Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ У ЯКУТОВ. Воспитание детей у якутов



Скачать 17.61 Kb.
Название Воспитание детей у якутов
Анкор ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ У ЯКУТОВ.docx
Дата 26.04.2017
Размер 17.61 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ У ЯКУТОВ.docx
Тип Документы
#3516

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ У ЯКУТОВ

У народа севера существуют обычаи и традиции. И до поселения

русского народа в XVI веке существовала своя система воспитания детей. Эта

система складывалась в процессе исторического развития. Многовековой опыт

семейного воспитания в Якутии, накапливался

в жестокой борьбе за выживание. Из литературы известно, что у якутов ребенок играл только до 7 лет. С этого времени не только у якутов, но и у всех без исключения народов Севера, особое внимание уделялось физическому здоровью ребенка.

Приоритетным, если взять в крупном плане, были две задачи:

1. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной трудовой жизни.

2. Продолжение традиции своего народа.

Главной целью воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь родителей, взрослых. Как известно наряду с научной классической педагогикой существует и народная педагогика. Она основывается на лучших традициях, обычаях, обрядах. Эта школа воспитания детей на традициях рода человеческого, эта педагогика матерей и отцов, бабушек и дедушек.

Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их методологических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи , рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность. Усваиваются социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей; узнает всю народную мудрость ( религиозные учения, сказки, сказания, былины, притчи, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки), в прочем в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко- культурного формирования личности – так определил сущность этнопедагогики Г.Н.Волков. Г.Н.Волков разработал теорию основ народной педагогики, определил сущность явлений, особенностей и закономерностей народного воспитания, методологию исследования, источниковедения, соотношения народной и классической педагогики. Им разработаны методы, средства, приемы и формы народного воспитания. Г.Н.Волков выделял следующие проблемно - тематические разделы научной этнопедагогики:

1. Основные педагогические понятия.

2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш,

ровесники, друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.)

3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных

черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви

прекрасному).

4. Факторы воспитания ( природа, труд, быт, обычай, искусство,

религия, родное слово).

5. Методы воспитания.

6. Средства воспитания ( потешки, считалки, загадки, пословицы,

поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т.д. ).

7. Идея совершенствования человеческой личности и её реализация в системе народного воспитания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность. Усваиваются социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей; узнает всю народную мудрость ( религиозные учения, сказки, сказания, былины, притчи, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки), в прочем в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко- культурного формирования личности – так определил сущность этнопедагогики Г.Н.Волков. Г.Н.Волков разработал теорию основ народной педагогики, определил сущность явлений, особенностей и закономерностей народного воспитания, методологию исследования, источниковедения, соотношения народной и классической педагогики. Им разработаны методы, средства, приемы и формы народного воспитания. Г.Н.Волков выделял следующие проблемно - тематические разделы научной этнопедагогики:

1. Основные педагогические понятия.

2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш,

ровесники, друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.)

3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных

черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви

прекрасному).

4. Факторы воспитания ( природа, труд, быт, обычай, искусство,

религия, родное слово).

5. Методы воспитания.

6. Средства воспитания ( потешки, считалки, загадки, пословицы,

поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т.д. ).

7. Идея совершенствования человеческой личности и её реализация в

системе народного воспитания.

8. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм

жизнедеятельности ( трудовые объединения детей и молодежи,

молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.).

9. Народные воспитатели ( родители, старшие дети, уличные и

общинные педагоги, их педагогические мысли и принципы).

Народная педагогика повышает ответственность роли матери и отца в воспитании детей . Это цель народной педагогики. Результатом воспитания матерей и отцов является взаимное доверительное отношение, и, наконец, сами дети должны заботиться о родителях. Благородное отношение к матери и отцу должно стать достоянием семьи . Дети являются опорой семьи и народа, постоянно подчеркивается преемственность поколений. Сын и дочь верны заветам отца и матери, они продолжают дело отцов и матерей, дедушек и бабушек. Язык является основным фактором в развитии и воспитании ребенка , что в свою очередь, определяется социально-экономическими факторами. А.П. Оконешникова исследовала этнопсихологические особенности народа в области воспитания детей. Автор считает, что основным принципом семейного воспитания является воспитание на родном языке, поскольку, ребенок, воспитанный и обучаемый на родном языке, лучше и легче усваивает знания. У таких детей богаче воображение, крепче логическое мышление, он и душевнее, и тоньше, ему легче других развивать творческие возможности, таланты, так как родной язык помогает постоянно находиться в родной сфере, не порвать связи с ней. Значит, в этнопедагогическом осмыслении самореализации личности в процессе современного воспитания мы исходим из народной педагогики и национальной школы профессора Д.А. Данилова. Он разработал научные основы основных положений народно-педагогических идей в учебно-воспитательном процессе. Как утверждает Д.А. Данилов, путь к новому лежит через стабилизацию, защиту системы образования, сохраняя всё лучшее, что создано народом за многие годы, через демократизацию, гуманизацию, которые являются важнейшими принципами прогрессивной педагогики и воспитания детей в семье . Народная педагогика,- пишет К.С.

В домашнем воспитании детей принимали самое живое участие все члены семьи . Воспитание детей в процессе труда - одна из самых лучших традиций якутов. В прошлом весь уклад жизни готовил мальчиков и девочек к труду взрослых. Трудовое воспитание осуществлялось двумя путями: через участие детей в практике жизни, в овладении различными видами трудовой деятельности, ориентированной на воспитании у них чувства ответственности. Это достигалось тем, что детям: поручались те дела, которые не только важны для удовлетворения их личных желаний и потребностей, но и имеют значение близких им людей, связывая личную потребность ребенка с потребностью сделать добро другому человеку; культивировалось положительное отношение к труду, желание и психологическая готовность трудиться; предоставлялось самостоятельность в выполнении порученного дела; прививался культ предков, родителей, любовь к родным местам . С природой, животным миром, растительностью якуты связывали свою судьбу. Близкие, добрые отношения человека и природы породили много ценных личностных качеств у человека. Одно из них - народные знания и представления об окружающем мире, способствующие развитию у ребенка наблюдательности, способности ориентироваться в любую погоду в бескрайних просторах Севера. Повадки и поведение животных, движение небесных тел, изменения в растительном мире служили для народа источниками знаний в области биологии, метеорологии и других наук. А еще связывали времена года с возрастом человека. Так они весну связывали с творчестве - фольклоре, олонхо, сказках, рассказах, пословицах и поговорках. Как другие народы, якуты рассматривали своих детей как счастье и надежду, будущее благополучие человека. Якутская пословица гласит: Дети - это богатство, только воспитать их трудно.

Студент I курса ИЯКН СВРФ

Ощепков Владислав.
написать администратору сайта