Главная страница
Навигация по странице:

  • Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия

  • Предприятие: процесс и результаты деятельности

  • Основной понятийный аппарат

  • Макроэкономика: основные параметры и пропорции

  • Основной понятийный аппарат Задания: 1.

  • Наименование отраслей

  • Экономический рост и цикличность экономического развития

  • Денежная система и инфляция

  • Задания к семинарам по экономике. Введение в экономическую теорию


    Скачать 207.5 Kb.
    НазваниеВведение в экономическую теорию
    АнкорЗадания к семинарам по экономике.doc
    Дата22.04.2017
    Размер207.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗадания к семинарам по экономике.doc
    ТипДокументы
    #1659

    Введение в экономическую теорию.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Предмет, метод и функции экономической теории.

    2. Возникновение и развитие экономической теории как науки.

    3. Ресурсы и факторы производства.

    4. Экономическая система и ее производственные возможности. Проблема выбора оптимального объема производства.

    5. Кривая производственных возможностей.

    6. Рынок и его функции. Субъекты и объекты рыночной экономики.



    Задания.

    1. Рассмотрите таблицу 1.1, данные которой характеризуют производственные возможности страны Х в условиях полной занятости, ограниченных ресурсов и полного объема производства.

    Таблица 1.1


    Вид продукта

    Производственные альтернативы

    а

    в

    с

    д

    е

    Станки, шт.

    80

    60

    40

    20

    0

    Часы, шт.

    0

    200

    300

    350

    400


    На основании данных табл. 1.1:

    а) постройте КПВ экономики страны Х;

    б) определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства для следующих комбинаций:

    60 станков и 200 часов;

    60 часов и 80 станков;

    300 часов и 35 станков;

    300 часов и 40 станков;

    58 часов и 250 станков.
    2. Страна производит автомобили и пушки.

    Автомобили 5 4 3 2 1 0

    Пушки 0 7 13 18 22 25

    Определите альтернативные издержки производства:

    а) одного дополнительного автомобиля; б) одной дополнительной пушки.

    3. Рассмотрите представленную кривую производственных возможностей.

    Инвестиционные блага


    D
    Потребительские блага
    Какой экономический смысл имеют:

    1) точки А, В, С, D;.

    2) движение от точки А к точке В? От точки В к точке С ? От точки С к точке А ? От точки А к точке D?.
    4 Абстрактная экономическая ситуация: при производстве 1 кг алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует (табл.1.2)?

    Таблица 1.2


    Вид продукта

    Вариант

    а

    в

    с

    д

    Алюминий, кг

    5

    7

    6

    5

    3

    4

    1

    2

    Вазы, штук

    10

    20

    20

    30

    10

    20

    30

    10


    Семинар № 2

    Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия

    Вопросы для обсуждения:

    1. Спрос: понятие и факторы его определяющие. Закон спроса. Изменение спроса и величины спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

    2. Закон предложения. Предложение и количество предложения. Неценовые факторы предложения.

    3. Эластичность спроса: по цене и доходу потребителя. Перекрестная эластичность спроса.

    4. Эластичность предложения по цене.


    Задания:

    1. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар – комплимент:

    • спрос на ягоды (при росте цен на сахар);

    • спрос на DVD-плееры (при росте цен на DVD-диски);

    • спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).

    Покажите графически, в каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары (ягоды, DVD-плееры, автомобили).

    2. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-субститут:

    - спрос на ж/д билеты (при росте цен на авиаперевозки);

    - спрос на чай (при росте цен на кофе);

    - спрос на кур (при снижении цены на мясо).

    Покажите графически, в каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары (ж/д билеты, чай, куры).

    4. Цена на товар А выросла на 10%, при этом объем его предложения вырос на 6 %. Цена на товар В выросла на 6 %, при соответствующем росте объемов его предложения на 2 %. Предложение какого из товаров более эластично по цене?
    5. Цена на яблоки выросла с 10 до 12 руб. за 1 кг, после чего величина спроса на них снизилась со 100 до 96 кг в день. Цена на картофель снизилась с 6 до 5,5 руб. за 1 кг, после чего величина спроса на него выросла с 3 до 3,8 т в день. Спрос на какой товар более эластичен по цене?
    6. Товар С – высшей категории. Используя графические модели, определите, как могут повлиять на равновесную цену и равновесное количество товара С следующие изменения:

    а) существенно вырастут доходы основных потребителей товара С при незначительном усилении налогового бремени для предприятий, его производящих;

    б) незначительно снизятся цены на товары-заменители товара С при значительном сокращении количества фирм, производящих именно его.
    7. Функция спроса имеет вид D = 30-5P, а функция предложения S = -5 + 2P. Определите:

    1) цену равновесия и объём продаж;

    2) как изменяется спрос и предложение, если установится цена, равная 4 ден. ед.;

    3) что произойдёт с объёмом продаж, если цена установится на уровне 6 ден. ед.
    8. В результате повышения цены товара с 5 ден. ед. до 7 ден. ед. объём проса сократился с 9 млн. ден. ед. до 7 млн. ден. ед. Определить эластичность спроса по цене.
    9. Предположим, есть два рынка товара А. Функция спроса на первом: D1 = 25 - Р, предложения S1 = -11 + 2P; на втором, соответственно: D2 = 60 - 2P, S2 = -20 + 2P. Как изменится цена равновесия и объём продаж, если эти рынки объединятся?
    10. Функция спроса населения на данный товар: QD = 7 – Р, функция предложения данного товара QS = - 5 + 2 Р, где QD – объем спроса в млн. штук в год, QS – объем предложения в млн. штук в год, Р – цена в тыс. руб. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Что случится, если будет установлена правительством на уровне 3 тыс. рублей?
    11. Функция спроса населения на данный товар: QD = 4 – Р, функция предложения данного товара QS = - 5 + Р, где QD – объем спроса в млн. штук в год, QS – объем предложения в млн. штук в год, Р – цена в тыс. руб. Постройте графики спроса и предложения. Определите равновесный объем продаж.
    Семинар № 3

    Предприятие: процесс и результаты деятельности
    Вопросы для обсуждения:

    1. Предприятие как основное организационно-экономическое и предпринимательское звено рыночной экономики.

    2. Производственная функция. Изокванта.

    3. Процесс индивидуального воспроизводства предприятия. Кругооборот и оборот фондов предприятия.

    4. Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора производства.


    Задания:

    1. На основе данных, представленных в таблице 1:

    1) определите величину среднего и предельного продуктов за месяц при условии, что количество машинного времени остается постоянным;

    2) постройте графики общего, среднего и предельного продуктов труда;

    3) объясните, как форма кривой совокупного продукта труда иллюстрирует действие закона убывающей отдачи факторов производства.

    Таблица 1


    Затраты труда

    Общий продукт труда

    Средний продукт труда

    Предельный продукт труда

    10

    20

    30

    40

    50

    60

    70

    80

    35

    150

    210

    250

    270

    288

    305

    315








    2. Если считать обучение производственным процессом (целевая функция – объем полученных знаний, качество знаний для упрощения не учитывается), то что следует считать факторами производства и какой вид производственной функции можно применить для описания такого процесса? Капиталоинтенсивной или трудоинтенсивной является технология обучения, применяемая в ВолГУ?
    3. Заполните пропуски в таблице 2:

    Таблица 2

    Объём применения переменного ресурса

    Общий выпуск продукции

    Предельный продукт

    Средний продукт

    3

    90

    -




    4




    30




    5

    140







    6







    25


    4. Фирма, производящая конфеты, выбирает одну из трех производственных технологий, каждая из которых отличается различным сочетанием используемых ресурсов (труда – L и капитала – К). Данные о применяемых технологиях приводятся в таблице 3.

    Таблица 3


    Объем производства

    Технологии

    А

    Б

    В

    L

    K

    L

    K

    L

    K

    1

    9

    2

    6

    4

    4

    6

    2

    19

    3

    10

    8

    8

    10

    3

    29

    4

    14

    12

    12

    14

    4

    41

    5

    18

    16

    16

    19

    5

    59

    6

    24

    22

    20

    25

    6

    85

    7

    33

    29

    24

    32

    7

    120

    8

    45

    38

    29

    40


    Предположим, что цена единицы труда составляет 200 руб., а единицы капитала – 400 рублей. Определите:

    1. общие издержки при каждом уровне выпуска продукции;

    2. какую производственную технологию выберет фирма при каждом уровне выпуска продукции;

    3. если цена единицы труда увеличилась до 300 рублей, е цена капитала осталась прежней, повлияет ли это на выбор технологии?


    Темы рефератов

    1. Специфика, роль и функции малого бизнеса в рыночной экономике.

    2. Показатели деятельности предприятия.

    3. Акционерные общества и их роль в экономике.

    4. Инвестиционная стратегия предприятия в современных условиях.

    5. Банкротство предприятия.

    6. Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономике России.


    Семинар № 4 (4 часа)

    Издержки производства

    Вопросы для обсуждения:

    1. Сущность и виды издержек производства: экономические, бухгалтерские, вмененные издержки, постоянные, переменные, совокупные издержки.

    2. Средние и предельные издержки производства.

    3. .Показатели эффективности функционирования предприятия. Взаимосвязь между издержками производства и прибылью фирмы.


    Основной понятийный аппарат

    Экономические, бухгалтерские (внешние, явные), неявные (внутренние) издержки, нормальная прибыль, бухгалтерская, экономическая прибыль, постоянные и переменные издержки, совокупные, средние, предельные издержки, средние постоянные и средние переменные издержки, валовая и чистая прибыль фирмы, себестоимость производства и реализации продукции, рентабельность производства.
    Задания:

    1. Компания «N» производит кондиционеры и продает с доставкой на дом. Данные об объеме выпускаемой продукции показаны в таблице 4. Издержки использования труда одного рабочего составляют 50 долл. в день, а постоянные издержки фирмы составляют 150 долл. Заполните таблицу.

    Сравните данные предельного продукта и предельных издержек. Объясните наблюдаемую закономерность.

    Таблица 4.

    Число рабочих

    Количество кондиционеров

    Предельный продукт труда

    Совокупные издержки

    Средние издержки

    Предельные издержки

    0

    0

    -










    1

    7













    2

    25













    3

    50













    4

    80













    5

    95













    6

    104













    7

    107














    2. Расширяя производство, объем выпуска продукции фирмы увеличился на 60 % и составил 120 ед., при этом совокупные издержки составили 540. Чему равны предельные издержки, если известно, что средние издержки до роста производства составляли 6?
    3. Заполните таблицу:


    Общий объем продукции, Q

    ТC

    VC

    FC

    AC

    MC

    0

    50




    50







    5

    70




    50







    15

    90




    50







    30

    100




    50







    50

    110




    50







    75

    130




    50







    95

    140




    50









    4. Объем выпуска продукции фирмы сократился на 20 % и составил 400 ед. при этом совокупные издержки сократились на 10% и составили 2700. На сколько изменились средние издержки?
    5. Фирма расширяет производство со 100 ед. на 5%. При этом средние издержки возрастают со 150 до 210. Чему будут равны предельные издержки?

    6. При производстве 40 деталей AVC составили 20 рублей. При выпуске 20 деталей AFC составили 10 рублей. При выпуске 50 деталей АС равны 60 рублям. Определите:

    1. Величину АС при производстве 40 деталей.

    2. Величину AVC при производстве 50 деталей.
    Семинар № 5 (2 часа)

    Конкуренция и монополия

    Вопросы для обсуждения:

    1. Сущность, виды и формы конкуренции.

    2. Типы конкурентных рынков: совершенная и несовершенная конкуренция.

    3. Монополия: экономическая природа, причины возникновения и типы. Монопольная цена и монопольная прибыль. Ценовая дискриминация.

    4. Виды монопольных союзов (горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация).

    5. Методы антимонопольной политики государства.


    Задания:

    1. Укажите, в какой рыночной структуре – чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция – действуют нижеприведенные предприятия. Ответ обоснуйте.
    а) автомобильный завод;

    б) оператор мобильной телефонной связи;

    в) нефтяная фирма;

    г) производитель табака;

    д) ферма;

    е) фирма, производящая алюминий.
    2. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:

    1) большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам;

    2) большое количество поставщиков предлагают фирменную одежду по относительно схожим ценам;

    3) несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин;

    4) единственная фирма покупает угледобывающее оборудование;

    5) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.
    3. Поразмышляйте над нижеприведенными ситуациями. К какому виду монополии (закрытая, открытая, естественная) относится каждая из предложенных ситуаций? Ответ обоснуйте.

    а) компания впервые вышла на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкурентов;

    б) автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав;

    в) фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффективность достигается лишь путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.

    4. В отношении, каких из нижеприведенных случаев, с вашей точки зрения, было бы целесообразно использовать антимонопольное законодательство? Ответ обоснуйте.

    а) три городских хлебопекарных комбината решили образовать картель с целью проведения единой ценовой политики;

    б) несколько предприятий пищевой промышленности решили образовать союз типа «трест»;

    в) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;

    г) открытие новой технологии по производству биологических фильтров позволило предприятию влиять на рынок средств по очистке воды.

    Макроэкономика: основные параметры и пропорции

    Вопросы для обсуждения:

    1. Макроэкономика, ее методы и место в экономической теории.

    2. Кругооборот доходов и продуктов.

    3. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели (ВВП, ЧНП, НД, ЛД и др.).


    Основной понятийный аппарат

    Задания:

    1. Объясните, чем отличаются категории: «валовой национальный продукт» и «валовой внутренний продукт», «конечный и промежуточный продукт»?

    2. Объясните, почему показатель ВНП в современной экономике практически не используется?

    3. Какие методы расчета ВВП Вы знаете? В чем их сильные и слабые стороны?

    4. Определите валовой и чистый внутренний продукт, валовой и чистый национальный доход, валовой выпуск и промежуточное потребление по сферам деятельности и в целом по экономике с использованием информации из таблицы 1.

    Таблица 1.


    Наименование отраслей

    (в алфавитном порядке)

    Выпуск (усл. ед.)

    Промежуточное потребление (усл. ед.)

    1. Дорожное хозяйство

    5

    1

    2. Жилищное хозяйство

    27

    5

    3. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

    31

    10

    4. Информационно-вычислительное обслуживание

    2

    1

    5. Коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание (в части услуг нематериального характера)

    16

    4

    6. Кредитование

    3

    1

    7. Культура и искусство

    9

    3

    8. Лесное хозяйство

    1

    0

    9. Материально-техническое снабжение

    15

    9

    10. Народное образование

    48

    8

    11. Наука

    55

    13

    12. Общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства

    5

    2

    13. Оптовая торговля

    5

    1

    14. Промышленность

    868

    500

    15. Прочие виды деятельности материального производства, включая те из них, которые связаны с рыночной инфраструктурой

    8

    2

    16. Розничная торговля и общественное питание

    62

    31

    17. Сельское хозяйство

    265

    100

    18. Связь

    11

    1

    19. Страхование

    2

    0

    20. Строительство

    166

    80

    21. Транспорт

    85

    21

    22. Управление и оборона

    104

    74



    Экономический рост и цикличность экономического развития

    Вопросы для обсуждения:

    1. Экономический рост: его сущность, типы, динамика.

    2. Факторы экономического роста.

    3. Цикличное развитие экономики. Типы экономических циклов. Материальная основа периодичности экономических кризисов.

    4. Антикризисная политика государства.


    Задания:

    1. Объясните, в чем принципиальное различие понятий экономического развития и роста?

    2. Дайте классификацию типов и факторов экономического роста. Какая взаимосвязь существует между расширенным воспроизводством и экономическим ростом?

    3. Объясните, в какой зависимости находится экономический рост от структурных сдвигов в национальной экономике.

    4. Назовите фазы экономического цикла и дайте характеристику каждой фазы.

    5. Может ли быть экономическое развитие безкризисным?.


    Денежная система и инфляция

    Вопросы для обсуждения:

    1. Деньги как производственный ресурс. Сущность и функции денег.

    2. Покупательная способность и ликвидность денег.

    3. Денежное обращение и денежная система. Денежная масса.

    4. Причины, виды и последствия инфляции. Уравнение обмена Фишера.

    5. Измерение инфляции. Индексы цен.

    6. Антиинфляционная политика государства. Виды денежных реформ.


    Задания:

    1. Объясните, какие функции выполняют деньги в перечисленных ниже экономических операциях:

    а) возврат взятой ранее ссуды;

    б) оплата товара в магазине;

    в) оплата коммунальных платежей;

    г) выплата процентов по ссуде;

    д) внесение денег на сберегательный вклад;

    е) покупка долларов.

    2. Объясните, каким образом с введением денег в качестве средства обращения преодолеваются трудности бартерного обмена.

    3. Объясните, почему золото и серебро «вытеснили» товарные деньги и виде соли, слоновой кости, мехов и т.п.?

    4. В каких основных сферах золото как товар с уникальными природными свойствами и со специфическими особенностями бывших денег находит применение сегодня?

    5. Проанализируйте, какие качественные и количественные изменения происходят в организации денежного обращения при внедрении и распространении «электронных» денег

    6. Составьте ряд из перечисленных активов в порядке убывания их ликвидности: золото, акция, облигация, банкнота, здания, сооружения, офисная мебель.

    7. За год инфляция привела к росу цен в рамках национальной экономики в 1,5 раза. Масса денег в обращении увеличилась с 40 до 45 млн. ден. единиц. В то же время положительные изменения в банковской системе страны вызвали увеличение скорости обращения денег на 20 %. Найдите изменения в объеме продаж.
    8*. Выгодно ли вкладывать деньги в предпринимательский проект, который требует одноразовых инвестиций в размере 30 млн. рублей и сулит доход к концу первого года – 10 млн. рублей, к концу второго года – 15 млн. рублей, к концу третьего года еще 12 млн. рублей, если годовой темп инфляции равен 14%; 40%?
    9 Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены на товары увеличились в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза?

    10. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, 240 млн. ден. ед., сумма цен товаров, проданных в кредит - 10 млн. ден. ед., взаимные расчёты - 50 млн. ден. ед., срочные платежи - 20 млн. ден. ед. Денежная единица совершает в среднем 20 оборотов в год. В обращении находится 11 млн. ден. ед. Как отреагирует на это товарно-денежное обращение?
    11. Предложение денег в стране возросло с 16 млн. руб. до 18 млн. руб. Объём продаж уменьшился на 10%. Скорость обращения денег не изменилась. На сколько процентов в среднем изменились цены?
    12. В стране А цены выросли в среднем на 20%. Объём продаж увеличился с 30 млрд. ден. ед. до 33 млрд. ден. ед. Скорость обращения не изменилась. На сколько процентов изменилось предложение денег?
    написать администратору сайта