Главная страница
Навигация по странице:

Konspekty_OBZh по практике. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуаций



Скачать 281.5 Kb.
Название Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуаций
Анкор Konspekty_OBZh по практике.doc
Дата 09.05.2017
Размер 281.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Konspekty_OBZh по практике.doc
Тип Урок
#9170
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Тема урока: «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуаций»

Цели занятия:

1.Дать учащимся общее представление об организации мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

2.Привить культуру безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

3.Материально-техническое обеспечение и используемая литература.

  • Ю.Л. Воробьев. Москва, Издательская фирма “КРУК”, 2002 год.

  • Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство: “Дашков и К”, 2008 год.

  • Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: ЭНАС, Москва, 2008 год, интернет-ресурсы.

Ход занятия

1. Вступительная часть - 5 мин.

- проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.

- довожу тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

2. Основная часть – 35 мин.

  1. Излагаю учащимся основные вопросы темы занятия:

  2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера сегодня стали почти нормой нашей повседневной жизни. Причин тому множество, но мы рассмотрим не причины, а основные способы и средства защиты от этих чрезвычайных ситуаций.

3. Оповещение населения о чрезвычайной ситуации.

Одним из главных мероприятий по защите населения является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!”. Услышав этот сигнал, люди должны немедленно включить радиоточки, радиоприемники, телевизоры и прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, рекомендации по дальнейшим действиям. Необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. Чтобы повысить эффективность подготовки населения к самостоятельным действиям в чрезвычайной ситуации, необходимо заблаговременно выпускать и распостранять специальные памятки, содержащие информацию о порядке действий, номерах телефонов дежурных служб, характеристиках потенциально опасных веществ, адресах убежищ и укрытий и т.д..



4. Эвакуация.

Под эвакуацией понимается вынужденное перемещение людей и материальных ценностей в безопасные места (районы). Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

По видам опасности (заражения химического, радиационного, биологического характера).

По способам эвакуации (различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом).

По удаленности (локальная, местная, региональная, государственная)

По временным показателям (временная, среднесрочная, продолжительная).

В зависимости от сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация, а в зависимости от охвата населения эвакомероприятиями она может быть общей или частичной.

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Важно иметь в виду, что во время эвакуации жизнь заставляет решать острые вопросы, над которыми следует подумать заранее. Это управление массами эвакуируемых людей, организация охраны жилищ и имущества, эвакуация домашних животных, обеспечение эвакуируемых жильем и питанием.

5. Укрытие.

Под укрытием понимается занятие и использование населением специальных или приспособленных средств защиты. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях является одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасности населения. Самым надежным защитным сооружением на сегодня является убежище, которое может обеспечить укрытие наибольшего количества людей в течение длительного времени. Кроме этого успешно могут применяться противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

6. Использование индивидуальных средств защиты.

По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи.

К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, изолирующие, шланговые), респираторы, ватно-марлевые повязки, самоспасатели.

К средствам защиты кожи относятся различные изделия, дополняющие или заменяющие обычную одежду или обувь человека, изготовляемые из специальных материалов и обеспечивающие защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических средств и аварийно химически опасных веществ. Они подразделяются на классы по принципу действия (изолирующие и фильтрующие), назначению (общевойсковые и специальные) и принципу использования (постоянного ношения, периодического ношения, многократного использования).

При возникновении чрезвычайных ситуаций очень важной представляется задача обеспечения населения необходимым количеством средств индивидуальной защиты.

7. Поисково-спасательные работы.

Поисково-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из под завалов, из разрушенных зданий и защитных сооружений для оказания им первой медицинской и первой доврачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения в лечебные учреждения. Поисково-спасательные работы предусматривают разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ, расчистку проходов (проездов) в завалах, локализацию и тушение пожаров, розыск и спасение пострадавших, вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших, подачу воздуха в заваленные защитные сооружения, вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы, проведение санитарной обработки людей. Для механизации работ используется техника: землеройные , дорожные и грузоподъемные машины и механизмы, механизированный инструмент, пожарные машины, электростанции, автомобили общего и специального назначения. Поисково-спасательные работы проводятся непрерывно днем и ночью до полного завершения.

8. Аварийно-восстановительные работы.

Аварийно-восстановительные работы проводятся с целью ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникающих при этом чрезвычайных ситуаций. Они должны обеспечивать блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распостранения и устранение действия на людей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты. Выполнение работ организуется органами исполнительной власти на местах, постоянно действующими территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям. При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей .

9. Медицинская помощь.

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

- аптечка индивидуальная АИ-2;

- индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11);

- пакет перевязочный медицинский (ППМ);

- профилактический антидот П-10М.

В системе этапного лечения пораженных в чрезвычайной ситуации различают следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная.

10. Гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь представляет собой мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот и лишений населения, особенно в условиях, когда местные ресурсы не позволяют наладить его обеспечение жизненно необходимыми средствами выживания в чрезвычайных ситуациях. Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах и не должна преследовать иных выгод и целей, кроме гуманных побуждений и желания помочь пострадавшим. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Среди этих направлений помощь продуктами питания, в том числе детского, предметами первой необходимости, одеждой, развертывание временных жилищ, энергоисточников и др. Международная помощь может оказываться, кроме того, в форме действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных спасательных и медицинских формирований, развертывания средств защиты населения, проведения мероприятий по психологической реабилитации населения и др.

11. Поддержание правопорядка.

Поддержание правопорядка является важной составляющей защиты населения в чрезвычайных ситуациях, так как в экстремальных ситуациях для людей характерна паника и непредсказуемые действия, ведущие к дополнительным жертвам. Задачи поддержания правопорядка возлагаются как на правоохранительные органы, так и на специальные формирования, создаваемые для этих целей структурами ГОЧС. В особых случаях для поддержания правопорядка могут применяться Вооруженные силы.

12. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка населения определяется Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и реализуется по шести основным направлениям:

- подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;

- подготовка руководителей и специалистов органов местного управления;

- подготовка руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений;

- подготовка работников предприятий, организаций и учреждений, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности;

- подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания;

- подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.

Особое внимание при обучении населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, умение прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, характерные для мест их проживания, оценивать возможные масштабы и последствия от них, а так же воспитание ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.

13. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это целый комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь. Оно проводится по следующим направлениям:

- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- рациональное размещение производительных сил на территории страны;

- повышение технологической безопасности производственных процессов;

- разработка и осуществление необходимых инженерно-технических мероприятий;

- подготовка населения и объектов экономики к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

- государственный надзор и контроль;

- информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания;

- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

14. Заключительная часть - 5 мин.

- Подвожу итог занятия, отмечаю лучших, объявляю оценки.

- Даю задание на дом, рекомендации по углублению знаний по данной теме.

Тема: "Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"

Цели и задачи:

1. Раскрыть механизм формирования наркотических зависимостей у детей.

2. Показать, какими способами идет реализация зависимостей, вредных привычек.

3. Дать правду о наркотиках.

4. Довести пути здорового образа жизни.

Организационное начало – 2 минуты.

Проверяю наличие учеников.

Контроль готовности к занятию.

Объявляю тему занятия, учебные вопросы, цели и задачи мероприятия.

Основная часть – 40 минут.

Разбираем 1-й вопрос. “Формирование алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей у детей и школьников” (20 минут).

После победы СССР в Великой Отечественной войне, США предприняли очередную программу по уничтожению СССР. ЦРУ под руководством Алена Даллеса поставило, в частности, такие цели: “ Посеяв в России хаос… мы будем ловко и незаметно культивировать хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию… национализм, вражду народов, ненависть к русскому народу… ”

Академик Федор углов, известный трезвенник, во многих своих трудах подтвердил, что алкоголь, табак – это наркотики; они вызывают у людей сначала привычки пить, курить, а затем и потребность; то есть у людей появляется зависимость от алкоголя, табака. Также научно доказано, что 80–90% наркоманов, это люди, которые курили, употребляли алкоголь.

Наш известный артист, поэт, песенник Владимир Высоцкий дважды кодировался во Франции и дважды в Москве вытаскивал препарат, чтобы не умереть от запоя.

Лев Яшин, наш знаменитый во всем мире вратарь, сначала потерял ногу, а затем умер, а главная причина в том, что еще подростком, в годы войны, его приучили курить, чтобы ночью не спать на работе.

И таких примеров – сотни, тысячи. Наша страна ежегодно теряет более одного миллиона человек, из них более 500 тысяч умирают по причинам, напрямую связанных с алкоголем, более 250 тысяч умирают по причинам, связанных с табаком. А все вместе – это болезни тех, кто умер и страдания жен, мужей, детей, родителей, близких.

Давайте подумаем над вопросом – виноваты ли люди, что пьют, курят, употребляют наркотики, сквернословят, обманывают, переедают, имеют другие вредные привычки. Кто-то скажет – нет, кто-то скажет – да. Разберемся с этим вопросом.

Немного истории. В советские времена в городе Ленинграде трудился Г.А. Шичко, кандидат биологических наук, который продолжил учение Павлова об условных и безусловных рефлексах. Его суть – человек имеет безусловные рефлексы – сосательный, хватательный, плавательный, болевой и т.д., а также условные. Человек выучил таблицу умножения, ночью его разбуди, спроси, сколько будет дважды два, он ответит четыре – это условный рефлекс.

У мельника был осел, который помогал хозяину в работе, крутил мельницу. Много лет осел честно трудился и состарился. Мельник оставил его у себя, решил – пусть живет, отдыхает. Выпустил его утром на луг, а осел пошел… по кругу.

Зная это, Геннадий Андреевич доказал, что условные рефлексы заносятся в сознание человека из вне, а значит их можно вывести, разрушить, изменить.

Как же формируются программы?

Рассказываю про лестницу Г.А. Шичко.



Выводы по 1 вопросу:

Люди не виноваты, в том, что пьют, курят, употребляют наркотики, матерятся, имеют другие вредные привычки – их так запрограммировали.

Все программы у человека заносятся из вне, а значит положительные надо развивать, а от вредных, плохих программ избавляться.

Человек может обходиться без болезней, напрямую связанных с алкоголем, табаком, наркотиками и другими вредными привычками.

Избавление от алкогольной, табачной, наркотической зависимости по методу Г.А. Шичко осуществляется путем написания дневников и самовнушений перед сном.

Человек, добросовестно работающий над своей проблемой, избавляется от нее без всякого кодирования, лекарств, гипноза, самостоятельно.

Разбираем 2-й вопрос. “Используемые формы и методы работы в нашей школе по профилактике наркотических зависимостей” (20 минут).

Необходимые отступления:

Трезвенник – человек, в течение календарного года, исключающий употребление любого алкоголя.

Помните четверостишие:

“В одно окно смотрели двое:

Один увидел дождь и грязь,

другой – листвы зеленый лес,

весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое…”.

Человек всегда имеет право выбора – альтернативу.

Я работаю 10 лет в школе, 10 лет веду работу по оздоровлению, профилактике употребления различных наркотических веществ, провожу курсы по избавлению от алкогольной, табачной зависимости по методу Г.А. Шичко как в городе Бавлы, так и в школах городах.

С чего началась данная работа. С создания программы “ Здоровый учитель – здоровый ученик – здоровая семья – залог успехов нашего российского общества”.

Мною, совместно с администрацией школы, медсестрой, психологом школы, учителями физкультуры были разработаны и реализованы положения для всестороннего развития учащихся, учителей, родителей, по ЗОЖ, по профилактике всех видов наркомании, по приобщению детей к физкультуре и спорту, по сохранению и укреплению здоровья. Для этого широко используются такие возможности как работа клуба ЗОЖ “Надежда” в школе, проведение курсов по методу Г.А. Шичко, встречи с интересными людьми, как профессор Маюров А.Н. – куратор программ здоровья по РФ; учитель Шаталов – автор ряда программ; Порохова Н. А. – переводчица Корана на русский язык; это поездки на озера Тугояк, Еланчик на международные слет – встречи трезвенников и клубов ЗОЖ, это встречи клубов ЗОЖ в городах Республики Татарстан, РФ; мероприятия спортивного и военно-патриотического направлений, где школа регулярно занимает призовые места и побеждает. За успехи в спорте и в оздоровительной работе школа в 2005 году получила гранд на 3000 рублей. Это получение квалификационной характеристики в номинации: “Школы, содействующие здоровью, золотого уровня”; это и призовые места по театрам здоровья в районных и региональных конкурсах, это и призовые места в конкурсах “Час здоровья”; победы в конкурсах “Зарница”; “Патриот”; это и программы “Сумей наркотикам сказать нет”, это победы и призовые места в конкурсах среди школ города по КВН, в Бавлинском районе по конкурсам “Безопасное колесо”, “Знатоки ПДД”.

Это и встречи с родителями, беседы, лекции, анкетные опросы, это и обучающие семинары; это и спортивные мероприятия с участием родителей как в школе, так и в районных соревнованиях.

Несколько примеров.

В школе в 2002–2004 учебных годах мы выпускали по одному 11-му классу, где ни один ученик не имел вредных привычек, связанных с алкоголем, табаком и наркотиками.

В 2007 году наши девушки в составе футбольной команды Бавлинского района заняли первое место на спартакиаде школьников Республики Татарстан.

В течение десяти лет наша школа по итогам спортивно-массовой всегда в тройке призеров.

Поступления в высшие учебные заведения и техникумы за последние пять лет (2003–2008 годы) составляет более 90 процентов.

Мы не имеем массовых заболеваний среди детей в течение действия программы.

Есть результат и есть над чем работать. Но вернемся к началу 2 вопроса.

Главное в нашей работе – дать право выбора. Быть здоровым, трезвым. Каким путем - через учебу, спорт, кружки, секции, увлечения, участие в конкурсах – это уже второе. Главное, чтобы каждый человек понимал, что только трезвая Россия станет Великой… К этому нужно стремиться.

Заключительная часть – 3 минуты.

Подведение итогов.

Ответы на вопросы

Краткий опрос.

  1   2   3   4
написать администратору сайта