Главная страница
Навигация по странице:

Философия тесты. Все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше нет ни одной


Скачать 273.5 Kb.
Название Все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше нет ни одной
Анкор Философия тесты.doc
Дата 24.04.2017
Размер 273.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Философия тесты.doc
Тип Документы
#2643
страница 1 из 3
  1   2   3


введение
Все другие науки более необходимы,

нежели она, но лучше – нет ни одной.

Аристотель. Метафизика. Глава 2.
Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе вузовского гуманитарного образования и играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Она способствует формированию и развитию творческого мышления, направленного на рационально-критическое осмысление и деятельностное преобразование окружающей человека действительности, развивает навыки адекватной самооценки личности.

Будучи формой теоретического мировоззрения, философия (от греческих слов «phileo»– люблю и «sophia» – мудрость) выявляет, систематизирует и критически осмысливает разнообразные когнитивно-духовные компоненты, включенные в различные области естественнонаучного и гуманитарного знания. Являясь формой общественного сознания, философия направлена также на выработку общей системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Она исследует познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Как мировоззрение философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политическими процессами и идеологической борьбой. Будучи обусловлена социальной действительностью, особенностями культуры и формами языкового общения, философия, в свою очередь, оказывает активное воздействие на само социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.

Философское образование является необходимым условием формирования высоконравственной личности, осознающей свое достоинство и место в жизни, ставящей перед собой социально значимые цели, адекватно понимающей сущность и смысл происходящих в окружающем мире событий. Наряду с этим в процессе философского образования происходит формирование методологической культуры будущего специалиста.

Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении материальных и духовных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Задача курса – студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

После изучения данной дисциплины студент должен:

- иметь представление о философских и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

- иметь представление о роли науки, научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

Содержательной особенностью данного учебно-методического пособия является формирование у студентов научного мировоззрения на основе базовых философских знаний.

Предусматривается изучение основных вопросов философии по мере их возникновения, а также знакомство студентов с основными этапами западноевропейской и русской философии. Философия всегда играла особую роль в формировании научного мировоззрения. И, если раньше она выполняла в основном идеологические функции, то сейчас главным является осмысление проблем бытия человека, его взаимоотношений с обществом, природой, другими людьми, самим собой.

Учебно-методическое пособие представляет собой сборник тестового материала и состоит из нескольких разделов.

В первом вводном разделе «Философия как тип мировоззрения и система знания» философия рассматривается как наука и учебная дисциплина, ее предмет, функции и место в культуре человечества.

Во втором разделе «Основные этапы развития философии» уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

В третьем разделе «Мир философских проблем» показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира, влияние науки на развитие общества, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

Четвертый раздел «Проблемы современной философии» посвящен анализу основных глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством, перспективам философского знания, наиболее острым вопросам.

Студентам в процессе обучения не навязывается единственно правильная точка зрения. У них формируется собственное мнение по основным вопросам философии, реализуется право на свободный выбор взглядов и убеждений.
Внимание!

Внимательно читайте формулировку вопроса. Правильных ответов может быть несколько!

Философия как тип мировоззрения и система знания
1. Мировоззрение – это?

а) система взглядов на мир в целом;

б) комплекс представлений человека о мире и себе в нём;

в) совокупность взглядов, определяющих направление деятельности человека по преобразованию мира;

г) верны все определения.
2. Термин «философия» с древнегреческого переводится как:

а) любовь к мудрости;

б) рассуждение;

в) учение о мире и человеке.
3. Предметом философии является:

а) человек;

б) общество;

в) мир;

г) все названное.
4. Какая форма мировоззрения была исторически первой?

а) религия;

б) мифология;

в) философия.
5. Что является более определяющим для религиозного мировоззрения?

а) доброта;

б) знание;

в) вера;

г) мудрость.

6. В какой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга?

а) в научной;

б) в религиозной;

в) в мифологической;

г) в философской.
7. Что общего между религией и философией?

а) метафизические рассуждения;

б) научность;

в) признание авторитетов;

г) догматы.
8. В чем специфика предмета философии, в отличие от конкретных наук?

а) он неоднороден: включает и целое – бытие, и разнопорядковые уровни, или формы бытия – природу, общество, человека, религию, науку, искусство и саму философию, и т. д.

б) он никогда не дан определенно, всегда открыт;

в) справедливо сказанное в обоих пунктах.
9. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

а) природных явлений;

б) объективного мира в целом;

в) социальной жизни.
10. Какие функции присущи философии?

а) мировоззренческая и познавательная;

б) методологическая и прогностическая;

в) аксиологическая и ориентационная;

г) все эти функции вместе взятые.
11. Используют ли философы и ученые одни и те же методы познания?

а) используют;

б) не используют;

в) используют наряду со специальными методами.
12. Какое из предложений является философским?

а) энергия не исчезает, а сохраняется;

б) попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее;

в) делайте по утрам зарядку.
13. Какое из перечисленных понятий является самым общим?

а) философия Аристотеля;

б) мировоззрение;

в) философия.
14. Мир – это комплекс ощущений, считают:

а) материалисты;

б) объективные идеалисты;

в) субъективные идеалисты;

г) все названные.
15. Вопрос оботношении материи и духа рассматривается в рамках:

а) диалектики как метода познания;

б) логики;

в) основного вопроса философии;

г) этики.
16. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?

а) софистический;

б) догматический;

в) эклектический;

г) диалектический.

Философия Древнего Востока
1. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению:

а) христианство;

б) буддизм;

в) ислам.
2. Что является первым памятником духовной мысли древней Индии:

а) «Веды»;

б) «Брахманы»;

в) «Книга перемен».
3. Какая из частей «Вед» является философской?

а) «Упанишады»;

б) «Ригведы»;

в) «Араньяки».
4. Что означает понятие «карма» в древнеиндийской философии?

а) божественная предопределенность;

б) обряд посвящения в высший жреческий сан;

в) достижение высшего блаженства, возникающего после смерти;

г) поступки живого существа, определяющие его новое рождение.
5. Общество Древней Индии делилось на варны (касты). Какая из них считалась низшей?

а) вайшьи;

б) брахманы;

в) шудры;

г) кшатрии.
6. Какие из перечисленных школ древнейндийской философии являются неортодоксальными?

а) веданта;

б) ньяя;

в) джайнизм;

г) йога;

д) буддизм.
7. Основателем буддизма был:

а) Лао-цзы;

б) Конфуций;

в) Сидхартха Гаутама.
8. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

а) надежду;

б) любовь;

в) желание;

г) страдание.
9. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это:

а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;

б) просвещенный;

в) просветленный.
10. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:

а) отца и сына;

б) матери и детей;

в) друзей.
11. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

а) слушаться старших по возрасту и званию;

б) сдерживать себя, избегать крайностей;

в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления.
12. Основателем даосизма в Китае был:

а) Мо-цзы;

б) Лао-цзы;

в) Конфуций;

г) Авиценна.
13. Как должен вести себя человек согласно даосизму:

а) стремиться получить от жизни как можно больше;

б) стремиться что-то изменить в обществе и в себе;

в) не противиться естественному ходу событий.

Философия Античности
1. Кто из мыслителей античности ввел в обиход слово «философия»?

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Пифагор;

г) Сократ.
2. Кого из мыслителей можно назвать основателем древнегреческой философии?

а) Платона;

б) Пифагора;

в) Фалеса;

г) Эпикура;
3. Первых греческих философов интересовала проблема:

а) поиска первоосновы мира;

б) построения идеального государства;

в) человека.
4. Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все?»):

а) софисты;

б) пифагорейцы;

в) Милетская школа;

г) Элейская школа.
5. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?

а) Парменид;

б) Демокрит;

в) Фалес;

г) Зенон.
6. Кто из названных философов относится к представителям Милетской школы?

а) Фалес;

б) Анаксимандр;

в) Гераклит;

г) Парменид.
7. Как учили о бытии философы Элейской школы?

а) оно – первооснова всех вещей;

б) оно едино, неделимо и неподвижно;

в) оно обладает всеми названными в пунктах 1 и 2 качествами.
8. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что в основе всего сущего лежит:

а) порядок;

б) Бог;

в) число.
9. Какой философ придумал апорию «Ахилл и черепаха»?

а) Протагор;

б) Зенон Элейский;

в) Зенон-Стоик;

г) Анаксимандр.
10. Кто в истории философии сформулировал понятие «бытие»?

а) Фалес,

б) Гераклит,

в) Пифагор,

г) Парменид.

11. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – говорил:

а) Фалес;

в) Гераклит;

б) Демокрит;

г) Аристотель;
12. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?

а) Анаксимандр;

б) Анаксимен;

в) Протагор;

г) Гераклит.
13. Что лежит в основе бытия по Демокриту?

а) вода,

б) воздух,

в) атомы,

г) апейрон.
14. Демокрит представлял материю как:

а) бесчисленное множество атомов;

б) процесс разрежения и сгущения воздуха;

в) порождение Бога.
15. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?

а) телеологизм

б) атомизм;

в) стоицизм;

г) скептицизм;
16. Автором атомистического учения является:

а) Платон;

б) Демокрит;

г) Зенон.
17. «Человек – мера всех вещей» – так считал:

а) Аристотель;

б) Сократ;

в) Протагор;

г) Эпикур.
18. Кто автор знаменитого изречения «Я знаю, что ничего не знаю»?

а) Сократ;

б) Протагор;

в) Эмпедокл.
19. Кто из мыслителей считается основателем кинизма?

а) Сократ;

б) Парменид;

в) Диоген Синопский;

г) Антисфен.
20. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»:

а) знания увеличивают скорбь;

б) знать что-то вовсе не нужно;

в) некоторые и этого не знают.
21. Есть три вида души: разумная, животная и растительная считал философ

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Сократ;

г) Гераклит.
22. Платон является основателем философского направления:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) скептицизм;

г) материализм.
23. По Аристотелю, человек – это:

а) двуногое животное без перьев;

б) нравственное существо;

в) политическое животное.
24. По мнению древнегреческого философа Платона, материальный мир:

а) существует объективно;

б) появляется в результате действия Абсолютной идеи;

в) является проекцией «мира идей».
25. Какую идею Платон поместил на вершине пирамиды идей?

а) Истину;

б) Красоту;

в) Благо.
26. Что находится в самом низу пирамиды идей Платона?

а) идеи-числа;

б) числа и геометрические фигуры;

в) идеи единичных вещей.
27. Кто из перечисленных философов относится к материалистам?

а) Анаксимен;

б) Сократ;

в) Гераклит;

г) Парменид.
28. Что является более характерным для скептицизма?

а) сомнение;

б) убеждение;

в) откровение;

г) озарение.

Философия Средних веков
1. Мировоззренческая концепция, которая отрицает существование Бога или других высших сил:

а) атеизм;

б) политеизм;

в) теизм;

г) монотеизм.
2. Чужд ли креационизм науке?

а) да;

б) нет.
3. Какое из изложенных ниже высказываний относится к эсхатологии?

а) ожидание конца жизни света;

б) понятие абсолютного бытия отождествлено с Богом;

в) бытие понимается как посредствующее звено между Богом и миром;

г) учение о загробной жизни единичной человеческой души;

д) учение о цели космоса и истории, об их конце.
4. Креационизм – это?

а) направление в античной философии;

б) онтологический принцип, признающий сотворение мира Богом из ничего одномоментно;

в) антропологический принцип, основанный на изучении различий человека и животного;

г) термин в анатомии.
5. Провиденциализм – это:

а) учение о загробной жизни;

б) учение о божественном творении мира;

в) теория предсказаний.
6. Самой авторитетной в Средние века являлась:

а) онтология;

б) логика;

в) теология.
7. Какие из перечисленных являются периодами средневековой философии?

а) номинализм и реализм;

б) эвристика и экзегетика;

в) патристика и схоластика.
8. Схоластика (школьная философия) возникла как:

а) теологическая разработка идеалов и символов веры;

б) рациональное упорядочение христианской догматики;

в) бесплодное умствование, оторванное от жизни;

г) все названное.
9. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры.
10. Реализм как течение средневековой философии представляет собой:

а) учение о реальном существовании единичных вещей;

б) учение о реальном существовании общих понятий;

в) учение о реальности окружающего мира.
11. Номинализм в средневековой философии означал:

а) подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи;

б) реальностью обладают и общие понятия - «универсалии».
12. Какое произведение относится к эпохе Средних веков?

а) «Монадология» Г. Лейбница;

б) «Сумма теологии» Ф. Аквинского;

в) «Божественная комедия» Д. Алигьери;

г) «Сущность христианства» Л. Фейербаха.
13. Какие философские идеи использовал Августин?

а) аристотелевские;

б) неоплатонические.
14. Какое понимание соотношения знания и веры наиболее полно и точно выражает смысл религии?

а) верую потому, что абсурдно (Тертуллиан);

б) верю и понимаю (А. Кентерберийский);

в) познать в свете разума то, что уже принято верой (Бл. Августин);

г) гармония между верой и разумом при приоритете веры (Ф. Аквинский);

д) истинность знания надо искать в опыте, а не в вере (Ф. Бэкон).
15. Видным представителем арабской средневековой философии является:

а) Конфуций;

б) Демокрит;

в) Авиценна.
16. Кто из античных философов был самым авторитетным в средневековой философии?

а) Платон;

б) Аристотель;

в) оба названных.
17. Почему средневековая философия называется теоцентричной?

а) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху был Бог;

б) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху была природа;

в) потому что в центре философских рассуждений в названную эпоху был человек.

Философия эпохи Возрождения
1. Термин «гуманизм» происходит от латинского Humanus, что означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);

в) природный.
2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться:

а) в Германии;

б) в Италии;

в) в России.
3. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что

а) «чудо великое есть человек»;

б) «верь, чтобы разуметь»;

в) «бытие Божие может быть доказано»;

г) «теология может взять нечто от философии».
4. Характерными чертами эпохи Возрождения являются:

а) антропоцентризм, натурфилософия;

б) теоцентризм;

в) гуманизм, пантеизм.
5. Кто из философов представляет Возрождение?

а) Леонардо Да Винчи;

б) Пьер Абеляр;

в) Джордано Бруно;

г) Николло Макиавелли.
6. Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения:

а) противопоставляет природу Богу;

б) отождествляет природу и Бога:

в) наделяет природу божественными атрибутами;

г) отрицает существование Бoгa.
7. Какое философское направление развивалось во взглядах Д.Бруно?

а) пантеизм;

б) волюнтаризм;

в) панлогизм;

г) томизм.

8. Кто является автором сочинения «Город солнца»?

а) Бернардино Телезио;

б) Томмазо Кампанелла;

в) Томас Мор.
9. Слово «утопия» означает:

а) ложь;

б) место надежды;

в) место, которого нет.
10. В учении Н. Макиавелли представления о добродетели связывались прежде всего:

а) с умеренностью;

б) с силой;

в) с храбростью;

г) со справедливостью;

д) с энергией;

е) со здоровьем.

11. Понимание Н. Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется как:

а) гуманизм;

б) цинизм;

в) анархизм.

Философия Нового времени и Просвещения
1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) формирование наук, в первую очередь естественных;

б) становление абсолютной монархии;

в) подъем народного и революционного движения.
2. Какое философское направление сформировалось в Новое время?

а) схоластика;

б) рационализм;

в) прагматизм.
3. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это:

а) синтез;

б) дедукция;

в) индукция.
4. Какое философское направление развивалось во взглядах Ф. Бэкона?

а) эмпиризм;

б) инструментализм;

в) экзистенциализм;

г) позитивизм.
5. Какое философское направление развивалось во взглядах Декарта?

а) конвенционализм;

б) рационализм;

в) скептицизм;

г) интуитивизм.
6. Метод научного познания, при котором, зная общие закономерности, мы можем предположить частные случаи, Декарт называет:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) интуицией.
7. Кто из философов Нового времени является автором афоризма: «Знание – сила»?

а) Бэкон;

б) Гоббс;

в) Декарт;

г) Локк.
8. Кто автор высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую»?

а) Беркли;

б) Бэкон;

в) Декарт;

г) Спиноза.
9. На множественность субстанций мира указывал философ Нового времени:

а) Лейбниц;

б) Локк;

в) Бэкон;

г) Декарт.
10. Какое философское направление развивалось во взглядах Локка?

а) агностицизм;

б) прагматизм;

в) сенсуализм;

г) мистицизм.

11. Кому принадлежат известное изречение «знание – сила»?

а) Р. Декарту;

б) Б. Спинозе;

в) Ф. Бэкону;

г) Т. Гоббсу.
12. Кто является автором «картезианского сомнения»?

а) Д. Локк;

б) Д. Беркли;

в) Р. Декарт.
13. Кого из перечисленных философов можно считать пантеистом?

а) Б. Спинозу;

б) Д. Юма;

в) Б. Паскаля.
14. Кто из философов ввел понятие предустановленная гармония:

а) И. Ньютон;

б) В. Лейбниц;

в) Г. Галилей.
15. Кто из философов сказал, что Просвещение – это выход из совершеннолетия?

а) Д. Дидро;

б) И. Кант;

в) Д. Аламбер.
16. Кто является автором трактата «Об общественном договоре»?

а) Д. Толанд;

б) Х. Вольф;

в) Ж.-Ж. Руссо.

17. В философии 17 - нач. 19 вв. в Европе господствовал:

а) рационализм;

б) иррационализм;

в) прагматизм.
18. Что является более характерным для рационализма?

а) рассудочность;

б) разумность;

в) предсказуемость;

г) чувственность.
19. Что является более характерным для эмпиризма?

а) опыт;

б) интуиция;

в) мудрость;

г) вера.
20. Что считали источником научных знаний рационалисты Нового времени?

а) чувственные ощущения;

б) разум;

в) опыт.
21. Что считали источником научных знаний эмпирики Нового времени?

а) чувственные ощущения;

б) разум;

в) опыт.
22. Кто из названных мыслителей был рационалистом?

а) Фома Аквинский;

б) Рене Декарт;

в) Джон Локк.


Немецкая классическая философия
1. В каком веке жил И. Кант?

а) в ХVI в.;

б) в ХVII в.;

в) в XVIII в.;

г) в XVIII-XIX вв.

2. Что такое «категорический императив» в философии И. Канта?

а) признание господина;

б) обязательное правило;

в) стремление к насильственному завоеванию.
3. Что означает введенный И. Кантом термин «априорный»?

а) основанный на опыте;

б) доопытный;

в) ни то, ни другое.
4. Как называет Имануил Кант свою философскую систему взглядов?

а) трансцендентальной;

б) прагматической;

в) структуралистской;

г) экзистенциалистской.
5. Как называет Имануил Кант свой философский метод?

а) экспериментальный;

б) критический;

в) догматический;

г) эклектичкеский.

6. «Вещь в себе» у Канта означает:

а) закрытую для других личность;

б) скрытый смысл вещи;

в) закон;

г) сущность.
7. Что такое «феномены»?

а) явления;

б) сущности;

в) ни то, ни другое.
8. Какой является философская система взглядов Гегеля?

а) идеалистической;

б) материалистической;

в) дуалистической;

г) плюралистической.

9. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

а) с мышления;

б) с природы;

в) со свободной воли;

г) с общества.
10. Что означает выражение Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно»?

а) простую тавтологию;

б) оправдание государства;

в) оправдание разумности мира;

г) призыв к революции.
11. Какой является философская система взглядов Л. Фейербаха?

а) идеалистической;

б) материалистической;

в) дуалистической;

г) плюралистической.
12. Какое философское учение развивалось во взглядах Л. Фейербаха?

а) антропологизм;

б) аксиология;

в) панлогизм;

г) интуитивизм.
13. Философию марксизма характеризуют как:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм.
14. К. Маркс предлагает следующую историческую типологию:

а) традиционное общество; индустриальное и постиндустриальное общество;

б) аграрная «волна», промышленная «волна», «третья волна»;

в) общественно-экономические формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).
15. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) Абсолютной идеи.
16. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) безосновная воля.
17. Назовите авторов и приверженцев философии диалектического материализма.

а) Кант и Гегель;

б) Маркс и Энгельс;

в) Плеханов и Ленин;

г) все они.

18. Представителем объективного идеализма является:

а) Дидро;

б) Платон;

в) Беркли;

г) Кант.
Современная западная философия
1. Что является более характерным для иррационализма?

а) бессознательное;

б) сознательное;

в) надсознательное;

г) разумное.
2. Какое философское направление развивалось во взглядах А. Шопенгауэра?

а) фатализм;

б) волюнтаризм;

в) сциентизм;

г) критицизм.
3. Философию сверхчеловека, который способен отбросить культурные запреты мешающие ему жить, провозглашает:

а) Ф.Ницше;

б) Ж.Ж.Руссо;

в) З.Фрейд.

4. Критерием истинности является практическая польза – такова позиция:

а) марксизма;

б) прагматизма;

в) рационализма.
5. Какую идею можно определить как прагматичную?

а) «мыслю, следовательно, существую»;

б) «имеет смысл лишь то, что имеет практическую пользу»;

в) «все разумное – действительно, все действительное – разумно».
6. Основателем психоанализа является:

а) З.Фрейд;

б) К. Юнг;

в) К.Маркс.
7. Психоанализ – это:

а) часть психотерапии;

б) врачебный метод исследования психики человека;

в) современная философско-психологическое учение;

г) все названное.
8. Какие бессознательные влечения З. Фрейд считал первичными?

а) влечение к жизни (или либидо, Эрос);

б) влечение к смерти (инстинкт агрессии, Танатос);

в) оба названных.
9. Почему бессознательное З. Фрейд называл «Оно»?

а) потому что на бессознательном уровне человек не осознает себя как «Я»;

б) потому что оно лишено связей с реальностью;

в) потому что оно вневременно.
10. Кто из названных мыслителей был последователем З. Фрейда (фрейдистом)?

а) Ч. Дарвин;

б) К. Г. Юнг;

в) Г.Маркузе.
11. Какие комплексы выявил на бессознательном уровне З. Фрейд.

а) Эдипов комплекс;

б) комплекс неполноценности;

в) комплекс гениальности.

12. Какой уровень психики, по З. Фрейду, выполняет роль цензора и вытесняет запретные желания обратно?

а) предсознательное;

б) бессознательное;

в) сознание.
13. На какие области культуры оказали влияние идеи З. Фрейда?

а) на литературу;

б) на философию;

в) на все названные.
14. Кто является основателем феноменологии?

а) Г. Гегель;

б) Ф. Ницше;

в) К. Ясперс;

г) Э. Гуссерль.
15. Исходная задача феноменологии Э. Гуссерля состоит:

а) в истолковании научного текста;

б) в выработке понятия «бытие осознанности»;

в) в определении смысла жизни человека;

г) в интерпретации новых знаний о мире.
16. Герменевтика – это:

а) искусство объяснения и толкования;

б) вид классической науки о языке;

в) иррациональная философия;

г) все названное.
17. «Герменевтический круг» – это:

а) поиск смысла текста;

б) проблема соотношения «целое-часть-целое»;

в) поиск истинного знания;

г) интерпретация нового знания.
18. Что является более характерным для герменевтики?

а) предсказание;

б) понимание;

в) чувствование.
19. Кто является автором «Логико-философского трактата»?

а) Мур;

б) Фреге;

в) Витгенштейн;

г) Рассел.
20. Кто из философов впервые употребил термин «персонализм»?

а) Мунье;

б) Якоби;

в) Прат;

г) Шлейермахер.
21. Основная проблема, которую рассматривает экзистенциализм:

а) проблема познания;

б) проблема человеческого существования;

в) поиск наилучшего общественного устройства.
22. Кто из экзистенциалистов писал, что человек есть просвет Бытия?

а) Ж.-П. Сартр;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хайдеггер.
23. Кому из экзистенциалистов принадлежит открытие, что второй стороной свободы является ответственность?

а) М. Буберу;

б) С. де Бовуар;

в) Ж.-П. Сартру.
24. Когда возник экзистенциализм в России?

а) накануне Первой мировой войны;

б) накануне Второй мировой войны;

в) в годы Второй мировой войны.
25. О каких свойствах жизни Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что «жизнь в целом и в каждый момент похожа на выстрел в упор»?

а) о ее смертельной опасности;

б) о ее непредсказуемости;

в) о том, что от нее невозможно уклониться.
26. Кто из названных философов принадлежал к логическим позитивистам?

а) Г. Спенсер;

б) Э. Мах;

в) Л. Витгенштейн.
27. Что показывает метод фальсификации?

а) что теория ложна;

б) что теория ненаучна;

в) либо первое, либо второе.
28. Чему соответствует у Т. де Шардена «пункт омега»?

а) Богу;

б) стадии сверхжизни;

в) сказанному в пунктах 1 и 2.

Русская философия
1. Характерные черты самобытной русской философии:

а) осмысление объективной реальности;

б) критическое осмысление Российской действительности;

в) космоцентиризм;

г) верны все определения.
2. Назовите основную черту русской философии:

а) эмпиризм;

б) позитивизм;

в) нравственно-религиозный характер;

г) рационализм.
3. С трудов какого мыслителя в России начинается философия как стройная мировоззренческая система?

а) П.Я. Чаадаев;

б) В.С. Соловьев;

в) М.В. Ломоносов;

г) И.В. Киреевский.
4. Древнерусская философская мысль развивается под влиянием:

а) византийской духовной культуры;

б) западноевропейской философии;

в) арабской философии.
5. Самостоятельная философия в России возникает в период:

а) Киевской Руси;

б) правления Петра I;

в) ХIХ в.
6. Как следует понимать термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н.Толстого?

а) непричинения зла другому;

б) сотворение добра;

в) середина между добром и злом;

г) бездействие.
7. В каком веке жил Ф.М. Достоевский?

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XIX в.
8. Назовите направление в философии, представители которого считали, что у России свой особый путь развития:

а) западники;

б) славянофилы;

в) просветители.
9. Представители какого философского направления считали, что Россия должна перенимать прогрессивный опыт западной цивилизации:

а) западники;

б) славянофилы;

в) просветители.

10. Социальную историю П. Чаадаев рассматривал:

а) как обусловленный религией процесс;

б) как нечто неподвижное;

в) как процесс, определяемый государством;

г) как нечто фатальное.
11. В философии славянофила Хомякова ключевое понятие:

а) бытие;

б) соборность;

в) всеединство;

г) русская идея.
12. Идею всеединства разрабатывал и пропагандировал русский философ:

а) Федоров;

б) Чаадаев;

в) Вл. Соловьев;

г) Бердяев.
13. К какому идеологическому направлению принадлежал А.И. Герцен?

а) славянофильство;

б) народничество;

в) позитивизм;

г) западничество.
14. Что означает термин «всеединство» в философии В.С.Соловьева?

а) единство природы и общества;

б) единство человека, природы и общества;

в) учение о сущности Единого;

г) единство Бога со всем миром.
15. В основу мира, согласно Н. Бердяеву, заложено:

а) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

б) стремление к свободе;

в) Бог;

г) София.

16. Причина русского коммунизма, согласно Н. Бердяеву, находится:

а) в мессианстве;

б) в позитивизме;

в) в русском национальном характере;

г) в продолжении западнической политики Петра I.

17. Какое философское направление было доминирующим в советской философии:

а) диалектический материализм;

б) прагматизм;

в) феноменология;

г) экзистенциализм.

Онтология
1. Раздел философии, который изучает проблемы бытия, называется:

а) онтология;

б) гносеология;

в) антропология.
2. Кто ввел в оборот термин «бытие»?

а) Милетцы;

б) Гераклит;

в) Элеаты.
3. Бытие – это философская категория, означающая:

а) объективный мир;

б) жизнь общественной среды;

в) материальную сферу общественной жизни;

г) все существующее.
4. В каком суждении дано более полное определение бытия?

а) бытие – это весь материальный мир;

б) бытие – это вся бесконечная вселенная;

в) бытие – это все формы психической деятельности;

г) бытие – это все то, что существует.
5. Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?

а) мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция;

б) единство мира определяется его общей структурностью;

в) единство мира состоит в его общей закономерности;

г) единство мира состоит в его материальности.
6. Идеальное – это:

а) субъективная реальность;

б) абстрактное мышление человека;

в) умственное осознание бытия;

г) все сказанное верно.
7. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?

а) идеи должны соответствовать вещам;

б) вещи должны соответствовать идеям;

в) должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями.
8. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»?

а) материализму;

б) идеализму;

в) дуализму;

г) сциентизму.
9. Что означает понятие «материя»?

а) материя есть постоянная возможность ощущений;

б) материя – «…есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»;

в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств.

10. Что лежит в основе существования материи?

а) вода;

б) огонь;

в) апейрон;

г) движение в пространстве и во времени.
11. Каковы основные причины движения материи?

а) материя движется (изменяется) по воле божьей;
  1   2   3
написать администратору сайта