Главная страница
Навигация по странице:

олимпиада 9 класс. Задания школьного тура олимпиады по истории. 9 класс


Скачать 56.5 Kb.
Название Задания школьного тура олимпиады по истории. 9 класс
Анкор олимпиада 9 класс.doc
Дата 29.04.2017
Размер 56.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла олимпиада 9 класс.doc
Тип Документы
#4757

Задания школьного тура олимпиады по истории. 9 класс.

1. Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия.
Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия, мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые.
Максимальный балл – 16.
2. Соотнесите понятия и определения:

1. Вотчина 3. Местничество

2. Поместье 4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству

1 ______ 2 _____ 3 _____ 4 ____
Максимальный балл - 4.
3. Дайте краткий ответ.

А. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось…

Б. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется …

В. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось …

Г.Назовите имя московского князя, победившего Мамая на Куликовом поле.

Д. Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг.
Максимальный балл - 10 (по 2 за верный ответ).
4. Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае. Максимальный балл – 18.
«Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу (1) и выкупить свой земельный надел. Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления, финансов (2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления, избираться в которое могли представители землевладельцев, крестьян (3) и образованных слоев города (4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей из числа людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословные категории, кроме потомственного дворянства(6).»
5. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

  1. Посадник, тысяцкий, епископ, князь.

  2. Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.

  3. Гривна, резана, куна, алтын, рубль.

  4. А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.Т. Посошков.

  5. Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм.


Максимальный балл - 10 (по 2 за верный ответ).
6. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых прямо говорится или упоминается косвенно в каждом из них.

А. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил он в действительную жизнь; она встретила его как-то двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это было не только два лица, а даже два особых мира.

Б. Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь, как только услыхал о его появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.
Максимальный балл - 10 (по 2 за верный ответ).

7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица.

2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.

3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.
Максимальный балл- 9 (по 3 балла за верный ответ).

8. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые употребляют в указанном ниже смысле.

1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.

2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.

3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.
Максимальный балл - 6 (по 2 за верный ответ).
9. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.
А) повинность, крепостные, продукты, натуральная, помещик, или, крестьяне, отдавать, часть, деньги

Б) дань, князь, с, земля, сбор, подвластные

В) общественная, представители, Россия, прошлое, считавшие, и, путь, должна, самобытный, идеализировавшие, развиваться, мысль, русская, что
Максимальный балл - 6 (по 2 за верный ответ).

10. Вставьте даты названных событий и решите хронологические уравнения. Какое событие отечественной истории произошло в год Х?

А) (первое летописное упоминание о Москве + указ об основании Московского университета):2 + 29 = Х

Б) (подписание Россией Ништадтского мирного договора со Швецией + год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание Рюрика – 99) : 2 = Х

Максимальный балл - 6 (по 3 за верный ответ).
11. Напишите правильно следующие слова:

Контр…буция

Л…берализм

Мил…таризм

Мон…полия

Протекц…онизм

С…кул…ризация

Фавор…тизм

М…троп…лит
Максимальный балл - 10 (по 1 за верный ответ).
12. О ком сказал поэт? Максимальный балл – 9 (по 3 за верный ответ)

А) Знаешь,

как языческий царь

объявлял другому

войну?

Говорил он:

- Иду

на Вы!

Лик мой страшен,

а гнев глубок.

Одному из нас –

видит бог! –

не сносить в бою головы…. Р. Рождественский.
Б) В Александровской слободке

Пьют, гуляют молодцы,

Все опричники лихие,

Молодые чернецы.

Посреди их царь-святоша

В рясе бархатной сидит;

Тихо псалмы распевает,

В пол жезлом своим стучит. А. Кольцов.
В) Столь величавый

В золоте барм.

- Пушкинской славы

Жалкий жандарм.

Автора – хаял,

Рукопись – стриг.

Польского края

Зверский мясник. М. Цветаева.
13. Приведите по 1-2 примера пословиц, подтверждающих, что наши предки занимались: земледелием; скотоводством; охотой; рыболовством; ремеслом.
(по 2 балла за верный ответ). Максимальный балл - 20
14. Прочитайте фрагмент решений Земского собора 1649 г. и ответьте на вопросы:
Глава XI. Суд о крестьянех.
      1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископы или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.
      1. Как назывался документ, принятый Земским собором 1649 г.?

2. По документу определите, кто был владельцем крестьян?

3. Что такое «урочные лета»?

4. Что означала отмена «урочных лет»?
Максимальный балл - 8


Ответы, 9 класс:

1. Ответы (последовательность не играет никакой роли):

1) разночинцы; 2) казачество; 3) мещане; 4) духовенство; 5) дворянство; 6) купечество;

7) крестьяне; 8) инородцы. За каждое правильно указанное сословие – 2 балла.

2. Ответ: 1. д. 2. в. 3. а. 4. б.

3. Ответ: А. Избранная рада. Б. Мануфактура. В.Стрельцы. Г. Дмитрий Донской. Д. Никон.

4.Ответы и пояснения:

1. Нет, личную свободу крестьяне получали без каких-либо условий и выплат.

2. Да, в ходе финансовых реформ был создан Государственный банк, введена должность государственного контролера, стала публиковаться государственная роспись доходов и расходов (бюджет), отменена подушная подать для городского населения.

3. Да, крестьяне получили право избирать и быть избранными в земские гласные.

4. Нет, городское население получило избирательное право не по факту образования, а в случае владения недвижимостью или уплаты налогов с торговли.

5.Нет, образование (и высшее в частности) не было обязательным условием для участия в суде в качестве присяжного заседателя.

6. Нет. Воинская повинность распространялась и на потомственное дворянство.

По одному баллу за правильный ответ «да» или «нет» в отношении выделенной ошибки. До 2 баллов за каждую верно обозначенную мотивировку, в зависимости от полноты и точности ответа.

5. Ответ: должностные лица Новгородской республики; положения Жалованной грамоты дворянству; денежные единицы Руси; писатели и поэты второй половины XVIII века; стили в искусстве.

6. Ответ: А. Александр I, Екатерина II, Павел I. Б. Лжедмитрий I, Борис Годунов.

7. Ответ: да, нет, да.

8. Ответ: точить лясы; мерить на свой аршин; гроша ломаного не стоит.

9. А) оброк – натуральная часть повинностей крепостных крестьян, передаваемая помещику продуктами или деньгами; Б) полюдье – сбор дани князем с подвластных земель; В) славянофилы – представители русской общественной мысли, идеализировавшие прошлое и считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем.

10. А) (1147 +1755):2 = 1480 г., «стояние» на реке Угре, ликвидация ордынского ига на Руси

Б) (1721 + 862 – 99):2 = 1242 г., Ледовое побоище

11. Контрибуция, либерализм, милитаризм, монополия, протекционизм, секуляризация, фаворитизм, митрополит

12. А) Святослав; Б) Иван IV Грозный; В) Николай I.

13. Примерные ответы:

Земледелие: «Первый блин – комом», «Есть калачи – не сидеть на печи», «Хлеб – батюшка, вода – матушка»; «Щи да каша – пища наша» (возможны другие ответы)

Скотоводство: «Овчинка выделки не стоит», «Пожалел волк кобылу – оставил хвост да гриву», «Цело стадо – пастуху радость», «И волки сыты, и овцы целы», «Пустили козла в огород»

Охота: «На охоту ехать – собак кормить», «Не убив медведя, шкуру не продают»

Рыболовство: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не учи рыбу плавать», «Не грози щуке морем»

Ремесло: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Не боги горшки обжигают», «Куй железо, пока горячо», «Без топора не плотник, без иглы не портной».

14. Ответы:

1. Соборное Уложение

2. церковь, дворец, частные владельцы

3. устанавливаемые царскими указами сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет)

4. отмена означает, что сыск стал бессрочным
написать администратору сайта