Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

методичка ССТ. Вопросы к экзамену по курсу и темы эссе. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению Социология, квалификация магистр



Скачать 357 Kb.
Название Вопросы к экзамену по курсу и темы эссе. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению Социология, квалификация магистр
Анкор методичка ССТ.doc
Дата 20.09.2017
Размер 357 Kb.
Формат файла doc
Имя файла методичка ССТ.doc
Тип Вопросы к экзамену
#10361
страница 1 из 4
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Факультет социально-политических наук

УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«_____»__________________2010 г.

«СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ»


методические указания

ДЛЯ студентов факультета социально-политических наук (направление «СОЦИОЛОГИЯ».

Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

очная
Ярославль 2012

Составитель: доцент кафедры философии ЯрГУ им. П.Г.Демидова С.А.Кудрина.

Современные социологические теории: Метод. указ. / Сост. С.А.Кудрина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2012.
Предлагается развернутый конспективный план изложения материала, список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям, а также темы для докладов с перечнями источников, контрольные вопросы к каждой теме, вопросы к экзамену по курсу и темы эссе.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Социология», квалификация - магистр.

Рецензент: кафедра философии ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

© С.А.Кудрина, 2012

© Ярославский государственный

университет, 2012


Изучение дисциплины «Современные социологические теории» должно способствовать формированию целостного системного представления об уровне развития и содержании социологических теорий современности, развитию способностей к профессиональному диалогу, осознанию собственной позиции и формированию способности к ее теоретическому выражению.

Дисциплина «Современные социологические теории» как один из важнейших элементов фундамента социологического образования является органичным продолжением и углублением курса «Теория и история социологии».

Поскольку дисциплина «Современные социологические теории» носит теоретический характер, в ее преподавании и контроле знаний применяются инновационные методы обучения, направленные на закрепление способностей к теоретическому мышлению. К ним относятся:


  • Лекция-беседа. Это означает, что преподаватель осуществляет обзор основного содержания темы в активном диалоге со слушателями. Прежде, чем перейти к изложению собственного видения, преподаватель должен поинтересоваться, что слушатели знают по тому или иному вопросу, оценивая таким образом степень освоения материала в процессе самостоятельной работы. Главная задача преподавателя заключается в том, чтобы систематизировать и при необходимости дополнить ответы слушателей, а также акцентировать их внимание на ключевых понятиях, идеях и выводах.




  • Тренинг «Публичное выступление перед аудиторией с моделированием ситуаций, типичных для профессиональной субкультуры научных сообществ (конференция, симпозиум, защита диссертации и т.п.)». Важнейший инструмент в процессе обучения ведению научной дискуссии – это критерии оценки речевого поведения студентов на мини-конференции или круглом столе, организованных в рамках семинарских занятий. В этом отношении важны не только и не столько умение грамотно и эффективно построить свою речь и способность соответственно держаться перед аудиторией, сколько навык компетентного и выдержанного ведения научного монолога с учетом этических норм и регламента.




  • Тренинг «Научный спор». Данный метод применяется в ситуациях, аналогичных тем, которые создаются в процессе проведения тренинга «Публичное выступление перед аудиторией с моделированием ситуаций, типичных для профессиональной субкультуры научных сообществ (конференция, симпозиум, защита диссертации и т.п.)». Специфика тренинга «Научный спор» состоит в том, что он направлен на развитие навыка компетентного и выдержанного ведения научного диалога. Научный спор может инициироваться преподавателем. В разгаре дискуссии преподаватель вмешивается только в случае необходимых экспертных замечаний при допущении студентами грубых теоретических ошибок. Вспомогательным методом здесь выступает сократовская майевтика, пример практического использования которой содержится в диалогах Платона.



  • Майевтика как способ активизации теоретического мышления, построенная по принципу «мозговой атаки». Преподаватель выступает в роли «интеллектуального провокатора», завуалировано, но намеренно допуская ошибки – с целью развития активного, критического и самостоятельного мышления.


Использование вышеперечисленных методов обучения предмету «Современные социологические теории» позволяет не только закрепить изученный материал и активировать ранее приобретенные знания, но и развить способность студентов к полноценной научной коммуникации.
Каждое практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:


  • преподаватель открывает семинарское занятие постановкой основной теоретической проблемы;

  • студенты высказывают свои соображения в соответствии с прочитанным предварительно материалом;

  • по ряду тем (в соответствии с рабочей программой) проводятся тренинги «Научный спор» или «Публичное выступление перед аудиторией с моделированием ситуаций, типичных для профессиональной субкультуры научных сообществ (конференция, симпозиум, защита диссертации и т.п.)»

  • работа студентов оценивается, и выдаются соответствующие рекомендации.


Студенты, выполнившие рабочую учебную программу по дисциплине «Современные социологические теории», сдают в 9 семестре экзамен. Условием допуска к экзамену является регулярность посещения учебных занятий в объеме, предусмотренном расписанием, активное участие в них, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

Литература:


  1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

  2. Большой толковый социологический словарь. М., 1999.

  3. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004.

  4. История социологии. Минск, 1997.

  5. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

  6. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995.

  7. История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. - Т. 3. - М., 2002.; Т. 4., 2002

  8. Козер Л. Мастера социологической мысли. - М.: Норма, 2006.

  9. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

  10. Кудрина С.А. Ценности и оценочные суждения в социологии: введение в метасоциологическое исследование.
    Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 68-72.

  11. Кудрина С.А. Онтологические основания ценностных приоритетов в социологии. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 77-81.

  12. Кудрина С.А. Ценностные приоритеты в социологии и их онтологические основания. СОЦИС. № 10. 2010. С. 37-46.

  13. Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003.

  14. Полякова Н. XX век в социологических теориях общества. - М.: Логос, 2004.

  15. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002

  16. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

  17. Современная западная социология. Словарь М., 1990.

  18. Теории общества. Сборник. - М.: Канон-пресс-Ц, 1999.

  19. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Электронная библиотека «Гумер»

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog
Тема 1. Социология – мультипарадигмальная наука.

Для раскрытия данной темы необходимо вспомнить определения понятий «парадигма» и «мультипарадигмальность» и прояснить причины мультипарадигмальности в социологии. Следует обратить внимание на две основные причины.

Во-первых, мультипарадигмальность в теоретической социологии заложена уже в теориях высшего уровня, поскольку эти теории уходят корнями в различные философские системы основные положения о происхождении общества в целом, движущих силах его развития, о «первичном и вторичном» - положения, которые являются базовыми методологическими и мировоззренческими принципами при изучении конкретных социальных институтов, социальных процессов и социальных групп (примеры: географическое направление в социологии, психологическое направление, теория конфликта, теория обмена, структурный функционализм, символический интеракционизм и т.д.). Так называемые теории среднего ранга (согласно Р.Мертону) изучают отдельные аспекты социальной системы уже через призму базовых положений теорий высшего уровня, сторонниками которых являются исследователи):

- социальные институты (социология права, социология образования, социология труда, социология семьи, социология религии, социология города и т.д.)

- социальные процессы (социология приватизации, социология урбанизации, социология милитаризации т.д.)

- социальные группы (социология молодежи, социология студенчества, социология детства и т.д.)

Во-вторых, мультипарадигмальность связана с тем, что в процессе развития социологического знания выделились различные уровни социального анализа. Уровни социального анализа в современных социологических теориях наиболее адекватно систематизированы Дж. Ритцером:






Объективное

Субъективное

Макро

Макрообъективное.

Примеры: общество, закон, бюрократия, архитектура, технология, язык

Макросубъективное.

Примеры: культура, нормы и ценности

Микро

Микрообъективное.

Примеры: модели поведения, действия и взаимодействия.

Микросубъективное.

Примеры: восприятие, убеждения, различные грани социального конструирования реальности.


Необходимо также обратить внимание на отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических. Основываясь на знании уровней социального анализа, важно различать:

  • парадигмы социальных фактов: внимание к макрообъективному и макросубъективному уровням;

  • парадигмы социального определения: исследование микросубъективного мира и той части микрообъективного мира, которая зависит от мыслительных процессов (действие);

  • парадигмы социального поведения: рассмотрение той части микрообъективного мира, которая не включает в себя мыслительный процесс (поведение);

  • интегративные парадигмы: вертикальное пересечение всех уровне анализа.

Чтобы соотнести уровни социального анализа и основные социологические парадигмы, рекомендуется воспользоваться следующей таблицей:


Уровни социальной реальности



Социологические парадигмы


Макросубъективный



Парадигма социальных фактов


Интегрированная
социологическая
парадигма


Макрообъективный



Микросубъективный



Парадигма социального определения


Микрообъективный

Часть микрообъективного мира, которая зависит от мыслительных процессов (действия)

Часть микрообъективного мира, которая не включает мыслительных процессов (поведение)


Парадигма социального поведения





  • Литература:

  1. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. М., 2004.

  2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – М.: Питер, 2002.


Контрольные вопросы к теме:

  1. Какие уровни социальной реальности подвергаются анализу в современных социологических теориях?

  2. Что такое парадигма?

  3. Как Вы понимаете значение понятия «мультипарадигмальность»? Что такое мультипарадигмальная наука?

  4. В чем отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических?

  5. В чем специфика интегративных социологических парадигм?



Тема 2. Интегральная социология П.Сорокина («поздний Сорокин»).

При изучении данной темы важно обратить внимание на различие между «ранним Сорокиным» и «поздним Сорокиным». Творчество так называемого «позднего Сорокина» связано с исследованием социокультурных систем и флуктуаций обществ, причем при исследовании социокультурной динамики применяется ценностный подход и выделяются «чувственная», «идеациональная» и «идеалистическая» суперсистемы, сменяющие друг дргу по принципу ценностного «маятника».

Поздний период творчества П.Сорокина связан также с разработкой понятий «социальное пространство», «социальное положение» и «социальная дистанция». На этих понятиях базируется теория социальной стратификации и социальной мобильности.
Студентам необходимо различать:

  • формы социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную;

  • виды социальной мобильности: восходящую и нисходящую, вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую.


Следует также обратить внимание на проблему каналов вертикальной мобильности и механизмы социального контроля.

Важно проследить влияние П. Сорокина на становление социологической теории в США, в частности — его вклад в развитие социологии в Гарвардском университете и влияние на таких классиков американской и мировой социологической теории, как Т. Парсонс и Р. Мертон.



  • Литература:

  1. Кудрина С.А. «Маятник» Сорокина качнулся// Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском университете: тезисы. СПб., 1999.

  2. Сорокин П. Моя философия – интегрализм. Социс. 1992. № 10.

  3. Сорокин П. Социализм и социальное равенство. – Социс. 2001. № 5.

  4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.



Контрольные вопросы к теме:

  1. Что понимает П. Сорокин под социальным пространством?

  2. Какую роль в развитии общества играет социальная мобильность?

  3. Что происходит с системой социальной стратификации в периоды революций?

  4. В чем видит П.Сорокин причины социальных революций?

  5. Что является основой для каждой из суперсистем, рассматриваемых П.Сорокиным?

  6. Каково влияние П. Сорокина на становление макросоциологической теории в США?

Темы докладов:

  • П.Сорокин о социокультурной динамике.

Литература:

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  • Деятельность Питирима Сорокина в Гарвардском университете. П.Сорокин, Т.Парсонс и Р.Мертон.

Литература:

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

  • Социология революции П.Сорокина

Литература:

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тема 3. Структурный функционализм.

Для изучения данной темы необходимо вспомнить ранние версии функционализма, появившиеся еще во II половине XIX — начале XX вв. (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и др.), а также классического функционализма (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун) и проследить их влияние на становление структурного функционализма в 40-50 г.г. ХХ в.

В качестве основного источника при изучении зрелого функционализма рекомендуется взять работы классика американской социологии Т.Парсонса (1902 — 1979), указанные ниже в списке литературы. Следуя логике самого классика, необходимо начать изучение структурного функционализма с «волюнтаристской теории действия» (волюнтаризм в данном контексте — это субъективный процесс принятия решений действующими индивидами). Для упрощения задачи структуру социального действия можно выразить в виде схемы:





Нормы и ценности общества

















Средство 1




Цель







Средство 2

Действующее лицо

Средство 3 







Средство 4







Средство 5







и т.д.















Условия ситуации
Необходимо определить, что такое социальная система и почему Парсонс вводит дополнительное понятие подсистемы. Рекомендуется пользоваться следующим определением: системы взаимодействия, включающие множество действующих лиц, имеющих определенный статус и исполняющих предписанные нормами роли, образуют социальную систему. Главнй фактор выживания социальных систем — это интеграция. Обнаружив системные черты организма, личности, культуры и общества, обменивающихся между собой энергией и контролем, Парсонс разработал учение об обществе как социокультурной системе, в рамках которой установлена информационная иерархия контроля:



К У Л Ь Т У Р А

Информационный контроль   Энергетические условия

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Информационный контроль   Энергетические условия

Л И Ч Н О С Т Ь

Информационный контроль   Энергетические условия

О Р Г А Н И З М


Важно обратить внимание на то, каким образом происходит обмен энергией и контролем. К примеру, культура определяет предел социальной системы, латентно ограничивая ее изменчивость при помощи культурных образцов и т.д. При этом каждая подсистема обеспечивает энергетические условия, необходимые для деятельности подсистемы более высокого уровня. Необходимо раскрыть основные функции подсистем: адаптация (организм), целедостижение (личность), интеграция (социальная система), латентность (культура) и усвоить общую схему парсоновского видения общества как функциональной системы:


Функции

Инструментальные

Экспрессивные

Адаптация

(организм)

Целедостижение

(личность)

Интеграция

(социальная система)

Латентность

(культура)

Подсистемы

Экономика

Политика

Общественные организации

Родство

Институты

Заводы, банки

Партии, государственная бюрократия

Школы, средства массовой информации

Семья, брак

Роли и специальные нормы, основанные на фундаментальных ценностях.

Предприниматель, рабочий, банкир

Партийный лидер, государственный чиновник

Учитель, ученик, слушатель

Мать, отец, муж, жена

При исследовании теоретического наследия Р.Мертона рекомендуется особое внимание уделить предложенным им одиннадцати заповедям функционализма. Следует подробно остановиться на критике Р.Мертоном некоторых постулатов классического функционализма, а именно: 1) постулата функционального единства, 2) постулата универсального функционализма и 3) постулата необходимости. Для этого необходимо привлечь понятия «дисфункция», «нефункциональность», «функциональный эквивалент», «функциональная альтернатива» и «социологическая амбивалентность», а также парные понятия: «функция — дисфункция», «равновесие — неравновесность», «норма — патология» и т.д. Важно различать явные и латентные функции.

Для изучения функционалистской теории аномии, где аномия понимается как результат дезинтеграции культурно одобряемых целей и средств их достижения, а виды девиантов рассматриваются в отношении к этим целям и средствам, рекомендуется схема:




Культурно одобряемые цели

Средства достижения целей

конформист

+

+

инноватор

+

-

ритуалист

-

+

отступник

-

-

бунтарь

+

-

+

-



  • Литература:

  1. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992. .№ 2-5.

  2. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

  3. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003.

  4. Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998.

  5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

  6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

  7. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р.Мертона. Социс. 1992. № 2.

  8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

  9. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.



Контрольные вопросы к теме:

  1. Какова, с точки зрения Парсонса, структура социального действия?

  2. Как определяет Парсонс социальную систему?

  3. Опишите поэтапно процесс институционализации.

  4. Каковы механизмы социализации?

  5. Каковы механизмы социального контроля?

  6. Каким образом связаны между собой культура, социальная система, личность и организм?

  7. Почему критики обвиняли Парсонса в том, что он пребывал в двух несоединимых мирах?

  8. Что подразумевает Парсонс под латентной функцией культуры?

  9. Каковы, по мнению Р.Мертона, причины аномии?

  10. Что такое «теории среднего ранга»?



Тема доклада:

  • Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона.

Литература:

Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992. №№ 2-5.

  • Неофункционализм Дж. Александера.

Литература:

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

  1   2   3   4
написать администратору сайта