Главная страница
Навигация по странице:

зож. Здоровый образ жизни



Скачать 65.44 Kb.
Название Здоровый образ жизни
Анкор зож.docx
Дата 09.01.2018
Размер 65.44 Kb.
Формат файла docx
Имя файла зож.docx
Тип Документы
#14846

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья

Элементы здорового образа жизни

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);

  • отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя;

  • здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (м., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

  • личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.Позитивное мышление.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Питание является основой жизни, главным фактором, определяющим здоровье, долголетие и работоспособность человека. При любых нарушениях питания резко снижается способность противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды, стрессам, повышенным умственным и физическим нагрузкам. При этом формируется состояние, которое директор «НИИ питания» РАМН академик В.А. Тутельян определяет как «маладаптация» (недостаточная адаптация). Сегодня, по мнению многих исследователей, этому состоянию подвержено более 50% населения нашей страны.

Важно понимать, что именно питание обеспечивает процессы роста и развития человека, его физическую и умственную активность, настроение и, в конечном счете, качество жизни. Этого невозможно достичь, игнорируя основные законы здорового, правильного, рационального и безопасного питания. По энергетической ценности, набору используемых в суточном рационе продуктов и поступающих из этого набора в организм пищевых и биологически активных веществ, питание должно соответствовать возрасту, полу, профессиональной деятельности, общему состоянию здоровья человека и даже климато-географической зоне, в которой он проживает.

На систему питания влияют три основных, совершенно равнозначных между собой по важности фактора:

1. экономические возможности человека, семьи, его способность приобретать конкретные пищевые продукты в необходимом наборе и количестве;

2. наличие на потребительском рынке широкого ассортимента свежих, высококачественных, безопасных для здоровья человека пищевых продуктов;

3. уровень знаний человека о свойствах и составе основных пищевых групп продуктов (мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты и др.), рациональных способах их обработки, приготовления, хранения, употребления и т.д.

Достаточный уровень знаний и общая грамотность в вопросах рационального питания позволяет если не исключить, то значительно ослабить потенциальное отрицательное влияние на состояние здоровья людей первого фактора: правильный подбор продуктов, составление сбалансированного рациона позволяет каждому человеку, даже при условии его ограниченных финансовых возможностях, обеспечить здоровое, рациональное питание, придерживаться исполнения основных его правил. Нарушать их природа не позволяет никому: ни бедным, ни богатым, ни детям, ни взрослому населению.

Сегодня медики и диетологи с полным правом утверждают, что не обязательно быть богатым, чтобы быть здоровым. Именно поэтому каждому человеку так важно быть ориентированным в вопросах гигиены питания, к которым относятся знание состава пищевых продуктов, основных правил их обработки, хранения, приготовления, совмещения друг с другом, правилах распределения приема пищи по ее калорийности в течение суток, режиме питания и др.

В нашем организме все подчинено строгой регуляции, именно поэтому существующие нормы физиологической потребности организма в энергии, пищевых и биологически активных веществах должны соблюдаться. Нарушение одного из звеньев этой регуляции может приводить к серьезнейшим заболеваниям и даже смерти – в случае хронических дефицитов в суточном рационе человека белка, определенных видов жиров или углеводов, витаминов и других пищевых компонентов.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что на сегодняшний день уровень таких знаний у россиян – один из самых низких в мировом рейтинге. В экономически развитых странах Европы и в США ситуация иная: сегодня богатое, образованное население этих стран питается гораздо скромнее и проще, по сравнению с малообразованной частью населения, и чем выше образовательный уровень человека, тем более рационально, научно обоснованно он питается. Основу его рациона при этом составляют полезные, в наибольшей степени натуральные продукты. Поэтому у этой группы населения существенно реже встречается избыточный вес или другие нарушения здоровья, связанные с неправильным питанием. Образованные люди в этих странах непрерывно пополняют свои знания в вопросах здорового питания, постоянно прислушиваются к советам врачей и диетологов. В результате усилий правительств, в этих странах действуют специальные образовательные программы, через массовую реализацию которых обеспечиваются условия для формирования у каждого члена общества культа здорового образа жизни. У нас же, высокий образовательный уровень и большой заработок, напротив, породил множество «пузатых» молодых, и не очень молодых людей. Отсутствие знаний о правильном питании в сочетании с практически полным отсутствием физических нагрузок приводят к избыточному весу, диабету, гипертонической болезни, атеросклерозу, инсультам – все это болезни современной цивилизации.

 

Закаливание –  это система специальной тренировки для укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливаниясовершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

 

В связи с этим широко, в качестве закаливающих процедур, используетсяпребывание на свежем воздухе,солнечные ванны, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). При этом важнапостепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход.

 

Закаливание воздухом – наиболее распространенная и доступная форма закаливания. Эти процедуры доступны людям различного возраста и могут широко применяться как здоровыми людьми, так и людьми, страдающими некоторыми заболеваниями. При таких заболеваниях как неврастения, стенокардия, гипертоническая болезнь данный вид закаливания назначают как лечебное средство. Эти процедуры надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху, большое значение имеют прогулки.

 

Действие воздуха на организм способствует повышению тонуса эндокринной и нервной систем. Улучшаются процессы пищеварения, изменяется морфологический состав крови, совершенствуется деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, появляется чувство свежести, бодрости.

 

Различают следующие виды воздушных ванн:

 

•  очень холодные (ниже 4°С);

•  холодные (4-13°С);

•  умеренно холодные (13-17°С);

•  прохладные (17-21°С);

•  индифферентные (21-22°С);

•  теплые (больше 22°С);

•  горячие (больше 30°С).

 

Более выраженное воздействие оказывают умеренно холодные и прохладные воздушные ванны. Теплые ванны не обеспечивают закаливания, но оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

 

С целью закаливания воздушные процедуры могут применяться в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе или в виде воздушных ванн, в ходе которых происходит кратковременное воздействие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность человеческого тела.

 

Целесообразно сочетать пребывание на воздухе с активными движениями.

 

Начальным этапом закаливания водой является обтирание. Его проводят с помощью губки, полотенца или рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: сначала шея, затем грудь и спина, потом их насухо вытирают и растирают до красноты полотенцем. После обтирают ноги и тоже растирают их. Вся процедура занимает примерно пять минут.

 

Следующий этап закаливания – обливание. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около +30°С, снижая ее в дальнейшем до +15°С и ниже. После обливания тело нужно энергично растереть.

 

Более эффективная водная процедура – это душ. В начале закаливания температура воды должна быть около +30°С - +32°С, а продолжительность не более минуты. В дальнейшем температуру можно постепенно снижать и увеличивать продолжительность до 2 минут, включая растирание тела. Регулярный прием водных процедур вызывает чувство бодрости, свежести и повышенной работоспособности.

 

Наряду с общими водными процедурами, для закаливания организма, рекомендуется применять и местные процедуры. Это полоскание горла холодной водой и обмывание стоп. При этом закаливаются более уязвимые для охлаждения части организма. Полоскание горла нужно проводить каждый день утром и вечером. Сначала используется вода с температурой 23-25°С, затем каждую неделю ее снижают на 1-2°С и доводят до 5-10°С. Обмывание стоп проводится регулярно перед сном, вначале температура должна достигать 26-28°С, постепенно снижаясь до 12-15°С. Стопы после обмывания тщательно растирают до покраснения.

 

Большое внимание привлекает зимнее купание, которое оказывает влияние практически на все функции организма. У «моржей» улучшается работа сердца и легких, совершенствуется система терморегуляции, возрастает газообмен. Занятия таким плаванием следует начинать после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби, как правило, начинают с небольшой разминки, включающей в себя легкий бег и гимнастические упражнения. Пребывание в воде длится не больше 30-40 секунд, для длительно занимающихся «моржей» - 90 секунд. После выхода из воды делают энергичные движения, насухо вытирают тело полотенцем и проводят самомассаж.

 

Закаливание в парной является прекрасным лечебным, гигиеническим и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается эмоциональный тонус организма, его работоспособность, ускоряются восстановительные процессы после длительной физической работы. Возрастает сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Посещение парной усиливает кровообращение во всех тканях организма, расширяет кровеносные сосуды. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, это способствует выведению из организма вредных веществ. Банные процедуры не рекомендованы лицам с гипертонией и страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.

 

Во время закаливания солнцем усиливается деятельность потовых желез, увеличивается испарение влаги с поверхности кожи, происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, что улучшает кровообращение во всех тканях организма. Это происходит потому, что солнечные инфракрасные лучи имеют ярко выраженное тепловое действие на организм, способствуют образованию в нем дополнительного тепла. Ультрафиолетовые лучи способствуют образованию в организме витамина D, он ускоряет обменные процессы и способствует образованию высокоактивных продуктов белкового обмена. Под воздействием ультрафиолетовых лучей улучшается состав крови, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

 

С целью закаливания солнечные ванны следует принимать очень осторожно, иначе они могут принести вред. Делать это лучше утром, тогда еще не слишком жарко и воздух особенно чист, или вечером, когда солнце клонится к закату. Первые солнечные ванны нужно принимать при температуре воздуха не ниже 18°С, их продолжительность не должна превышать 5 минут, далее следует прибавлять по 3-5 минут, доводя постепенно до часа. На глаза необходимо надеть темные очки, а на голову – панаму.

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека . Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов ,преждевременное старение. Труд как физический , так и умственный не только не вреден , но , напротив , систематический , посильный ,и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему , сердце и сосуды , костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело . Долго живет тот , кто много и хорошо работает в течение всей жизни .напротив , безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ , ожирению и преждевременному одряхлению .

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд , а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической , так и умственной . Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной , спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко , без напряжения, не вызывает усталости и утомления . Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для работника важна удобная рабочая форма , он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности . непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее ,наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным . Предпочтительнее локальный источник света , например, настольная лампа .

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного . Это тренирует и укрепляет волю . Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер , с вечера на утро ,с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха . Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя . Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе . Желательно , чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ( "контрастный" принцип построения отдыха ) .Людям физического труда необходим отдых ,не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья . Человек , много времени проводящий в помещении , должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе .Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на прогулках по городу и за городом , в парках , на стадионах , в турпоходах на экскурсиях , за работой на садовых участках и т. п. 

Процесс формирования здорового образа жизни младшего школьника и школьника вообще является сложным и противоречивым. Поэтому двигательная активность рассматривается как средство профилактики воздействия отрицательных факторов на здоровье школьников.

Педагогической задачей при формировании здоровья и здорового образа жизни является уменьшение риска и увеличение факторов здоровья. Среди факторов риска, воздействующих на школьников, выделяются:

- факторы НТР (ускорение темпа жизни, гиподинамия, информационные нагрузки, монотония);

- социальные (нездоровое питание, вредные привычки, неумение регулировать напряжение и расслаблять организм);

- школьные (перегруженность учащихся, большая наполняемость классов, неуспех, заниженный уровень успеваемости, невоспитанность, неблагополучие психологического климата в коллективе). По мнению физиологов, в здоровом организме общей суммы факторов, возвращающих функции к норме, всегда с избытком достаточно, чтобы противодействовать любым отклоняющим воздействиям [2, 3, 4].

Двигательная активность является составной частью здорового образа жизни и используется как исправительно-кореляционный метод, что способствует, по мнению ученых, совершенствованию нескольких функций организма человека (рис. 1):

- побудительной функции, при которой двигательная активность является врожденной биологической потребностью, удовлетворение которой в определенном объеме и качестве точно так же необходимо, как и любой другой, например, врожденной пищевой [4, 7, 11].

- моторной функции, которая является основным внешним проявлением жизнедеятельности организма, включая мыслительную функцию мозга. Благодаря двигательной активности организм взаимодействует как с социальной, так и с внешней биологической средой [12];

- творческой функции, при которой ведущим фактором онтогенеза является двигательная активность, включаясь в процесс с момента оплодотворения яйцеклетки и завершаясь в конце жизни. Сущность заключается в том, что в цикле обмена веществ "трата - восстановление" двигательная активность приводит к избыточному анаболизму, который служит основой прогрессивного развития организма [5,10];

- стимулирующей функции. Самым главным активатором мозга являются работающие скелетные мышцы. Стимуляция текущей умственной деятельности возможна только благодаря механизму обратной связи проприоцептивной афферентации работающих мышц [6, 8];

- тренирующей функции. При систематический занятиях физическими упражнениями повышаются физический и энергетический потенциалы организма человека в целом, вызывая глубинные системные, функциональные, биохимические, структурные преобразования организма через активацию функции генетического аппарата клеток [4];

- защитной функции, повышающей иммунитет с помощью систематических физических упражнений, способствующих выработке биологически активных веществ, и "исправлению" дефектов механизмов саморегуляции больного организма, а также повышающих его стрессоустойчивость [5, 7, 11];

p74_pic1.jpg (36313 bytes)

Рис. 1. Функции физической культуры

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

На основе анализа взаимовлияния и взаимоотношения факторов риска и благополучия для здоровья мы, опираясь на методологию системного подхода, выстраиваем систему критериев здорового образа жизни, основными структурными блоками которого являются: физическая активность, эмоциональное самочувствие и высокий уровень воспитанности.

Таким образом, исторический опыт и современные достижения медицинских работников, педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что многие средства физической культуры, успешно используемые в лечении заболеваний, являются в своей сущности оздоровительными. Поэтому, как бы тяжело ни был болен человек, у него всегда - пока он остается живым - имеется определенный резерв здоровья и защитных сил. Это при педагогически грамотном использовании является условием воздействия не только на здоровый, но и на больной организм.

Школа не уделяет должного внимания и не занимается надлежащим образом воспитанием потребности здоровья и, как следствие этого, не формирует у учащихся научного понимания его сути. Поэтому очень важно развивать сеть внешкольных спортивноздоровительных учреждений с целью вовлечения в занятия физической культурой как можно большего количества детей младшего школьного возраста. У них еще не поздно сформировать мировоззрение, направленное на здоровый образ жизни.

Гигиена и здоровый образ жизни.

Гигиена не маловажная составляющая здорового образа жизни. Девиз "Чистота - залог здоровья" возник еще на заре человечества. Самым простым определением слова "гигиена" можно считать бытовое слово "чистота". Но в широком смысле гигиена это не просто чистота, а область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека, меры профилактики для обеспечения нормального существования людей в окружающей среде, в среде обитания и жизнедеятельности.

Важную роль в поддержании здорового образа жизни играет личная гигиена - комплекс правил, которые укрепляют и сохраняют здоровье человека. Личная гигиена - это разумное сочетание умственной и физической активности, умелое чередование отдыха и умственного и физического труда, соблюдение режима дня, чередования сна и бодрствования. К личной гигиене можно отнести гигиену кожи, гигиену зубов, гигиену волос, а также содержание в чистоте нижней и верхней одеждыобуви.

Также необходимо уделять должное внимание гигиене жилища, где человек проводит большую часть жизни. Поэтому жилище (дом, квартира и т.п.) должно отвечать основным требованиям санитарно-гигиенических правил. В доме (квартире) должно быть достаточно просторно, светло и сухо - необходимо регулярно убираться, желательно ежедневно делать влажную уборку полов, вовремя мыть посуду,  хранить отходы в специальном закрытом месте и регулярно их выносить. Не реже двух раз в день проветривать комнаты, санитарные узлы регулярно мыть специальными средствами. Следить, чтобы не заводились насекомые и грызуны, своевременно их уничтожать. Особое внимание нужно уделить и звукоизоляции - защите от внешних источников шума, электромагнитный излучений.

Не верно будет не упомянуть и о гигиенических правилах поведения на улицеприроде, в общественных местах. Поведение человека вне своего дома (жилища) должно быть разумным. Обязательно брать с собой салфетки, носовой платок, другие средства гигиены. Остерегаться неизвестных мест, растений, организмов и т.п. Быть осторожным. Одеваться соответствующим образом, чтобы было комфортно, тепло и сухо. После отдыха на природе обязательно убрать за собой - не убранное за собой со временем принесет дополнительную "заразу".

Гигиена питания (не путать с диетологией) также одна из составляющих здорового образа жизни. Хотя гигиена питания - это раздел гигиены, изучающий полноценное и рациональное питание человека, хочется сказать о другом: о правилах приема пищи, исключения риска для своего здоровья. Это и правильно хранить пищевые продукты, и не употреблять испорченную пищу, и тщательно мыть сырые овощи и фрукты, и принимать пищу из чистой посуды, и мыть руки перед едой с мылом, и не есть пищу руками и т.д. т.п.. Во время еды не спешить, тщательно пережевывать пищу, начинать с блюд, содержащих наибольшее количество воды.

Соблюдение простых правил гигиены гарантирует Вам безопасность существования и жизнедеятельности. Вы сохраните свое здоровье, обезопасите себя от различных инфекционных заболеваний
написать администратору сайта