Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Жидкова В.. Вариант6 Часть 1



Скачать 110 Kb.
Название Вариант6 Часть 1
Анкор Жидкова В..doc
Дата 23.04.2017
Размер 110 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Жидкова В..doc
Тип Документы
#1258

ВАРИАНТ6

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове ударение на третьем слоге?

1) договор

2) красивейший

3) языковые (явления)

4) христианин

А2. Укажите синонимическую пару (пару слов, близких по значению).

1) алчный, алчущий

2) претить, запрещать

3) тяготеть, тяготить

4) истовый, неистовый

А3. В каком ряду все формы числительного образованы правильно?

1) до ста, до семиста, к семистам

2) к ста, в семиста, семьюстами

3) в семистах, до семисот, в ста

4) в семистах, до семисот, в стах

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Доехав до конечной станции,

1) там нас ждала машина.

2) нужно пересесть на автобус.

3) останется километра два.

4) дальше путь лежал по реке.

А5. Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

1) Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускников.

2) Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.

3) Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество.

4) Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское обще­ство.

Прочитайте предложения и выполните задания А6-А11.

А. «Невинные странности», причуды, которые, по мнению А.С. Пушкина, являлись признаком независимости, были свой­ственны и московским писателям.

Б. Она хранила «привычки милой старины» и культивировала ча­стный образ жизни.

В. Москва, находившаяся в постоянной оппозиции к чиновному Петербургу, всегда славилась оригиналами.

Г. К.Н. Батюшков писал в 1811 году: «Здесь всякой может дура­читься как хочет, жить и умереть чудаком».

А6. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст, не зависящий от предшествующего кон­текста?

1) А, В, Г, Б

2) А, Г, В, Б

3) В, А, Г, Б

4) В, Б, Г, А

А7. Какие слова или сочетания противопоставлены здесь по смыслу?

1) частный — чиновный

2) оппозиция — независимость

3) культивировать— «хранить привычки»

4) причуды — «привычки милой старины»

А8. Укажите предложение с вводной конструкцией (словом, сочетани­ем или предложением).

1) А

2) Б

3) В

4) Г

А9. Какой(-ие) из перечисленных видов сложных предложений представлен(-ы) в микротексте?

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложноподчинённое и сложносочинённое.

4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

А10. Определите часть речи, к которой принадлежит слово СВОЙСТВЕННЫ из предложения А?

1) причастие

2) прилагательное

3) местоимение

4) деепричастие

А11. В каком значении употреблено слово ОРИГИНАЛ в предложении В?

1) подлинник (не копия) чего-либо

2) самостоятельный, не склонный к подражанию

3) человек, старающийся выделиться внешним видом или манера­ми среди окружающих

4) своеобразный, непохожий на других человек

А12. На месте каких цифр в словах пишется НН?

Публика толпилась около аттракцио(1)ов, тогда как даль­ние, неосвещё(2)ые уголки парка были соверше(3)о безлюдны.

1) 1,2

2) 2

3) 3

4) 2, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена не проверяемая ударени­ем корневая гласная И?

1) д..летант, опт..мальный, ист..на

2) амб..ициозный, предпоч..тать, ор..ол

3) ор..ентироваться, ар..ал, с..нтетический

4) л..нейка, прив..легия, пол..гон

А14. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) пред..ставить, пр..язык, непр..извольно

2) с..участие, бесс..держательный, ..политичный

3) пр..тотип, пр..образ, пр..правительственная пресса

4) без..лаберный, под..греть, от..двинуть

А15. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?

1) се..щий пшеницу, (они) бор..тся

2) испыту..щий (взгляд), (они) стро..тся

3) дорогосто..щий, (они) пропол..т

4) ду..щий (ветер), (они) очут..тся (в незнакомом месте)

А16. В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска в слове пишет­ся Ь?

А. Как говорит..ся, нет худа без добра.

Б. Нам ли, северянам, боят..ся холодов!

В. Намет..те план действий и подберите помощников.

Г. Когда Вам исполнит..ся восемнадцать лет?

1) А, Б, В

2) Б, В

3) В

4) Г

А17. В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска пишется НЕ?

А. Здесь были опасные рифы, о которые даже в ясный день и при отличной погоде разбивал себе днище .. один большой корабль.

Б. Двум смертям .. бывать, а одной .. миновать.

В. Старая как мир присказка при проговаривании вслух в трудной ситуации, как это .. парадоксально, помогает мне снять напря­жение.

Г. .. единого звука извне не проникало в комнату.

1) А, Б

2) Б

3) В

4) Б, Г

А18. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (не)доезжать, (по)дешевле, (пол)минуты

2) (не)зачем ехать, что(бы) не ошибиться, (по)одиночке

3) (ни)где, (в)четверо, (во)первых

4) (ни)когда, (в)серьёз, (в)шутку

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Первые слова оратор произнёс кротко и просто, но вдруг повысил голос ( ) и следующее слово громом прокатилось под сводами.

1) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет од­нородные члены предложения.

2) Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет по­вторяющиеся однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общее главное предложение.

А20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) ощети­нившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в по­ристой скале.

1) 1,3

2) 2, 3

3) 3

4) 1, 2

А21. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

В своей статье Фазиль Искандер «почти пропел гимн недос­казанности в искусстве». Тем не менее (1) он отмечает, что са­мые великие произведения искусства, такие как (2) скажем (3) «Война и мир» Толстого или «Возвращение блудного сына» Рем­брандта, сильны (4) прежде всего (5) ясностью, хотя и в них есть элементы недосказанности.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2,3

3) 3

4) 2, 3, 4, 5

А22. Укажите предложение, в котором поставлена лишняя запятая.

1) Ржавчина на железных листах расползалась в самые причудли­вые рисунки, напоминающие то географическую карту, то сра­жения каких-то мифологических существ, то еще что-то.

2) Прелесть рисунка ещё в том, что он не только вызван к жизни некоторыми усилиями воображения, но и удерживается за счет воображения и, главное, дорисовывается за счет того же вооб­ражения.

3) Некоторые мальчики имели часы, они носили их на руке, или в кармане.

4) Пароходные гудки вызывали у соседа иногда добродушные, иногда ворчливые, иногда насмешливые, иногда раздраженные, но всегда осуждающие замечания.

А23. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:

В местной команде особенно выделялись двое футболи­стов — один из нападающих и защитник.

1) разделяется подлежащее и сказуемое

2) после обобщающего слова следуют однородные члены

3) выделяются обособленные приложения

4) разделяются части бессоюзного сложного предложения

А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Широко известно (1) что (2) как только происходит (3) что-нибудь не совсем обыкновенное (4) сразу же появляются слухи.

1) 1, 4

2) 2,4

3) 1,3

4) 1, 2, 4

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

Пока все ожидали (1) не зажжется ли свет (2) или готови­ли керосиновую лампу (3) я прилег на пол тетушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.

1) 1, 2, 3

2) 2, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

А26. В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложноподчи­нённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

А. Характерная примета художественного стиля — множество слов, которые употреблены в переносном значении.

Б. Определение стиля речи обычно не затрудняет учащихся, для которых данный язык является родным.

В. В текстах публицистического стиля часто используют ряды од­нородных членов, которые делают речь более экспрессивной.

1) А

2) Б

3) В

4) Б, В

А27. Прочитайте текст.

Современная земная атмосфера представляет собой конечный результат эволюции, продолжавшейся более 4-х миллиардов лет. Существует несколько весьма разумных гипотез относительно со­става и свойств первичной атмосферы Земли. Одна из первых ги­потез была высказана Луи Пастером во второй половине XIX века. Пастер предположил, что первичная атмосфера Земли не содержа­ла кислорода.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Одна из первых разумных гипотез относительно состава земной атмосферы была высказана во второй половине XIX века Луи Пастером.

2) Первичная земная атмосфера, сформировавшаяся более 4-х миллиардов лет назад, согласно гипотезе Луи Пастера, не со­держала кислорода.

3) Во второй половине XIX века Луи Пастер первым высказал ги­потезу относительно состава земной атмосферы, согласно его гипотезе более 4-х миллиардов лет назад в земной атмосфере не было кислорода.

4) Луи Пастер предположил, что атмосфера Земли сформировалась более 4-х миллиардов лет назад и первоначально не содержала кислорода.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызывающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно ещё теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» — сложного сочетания знания, умения и интуиции, врождённой талантливости.

(3)Прежде всего необходимо подчеркнуть историческую огра­ниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зре­ния может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев — человек с тонко развитым поэтическим чувством — восхищался Бенедик­товым, Чернышевский считал Фета — одного из любимейших по­этов Л.Н. Толстого — образцом бессмыслицы, полагая, что по сте­пени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Лобачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения пред­ставляется «хорошей», а с другой — «плохой», настолько много­численны, что их следует считать не исключением, а правилом.

(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом разо­браться, необходимо иметь в виду следующее: мы рассматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художе­ственными языками и первичным, естественным языком есть су­щественная разница: хорошо говорить на русском языке — это значит правильно говорить на нём, то есть говорить в соответствии с определёнными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем уз­нать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы перестаём его замечать. (10)Никаких языковых неожиданностей в нормаль­ном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе — самый её строй информативен и всё время должен ощу­щаться как неавтоматический.

(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информа­цию, это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принципа сделает текст бес­смысленным, второго — тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные. (15)А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в ко­нечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (1б)Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность. (18)Новаторство — не всегда в изобретении нового. (19)Новаторство — значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.

(20)Цель поэзии, конечно, не «приёмы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человече­ской личности в процессе познания... (21)Поэтический текст — мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, ис­толкования окружающего мира и ориентировки в нём. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать её механизм, её внут­реннюю структуру. (Ю. Лотпман)

А28. Какой абзац построен по схеме: тезис — примеры, подтверждающие его?

1) второй (предложения 3-5)

2) третий (предложения 6-11)

3) четвёртый (предложения 12-19)

4) пятый (предложения 20-23)

А29.Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль; рассуждение с элементами описания

2) научный стиль; рассуждение

3) художественный стиль; повествование

4) официально-деловой; описание

А30. Какое слово в данном тексте выражает отрицательную оценку на­зываемого явления?

1) вторичный (предложение 7)

2) тривиальный (предложение 13)

3) привычная (предложение 15)

4) неожиданны (предложение 12)
Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробе­лы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 12-14 выпишите слово, образованное приставоч­ным способом.

В2. Из предложений 5-8 выпишите страдательное причастие.

В3. Из предложений 18-19 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. В первом-втором абзацах найдите предложение, в котором одно из подлежащих выражено указательным местоимением. Напишите номер этого предложения.

В5. В каких предложениях текста тире выделяет обособленное прило­жение? Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 3-11 найдите сложные предложения, в кото­рых есть придаточное со значением степени и следствия. Напиши­те номера этих предложений.

В7. Какое из предложений 12-19 связано с предыдущим с помощью лексического и синтаксического повтора?

В8. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Автор излагает довольно сложные литературоведческие положения, в построении которых ведущую роль играет____(на­пример, предложения 1, 3, 4, 5, 10-11), а иногда __ (предложения 12, 17).

Использование таких синтаксических конструкций, как____(предложения 1, 2, 15, 20, 21),__(предложения 8, 12), в этом тек­сте обусловлено прежде всего стремлением к точности выражений.»

Список терминов:

1) метафора

2) парадокс

3) сочетание книжных и разговорных слов и фразеологизмов

4) антитеза

5) гипербола

6) сравнительные обороты

7) ряды однородных членов

8) уточняющие члены предложения

9) литота
Часть З

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите со­чинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


ВАРИАНТ 8
Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 –А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) повторим

2) позвонишь

3) принудить

4) пролила

А2. В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить СКРЫТНЫЙ?

1) Как предполагают учёные, в центре Урана есть твёрдое каменное ядро, СКРЫТОЕ под газообразным и жидким водородом.

2) Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТОМ характере.

3) Трудно диагностировать заболевание, когда оно имеет СКРЫТЫЙ характер.

4) Теперь пришла очередь Павла искать в моих словах СКРЫТЫЙ смысл.

А3 В каком предложении есть грамматическая ошибка (неправильно образованная форма слова)?

1) На прошлой неделе погода была гораздо лучше.

2) Станция метро находится в стах метрах от нашего дома.

3) Вы смотрели фильм «Десять негритят»?

4) У левой кроссовки нет шнурка.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

1) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.

2) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.

3) Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого.

4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

А5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) Одним из самых известных путешественников, писавших об открытии Нового Света до Колумба, был норвежец Тур Хейердал.

2) По приезде в Дерпт новый губернатор дал бал.

3) Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.

4) Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрались у Карташевых: сам Карташев, Корнев, Шацкий и их приятели.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)... (2)Известно, что ястребы были помощниками древних мореходов. (3)Их брали с собой скандинавы, плавая в Исландию, использовали их и кельты, и другие европейцы. (4)... эти птицы, выпущенные с корабля в Атлантике, держались в океане строго определённого направления и летели на остров Корву, один из Азорских островов. (5)Именно поэтому островам дали такое название: «асореш» по-португальски «ястребы».

А6. Какое предложение должно быть под номером 1?

1) Название «Азорские» (острова) ошибочно переводят на русский язык как «Ястребиные».

2) Название «Азорские» (острова) можно перевести на русский язык как «Ястребиные».

3) Название «Азорские» (острова), вероятно, скандинавского происхождения.

4) Происхождение названия «Азорские» (острова) остаётся неясным.

А7. Какое слово или сочетание слов может быть в начале предложения 4?

1) Однако

2) Кроме того,

3) Дело в том, что

4) Таким образом,

А8. Какое(-ие) из предложений является(-ются) односоставным(-и) или включает(-ют) в себя односоставное предложение?

1) 2

2) 2, 5

3) 3,4

4) 4, 5

А9. Укажите верную характеристику предложения 3.

1) сложносочинённое, состоящее из двух частей

2) сложносочинённое, состоящее из трёх частей

3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

4) бессоюзное сложное, состоящее из двух частей

А10. Укажите верную характеристику слова ПОЭТОМУ (предложение 5).

1) наречие

2) союз

3) прилагательное

4) частица

А11. Какое слово относится к архаизмам?

1) древние

2) мореходы

3) скандинавы

4) кельты

А12. На месте каких цифр в словах пишется НН?

В мезонине было прибра(1)о, на обеде(2)ом столе, обычно захламлё(3)ом. аккуратно разложе(4)ы общие тетради, папки.

1) 1,4

2) 2,3

3) 3

4) 1,2,3,4

А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пан..рама, погл..щал, выг..рающий

2) пок..рять, разр..сталась, од..левший

3) нач..ная, разв..вающийся плащ, честолюбивый

4) ут..пический, выр..щенный, пор..жаться

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..обретать, пр..следовать

2) приб..ет, об..емный

3) п..обещать, пр..родители

4) ..дался без боя, бе..тарифный

А15. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) крестьяне смел..т пшеницу, бор..щиеся мальчики

2) жители осмел..тся, не приемл..щий лжи

3) операторы заполн..т, колебл..щийсяся ковыль

4) кони дремл..т, терп..щий боль

А16. В каком варианте ответа указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Е?

А. Затм..вать

Б. Плавуч..сть

В. Завистл..вый

Г. Стро..вой

1) А, В, Г 3) А, Г

2) В, В 4) А, Б, Г

А17. В каком предложении пишется НИ?

1) Нет такого порта на побережье, куда бы н.. заходил наш «Смелый».

2) Виталий увлекался альпинизмом, н.. один раз бывал в Гималаях.

3) С погодой нам повезло: за две недели н.. одного ненастного дня.

4) Н.. прячьтесь от грозы под деревьями.

А18. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) выделенные слова пишутся раздельно.

1) Во внешнем облике иностранца (НЕ)БЫЛО ничего (НЕ)ОБЫЧНОГО.

2) (НА)ТО и щука в море, (ЧТО)БЫ карась не дремал.

3) (ЧТО)БЫ ни говорили, Россия теперь (НЕ)ТА, что прежде.

4) (ЧТО)БЫ упорядочить файлы на диске, их размещают по разным папкам, или, что (ТО)ЖЕ самое, по каталогам.

А19. Укажите правильное утверждение о данном предложении.

В саду около своего дома астроном установил им же самим изготовленный телескоп ( ) и затем занялся исследованием звездного неба.

1) Предложение сложное, перед союзом И запятая не ставится.

2) Предложение простое, перед союзом И запятая не ставится.

3) Предложение сложное, перед союзом И запятая ставится.

4) Предложение простое, перед союзом И запятая ставится.

А20. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3

3) 3

4) 2, 3

А21. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Древние картографы (1) обычно (2) возмещали недостаток достоверных географических сведений домыслами и воображением. Так (3) в Древнем Египте обитаемый мир изображался на карте в виде круга, омываемого со всех сторон океаном.

1) 1, 2

2) 3

3) 1,2,3

4) 1,3

А22. В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.

2) Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выказывал нетерпение.

3) Особые восковые краски применяли как в Южной Америке так и в Древнем Египте.

4) Супруги вместе читали или играли в четыре руки на фортепьяно.

А23. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Поэты правы ( ) жизнь полна внезапностей.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть дополняет первую, раскрывая утверждение, содержащееся в ней.

А24. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

После открытия астронома Гершеля Солнечная система (1) границы (2) которой (3) до тех пор проводились по орбите Сатурна (4) увеличилась сразу вдвое.

1) 1

2) 2,4

3) 1,3

4) 1,4

А25. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Корнев неожиданно повернулся (1) точно какая-то сила подтолкнула его (2) и (3) пока Наташа не ушла (4) сорвал свою шляпу (5) и несколько раз низко и быстро поклонился.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4, 5

3) 3,4

4) 1, 3, 5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Самым распространённым типом текста, который встречается в учебной литературе, является рассуждение-объяснение.

2) Логика устанавливает ряд важных правил, по которым строится изложение в учебной и справочной литературе.

3) Исконно русскими считаются слова, которые наш язык унаследовал от языков-предков, и слова, появившиеся в собственно русском языке.

4) Ограждения из жердей, которые связаны вместе с ветками деревьев, на Руси назывались «кита».

А27. Прочитайте текст.

Симметрия не исчерпывается формой тел или строением кристаллов. Симметрия присуща и молекулам, и атомам, и элементарным частицам, и их взаимодействиям друг с другом. Симметрия тела, т.е. внешняя симметрия, всегда определяется внешней средой. Так, симметрия животных, растений определяется по существу симметрией поля тяжести Земли. А симметрия внутренняя, внутреннее строение тел, определяется симметрией внутренних взаимодействий — на уровне молекул, атомов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Бывает не только внешняя, но и внутренняя симметрия. Она присуща и молекулам, и атомам, и элементарным частицам, и их взаимодействиям друг с другом.

2) Симметрия проявляется в форме и внутреннем строении тел. Симметрия определяется внешней средой.

3) Есть внешняя и внутренняя симметрия. Первая проявляется в форме тела и определяется внешней средой (например, полем тяжести Земли), вторая проявляется во внутреннем строении и свойствах тела и определяется симметрией внутренних взаимодействий (в молекуле, атоме).

4) Симметрия не исчерпывается формой тел или строением кри­сталлов. Внешняя симметрия определяется внешней средой, по­лем тяжести Земли, внутренняя симметрия и внутреннее строение тел определяются симметрией внутренних взаимодействий.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

(1)Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (2)Всё было залито светом... (3)Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. (4)Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге. (5)Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. (6)Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. (7)Лица у них были полные и круглые, ... волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. (8)Это бы ли почтенные чиновники в городе. (9)Увы! толстые умеют лучше обделывать дела свои, нежели тоненькие. (10)Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и ненадёжно. (11)Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надёжно, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят. (12)Наружного блеска они не любят; у них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. (13)У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. (14)Наконец толстый, прослуживший Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт. (15)А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро. (16)Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствие этого было то, что он наконец присоединился к толстым. (Н.В. Гоголь)

А28. Есть ли в данном фрагменте из поэмы «Мёртвые души» фразы, где Гоголь даёт читателю понять, что не считает чиновников честными исполнителями закона?

1) Нет.

2) Есть: 6

3) Есть: 7, 8 и 11

4) Есть: 9 и 13

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи использован(-ы) в предложениях 2-7?

1) повествование

2) рассуждение

3) описание

4) рассуждение и повествование

А30. Какое сочетание представляет собой устаревший фразеологический оборот?

1) зажмурить глаза (предложение 1)

2) посматривать по сторонам (предложение 6)

3) наружный блеск (предложение 12)

4) спускать на курьерских (предложение 15)
Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами.

В1. Из предложений 5-6 выпишите слова, которые образованы приставочным способом.

В2. Из предложений 7-10 выпишите все подчинительные союзы.

В3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 10-16 найдите сложные предложения, в которых одна из частейодносоставное безличное предложение. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 1-8 найдите предложения с вводной конструкцией (словом, сочетанием или предложением). Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 3-11 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 2-7 найдите такое, в котором указательное местоимение служит средством связи с предыдущим предложением.

В8. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Затем запишите цифры в той же последовательности в бланк ответов справа от номера задания В8.

«Композиционную основу этого отрывка составляет _____(предложения 4—15), отсюда обилие таких союзов, как однако, зато, же, а и____ (надёжноненадёжно, легкокрепко, толстыетонкие, прямыекосвенные).

Создавая сатирические образы, Гоголь блестяще использует разнообразные изобразительные приёмы и средствалексические:____ (воздушно, благовидный, славный и др.), _____ (Фраки мелькали и носились, выбритые овалы лиц), метафору (место затрещит и угнётся), и синтаксические: ____ (предложения 3, 4), экспрессивные конструкции предложения (...уж если сядут где, то сядут крепко и надёжно)...»

Список терминов:

1) эпитеты

2) градация

3) антонимы

4) игра слов (обыгрывание значений омонимов, многозначных слов)

5) метонимия

6) противопоставление

7)сравнение

8) анафора

9) период
Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите со­чинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
написать администратору сайта