Главная страница
Навигация по странице:

  • Педагогика

  • Воспитание

  • Педагогическая деятельность

  • Педагогическое взаимодействие

  • Вопрос №2. Методы педагогических наук.Задачи педагогики.Система педагогических наук. Основные методы исследования педагогики

  • Методы педагогики делятся на

  • Система педагогических наук

  • Дошкольная педагогика

  • Специальная педагогика (дефектология)

  • Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования

  • Исправительно-трудовая педагогика

  • Педагогика высшей школы

  • Вопрос 3. Искусство и технология воспитания.

  • Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям

  • Вопрос 4.Процесс развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. Развитие и воспитание.

  • Основные виды деятельности

  • Вопрос 5.Комплексный подход к воспитанию

  • Вопрос 6.Деятельность как фактор развития. Диагностика развития.

  • Вопрос 7. Воспитательные дела. Эстетические и физкультурные воспитательные дела. Экологические и трудовые воспитательные дела

  • ответы к экзамену по психологии. Вопрос 1. Предмет, объект и основные категории педагогики



    Скачать 401.66 Kb.
    НазваниеВопрос 1. Предмет, объект и основные категории педагогики
    Анкорответы к экзамену по психологии.docx
    Дата13.04.2017
    Размер401.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы к экзамену по психологии.docx
    ТипДокументы
    #747
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    Вопрос №1.Предмет, объект и основные категории педагогики.

    Любая наука имеет свою историю, которая зачастую дает представление об ее предмете, проблемах, задачах и методах.

    И педагогика, и психология первоначально существовали как разделы философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

    Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского (1592–1670) и, прежде всего, его основополагающего труда – «Великая дидактика" изданного в 1657 г. Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми. Я. А. Коменский внес в педагогику весомый вклад:

    – впервые обосновал идею всеобщего обучения;

    – создал систему связанных ступеней обучения;

    – внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения;

    – разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность);

    – изложил основные требования к учебнику;

    – сформулировал основные требования к учителю.

    Коменский противопоставил средневековой зубрежке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическими особенностям детей. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII–XIX вв. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В настоящее время дидактика – это самостоятельная отрасль педагогики, теория образования и обучения.

    Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений.

    Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

    Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

    Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

    Основными категориями педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие

    Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

    Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.

    Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Говоря об «образовании», можно рассматривать эту категорию в разных качествах:

    – как ценность развивающегося человека и общества;

    – как процесс обучения и воспитания человека;

    – как результат процесса обучения и воспитания;

    – как систему образования.

    Цели образования определяют его содержание.

    Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

    Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

    Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

    Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

    Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

    Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

    Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

    Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.
    Вопрос №2. Методы педагогических наук.Задачи педагогики.Система педагогических наук.

    Основные методы исследования педагогики

    1) наблюдение

    2) опрос

    3) работа с документацией

    4) тесты

    5) эксперимент

    6) моделирование

    Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания;

    методы научно-педагогических исследований.

    С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания. Методы научно-педагогических исследований – это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий.

    Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы.
    Система педагогических наук:
    В результате развития науки, техники и культуры происходят дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно.
    Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д.

    Основные «ветви» древа педагогической науки следующие.

    Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

    Дошкольная педагогика — изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

    Педагогика общеобразовательной школы — исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

    Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей; олиго- и френопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика — разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.

    Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования - изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений.
    Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

    Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.

    Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

    Объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.

    Задачи педагогики:
    1. Научное обоснование, развитие систем образования, содержания, обучения, воспитания.

    2. Исследование сущности структур, функций педагогического процесса.

    3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания.

    4. Разработка эффективных форм, организации педагогического процесса.

    5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания.

    6. Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации.

    7. Разработка методологических проблем педагогики.

    Вопрос 3. Искусство и технология воспитания.

    Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

    Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    -по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

    -по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

    -по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

    - по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

    -по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология;

    - по подходу к ребёнку:

    ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

    Учебные вопросы

    10.1. Теоретические основы технологии воспитания. Понятие «технология» в педагогике. Воспитательная технология. Воспитательный процесс и воспитательная технология. Целеполагание в воспитательной технологии. Моделирование воспитательной технологии.

    10.2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий. Понятие и система педагогического инструментария. Методы формирования и коррекции сознания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы воспитания в зарубежной педагогике. Выбор методов воспитания и техника их применения. Диагностика воспитанности.

    Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.

    1 вопрос.

    Теоретические основы технологии воспитания

    Понятие «воспитательная технология» многими исследователями педаго-гической теории и практики включается в обобщенное понятие «педагогиче-ская технология», которое еще в 50-60-х годах XX века ассоциировалось глав-ным образом с методикой применения технических средств обучения. В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных разработках. В со-временных исследованиях российских специалистов в понятие «педагогические технологии» вкладывается более широкий смысл и прилагается к основным яв-лениям образовательного процесса – обучению и воспитанию. Однако своеоб-разность каждого из них обусловливает их соответствующее технологическое содержание. Для его точного определения важно уяснить, прежде всего, общую трактовку понятия «технология» в педагогической науке.

    Понятие «технология» в педагогике

    Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре она трактуется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».

    Иными словами, в технологии находят отражение методы, применяемые в процессе изменения исходного продукта (например, сырья) с целью придания ему необходимого вида и качества.

    Вместе с тем, используемые методы реализуются в строго определенной последовательности, что обеспечивает достижение главной цели технологического процесса получение конкретной продукции. С учетом этого под технологией (греч. techne – искусство, мастерство, умение) можно понимать определенную последовательность применения методов в процессе преобразования исходных материалов, позволяющим получить продукт с заданными параметрами. При этом весьма важное значение придается оценке точности достижения предварительно установленных характеристик (формы, качества и т.д.) полученного продукта.

    Все разработанные и используемые сегодня человечеством технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а принципиальное. К промышленным относятся технологии переработки природного сырья (нефти, руды, древесины и т.п.) или полученных из него полуфабрикатов (готового металла, проката, отдельных деталей, узлов, механизмов и т.п.).

    В социальной же технологии исходным и конечным продуктом выступает человек, а основным изменениям подвергаются его физические, психические или личностные характеристики. Следовательно, социальные технологии более сложны по организации и проведению. Если промышленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных не допускающих замены или исключения промышленных процессов, то социальные технологии - это специально организованный комплекс используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение одной цели.

    Изложенные подходы к определению особенностей социальных технологий позволяют перейти к рассмотрению их сущности в отечественной педагогической теории и практике. Однако анализ педагогической литературы последних лет показал неоднозначность определений, связанных с понятием «педагогическая технология». Одни авторы под ней понимают совокупность методов и средств сбора, обработки и предоставления информации педагогического содержания, с помощью которых осуществляется учебное и воспитательное взаимодействие с использованием различных педагогических средств. Другие считают, что педагогические технологии – это сумма или комбинация педагогических проектов, методик, приемов и способов применения различных педагогических средств, системно удовлетворяющих содержание педагогического процесса. Третьи представляют ее только как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой звеньев, этапов и состояний педагогического процесса и действий его участников.

    Не вдаваясь в подробный этимологический анализ представленных подходов, рационально заметить, что в них основная роль отведена неодушевленным явлениям (формам, методам, приемам, средствам), а сам человек (ребенок, студент, менеджер, специалист), в интересах педагогической работы с которым и 2

    проектируются технологии, не включен в содержание понятия. Вот почему представляется целесообразным рассматривать педагогическую технологию как систему согласованного по целям, задачам и времени взаимодействия субъекта и объекта педагогического процесса, позволяющего с помощью педагогических, форм, методов, средств и приемов придать конкретному педагогическому явлению (объекту взаимодействия) заданные ранее личностные свойства и качества (систему знаний, навыков и умений, личностных ценностей, жизненных ориентиров и т.д.).

    Общая идея технологизации педагогического процесса состоит в том, чтобы сделать его управляемым – чтобы, например, учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным заранее спроектированным успехом. Однако у многих педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает его управляемость и эффективность - по замыслу, например, учитель любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической разработки учебных материалов, определяющих его действия от постановки ,формулирования) целей до оценки результатов. С другой стороны, наличие людей, человеческого фактора в педагогическом процессе усложняет технологический расчет. Одновременно противники педагогической технологии говорят, что обучение, тем более воспитание невозможно без учета особенностей конкретной личности, межличностных отношений, эмоций и чувств, что нечетко просматривается в технологическом процессе.

    Здесь также уместно отметить, что ряд педагогов вообще отвергают даже саму возможность существования понятия «педагогическая технология». Их основной аргумент заключается в том, что в педагогическом процессе, как единстве обучения и воспитания, нет четко обозначенных целей воспитания, а также необходимого инструментария оценки уровня их достижения. Однако уже на сегодняшний день в психологии разработана целая система методов диагностики личностной сферы человека (воспитанности), а в профессиографии находит описание все большее количество специальностей, используемых в современном обществе, в том числе и требования к их личностным свойствам и качествам. Это как раз и подтверждает правомерность существования и разработки не только понятия «педагогическая технология», но и понятия «воспитательная технология».

    Воспитательная технология

    Представленное понимание сущности педагогической технологии позволяет рассматривать воспитательную технологию как совокупность и последовательность реализации форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно. Этим сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его личностного развития (совершенствования).

    Воспитательная технология, включающая различные элементы педагогической деятельности, в то же время имеет и системообразующие компоненты. К их числу, прежде всего, относятся: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержание, организационно – деятельностный и контрольно – управленческий компоненты.

    Следует учитывать, что содержательный компонент, наряду с правильно поставленной воспитательной целью, определяет успешность и характер функционирования всей воспитательной технологии. Именно от него зависит, будет ли она информативной или развивающей, традиционной или личностно–ориентированной, продуктивной или малоэффективной. Следовательно, эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание педагогической деятельности.

    Исходя из этих концептуальных позиций и проектируется большинство современных отечественных воспитательных технологий. К числу наиболее известных из них относятся:

    �� технология педагогического сотрудничества. Ее основными целевыми ориентирами является переход от педагогики требования к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, а также единство процессов обучения и воспитания;

    �� гуманно-личностная технология воспитания Ш. А. Амонашвили. Она предусматривает содействие становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, а также его познавательных способностей;

    �� технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, предусматривающая такую организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе достигнутых (полученных) результатов;

    �� технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Ее автор считал, что в воспитании нет главного и второстепенного. К тому же он рассматривал воспитание, как своеобразное «педагогическое ведение человека» по всей его жизни. Приоритетными воспитательными ценностями этой технологии являются совесть, добро и справедливость.

    Содержательный анализ перечисленных и других современных отечественных воспитательных технологий позволяет выделить в них целый ряд новых педагогических качеств, отличающих их от рассмотрения воспитания лишь как специфического педагогического процесса.

    Во-первых, воспитание в этом случае приобретает целостный характер, его трудно расчленить на отдельные операции, осуществлять педагогическое взаимодействие в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных личностных свойств и качеств. Следовательно, педагогическое взаимодействие в воспитательной технологии осуществляется комплексно.

    Во-вторых, в воспитательной технологии крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитанию лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, методикой формирования тех или иных личностных свойств и качеств (интеллектуальных, социальных, волевых и т.д.). Воспитатель, как субъект воспитательной технологии, должен участвовать в педагогическом процессе в полном объеме от его начала (проектирования) до достижения поставленных воспитательных целей определенного уровня.

    В-третьих, за технологией воспитания фактически остаются общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо пройти на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

    В любой из рассмотренных ранее педагогических систем «воспитательная технология» представляется как понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача отражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология только воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

    Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания:

    �� ориентировки (формирования представления о воспитательных целях и необходимых для их достижения задачах);

    �� исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности);

    �� контроля и коррекции.

    В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной воспитательной цели. С этой целью применяется строго определенная последовательность оценки и корректировки воспитательной деятельности педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

    Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает оптимальный выбор (отбор) методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику воспитательной технологии, вследствие чего должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

    Ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях может использоваться избранная концепция описания психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами личностные свойства и качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от 5

    других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения уровней их сформированности по достоверной шкале личностных измерений. В связи с этим в педагогической теории и практике актуальной остается проблема соотношения воспитательного процесса и воспитательной технологии.

    Вопрос 4.Процесс развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. Развитие и воспитание.

    Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

    Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

    Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

    Наследственность и развитие личности – это два тесно связанных понятия, поскольку именно благодаря биологической наследственности ребенок с рождения обладает всеми необходимыми рефлексами.

    Биологическая наследственность позволяет человеку быть человеком, т.е. отделяет человека как уникальное существо, уникальный вид.

    Наследственность и развитие личности нельзя отделять друг от друга. И хотя о роли наследственности в развитии личности существует два мнения, они тоже неразрывно связанны друг с другом.

    Одно мнение заключается в том, что человек приобретает все необходимые навыки, внутренние качества и характер благодаря социальному фактору, окружению, а другое в том, что все качества характера и внутренние качества в человеке заложены генами, наследственностью.

    Конечно, наследственность, как и социальный фактор, играют важную роль в развитии личности. Наследственность и развитие личности, несомненно, связаны, поскольку с момента рождения каждый человек обладает множеством инстинктов и рефлексов, без которых человек не смог бы оберегать себя от опасностей.

    Это и инстинкт самосохранения (зажмуривание глаз при ярком свете, одергивание руки при прикосновении к горячему), пищеварительные рефлексы, а также ориентировочные рефлексы.

    Наследственность и развитие личности также связаны и в плане внешности ребенка, т.к. с помощью генов родители передают ребенку ряд физических и биохимических качеств. Это и рост, и цвет волос, и цвет глаз, резус-фактор крови.

    Наследственность также влияет и на определенные способности, которые также заложены в человеке генами. Нельзя отвергать и предположение о том, что наследственность прямым образом сказывается на характере и на преобладающих внутренних качествах человека.

    Конечно, общество и культура делает человека социальным существом, и развивать свои наследственные способности и возможности человек может только в обществе и в своей деятельности, поскольку если человек, например, будет расти в стае собак, то и вести себя, соответственно, будет, как они.

    А общество, культура и духовные ценности, принятые в обществе, способствуют полноценному развитию всех заложенных наследственных факторов, с помощью чего человек, в отличие от животных, способен личностно расти всю жизнь.

    Влияние среды на развитие личности


       Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.
    Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для психологии важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие".
    Развитие происходит:
    1. В единстве биологического и социального в человеке.
    2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина - неравномерность созревания мозга и нервной системы.
    Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память - высокая организация познавательной деятельности), посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.), через деятельность.
       Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых (не отрицая великую роль деятельности для формирования человека, Мясищев В.Н. неоднократно указывал, что сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам).
       Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.
    Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, системный подход.
    Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности).
    Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития (в России таких 10%).
       Л.С.Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития". 
    Существуют различные возрастные периодизации. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо и другие.
    Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание и развитие личности должно естественно основываться на возрастных особенностях.
    Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

    Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

    В первые пять лет происходит становление личности ребенка, он впитывает все вокруг как губка. Информация, опыт, эмоции, полученные в этом возрасте, крайне важны и складываются в одно целое. На выходе получаем человека с определенным набором психических процессов, состояний и свойств. Иными словами, скелет характера закладывается именно в этом милом возрасте. 
    У детей появляется свое представление о половых ролях, о женщинах и мужчинах – происходит половая идентификация. Бесспорно, многие дети с самого раннего возраста начинают подражать своим родителям. Некоторые взрослые задаются вопросом: откуда у малыша появляется та или иная манера поведения, почему для выражения гнева и недовольства ребенок применяет ругательные слова, кричит и замахивается руками на обидчика.
    Мама и папа часто, в первую очередь, задумываются о мере наказания, о способе воспитания ребенка, забывая, что фундамент воспитания детей лежит в самовоспитании родителей. Человек, не способный адекватно и зрело реагировать на жизненные трудности, минимизировать скверную черту характера, взрослый, который не имеет силы воли избавиться от вредной привычки, который не стремится к самосовершенствованию, не может быть хорошим примером для своего ребенка.
    Воспитание ребенка начинается с самого себя. Родителям необходимо обращать внимание на такие моменты в поведении детей, которые является прямым подражанием. Через поведение малыша, посредством такого зеркального отражения можно познать себя, получить подсказку, в каком направлении работать над собой. Поле для деятельности может быть очень широким. Если кто-то в семье заболел, поухаживайте за ним вместе с малышом, приобщите его к приготовлению чая для больного. Никогда не оставайтесь равнодушными к неприятности даже незнакомого человека. Отзывчивость взрослого сформирует хорошую черту у малыша.
    Избегайте завистливых рассуждений при ребенке, сплетен и колких выражений в адрес кого-либо, не бросайте мусор на тротуар, не ругайтесь в транспорте – и тогда Вам не придется страдать от невежества Вашим детей.

    Вопрос 5.Комплексный подход к воспитанию

    В педагогической науке понятие Комплексный подход к воспитанию определяется как один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса

    Вопрос 6.Деятельность как фактор развития. Диагностика развития.

    Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

    Что же составляет предмет этой деятельности? Это взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

    Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого. Ложкой можно попробовать что-то делать (бросать, стучать и пр.), а со взрослым уже не попробуешь . Если что-то плохо сделал, — значит, это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации 'человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирование внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.

    Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра — это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

    Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.

    Итак, игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте

    Диагностика развития

    Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики: области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Все сказанное в области телесного здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

    Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень развития как общих, так и специальных качеств.

    Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключения.

    Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых – важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Наиболее распространенный метод изучения качеств личности и степени развития – тестирование.

    Вопрос 7. Воспитательные дела. Эстетические и физкультурные воспитательные дела. Экологические и трудовые воспитательные дела















      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    написать администратору сайта