Главная страница
Навигация по странице:

Ответы к философии. Вопросы к зачету по философии для студентов физикотехнического факультета


Скачать 92.19 Kb.
Название Вопросы к зачету по философии для студентов физикотехнического факультета
Анкор Ответы к философии.docx
Дата 06.05.2017
Размер 92.19 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Ответы к философии.docx
Тип Документы
#8508
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

Вопросы к зачету по философии для студентов физико-технического факультета


  1. Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии. Функции философии.

Философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и места в нем человека. Основной вопрос философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни: существую ли материальные и духовные явления. Многие философы ставят находят свой основной вопрос философии, например: для Альберта Калио основным был вопрос «А стоит ли жить?», для Н.А.Бердяева – «Что есть свобода?», Энгельс же сформулировал основной вопрос философии, как отношение материального и духовного. В современной философии принята формулировка основного вопроса по Энгельсу. Основной вопрос философии: монизм, дуализм, плюрализм -> 3 философских лагеря:

1. Материалисты (гностики): материя первична, мир познаваем.

2. Идеалисты: дух первичен, мир непознаваем.

3. Плюралисты: дух и материя первичны, существует множество объектов (субстанций). Разделы философского знания:

1. Онтология – раздел, изучающий бытие, материю и сознание, пространство и время.

2. Гносеология – раздел, изучающий познавательные процесс и его возможности.

3. Аксиология – раздел о природе ценностей и их связи.

4. Праксиология – изучает проблему познавательной деятельности человека.

5. Логика – наука о закономерностях рационального освоения мира.

6. Эстетика – наука о закономерностях эмоционально-чувственного освоения мира.

7. Этика – наука о морали и нравственности.

8. Соц.философия – наука а закономерностях развития общества.

9. Антропология – изучается специфику человеческого бытия.

Функции философии подразделяются на 3 блока:

1. Мировоззренческий блок: гуманистическая функция, идеологическая функция, социально-аксиологическая функция (ценность социума – акцентир.внимание), культурно-воспитательная, отражательно-информациооная

2. Гносеологический блок: состоит в переходе от обыденного уровня знания на научный – эпистемалогический. Обыденное сознание + религиозное сознание = научное сознание.

3. Методологический блок: эвристическая, координирующая, интегрирующая, селективная, гипотетическая (философия принимает любые учения, но требует доказательств), критико-аналитическая

  1. Мировоззрение и его типы.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Особенности мировоззрения:

1) оно отражает действительность в её целостности т.е. не отдельные вещи и явления, а мир в целом.

2) отражает действительность в её значимости для человека и человечества

3) отражает духовный потенциал самого человека и человеческого общества т.е. мировоззрение - явление историческое.

Главные понятия в мировоззрении - мир и человек. Благодаря мировоззрению человек осознает себя, оценивает свои потребности и идеалы, интересы и молитвы поведения. Таким образом мировоззрение выполняет функцию самосознания т.е. оно служит инструментом в практическом самоопределении человека как в природной сфере так и в общественной. При помощи мировоззрения человеку открывается мир, и то, каким он открывается, в значительной степени зависит от мировоззрения. Мировоззрение является миропониманием, поскольку это совокупность определенных знаний человека. Существуют различные формы проявления мировоззрения. Оно может выражаться на языке политики, права, искусства, религии. Но на каком бы языке мировоззрение не выражалось, оно является проявлением самосознания человека. Таким образом, мировоззрение каждого конкретного человека проявляется в различных формах. Мировоззрение, прежде всего, проявляет себя в форме повседневно-обычного сознания и выражается в виде обыденного языка человека.

Исторические типы мировоззрения:

1. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

2. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

3. Философское.

  1. Основные философские школы Древнего Китая и Древней Индии.

Др. Китай

И-цзин (книга перемен) – первый философский источник Древнего Китая. В нем Китай впервые называется Поднебесной. Этапы становления философии Китая: 1. с 8 по 6 век до н.э – зарождение – «Война 100 философских школ» 2. с 6 по 3 век до н.э – расцвет.

Конфуцианство. Основатель школы Конфуций. Он считается первым китайским философом, и его жизнеописание за многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами.

Исходной для Конфуция можно считать концепцию “неба” и “небесного веления”. “Небо” – это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. Человек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня “благородного мужа”, соблюдающего этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центральное место в учении Конфуция занимает концепция человечности – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое существование: а) Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь. б) Чего не желаешь себе, того не желай другим. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип справедливости и исправности. Человек должен поступать так, как велит его положение и порядок. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо “благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно”. Таков путь всех образованных, которые обладают нравственной силой и которым должно быть вверено управление обществом. После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа и материалистическая.

Даосизм (6-5 век до н.э.). Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений китайской философии. В даосизме, в отличие от других школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями. Моизм. Школа была четко построенной военизированной организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма – «всеобщая любовь», т.е. отвлеченная любовь всех ко всем. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков, а наличие отдельной любви – причина «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба. Легизм (от лат. закон). Легизм, в отличие от конфуцианства, исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия – награды и наказания, причем, приоритет отдавался наказаниям.Укреплять государство следует за счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, за счет оглупления народа. Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все равны перед законом, за исключением самого правителя – единственного творца этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления. Конфуцианство усвоило идеи легизма, стало официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование как самостоятельное учение.

Др. Индии

Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является её неразрывная связь с религией. Школы древнеиндийской философии принято делить на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), которые сформировались непосредственно на текстах Вед и образованные на независимом опыте и размышлении. Другой вид школ – НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергающие авторитет Вед. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей. Виды школ: ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали до начала мира и возникли из дыхания брахмана. Веданта признаёт Бога как творца мира. Миманса. В отличие от веданты, миманса признавала реальность материального мира и других объектов (душа, бог и т.п.). Душа понимается как вечная и бесконечная субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Санкхья. Название санкхья (число, перечисление, расчёт) объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление элементов космоса. Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала: 1– природа, материя и 2– дух, сознание. Первая активна и изменчива, вторая пассивна и не изменяется; первая состоит из источника радости, света, источника страдания и источника тьмы. Йога (глубокое размышление, созерцание). Её главное содержание – прекращение зависимости чистого духа или “Я” от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с “Я”. Система очищения духа предполагает восемь ступеней: обуздание, выработка нравственных установок, устойчивое равновесное положение тела, правильное дыхание, изоляция чувств, внимание, размышление и сосредоточенность. В итоге очищения созерцание настолько поглощает ум, что тот забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим прекращаются все модификации ума и психические процессы. Человек уже ничего не познаёт и не мыслит. Вайшешика (особенный, отличный). Вайшешика придерживается точки зрения, согласно которой земля, вода, свет, воздух представляют собой соединение атомов. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны. Ньяя (аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается продолжением вайшешики. В центре учения – методы правильного познания. Учением о познании ньяя заложила основы древнеиндийской логики. Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания, сформулировала учение о боге как бесконечном “Я”, создающем и разрушающем мир. Локаята (от – мир). Материалистическое направление в древнеиндийской философии. Существующим они считают только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой Бога и души. Поскольку в человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики советуют принимать всё, что реальная жизнь приносит. Целью бытия, согласно локаяте, является забота о благополучии настоящего существования. Чарвака – это более поздняя разновидность локаяты. Особенностью чарваки является сосредоточенность на разработке этической концепции. Чарвака понятия добра и зла рассматривает как иллюзию, созданную человеческим воображением. По её учению, реальны только страдания и наслаждения чувственного бытия. Джайнизм. Это новое учение, в центре которого стоит проблема бытия личности. Согласно джайнизма, сущность личности человека двояка – материальная и духовная. Связующим звеном между ними является карма. Джайнисты верят, что духовная суть человека может управлять материальной сутью. Для них Бог – не указ. Человек сам решает, что есть добро и зло. Бог- всего лишь душа, которая жила в материальном теле и освободилась от пут кармы и цепи перерождений. Большое внимание уделено разработке этики, в которой говорится о правильной вере, правильном познании и о правильном поведении. В джайнистскую общину входили монахи, монахини, верующие миряне; рабы в нее не допускались. Для членов общины провозглашался принцип равенства. Буддизм. В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутренней отдаленности субъекта всему, что его окружает. Состояние совершенной несвязанности с внешним бытием, абсолютной от него отрешенности и самоуглубленности есть освобождение, или нирвана, которая означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Она предполагает отсутствие конфликта с окружающим, психологическое состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы «бытие – небытие» («реальность – нереальность»), «субъект – объект» и т.п., что служит главным признаком состояния “освобождения”.

  1. Философия Древней Греции (общая характеристика).

Греческая философия в 7-6 в до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии философии древней Греции выделяют 4 основных этапа: 1) 7-5 в до н.э. - досократовская философия. 2) VIV века до н.э. - классический этап. Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии. 3) IV-II века до н.э.- эллинистический этап. (Упадок Греческих городов и установление господства Македонии). 4) I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия. Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода в основном сохранило те представления, которые имели место еще во втором тысячелетии до н.э. Природа по-прежнему представлялась грекунаселенной и управляемой различными существами, о которых народная фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти существа в основном можно объединить в 3 цикла: верховные олимпийские боги-небожители с Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов, ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины. Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос - жизненное начало, любовь. Гея-Земля породила звездное небо Уран, которое стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи. Уран и Гея родили 2 поколение богов- Титанов. Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой следующим образом. Верховным богом стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Посейдон - властителем влаги, орошающей землю, моря, ветров. Аид был владыкой преисподней - подземного мира, где влачили жалкое существование тени умерших. Супруга Зевса - Гера – покровительницей брака. Гестия - богиней домашнего очага. С возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств. Прометей слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем человеческого рода в первые времена его существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом. Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки. Культовые обряды у греков были связаны с общинной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось принесением в жертву живых.

НАЧАЛО ФИЛ-И. Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Во второй половине 7 в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (около 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр (около 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (около 585-525 гг. до н.э.). Милетские философы были стихийными материалистами. Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе. Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени = высоте отбрасывающих ее предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности - теплое и холодное. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей.

  1. Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике.

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов- педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых: 1)старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; 2)младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов- педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых: 1)старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; 2)младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

2. Характерные черты философии софистов:

1)критическое отношение к окружающей действительности; 2)стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; 3)неприятие основ старой, традиционной цивилизации; 4)отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; 5)стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; 6)восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; 7)субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его. Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. Сократ разрабатывает методы познания. Процесс познания - процесс бесконечного познания истины. Истина-это процесс. Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познается подобным. Кроме того, душа — хранительница знаний, приобретенных ею ранее в вечных странствиях в этом и том мире; человеческое же познание — это, по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях. Истинное познание - познание посредством понятий — доступно, по сократовской концепции, лишь немногим,мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость - это знание, но человек не в силах знать все. Разрабатывая раздел этики, Сократ опустил философию «с небес на землю». По его мнению, человек должен овладеть знанием (добром), а затем действовать доброжелателем. В это связь Сократа между гносеологией и этикой. 3 оновных тезиса этики Сократа:

 Благо тождественно удовольствиям и счастью

 Доброжелатель тождественно знанию

 Человек знает только то, что ничего не знает. Диалектика в понимании Сократа есть метод исследования понятий, способ установления точных определений. Определить какое-либо понятие для него значило раскрыть содержание этого понятия, найти то, что заключено в нем. Для установления точных определений Сократ разделял понятия на роды и виды, преследуя при этом не только теоретические, но и практические цели. По сообщению Ксенофонта, Сократ был убежден, что разумный человек, «разделяя в теории и на практике предметы по родам», сможет этим методом отличить добро от зла, выбрать добро и быть высоконравственным, счастливым и способным к диалектике
  1.   1   2   3   4   5
написать администратору сайта