Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему именно отношения с Западом стали важным направлением советской внешней политики после смерти И.В.Сталина Далее рекомендуется поднять вопрос о мирных инициативах СССР

  • Задние: Напишите об этих событиях подробно. ХХ съезд КПСС о новых теоретических положениях относительного развития отношений со странами «капиталистического лагеря»

  • Углубление военно-блокового противостояния.

  • СССР и страны Восточной Европы.

  • СССР и конфликты Азии, Африки и Латинской Америки. Задание обучающимся

  • Международные отношения в 1950 – 1979 гг. Цели

  • Новые термины

  • Беседа с обучающимися по теме «Столкновение между сверхдержавами в 1950 – 1960-е годы». Изучите данный материал, найдите и законспектируйте дополнительный материал.

  • Комментарий учителя.

  • Запись в тетради.

  • Беседа с обучающимися по теме «период разрядки».

  • Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70 гг. ХХ в.

  • Самостоятельная работа студентов. Введение. Россия и мир в новейшее время


    Скачать 158.46 Kb.
    НазваниеВведение. Россия и мир в новейшее время
    АнкорСамостоятельная работа студентов.docx
    Дата11.01.2018
    Размер158.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамостоятельная работа студентов.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #14913
    КатегорияИстория
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Тема: Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70 гг.

    Цели:

    1.Знать основные направления внешней политики Советского Союза в конце 50-70 гг.

    2.Раскрыть новые тенденции во внешней политике СССР

    3.Охарактеризовать кризисные явления в развитии международных отношениях

    4.Выполнить тестовые задания

    5.Раскрыть содержание исторически документов

    • Почему именно отношения с Западом стали важным направлением советской внешней политики после смерти И.В.Сталина?

    Далее рекомендуется поднять вопрос о мирных инициативах СССР:

    • После утверждения лидерства Н.С.Хрущева началась нормализация отношений между СССР и Югославией.

    • Предприняты шаги, направленные на изменения положения, когда через десятилетие после окончания Второй мировой войны так и не были подведены итоги, не заключены мирные договоры между воевавшими странами.

    • После переговоров в 1955 г. войска СССР, США и Великобритании покинули Австрию. Она стала нейтральным демократическим государством.

    • СССР предложил закончить мирные договоры с Германией и Японией и даже был готов пойти на определенные уступки.

    Задние: Напишите об этих событиях подробно.

    1. ХХ съезд КПСС о новых теоретических положениях относительного развития отношений со странами «капиталистического лагеря»

    Ответьте на вопрос :

    - Можно ли считать провозглашенный курс на мирное сосуществование отказом СССП от «холодной войны»

    1. Углубление военно-блокового противостояния.

    Ответьте на вопросы:

    • Порассуждайте, почему мирные инициативы СССР, направленные на установление отношений с Германией и Японией, остались безрезультатными?

    • Как вы оцениваете создание организации Варшавского договора (ОВД)?

    • Когда ОВД была создана и кто первоначально в нее входил?

    • Рассматриваемые события в итоге привели к военно-стратегическому патритету двух держав.

    Сформировавшаяся к середине 1950-х гг. система международных отношений существовала около 40 лет и определила шансы и особенности взаимоотношений между странами мира.

    1. СССР и страны Восточной Европы.

    Попытки перестроить внешнеполитических курс привели к кризису о взаимоотношениях между СССР и странами Восточной Европы.

    Задание обучающимся:

    • Показать на карте социалистические страны Восточной Европы

    • Объяснить, поэтому эти страны стремились к самостоятельности во внутриполитическом и внешнеполитическом курсах.

    Далее материал рассматривается варивтивно:

    1. вариант – Венгерский кризис и действия СССР.

    Задание обучающимся: познакомьтесь с текстом учебника и фрагментом исторического документа. Дайте оценку происходивших событий в Венгрии. Оцените дейтвия Советского руководства.

    «совершенно секретно

    24 октября 1956 г.

    … в г. Будапеште нашими войсками полностью захвачены важнейшие представительные здания, сопротивления – кинотеатр «Кирвин» и площадь им. Москвы и западной части Будапешта.

    В кинотеатре, который вместе с прилегающими зданиями занимает целый квартал, сосредоточенно значительное количество повстанцев с танками и артиллерией.

    Войскам поставлена задача: произвести необходимую перегруппировку и полностью ликвидировать оставшиеся очаги сопротивления в Будапеште»

    1. вариант – Карибский кризис и действия СССР.

    Задание обучающимся познакомьтесь с текстом учебника и фрагментом документального материала. Ответьте на вопрос: в связи с чем было принято решение о возведение Берлинской стены, как это событие было воспринято европейцами?

    Общее задание обучающимся: раскройте связь кризисных явлений в ряде стран Восточной Европы с внутриполитическими событиями в СССР.

    1. СССР и конфликты Азии, Африки и Латинской Америки.

    Задание обучающимся:

    • Назвать и показать на карте ведущие страны «третьего мира»

    • Какие изменения происходили в отношении СССР со странами, «освободившимися от колониального гнета»?

    • Какую помощь оказывал СССР странам «третьего мира»?

    Учителю необходимо обратить внимание на стремительные темпы деколонизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

    Следует отметить, что в результате деколонизации возникло несколько новых государств «третьего мира», во многом по разных по уровню развития и цивилизационным особенностям.

    Вовлечение стран «третьего мира» в современные интеграционные процессы стало неизбежным, так как их изоляция в мире, который стал взаимосвязанным, была уже невозможна. Каждая из сверхдержав стремилась вовлечь вновь образовавшиеся государства в свою орбиту интересов, зачастую используя их внутренние проблемы им трудности. Это обусловило соперничество СССР и США в этих регионах мира.

    В 1957-1964 гг. СССР оказывал экономическую помощь 20 странам Азии, Африки и Латинской Америке (в ущерб собственному экономическому развитию)

    Страны Запада стремились защитить свои экономические и военно – политические интересы в ключевых районах мира.

    Подготовьте короткие сообщения:

    • «Суэцкий кризис»

    • «Конфликт вокруг Ливии и Иордании»

    • «Карибский кризис»

    Вопросы:

    • На какие силовые элементы опиралось советское руководство, проводя жесткий внешнеполитический курс отношений Запада?

    • В чем проявляется геополитический характер интересов СССР в отношении стран «третьего мира»?

    • Порассуждайте, почему принципы демократии, суверенитета, национальный самобытности по отношению к странам «третьего мира» практически игнорировались сверхдержавами, которые эти принципы декларировали после окончания Второй мировой войны?



    Международные отношения в 1950 – 1979 гг.

    Цели:

    • Охарактеризовать особенности «Холодной войны»

    • Описать внешнеполитические ориентиры периоды разрядки.

    Новые термины: Движение неприсоединения.

    1. Проверка домашнего задания

    Письменное задание. Напишите сочинение – эссе на тему «Ценности и ориентиры современной культуры». Работа рассчитана на 15 минут. Студентам разрешается пользоваться учебниками, своими записями и прочими материалами.

    1. Беседа с обучающимися по теме «Столкновение между сверхдержавами в 1950 – 1960-е годы». Изучите данный материал, найдите и законспектируйте дополнительный материал.

    - Почему противостояние сверхдержав было неизбежным? (СССР и США не просто две наиболее могущественные державы своего времени, они представляли противоположные социально-политические системы.)

    - Почему не могло быть открытого столкновения СССР и США? (Ответственные политики боялись развязать ядерную войну)

    - Когда же «холодная война» приобрела острые формы? ( В странах «третьего мира», где сталкивались интересы сверхдержав)

    - Какие «болевые точки» во взаимоотношениях СССР и США вы можете назвать? ( Корея, Куба, Вьетнам, Ближний Восток и т.д.)

    - Кто поддерживал Израиль в ближневосточном конфликте? (США)

    Комментарий учителя. Серьезные проблемы возникли в связи с политическими изменениями в странах «третьего мира». В 1952 г. в Египте была свергнута монархия. Был установлен республиканский строй правления. В 1952 г. египетское правительство во главе с Насером объявило о национализации Суэцкого канала. Англо – французско – израильские войска совершили агрессию в отношении Египта. Им пришлось отступить под давлением мирового общественного мнения и СССР, угрожавшего вооруженными силами поддержать Египет. Новый удар по интересам великих держав – иракская революция в 1958 г.

    - Как вы думаете, какова была политика США в связи с этими событиями? ( США увидели в этих событиях угрозу усиления позиций в регионе. В итоге они предпочли занять «вакуум», возникший после внешнеполитических поражений европейских держав. Поэтому США ввели войска на территорию Ливана и Иордании.)

    - Вспомните, почему в мае 1960г. не состоялась встреча между Н.С.Хрущевым и Д.Эйзенхауром? (1 мая 1960г. над территорией СССР был сбит американский самолет – разведчик.)

    - В связи с чем возник Карибский кризис? (СССР разместил ядерное оружие на территории Кубы.)

    - Почему тема Кубы стала столь болезненной для США? (На Кубе установился коммунистических просоветский режим.)

    Комментарий учителя. Кроме того, в 1961г. провалилась высадка американского десанта на Кубу.

    - Каковы были условия разрешения кризиса? ( СССР выводил ракеты с Кубы, США, из Турции. Также США обязывались уважать суверенитет Кубы.)

    Запись в тетради. В 1962г. – Карибский кризис.

    Комментарий учителя. В 1970г. вступил в действие Договор о нераспространении ядерных вооружений.

    Запись в тетради: 1970г. договор о нераспространении вооружений.

    - Какую страну из движения неприсоединения вы знаете? (Индию.)

    - как вы думаете, какова был стратегия государств движения сопротивления? (Они не считали возможным быть сателлитами одной из 2 сверхдержав, считая, что и США и СССР ведут опасную политику для сохранения мира)

    Комментарий учителя: Лидерами движения были президент Югославии И.Броз – Тито, премьер-министр Индии Дж.Неру, президент Египта Г.А.Насер. В 1961г. в Белграде состоялась конференция 25-государств, присоединившихся к движению неприсоединения.

    1. Беседа с обучающимися по теме «период разрядки».

    - Как вы думаете, в чем причина разрядки? (Правящие режимы стремились к стабильности, ради этого они готовы были признать возможность мирного сосуществования двух систем).

    Комментарий учителя: В 1975г. в Хельсинки был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это соглашение (правда, не имевшее юридического статуса) подписали 33 европейских государств, а также США и Канада. Согласно данному документу, все подписавшие его стороны обязывались соблюдать прва человека; также декларировалась нерушимость европейских границ.

    Записи в тетради: 1975г. – подписание Хельсинского соглашения.

    - Какие договоренности между СССР и США были подписаны в это время? ( В 1972г. были подписаны договоры об ограничении систем противоракетной обороны. (ПРО) и договор об ограничении стратегических вооружений (т ОСВ-1). Первый документ предполагал, что система противоракетной безопасности в СССР останется лишь над Москвой, в США – над расположением пусковых установок ракет.)

    - Как вы думаете, в чем замысел данных соглашений? (Их сверхзадача – уравновесить военную мощь сверхдержав, таким образом сделав вооруженный конфликт бессмысленным.)

    - как вы думаете, почему период разрядки не мог продолжаться долго? (Интересы сверхдержав сталкивались по всему миру. Равновесие нарушалось постоянно, а возможности для компромисса были ограничены.)

    Комментарий учителя. В 1974г. революционный режим установился в Эфиопии, в 1975г. – в Мозамбике и Анголе, в 1978 г. – в Афганистане, в 1979г.- в Никарагуа. В том же году советские войска вторглись в Афганистан. В 1981г. в Польше было введено военное положение. В результате всех этих конфликтов продолжение политики разрядки стало невозможным.

    Изучите содержание исторических документов.

    Из речи президента США Джона Ф.Кеннеди

    «… что касается Берлина, то, как вам известно, Хрущев намеревается одним росчерком, во-первых, упразднить наше законное право находиться в Западном Берлине, а во-вторых, лешить нас возможности выполнять наши обязательство по отношению к двум миллионам жителей Западного Берлина. Это допустить мы не можем…»

    «Я намерен осуществить теперь следующие мероприятия:

    1. Я испрошу завтра у Конгресса дополнительные ассигнования для вооруженных сил в финансовом году в размере 3247 млн.долларов.

    2. Чтобы пополнить наши нынешние армейские дивизии и иметь в распоряжении большинства солдат на случай немедленного введения их в действие, я прошу Конгресс увеличить санкционированную численность наших вооруженных сил с 875000 человек до приблизительно одного млн.человек…»

    Устное послание Председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущева Президенту США Дж.Кеннеди.

    «… Мы, г-н Президент, уже выполняли свои обязательства относительно вывозы наших самолетов ИЛ-28 с Кубы и даже досрочно. Понятно, что выполнение вами ваших обязательств не может быть наглядно продемонстрировано, как это было сделано нами, поскольку ваши обязательство носят долговременный характер. Но важно их выполнять и сделать того, чтобы не было с самого начала посеяно сомнения в том, что они будут выполнять.»

    Из открытого письма ЦК КПСС партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза

    «… в изображении китайских товарищей разногласия… выглядят так: одна сторона стоит за мировую революцию, в то время, как другая сторона КПСС, марксистско – ленинские партии, забыла о революции, даже «боится» ее революционной борьбы заботится о таких «недостойных» истинного революционера, как мир, хозяйственное развитие социалистических стран и повышение благосостояния народов, как борьба за демократические права и жизненные интересы трудящихся капиталистических стран…»

    Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

    • Какие события мировой политики показали необходимость решения внешнеполитических проблем путем недопущения новой мировой войны?

    Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70 гг. ХХ в.

    Лабораторная работа по документам

    Задача для учащихся: подумайте, почему на протяжении 1953-1964 годов отношения между СССР и США постоянно были на грани перерастания в военный конфликт?

    Используя тест учебника, объясните о каких событиях идет речь в следующих документах.

    А) из воспоминания бывшего консула СССР в Польше Ю.В.Бернова

    «…21 июня мне позвонил посол и сообщил, что по сведениям советских специалистов, работающих на вагоностроительном заводе имени Цигельского, в Познании назревают серьезные события, которые могут перерасти антиправительственные выступления. Посол просил меня срочно выехать туда. Прибыл я в Познань, когда город уже был охвачен анархией. К демонстрации рабочих, справедливо требовавших урегулирования заработной платы и улучшения уровня жизни, присоединились хулиганские и экстремистские элементы, которые используя национальные чувства поляков, выкрикивали антисоциалистические лозунги, подталкивая жителей города на противоправные действия. В город были введены войска…»

    (Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.). Учебное пособие для студентов ВУЗов под редакцией А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина, М.Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 с.174.)

    Б) Докладная записка маршала Г.К.Жукова и маршала В.Д.Соколовского в ЦК КПСС Сов.секретно24 октября 1956г.

    «…в г. Будапеште нашими войсками полностью захвачены важнейшие правительственные здания и сопротивление мятежников в основном сломлено. В городе осталось два очага сопротивления – кинотеатр «Корвин» и площадь им. Москвы в западной части Буды.

    (Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.). Учебное пособие для студентов ВУЗов под редакцией А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина, М.Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 с.174.)

    В) Памятная записка Советского правительства правительству Японии 27 января 1960г.

    «… 19 января подписан так называемый «Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности» между Японией и США. Содержание этого договора серьезно затрагивает положение на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана и тем самым интересы многих государств, расположенных в этом обширном районе, в первую очередь, конечно, таких непосредственных соседей Японии, как Советский Союз и Китайская Народная Республика.

    По этому договору пребывание иностранных баз, вооруженных сил и наличие военных на японской территории вновь закрепляется на длительный период с добровольного согласия правительства Японии. В соответствии со статьей 6 указанного договора Соединенным Штатам Америки «разрешается, чтобы их сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы пользовались обслуживанием и объектами в Японии». Имеющиеся в договоре оговорки относительно консультаций о его выполнении не могут скрыть того факта, что Япония может быть вовлечена в военный конфликт помимо воли японского народа…»

    (Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.). Учебное пособие для студентов ВУЗов под редакцией А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина, М.Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 с.174.)

    Г) Из речи президента США Джонна Ф.Кеннеди26 июня 1961г.

    «… что касается Берлина, то, как вам известно, Хрущев намеревается одним росчерком, во-первых, упразднить наше законное право находиться в Западном Берлине, а во-вторых, лешить нас возможности выполнять наши обязательство по отношению к двум миллионам жителей Западного Берлина. Это допустить мы не можем…»

    «Я намерен осуществить теперь следующие мероприятия:

    1. Я испрошу завтра у Конгресса дополнительные ассигнования для вооруженных сил в финансовом году в размере 3247 млн.долларов.

    2. Чтобы пополнить наши нынешние армейские дивизии и иметь в распоряжении большинства солдат на случай немедленного введения их в действие, я прошу Конгресс увеличить санкционированную численность наших вооруженных сил с 875000 человек до приблизительно одного млн.человек…»

    (Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.). Учебное пособие для студентов ВУЗов под редакцией А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина, М.Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 с.174.)

    Д) Устное послание Председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущева Президенту США Дж.Кеннеди 10 декабря 1962 года

    «… Мы, г-н Президент, уже выполняли свои обязательства относительно вывозы наших самолетов ИЛ-28 с Кубы и даже досрочно. Понятно, что выполнение вами ваших обязательств не может быть наглядно продемонстрировано, как это было сделано нами, поскольку ваши обязательство носят долговременный характер. Но важно их выполнять и сделать того, чтобы не было с самого начала посеяно сомнения в том, что они будут выполнять.»

    Е) Из открытого письма ЦК КПСС партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза

    «… в изображении китайских товарищей разногласия… выглядят так: одна сторона стоит за мировую революцию, в то время, как другая сторона КПСС, марксистско – ленинские партии, забыла о революции, даже «боится» ее революционной борьбы заботится о таких «недостойных» истинного революционера, как мир, хозяйственное развитие социалистических стран и повышение благосостояния народов, как борьба за демократические права и жизненные интересы трудящихся капиталистических стран…»

    Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70 гг. ХХ в.

    Задание обучающимся:

    1. Назвать и показать на карте ведущие страны «третьего мира».

    2. Какие изменения происходили в отношении СССР со странами, «освободившимися от колониального гнета»?

    3. Какую помощь оказывал СССР странам «третьего мира»?

    Подготовить сообщения по темам:

    1. «Суэцкий кризис»

    2. «Конфликт вокруг Ливии и Иордании»

    3. «Карибский кризис»

    Вопросы:

    1. На какие силовые элементы опиралось советское руководство, проводя жесткий внешнеполитический курс отношений Запада?

    2. В чем проявляется геополитический характер интересов СССР в отношении стран «третьего мира»?

    Вопросы:

    1. На какие силовые элементы опиралось советское руководство, проводя жесткий внешнеполитический курс в отношении Запада?

    2. В чем проявляется геополитический характер интересов СССР в отношении стран «третьего мира»

    3. Порассуждайте, почему принципы демократии, суверенитета, национальный самобытности по отношению к странам «третьего мира» практически игнорировались сверхдержавами, которые эти принципы декларировали после окончания Второй мировой войны?


    1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта