управления своим поведением8).

Психикой обладает не только человек. Поэтому обратим попутно внимание на особенности нашего языка. Психикой обладает субъект как человек, так и животное.

Но если мы отважились дать хотя бы грубое определение психики, то, продолжая ряд, дадим определение сознания. Именно сознание9 было первым предметом научной психологии. В школьных представлениях о философии, в курсах обществоведения, например, встречается определение: сознание суть высшая форма психики. Обе характеристики (отражение и регуляция) надо ещё раз уточнить, но теперь это будут характеристики сознания. 1) Если мы говорим о сознании, то оно связано со способностью отражать не только мир, но и себя в этом мире. Сознание – это способность дать (субъективный) отчёт о себе. Если наш субъект может что-то рассказать о себе (о переживаниях, впечатлениях и т.д.), то значит, этого субъекта можно изучать.

Именно тогда же в 1879 году основатель научной психологии - немецкий учёный Вильгельм Вундт, не просто строил науку о сознании, он опирался на определённый метод. Если сознание можно изучать, то надо спросить «как изучать?», «каким методом?». Первый метод научной психологии был назван – интроспекция10 (смотрю внутрь, наблюдаю себя). По-русски иногда переводят, и это отчасти правильно, интроспекция – самонаблюдение11. Это и есть в самом широком смысле возможность дать отчёт о себе.

2) Сознание в мировой психологии многозначный термин, а в отечественной, и всё же пока давайте опираться именно на неё, сознание считается характеристикой только человека. Ну, хотя бы потому что только человек может дать отчёт о себе. Но не только поэтому. Это функциональная характеристика. Зачем необходимо сознание? Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей. Со+знание, совместное знание12. Для того, чтобы действовать совместно необходимо сознание.

Сознание – есть представление13 субъекта о мире (и своём месте в нём), связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации 14совместной деятельности людей.

Посмотрим на слово психология ещё раз. Слово «логос» имеет ещё одно значение. Даже житейски, начиная с тех же древних греков, переводят как разумное устройство (разумная организация). И тогда психология – есть разумная организация психики (разумная организация психических черт). У каждого из нас есть масса психических черт (свойств, качеств) и поэтому у каждого из нас в принципе своя психология.

И когда мы используем психологию второй раз имеем ввиду индивидуальный портрет психики каждого. И это второе значение подчас заменяют такими словами как характер15 (темперамент16, менталитет). Менталитет это буквально строение психики. Все эти слова можно объединить в одну группу и назвать – индивидуальностью17.

Индивидуальность есть совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Конечно, индивидуальностью обладает не только человек, но и животное, также как психикой. У тех кто любит животных или содержит их, например, у сотрудников зоопарка, конечно, есть развёрнутое представление об индивидуальности их питомцев и иногда все посетители зоопарка кажутся им на одно, лицо, а вот животные, которых любишь и за которыми ухаживаешь, обладают индивидуальностью. И тогда мы, сами того не заметив, можем подвести маленький итог.

Наука о психике и сознании, о психических процессах, где рассматривается любой субъект, сегодня именуется «общая психология18». А вторая ветвь, там, где рассматривается индивидуальность – психология индивидуальных различий, дифференциальная психология19. Эти две ветви всегда дополняли друг друга.

Вот есть представление о человеке вообще и конечно должно быть представление об индивидуальных особенностях каждого.

Раз два значение есть у слова психология, то конечно, как минимум два значения должно быть у слова психолог. Первое значение ясно – представитель науки. Есть конечно и второе. Помимо научного есть и житейское значение, в котором психологом является каждый человек, потому что в общении с другими каждый вынужден быть житейским психологом. Соответственно и психология всегда будет не только научной, но и житейской. Между ними не надо устраивать конкуренции. Научная психология сравнительно молода, а житейская всегда существовала и всегда будет существовать. Мы всю эту тему посвятим сравнению психологии научной и житейской.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   126
написать администратору сайта