Что главнее знаки или дорожная разметка

Очень часто, как на трассе, так и в городе, водители сталкиваются с тем, что установленные дорожные знаки противоречат дорожной разметке. Чаще всего такая ситуация возникает с противоречием знака 3.20 «Обгон запрещен» и разметкой 1.1. «сплошная» и 1.5, 1.6 «прерывистая».

Сразу стоит оговорить, что приоритет имеет только временный дорожный знак, и это указано в последнем абзаце ст. 1 Приложения 2 к ПДД. Инспектор ссылается при оформлении материалов на то, что знак имеет приоритет над разметкой — продолжайте спор и учтите, что под временным знаком понимается знак на переносной стойке, и это отражено в предпоследнем абзаце Приложения 1 к ПДД. Знак, закрепленный на дереве или примотанный скотчем к основной стойке, временным не явлется.

В остальных случаях, противоречий быть не должно и все споры должны трактоваться однозначно: если требование установленных дорожных знаков противоречит разметке, то налицо нарушение требований к организации дорожного движения, а за это гражданин ответственность нести не должен.

Обратимся к Закону «О безопасности дорожного движения», а именно к 22 статье: «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:

4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ".

Статья 30.2: «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения». Само название Приложения 1 к ПДД дает всеобъемлющий ответ: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289−2004 и ГОСТу Р 52290−2004)».

Таким образом, только дорожные знаки, установленные в соответствии с требованиями, относятся к правилам дорожного движения, остальные, фактически, признаются установленными без достаточных на то оснований. Фото: Depositphotos

Таким образом, знак, установленный не по ГОСТ, противоречит и закону, и ПДД. Следовательно, если будет иметь место нарушение такого знака, то будет отсутствовать состав правонарушения как по части 4 статьи 12.15 КоАП, так и по статье 12.16 КоАП. Проще говоря, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, основывающаяся на умышленных противоправных действиях или бездействии.

Пункт 1.3 ПДД, который, как правило, вменяют водителям в случае нарушения линии разметки или требования дорожного знака, обязывает знать и выполнять требования знаков и дорожной разметки. Однако, ПДД с приложениями 1 и 2 не дают прямой ссылки на ГОСТ и указание о протяженности действия дорожного знака с указанием табличек. Однако подтверждается, что знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля, зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка".

Таким образом, если нет табличек 8.5.4−8.5.7 «Время действия», то знак установлен из-за ограничения видимости. И действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. В соответствии с п. 5.4.31 ГОСТ, в таком случае либо сам знак «Обгон запрещен» ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона». Сам же знак, в любом случае, будет действовать до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта, если перекрестки отсутствуют.

Рассматривая случай начала линии прерывистой разметки, можно утверждать, что разметка начинается там, где закончилась зона ограничения видимости, то есть выезд на полосу встречного движения производится там, где этот выезд не запрещен. Начальник ДОБДД МВД Виктор Кирьянов отметил в Российской Газете (№ 4519 ): «По стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью». Фото: Depositphotos

Согласно ГОСТ Р 52289−2004, п. 6.1.1: «Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения». Таким образом, еще раз убеждаемся в том, что разметка и знак не могут противоречить друг другу.

Исходя из документов, регламентирующих деятельность ГИБДД, устанавливаем, что помимо контроля за соблюдением ПДД, инспектор, в случае выявления факта несоответствия требований дорожного знака и дорожной разметки, должен сообщить об этом в соответствующую инстанцию (если, конечно, инспектор знает ПДД, ГОСТ и наставления по ДПС), а также регулировать движение на данном участке дороги с целью предотвращения образования большого скопления транспортных средств. Ведь задача инспектора заключается также в обеспечении безопасного, бесперебойного и беспрепятственного проезда транспортных средств.

Если вас все-таки привлекли к ответственности, основываясь на указанном выше, необходимо ходатайствовать в суде «о проведении экспертизы для установления имеющих место недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТа Р 52289−2004». Заявить такое ходатайство гражданин имеет право начиная с момента составления в отношении него протокола — то есть вплоть до того, что сразу же при составлении протокола. Фото: pixabay.com

Читайте также:  Фото нового лексуса 570

Есть и другие случаи, когда знак 3.21 «Конец зоны действия знака «Обгон запрещен» устанавливается на участке, когда линия разметки все еще сплошная (1.1.). Однозначно понятно, что при хорошей погоде водитель увидит запрещающую линию разметки и, скорее всего, обгон впереди идущего транспортного средства совершать не будет, но как быть, если погодные условия не позволяют водителю увидеть разметку? В таком случае, опять-таки руководствуясь нормативными документами, приходим к выводу, что нарушений при совершении указанного маневра нет.

Будьте внимательны и не нарушайте! Удачи на дорогах!

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен вопрос, который волнует многих начинающих автомобилистов: "Что главнее знак или разметка?". На самом деле, подобный вопрос уместен лишь в том случае, когда требования дорожных знаков и дорожной разметки противоречат друг другу.

Сразу же хочу заметить, что чаще всего дорожные знаки и дорожная разметка либо дублируют друг друга, либо дополняют друг друга, т.е. противоречие не возникает. Естественно, в этом случае вопрос о главенстве дорожных знаков или дорожной разметки совершенно не уместен.

Однако случаи противоречия дорожных знаков и разметки все же встречаются на наших дорогах, поэтому этот вопрос требует тщательного изучения.

Отдельно в этой статье будут рассмотрены временные дорожные знаки и разметка, которые могут противоречить как друг другу, так и постоянным дорожным знакам и разметке.

Ниже речь будет идти о четырех типах элементов дорожной инфраструктуры:

  • Дорожные знаки:
  • постоянные;
  • временные.
  • Дорожная разметка:
    • постоянная;
    • временная.
    • Временные дорожные знаки и разметка

      Рассмотрим отличия временных дорожных знаков и разметки от постоянных.

      Временные дорожные знаки отличаются от постоянных тем, что они имеют желтый фон (до середины 2013 года временные знаки устанавливались на переносных стойках, однако в настоящее время данное требование из правил исключено).

      Для примера предлагаю рассмотреть картинку слева. На ней изображены временные дорожные знаки (слева) и постоянный дорожный знак (справа). У временных дорожных знаков на картинке желтый фон.

      В настоящее время в правилах дорожного движения приводится перечень знаков, каждый из которых может применяться в качестве временного:

      Временная дорожная разметка отличается от постоянной исключительно цветом. Постоянная разметка в большинстве случаев имеет белый цвет, временная — оранжевый:

      Итак, у нас наметилось 4 группы элементов обустройства дорог: временные и постоянные дорожные знаки и временная и постоянная дорожная разметка. Именно приоритет каждой из этих 4-х групп и будет рассматриваться в этой статье.

      Что главнее знак или разметка?

      Рассмотрим главный вопрос этой статьи: "Что главнее знак или разметка?".

      Для начала сравним между собой временные и постоянные дорожные знаки. В соответствии с последним абзацем главы 8 приложения 1 к правилам дорожного движения:

      В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

      Т.е. временные дорожные знаки имеют приоритет над постоянными. Промежуточный список в порядке убывания приоритетов будет выглядеть так:

      1. Временные дорожные знаки;
      2. Постоянные дорожные знаки;
      ?. Временная дорожная разметка;
      ?. Постоянная дорожная разметка.

      Рассмотрим еще один абзац правил, который "расставит все точки над i" в вопросах приоритета. Это последний абзац главы 1 приложения 2 к правилам дорожного движения:

      В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

      Итак, из первого предложения этого абзаца следует, что любые дорожные знаки главнее любой разметки. Из второго предложения следует, что временная разметка имеет приоритет над постоянной.

      Окончательный список приоритетов:

      1. Временные дорожные знаки;
      2. Постоянные дорожные знаки;
      3. Временная дорожная разметка;
      4. Постоянная дорожная разметка.

      В случае противоречивой ситуации на дороге в первую очередь следует руководствоваться временными дорожными знаками, затем постоянными знаками и т.д. по списку.

      Обратите внимание, что временная разметка не имеет приоритета над постоянными дорожными знаками.

      Примеры противоречий дорожных знаков и разметки

      Противоречивые ситуации возникают на дороге не очень часто. Гораздо чаще водители допускают ошибочные трактовки значений. Поэтому в этой статье рассмотрим несколько примеров для лучшего понимания.

      Читайте также:  Радиатор отопителя салона ваз 2107

      1. Объезд ремонта дороги по встречной полосе

      На дороге установлены дорожный знак 4.2.2 и нанесена постоянная разметка 1.3:

      В данном случае наблюдается явное противоречие, т.к., с одной стороны, разметку 1.3 пересекать запрещается, а с другой — дорожный знак 4.2.2 явно указывает на необходимость пересечения дорожной разметки. Приоритет имеет дорожный знак, поэтому объезд ремонта дороги по встречной полосе является правомерным.

      Рассмотрим несколько ситуаций, в которых на самом деле противоречия нет, но не всем водителям удается это быстро определить.

      2. Обгон при наличии знака 3.20 и разметки 1.5

      На дороге установлены дорожный знак 3.20 "Обгон запрещен" и нанесена горизонтальная разметка 1.5:

      В данном случае ситуацию нужно трактовать следующим образом:

      1. Дорожный знак 3.20 запрещает обгон.

      2. Разметка 1.5 не запрещает выезд на встречную полосу.

      В совокупности эти знаки означают, что водитель может выезжать на встречную полосу при выполнении любого маневра кроме обгона. Он может объезжать по встречной полосе, поворачивать налево и разворачиваться.

      Внимание! Некоторые считают, что разметка 1.5 разрешает выполнять обгон. Это неверно. Разметка 1.5 ничего дополнительного не разрешает. В её присутствии просто необходимо двигаться в пределах размеченной полосы.

      3. Обгон при наличии знака 3.21 и разметки 1.1

      Еще один пример, похожий на предшествующий. На дороге установлен знак 3.21 "Конец зоны запрещения обгона" и нанесена разметка 1.1:

      В данном случае:

      1. Разметка 1.1 запрещает любой выезд на встречную полосу (в том числе и обгон).

      2. Знак 3.21 обозначает окончание зоны запрещения обгона. Заметьте, знак не разрешает обгон, а лишь обозначает конец зоны.

      Многие этого не понимают, пытаются обгонять через сплошную линию разметки и получают заслуженное лишение прав.

      Надеюсь рассмотренные в этой статье примеры помогут Вам в будущем при определении настоящих противоречий между дорожными знаками и разметкой. Кроме того, вопрос "Что главнее знак или разметка?", больше не будет Вас волновать.

      В большинстве случаев каждый элемент дороги соответствует другим и вопрос: «Что главнее дорожный знак или разметка?» не возникает. В такой обстановке прекрасно соблюдается и приоритет не имеет смысла.

      Но возможны ситуации на наших дорогах и шоссе, при которой один знак противоречит другому. И в такой ситуации уже необходим детальный анализ и знание приоритетов дорожных знаков и разметки.

      На дорогах стали устанавливать новые знаки

      Классификация знаков

      Условно дорожные знаки в зависимости от способа установки можно разделить на:

      1. постоянные (их иногда еще называют стационарными)
      2. временные (второе название таких элементов – это переносные).

      Временные устанавливают на переносной стойке. Обычно их используют в тех случаях, когда выполняются ремонтные работы на дорожном покрытии или произошло дорожно-транспортное происшествие, которое препятствует нормальному движению транспорта на данном участке. В основании знака устанавливаются скрещенная под углом 90 градусов железная арматура (швеллер, труба или уголок). Длина элементов основания достигает 500 миллиметров. Именно за счет использования железных компонентов и обеспечивается устойчивость знак к порывам ветра или вибрации от проезжающего транспорта (например, фуры). Но все же, в некоторых случаях, для большей надежности в основании знака монтируется груз, который делает его более устойчивым. В качестве груза может использоваться металлическая гиря или камень из бетона. Стоит отметить, что временным дорожным знаком не считается тот, который примотан скотчем к стойке или тот который закреплен на дереве.

      Знаки должны быть правильно закреплены

      Постоянный, стационарный дорожный знак устанавливается в грунт. Для чего вырывается яма необходимой глубины. Затем устанавливается знак и в яму заливается бетонная смесь. После окончательного застывания бетонной смеси она засыпается грунтом и знак готов к использованию – предоставлению необходимой информации водителю. В дальнейшем его невозможно переместить, поэтому он делается один раз на достаточно большой промежуток времени.

      Временная и постоянная дорожная разметка

      Дорожная разметка – это нанесенная краска на покрытие трассы или шоссе, которая регулирует движение транспортных средств по заданному участку. По исполнению подразделяется на временную и постоянную. Постоянная характеризуется тем, что делается на длительное время и оформляется краской белого цвета. В свою очередь, временная дорожная разметка делается не короткий промежуток времени и для ее нанесения на дорожное покрытие используется оранжевая краска. Второй вариант не получил широкого распространения, но про него забывать не стоит.

      Уровень приоритета

      В соответствии с действующими правилами дорожного движения наибольший уровень приоритета в нашем случае имеет переносной дорожный знак. Его наиболее просто установить и демонтировать в случае необходимости. Поэтому его применению в случае аварии или кратковременных ремонтных работ альтернативы просто нет.

      Читайте также:  Когда отмечают день шофера в россии

      Далее в иерархии на ступеньку ниже идет уже стационарный дорожный знак. Он более важен для регулирования движения транспортных средств по отношению к разметке (особенно в тех случаях, когда ее уже не видно на дорожном покрытии). Отсюда и получается более высокий уровень приоритета.

      Дорожные знаки выше приоритетом, нежели дорожная разметка

      Еще ниже по степени значимости идет временная дорожная разметка. Она наноситься на короткий промежуток времени, например, на время ремонта дороги. Встретить на отечественных трассах и шоссе ее достаточно проблематично. Ее используют крайне редко и в очень крайних случаях. Поэтому когда водитель видит подобный рисунок, он очень удивляется. Некоторые водители могут растеряться и создать аварийную ситуацию на дороге.

      Последней, четвертой в списке идет постоянная дорожная разметка. Она наноситься толстым слоем краски и удалить ее с поверхности дороги практически невозможно. Она должна постоянно присутствовать на дорожном покрытии и способствовать безопасному и быстрому передвижению транспортных средств на заданном участке.

      На основании выше сказанного приоритет дорожной разметки выглядит следующим образом:

      На основании приведенной иерархии достаточно легко разобраться в любой дорожной ситуации, какой бы она сложной не была бы.

      Практические примеры

      Теперь рассмотрим те ситуации, которые наиболее часто вызывают противоречие таких элементов, как дорожные знаки и разметка. Это позволит понять, в каких ситуациях как необходимо действовать, чтобы не нарушить правила дорожного движения.

      Одним из наиболее ярких примеров, при котором нужно вспомнить, что главнее знак или разметка, является недопустимая комбинация двойной сплошной разделительной полосы (в правилах дорожного движения она идет с позиционным обозначением 1.3) и временного знака поворачивай сюда (позиция в современной редакции ПДД 4.2.2). Причем знак указывает именно на то, что необходимо переехать эту двойную сплошную. В подобной ситуации более высокий ранг имеет временный знак и на него необходимо строго ориентироваться. Иначе возможна аварийная ситуация на дороге с неблагоприятным исходом.

      Также, в действующие ПДД добавлены новые знаки

      Другой пример, это когда установлен знак «обгон запрещен» (в правилах позиция 3.20) и нанесена горизонтальная прерывистая разметка (позиция в ПДД 1.5). С одной стороны, рисунок на дороге не запрещает выезд на встречную полосу. Но вот знак запрещает это действие, обгонять нельзя. А вот выехать с целью объехать препятствие (например, поломанный автомобиль или вырытую на трассе яму) или выполнить поворот налево возможно. При этом против вас не должно быть принято никаких санкций со стороны инспекторов ГИБДД. Поскольку объезд препятствия не создает аварийную ситуацию на дороге. Еще один нюанс, связанный со знаком поз. 3.20, про который необходимо знать – это то, что участок дороги, на который распространяется его действие, не регламентируется. В соответствии с современной редакцией правил – он перестает быть действительным после того, как заканчивается аварийно-опасный отрезок. А вот когда этот участок закончиться, нужно ориентироваться по другим обозначениям. Наиболее простой вариант, если в паре со знаком 3.20 устанавливают еще один «конец зоны запрета обгона» с позицией 3.21. Другой вариант – это установка специальных информационных табличек, которая и будет регламентировать отрезок, на котором будет запрещен обгон транспортных средств.

      Далее приведем еще один пример. Установлен знак «Конец зоны запрещения обгона» (в правилах его номер 3.21) и сплошная горизонтальная полоса (ее номер по ПДД 1.1). В данном случае разметка запрещает выезд на встречную полосу. А знак показывает только окончание зоны запрета обгона. Он показывает, но не означает, что можно обгонять. И водители должны это знать и понимать. Поэтому ехать можно только по своей полосе. В данной ситуации условно разметка имеет больший приоритет, чем знак. Знак только показывает окончание определенного участка трассы, на котором запрещен обгон. А разметка регламентирует возможность движения по этому отрезку. При попытке обгона можно нарваться на патруль ГИБДД и в такой ситуации вас могут законно лишить прав. Такой обгон создает ситуацию на дороге повышенной аварийности.

      Выводы

      В обычной ситуации на дороге дорожные знаки и разметка отлично дополняют друг друга. Но если создается не стандартная обстановка, которая выходит за рамки допустимого, то они могут противоречить друг другу, на первый взгляд. Тут уже важно понимать, что является более важным в каждой конкретной ситуации. Ничем другим, как знаниями эту ситуацию не разрешить.

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock detector