Как разобрать большую болгарку

Как разобрать большую болгарку

Угловые шлифовальные машины (УШМ), называемые в народе болгарками, являются востребованным и надежным инструментом. Но все когда-то ломается. Выполнить ремонт болгарки своими руками несложно, если перед вами инструкция, рассказывающая пошаговый порядок выполнения ремонта УШМ. Ниже вы найдете ответы на любые вопросы о ремонте редуктора, ротора, статора, угольных щеток углошлифовальных машин.

Углошлифовальные машины в среде домашних мастеров пользуются особой популярностью. Возможность сменяемости рабочих органов позволяет производить отрезные, шлифовальные, полировальные операции.

Наличие устройства плавного пуска делает работу инструмента безопасным и удобным. Ремонт угловой шлифовальной машины несложный и может выполняться самостоятельно. Для тех, кто решится осуществить ремонт ушм самостоятельно, понадобится схема углошлифовальной машинки нужного типа, инструмент, смазочные материалы и данная инструкция.

Любой ремонт болгарки своими руками начинается с исследования возникающих неисправностей. Устройство болгарки достаточно простое. Вращающийся ротор через косозубую шестерню передает крутящий момент на вал (шпиндель) рабочего органа. На шпинделе устанавливается нужный рабочий инструмент, будь то отрезной камень, шлифовальный или полировальный круг и выполняется нужная технологическая операция.

Кстати, о форме зуба. На маломощных болгарках устанавливаются прямозубые шестерни. Косозубые шестерни используются в болгарках с мощностью свыше 1000 Вт.

Углошлифовальные машинки, как и любой инструмент со временем ломаются. Причины неисправностей болгарки могут быть разные. Они появляются не только от неправильной эксплуатации инструмента, но и несвоевременной замены угольных щеток, смазочных жидкостей.

В независимости от модели угловой шлифовальной машины неисправности у всех появляются в одних и тех же узлах. Неисправности болгарок условно делятся на механические и электрические. Для начинающих ремонтников неисправности делятся на простые и сложные.

Механические неисправности УШМ

Болгарка — это углошлифовальная машина, предназначенная для выполнения отрезных, шлифовальных, полировальных работ. Болгарка в процессе работы подвергается большим нагрузкам, работает в запыленной среде.

Чрезмерные нагрузки при использовании болгарки в режиме «Резание» вызывают повышенный износ не только подшипника, но и зубьев шестеренок редуктора.

Главная неисправность болгарки по механической части, износ или разрушение подшипника скольжения на валу большой косозубой шестерни редуктора.

Устранить неисправности болгарки несложно, если под рукой есть ее схема, описание и рекомендации по выполнению ремонтных работ.

Ремонт подшипников скольжения

Слабым местом любой угловой шлифовальной машины являются подшипники. И хотя, их немного в конструкции, всего три, именно они чаще всего приводят к механическим поломкам. На подшипники отрицательное воздействие оказывают:

  • высокая скорость вращения;
  • работа на предельных режимах;
  • недостаточное количество смазки;
  • попадание пыли или грязи;
  • несвоевременная замена или разрушение угольных щеток.

Конструкция всякой болгарки предусматривает быструю и не составляющую сложности замену любого подшипника.

Неисправности болгарки, связанные с износом или разрушением подшипника скольжения на валу редуктора характеризуются появлением неприятного постороннего звука.

Разрушение подшипника скольжения обнаруживается проверкой люфта вала установки рабочего инструмента. Определяется путем покачивания в разные стороны вала при установке рабочего инструмента.

При очередной установке рабочего инструмента проверьте люфт вала, покачивая за его конец в разные стороны. Люфт должен отсутствовать или быть минимальный.

Появление люфта указывает на необходимость замены подшипника скольжения.

Ремонт подшипника заключается в его извлечении из корпуса и снятии с вала редуктора.

Снимать подшипник с вала лучше при помощи съемника. Внутреннюю обойму разрушенного подшипника лучше всего доставать при помощи метчика нужного диаметра, предварительно вкрученного в обойму.

С ротора подшипники снимаются при помощи съемника или народным способом.

В тиски вставляются ключи или полосы металла, подшипники укладываются на ключи и при помощи наставки из мягкого металла и молотка весом не менее 400 г выколачиваются с оси вала.

Ремонт редуктора болгарки

Степень износа шестерней редуктора болгарки проверяется на пятно контакта. Предварительно редуктор полностью очищается от старой смазки. На малую шестерню редуктора наносится специальная синька, редуктор проворачивается. Дальше надо снять ведомую большую косозубую шестерню и посмотреть через лупу на пятно контакта. Оно должно занимать в общей сложности не менее 50% поверхности зуба.

В противном случае шестерни необходимо заменить или откорректировать профиль зуба. Исправление профиля зуба не раз описывалось на страницах данного сайта.

Но такая неисправность устраняется только опытным мастером.Чаще всего зализанные, срезанные или разрушенные шестерни меняются целиком, причем в паре.

Как правильно разобрать редуктор болгарки

При ремонте редуктора любой болгарки самой сложной задачей является снятие шестеренок и выпрессовка опорного подшипника.

Разборка редуктора начинается со снятия крышки редуктора поз.1 и отсоединения корпуса статора и освобождения ротора поз.2. Освободившийся ротор зажимают в тисках и выкручивают гайку крепления поз.3 ведущей малой шестерни.

В крышке редуктора запрессован подшипник шпинделя. Чтобы достать подшипник, в некоторых болгарках следует снять стопорное кольцо, фиксирующее опорный подшипник, и извлечь подшипник.

Разрушенный подшипник поз.1 в корпусе редуктора поз.2 легче всего достать , поддев его отверткой.

В других моделях шестеренку в шпинделе фиксирует стопорное кольцо.

Ведомая большая шестерня на шпинделе крепится несколькими способами:

  1. Шестерня напрессовывается на шпиндель.
  2. Шестерня крепится шпонкой.

Ведущая малая шестерня либо на валу накручивается по левой резьбе (в некоторых моделях Спарки, резьба правая), либо фиксируется шпоночным соединением и зажимается гайкой.

Как снимать шестеренки редуктора

В болгарках до 1000 Вт применяются прямозубые шестеренки, а в углошлифовальных машинках используются косозубые шестерни.

Шестеренки крепятся в различных болгарках по-разному. Ведущая шестерня крепится на валу ротора шпоночным соединением или устанавливается на резьбе. Ведомая шестерня крепится на валу шпинделя посадкой с натягом или при помощи шпоночного соединения. Подробно о том как снять шестерни и подшипник с вала.

Ремонт шестеренок заключается в их замене, причем только в паре.

Продолжительная и бесперебойная работа редуктора зависит от наличия достаточного количества смазки и своевременной ее замены.

Ремонт кнопки фиксации шпинделя

Кнопка фиксации шпинделя предназначена для быстрого снятия рабочего инструмента.Кнопка ломается при нажатии на нее в момент вращения диска. Ремонт болгарки заключается в полной замене кнопки.

Кнопку следует нажимать только в состоянии полной остановки болгарки.

Электрические неисправности болгарки

Электрическая схема основной части болгарок практически одинаковая. Ротор передает вращательный момент через редуктор на рабочий инструмент. Ротор вращается в поле статора. Цепи управления состоят из кнопки, регулирующей обороты и осуществляющей плавный пуск инструмента, угольных щеток, обеспечивающих передачу переменного напряжения на ламели коллектора. Питание на инструмент подается через соединительный кабель.

К основным неисправностям болгарки по электрической части относятся:

  • обрыв питающего кабеля на входе в инструмент;
  • разрушение или износ угольных щеток;
  • выход из строя кнопки включения;
  • обрыв или короткое замыкание статора;
  • обрыв или короткое замыкание ротора;
  • отслоение или выработка ламелей коллектора.

Неисправности болгарки по электрической части лучше всего определять тестером или другим прибором. Подойдет для этих целее и самодельное устройство, называемое в народе «аркашка».

Схема болгарки достаточно простая и не требует особых знаний. Надо только соблюдать осторожность и технику безопасности при выполнении ремонтных работ и знать электротехнику в объеме средней школы.

Нахождение обрыва провода питания

Одной из распространенных поломок болгарки становится невозможность включения инструмента или самопроизвольная остановка в процессе работы. Причиной неисправностей подобного рода становится обрыв кабеля питания поз.27 в месте входа. Устраняется неисправность заменой кабеля или выбрасыванием вышедшего из строя участка. Неисправность легко находится при помощи тестера.

Если нет тестера под рукой, но есть отвертка с неоновой индикаторной лампочкой, то неисправность можно найти, поочередно подключая провода питания к фазе.

Неисправности угольных щеток

Надежная работа любого электроинструмента в большой степени зависит от целостности и правильной работы угольных щеток. Качественное прилегание угольных щеток, их правильное расположение относительно ламелей коллектора влияет на работоспособность коллектора ротора.

Помните! Длина угольной электрощетки не может быть меньше 8 мм.

Своевременная замена угольных щеток позволяет избежать большую часть неисправностей.

Степень износа угольных щеток характеризуется видами искрения в месте коллектора. Искрение должно быть равномерным по всему пятну контакта угольной щетки и ламелей и не превышать длины более 8 мм. Круговое искрение говорит о появлении неисправности в цепях ротора.

Читайте также:  Mazda demio 2002 отзывы

В болгарках рекомендуется применять угольные щетки только производителей инструмента. Самодельные угольные щетки можно устанавливать, но только на непродолжительный период и сразу же заменять при первой возможности.

Ремонт кнопки включения и регулятора оборотов

Неисправности кнопки включения чаще всего проявляются в затруднительном и ненадежном включении инструмента при пуске. Такая неисправность самопроизвольно появляется и пропадает.

Недопустимо работать болгаркой с неисправной кнопкой включения. Данная неисправность приводит к заклиниванию отрезных дисков в процессе работы и их разрушению с непредсказуемыми последствиями.

Неисправность устраняется полной заменой кнопки на новую.

В современных моделях болгарок встроено устройство плавного пуска с регулятором оборотов. Ремонту оно не подлежит, а потребует полной замены. Нет, продвинутые мастера-левши, конечно, смогут починить и такой узел.

Ремонт статора

На выход из строя статора указывает самопроизвольная раскрутка вала машины, болгарка начинает набирать максимальные обороты. Такая неисправность указывает на появление межвиткового замыкания в обмотке статора.

Некоторые неисправности могут устранить только специалисты. Продление бесперебойной работы статора можно только своевременной чисткой, смазкой и заменой угольных щеток и подшипников.

Обычно статор выходит из строя достаточно редко. К этому приводит частый перегрев инструмента при работе. Неисправность проявляется сильным нагревом корпуса болгарки и появлением запаха горелой изоляции.

В статоре может быть как обрыв, так и короткое замыкание. Не разбирая статора, данные неисправности легко найти при помощи прибора ИК-32.

Неисправности устраняются заменой статора. Для любителей мастерить своими руками можем порекомендовать перемотать вышедший из строя статор своими руками. Ничего сложного в этом нет.

Снимается статор легко, но в разных моделях УШМ по-своему.

Порядок снятия статора:

  • снять редуктор болгарки;
  • извлечь ротор, предварительно сняв планку крепления;
  • снять пластмассовую защиту статора;
  • выкрутить винты крепления статора в корпусе;
  • снять крышку ручки и отсоединить провода питания к статору;
  • извлечь статор путем постукивания по корпусу деревянным молотком или бруском.

Ремонт ротора УШМ

Выход из строя ротора в болгарке вызван неправильной эксплуатацией инструмента, частыми перегревами, несвоевременной заменой угольных щеток, попаданием на ламели коллектора абразивных частиц и пыли.

Вначале увеличивается длина искры на коллекторе, затем появляется запах гари и, на последнем этапе, дым. Работа неисправного редуктора сопровождается стуком и гулом.

Разрушение даже пары зубьев приводит к неправильной работе инструмента.

Продлить срок жизни ротора можно предотвращением попадания внутрь инструмента пыли, недопущением перегрева инструмента, своевременной сменой угольных щеток и смазочных материалов, применением только тех рабочих инструментов и такого диаметра, которые рекомендует производитель электроинструмента.

Ротор представляет собой сложный узел, который требует ремонта в сервисных центрах. Но любители мастерить своими руками могут отремонтировать ротор самостоятельно.

Ремонт коллектора и ламелей ротора

Демонтаж ротора не представляет особой сложности.

Порядок извлечения ротора из угловой шлифовальной машинки:

  • снять крышку ручки шлифмашины;
  • освободить и извлечь угольные щетки;
  • раскрутить винты крепления корпуса редуктора к основному корпусу;
  • снять корпус редуктора;
  • извлечь ротор.

Снятый ротор надо внимательно осмотреть. Если на ламелях натерты большие канавки, их следует удалить, проточив коллектора в токарном станке.

При незначительных канавках дефект устраняется путем шлифования. Ротор зажимается в патрон электродрели и при помощи надфиля и шлифовальной бумаги удаляется выработка. Процесс несложный.

Дрель зажимается в тисках или надежно крепится на ровной поверхности. В патрон дрели вставляет тот конец ротора, на котором размещена ламель, и надежно зажимается. С ротора предварительно сняты подшипники.

Второй конец ротора необходимо подпереть набором деревянных брусков. Дрель включается и выставляется небольшое число оборотов. На первом этапе используйте шлифовальную бумагу крупной зернистости №40..80, на заключительном этапе более мелкую №120..200.

После шлифовки надо профрезеровать пазы между ламелями. Это лучше всего выполнить ножовочным полотном, специально заточенным. После фрезеровки пазов коллектора, края ламелей надо зачистить от заусенцев, при помощи алмазного надфиля. Правильно отшлифованные ламели не должны иметь заусенцев.

Помимо общих неисправностей в моделях угловых шлифовальных машин разных производителей встречаются и специфические поломки, характерные только для инструмента данного производителя. Но об этом в другой статье.

Видео ремонта болгарки

Ремонт Болгарки своими руками (кнопка пуска)

Даже самый простой ремонт болгарки в сервисной мастерской может обойтись в сумму от трети до половины ее стоимости. Поэтому прежде, чем обращаться к профессионалам, всегда нужно попробовать починить ее своими силами. Тем более, что в паспортах болгарок нередко приводят таблицы самых распространенных неисправностей и причины их возникновения. Для домашнего ремонта в большинстве случаев можно обойтись набором самого обычного инструмента: отверток, пассатижей, ключей и мультиметра. Единственно, где могут потребоваться оправки, съемники или подобные им приспособления, — это удаление и установка подшипников. А запасные части для ремонта болгарки без проблем можно приобрести во всем известных интернет-магазинах.

Общие правила ремонта электроинструмента

Правила техники безопасности при ремонте угловой шлифовальной машины такие же, как и при ремонте любого другого электроинструмента. Очистка от пыли, разборка и сборка проводится только при полностью обесточенном устройстве. Работы по ремонту необходимо проводить на диэлектрической поверхности, а источник питания должен быть оснащен автоматом защиты от короткого замыкания. Категорически запрещается проворачивать вручную шпиндель УШМ, если она включена электросеть. Также запрещено выполнять пробные включения в процессе или после ремонта при установленном на шпинделе отрезном диске.

Распространенные проблемы в работе УШМ

Болгарка является довольно неприхотливым инструментом, т. к. рассчитана на работу с высокими нагрузками и в запыленной среде. Основные проблемы в ее работе в большинстве случаев связаны с неправильной эксплуатацией, а также с несоблюдением сроков техобслуживания и плановых ремонтов. Чаще всего встречаются следующие неисправности:

  1. УШМ не включается. Самая распространенная причина такого явления — обрыв проводов в кабеле питания или неисправность выключателя. А у болгарок с электронным управлением — выход из строя блока регулировки скорости или плавного пуска.
  2. Болгарка работает на малых оборотах. Как правило, это связано с межвитковым замыканием в обмотках ротора или неисправностью электроники.
  3. УШМ сильно греется. Нередко это происходит из-за нарушения соотношения рекомендуемых рабочих циклов и перерывов. Кроме того, нагрев может быть следствием плохого охлаждения двигателя из-за пыли, скопившейся внутри корпуса.
  4. Болгарка искрит. В этом случае основные причины — это стирание угольных щеток или износ коллектора электродвигателя. Щетки также искрят при повышенном загрязнении и окислении пластин коллектора.
  5. Болгарка дымит. Обычно это наблюдается при слишком интенсивной эксплуатации и заполнении каналов воздушного охлаждения пылью. Причинами того, что инструмент дымит, также могут быть замыкания в обмотках ротора или статора.
  6. УШМ гудит, но не вращается. Как правило, это происходит при заклинивании шестерен редуктора или выходе из строя подшипников.
  7. Сломалась кнопка фиксации шпинделя. Причиной этого является попадание внутрь фиксатора пыли, вызывающей износ его штока.
  8. Сломались подшипники. Выход из строя подшипников чаще всего происходит после длительной эксплуатации и работы с ударными нагрузками.

Еще одной достаточно распространенной неполадкой болгарок является заклинивание прижимной гайки.

Общие указания по разборке болгарки

Все УШМ состоят из двух основных частей: пластикового корпуса привода и металлического редуктора. Кроме того, у многих болгарок можно отдельно разобрать заднюю рукоятку, внутри которой находится ввод электропитания, а также блоки системы управления. Для домашнего ремонта болгарки могут потребоваться крестовая и плоская отвертки, гаечные ключи и тонкие плоскогубцы. Кроме того, для проверки и ремонта электрических цепей будет необходим мультиметр и инструменты для работы с проводами. Перед разборкой болгарки с нее необходимо удалить отрезной диск и защитный кожух.

Пошаговая диагностика электрики мультиметром или лампочкой

При диагностике и ремонте электрической части болгарки удобнее всего использовать многофункциональный тестер (сокращенное название — мультиметр). Если такого прибора под рукой нет, то для некоторых проверок подойдет отвертка с индикатором или лампочка с двумя проводами. В процессе ремонта мультиметр позволяет измерять как величины напряжения и тока, так и сопротивление обмоток двигателя. Индикатор и лампочка могут показывать только наличие или отсутствие напряжения.

Диагностика обрыва питания

Пожалуй, самой распространенной неисправностью электрооборудования болгарки является обрыв проводов питания внутри оболочки силового кабеля. Для диагностики и ремонта такого повреждения достаточно разобрать заднюю ручку болгарки и проверить напряжение на клеммах перед выключателем. Другой способ — это отсоединить клеммы кабеля и с помощью мультиметра проверить на обрыв сопротивление каждой его жилы.

Читайте также:  Мастика автомобильная антикоррозионная цена

Проверка статора и его перемотка

Для проверки статора электродвигателя болгарки необходимо отсоединить обе его обмотки от цепи питания, а затем замерить их сопротивление мультиметром в диапазоне 200 Ом. На исправной обмотке прибор покажет сопротивление около одного ома, а на неисправной (с обрывом) — десятки или сотни омов. Если обмотка вышла из строя в результате замыкания, то нагар, как правило, можно увидеть с внутренней стороны корпуса статора. Проверить статор на межвитковое замыкание обычным тестером невозможно – для этого существуют специальные индукционные приборы. Единственные способы ремонта статора — это его замена или перемотка. Второе возможно только при наличии соответствующей квалификации, поэтому чаще всего статор просто меняют.

Диагностика якоря тестером

Проверять якорь болгарки необходимо как на обрыв обмоток, так и на их замыкание на сердечник. В первом случае сопротивление замеряется по кругу между двумя соседними пластинами коллектора, расположенного на валу ротора. Все значения должны быть одинаковы (в пределах одного ома), а значительное отличие указывает на обрыв. Во втором замер производится между магнитопроводом ротора и пластинами коллектора. Для поиска межвиткового замыкания, как и в случае со статором, необходимо воспользоваться специальным прибором. При обнаружении неисправности необходимо принять решение, каким способом производить ремонт: перемоткой якоря или его заменой на новый. Самостоятельно перемотать обмотки якоря без соответствующих навыков и оборудования нереально, а перемотка в сервисе будет стоить практически столько же, сколько и новый якорь. Поэтому оптимальный вариант ремонта — это покупка и самостоятельная замена якоря.

Проверка блока пуска и управления

Диагностика электронных компонентов болгарки сводится к определению исправности отдельных блоков, а ремонт (если нет навыков в радиотехнике) — к их полной замене. Устройство плавного пуска можно проверить стрелочным амперметром, сравнив скачок тока с ним и без него. Для точной диагностики блока поддержания оборотов под нагрузкой потребуется осциллограф. Хотя для того, чтобы понять, исправен он в принципе или нет, достаточно просто понаблюдать за поведением болгарки на разных режимах.

Проверка угольных щеток

В процессе работы угольные щетки стираются и при достижении минимального размера подлежат замене. Первый признак проблем со щетками — неравномерное со вспышками искровое кольцо вокруг коллектора. У некоторых моделей для замены и проверки щеток на корпусе предусмотрены круглые отверстия с винтовыми крышками. Но у большинства болгарок для того, чтобы их поменять, приходится полностью, как при ремонте, разбирать корпус или заднюю рукоятку.

Диагностика кнопки пуска и регулятора оборотов

Самая распространенная неисправность в электрике болгарки — это выход из строя пусковой кнопки, что чаще всего является следствием попадания в нее пыли. Проверить работоспособность кнопки можно с помощью мультиметра или индикаторной отвертки, произведя замер напряжения на ее выходном контакте. Ремонту она обычно не подлежит и просто заменяется на новую. Определить неисправность регулятора скорости вращения еще проще: при вращении колесика он или меняет число оборотов шпинделя или же нет. Если нет навыков в ремонте таких устройств, то проще за несколько сот рублей купить новый.

Диагностика механической части УШМ

Чаще всего ремонту или замене в механической части болгарки подвергаются подшипники и шестерни (см. рис. ниже). Износ и выход из строя этих деталей обычно сопровождается повышенной вибрацией, нехарактерными звуками или заклиниванием редуктора. Диагностика их состояния производится визуально после полной разборки корпуса, а по ее результатам принимается решение о необходимости и виде ремонта.

Кроме того, в редукторах болгарок применяют защитные муфты, предотвращающие резкий рывок корпуса при заклинивании диска. Такие устройства изначально предназначены для работы в экстремальных условиях и, как правило, требуют ремонта очень редко.

Проверка шестерней редуктора

Для того чтобы осмотреть шестерни редуктора болгарки, необходимо отделить его от привода, а затем полностью разобрать. Диагностика заключается в визуальном определении степени износа зубьев, а ремонт — в замене отработавшей свой срок шестерни на новую. Основные виды неисправностей шестерен, требующих ремонта редуктора, — это стачивание и выкрашивание зубьев.

Проверка стопорной кнопки

Фиксатор шпинделя болгарки (стопорная кнопка) необходим для его удержания в неподвижном состоянии при затягивании прижимной гайки. Если он начинает западать, необходимо снять кнопку, вынуть шток и пружину, а затем очистить внутреннюю часть и визуально проверить состояние штока, сальника и пружины. Ремонт фиксатора обычно заключается в замене одного из этих компонентов (см. видео).

Проверка фланца для крепления дисков

Обычный опорный фланец болгарки — это простое устройство в виде диска, к которому прижимается отрезной круг. Его поверхность должна быть ровной, без выбоин и задиров. Ремонту он не подлежит, а при износе просто заменяется на новый.

Проверка подшипников ротора

Подшипник ведущего вала болгарки, который является валом ротора электродвигателя, можно осмотреть и заменить без полной разборки редуктора. Для этого достаточно разъединить корпус редуктора и привода (см. рис. выше). Если же принято решение о ремонте с заменой подшипника, то придется полностью извлекать ротор электродвигателя, снимать ведущую шестерню (см. фото ниже), а затем удалять старый и ставить новый подшипник.

Как разобрать редуктор

При ремонте механической части болгарки в первую очередь необходимо отделить редуктор от привода, открутив четыре болта и расцепив ведущую и ведомую шестерни. Для его внутреннего осмотра и ремонта составных частей нужно снять нижнюю часть редуктора, которая также крепится к основному корпусу болтами. Далее редуктор разбирают по отдельным частям, последовательно отделяя от вала подшипники, шестерню и фланец.

Как снимать шестеренки редуктора

Ведущая шестерня редуктора болгарки обычно крепится на валу внатяг и прижимается гайкой, а ведомая фиксируется с помощью шпонки и разрезной шайбы. На видео ниже показан порядок выполнения ремонта с разборкой редуктора, снятием верхнего подшипника и заменой ведомой шестерни. Ролик на английском, но там все предельно понятно, поэтому можно смотреть без звука.

Профилактика УШМ

Профилактика болгарки включает в себя соблюдение паспортных требований при ее эксплуатации, выполнение периодического техобслуживания и проведение плановых ремонтов. В первую очередь необходимо строго соблюдать соотношение циклов работы и перерывов, рекомендованные производителем. Также необходимо периодически выполнять очистку внутреннего пространства корпуса болгарки от пыли, своевременно менять щетки и производить смазку редуктора. При возникновении в процессе работы болгарки устойчивых вибраций и нехарактерных звуков следует незамедлительно осуществить внутренний осмотр механической части и провести необходимый ремонт.

В отличие от обычной быстрозажимная гайка болгарки является довольно дорогостоящим приспособлением. А как долго она может прослужить и возможен ли ее ремонт в случае выхода из строя? Если кто-нибудь знает ответ на этот вопрос, поделитесь, пожалуйста, информацией в комментариях.

Конструкция болгарок не доставляет проблем в случае ремонтных или профилактических работ, связанных с их сборкой/разборкой. Это одно из преимуществ эксплуатации данного электроинструмента. Однако при разборке, например, редуктора, требуется проводить работы с большой степенью аккуратности. Это связано с применяемыми материалами (алюминиевые, магниевые сплавы, пластик), не отличающимися большой прочностью. Использование «жестких» методов работы с резьбовыми соединениями может нарушить их целостность, что создаст дополнительные проблемы. Некоторые эффективные способы при ремонте редукторов болгарок приводятся в данной статье.

Элементы

Болгарка преобразовывает электрическую энергию в механическое действие инструмента на предмет обработки. Поэтому ее конструкция состоит из электрической и механической частей. Конический редуктор как раз представляет основной элемент механической части болгарки. В состав его входят следующие узлы и детали:

  • корпус редуктора;
  • шпиндель, на котором находится рабочий инструмент;
  • ведущая коническая шестерня, расположенная на роторе электродвигателя;
  • ведомая коническая шестерня, находящаяся на шпинделе;
  • подшипники качения и скольжения, выступающие в качестве опор для передачи вращения.
Читайте также:  Toyota corolla fielder какое масло

Наиболее частые неисправности

Шестерни комплект для ИНТЕРСКОЛ УШМ-2300Wt ; DWT-230 (74х15х49зуб., 21х10х12зуб.) ACECA. Фото 220Вольт

Основные причины выхода из строя болгарок по причине неисправности редуктора следующие.

  • В процессе продолжительной эксплуатации происходит износ шестерен. При этом появляется «шелестящий» шум, возможно проскальзывание конических шестерен друг относительно друга. Некачественная смазка или ее недостаточность ускоряет износ конической пары.
  • Подшипники также имеют ограниченный ресурс применения. Если их своевременно не заменить может произойти полное разрушение целостности конструкции подшипникового узла. Причиной для его проверки служит повышенный шум и вибрация при работе болгарки, сильный нагрев корпуса редуктора.
  • Имеет место выработка посадочных мест подшипников. Здесь кардинально можно решить проблему заменой корпуса редуктора.
  • Не исключена возможность поломки фиксирующих элементов конструкции редуктора: гаек, винтов, шпонок, стопорных колец и других подобных деталей.

Необходимые инструменты для разборки редуктора УШМ

Смазка для редуктора УШМ Makita, 30 грамм. Фото ВсеИнструменты.ру

Разборку редуктора болгарки следует производить на подготовленном рабочем месте, где отсутствуют ненужные детали. Это необходимо, чтобы не потерять мелкие элементы конструкции редуктора. Рабочее место нужно оборудовать следующим инструментом и оснасткой:

  • слесарные тиски;
  • набор гаечных ключей и отверток;
  • различные виды молотков – от деревянных до стальных;
  • пассатижи;
  • инструмент для работы со стопорными кольцами;
  • газовый ключ;
  • съемники для подшипников и запрессованных на вал шестерен;
  • для качественной сборки подшипниковых узлов неплохо иметь соответствующее прессовое оборудование;
  • при его отсутствии можно воспользоваться надставками различной конструкции;
  • ветошь с моющими средствами (керосин и другие аналогичный жидкости);
  • наличие смазочных материалов.

Разбираем редуктор УШМ правильно, видео

Существует много компаний, специализирующихся на производстве УШМ. Основные принципы конструкции болгарок у всех фирм практически одни и те же. Однако имеются некоторые особенности, которые следует учитывать при ремонте болгарок определенного бренда. Опыт такого ремонта представлен мастерами в видео-форматах, он представлен ниже.

Bosch

Обзор одной из бытовых моделей болгарки фирмы Bosch представлен в следующем видео. В нем производится разборка редуктора, после чего возможен визуальный осмотр конической передачи. Определяется наличие и состояние смазки. Возможно определить степень износа шестерен. В данном случае, так как болгарка новая, можно лишь убедиться в наличии на шпинделе одной опоры в виде подшипника скольжения и виде конической передачи — она прямозубая. Автор относит данные особенности конструкции этой модели болгарки Bosch к недостаткам. Действительно ресурс работы такой болгарки и шумность не будут отличаться хорошими показателями.

В следующем видео после разборки редуктора другой модели болгарки Bosch наблюдается значительное загрязнение смазки абразивными частицами. Вывод: проводить осмотр внутренней полости редуктора следует регулярно, чтобы избежать раннего выхода электроинструмента из строя.

Автор предлагает замену дорогой смазки от фирмы Bosch, другой более дешевой и доступной отечественной. Важно: постулат о том, что смазки много не бывает, здесь не приемлем. Большое количество смазки будет приводить к ее выдавливанию через уплотнения на корпусе редуктора, например, через сальник фиксатора. Поэтому смазки следует закладывать в редуктор строго определенное количество.

Hitachi

В следующем видео подробно описан процесс разборки шпинделя редуктора болгарки одной из моделей Hitachi. Это вызвано заменой заклинившего подшипника, расположенного в крышке корпуса редуктора. Для того, чтобы до него добраться следует снять запрессованную на вал ведомую шестерню. Из-за маленького расстояния между шестерней и крышкой редуктора губки съемника дорабатываются стачиванием их поверхности до необходимой толщины с целью попадания в этот зазор. Важно: перед выпрессовкой шестерни необходимо снять фиксирующее ее стопорное кольцо.

DeWalt

Особенностью конструкции болгарки одной из моделей DeWalt является конструкция корпуса редуктора. Крышка здесь не несет никаких дополнительных функций, кроме защиты от попадания внутрь абразивных частиц. Фланец, где расположен подшипниковый узел, выполнен как единое целое вместе с корпусом.

Обычно при замене какого-нибудь элемента конструкции (в данном случае щеток) в большинстве случаев заменяется смазка в редукторе. Для этого выполняется полная разборка болгарки DeWalt со снятием ротора, чтобы удобно было промыть и прочистить полость редуктора от старой смазки.

Другой особенностью болгарки DeWalt является конструкция ведомой большой шестерни. Коническая вставка внутри корпуса шестерни предотвращает от работы при перегрузках. Усилие поджатия конической вставки отрегулировано на работу при допустимых нагрузках. При повышенных усилиях, шестерня будет проскальзывать по конической поверхности.

Для удобства при замене масла автор пользуется мерной спринцовкой. Здесь легко контролировать требуемое для заправки количество смазки.

Makita

В следующем видео показан профилактический осмотр редуктора одной из моделей болгарок Makita. После определенной наработки произведена полный разбор болгарки со снятием ротора. Визуально виден износ на зубьях обеих шестерен, при этом имеются сколы. Автор, к сожалению, не провел анализ причин их появления. Замена изношенных шестерен на новые не гарантирует им продолжительную работу.

Sparky

В болгарке Sparky в следующем видео автор показывает причину одностороннего вращения шпинделя и способ устранения дефекта. Развалившийся подшипник ротора с опорой в корпусе редуктора вызывал его перекос, что способствовало повреждению алюминиевого корпуса в виде сколотой стружки. С помощью съемников и деревянной выколотки автор достаточно легко справляется с разборкой редуктора и заменой обоих подшипников на опорах ротора.

Лепсе

В видео показывает очень надежную болгарку от фирмы Лепсе, у которой случилась поломка после десяти лет эксплуатации. При этом во время разборки обнаружился дефект, встречающийся достаточно редко. Причина поломки болта, фиксирующего ведущую шестерню, осталась автором не выясненной. Возможно это усталостные напряжения от периодических нагрузок. Способ ремонта с помощью сверла и звездочки заслуживает внимания.

Фиолент

Выявить причину неисправности болгарки Фиолент в следующем видео помогла разборка редуктора. После аккуратного откручивания крепежа на корпусе редуктора, просматривался большой люфт шпинделя в опоре подшипникового узла. Частички подшипниковой обоймы подтвердили направление ремонтных работ по замене развалившегося опорного узла.

Диолд

Причину повышенного шума болгарки Диолд автор выяснял в следующем видео. После разборки редуктора обнаружились большие люфты в подшипниковых узлах. Следует отметить, что они никак не повлияли на качество зубьев шестерен — они вполне в работоспособном состоянии. То есть, если шестерни выполнены из качественного материала с соблюдением технологии термообработки, они могут надежно работать в самых непростых условиях. С помощью необходимого для таких ремонтных работ инструмента автор показывает, как можно заменить дефектные подшипники.

Как» вытащить якорь

Для проведения ремонта редуктора часто требуется выполнить полную его разборку с освобождением от ротора. В некоторых видах моделей болгарок это сделать не так просто. В представленных далее видео даются рекомендации, как использовать инерционные свойства ротора для этой цели.

В первом видео базой для выполнения работ являются слесарные тиски, а во втором из соответствующей по размеру квадратной трубы изготавливается небольшое приспособление. После легкого постукивания корпуса редуктора об края тисков или трубы, ротор освобождается из редуктора. Какой способ лучше — на выбор пользователя.

Как заменить подшипники

В некоторых случаях при обнаружении люфта шпинделя не требуется полная разборка болгарки с освобождением ротора. В следующем видео, где производится ремонт болгарки Интерскол, бывает достаточно заменить подшипниковые узлы шпинделя — опорный шариковый подшипник с рабочего конца шпинделя и подшипник скольжения с противоположной стороны. Отсутствие люфтов в подшипнике ротора оценивается по шуму и вибрации болгарки (без шпинделя), поместив ее верхнюю часть в полиэтиленовый пакет для устранения возможности разбрызгивания смазки при работе. Более подробная информация о замене подшипников на УШМ будет представлена по ссылке.

>

Ссылка на основную публикацию
Как проверить топливную форсунку бензин
Практически каждый автовладелец современного автомобиля, у которого инжекторная система впрыска топлива, рано или поздно задается вопросом – как проверить форсунки?...
Как правильно чистить авто от снега
Как правильно очищать автомобиль от снега и льда? Зима для россиян – понятие растяжимое в прямом смысле этого слова. На...
Как правильно шпаклевать автомобиль
Автомобильный рынок полон всевозможными товарами для ремонта кузова, среди которых: различные эпоксидные и полиэфирные 2-х компонентные шпаклевки, то есть те,...
Как проверить уровень бензина в баке
Эксплуатировать автомобиль становится крайне неудобно, если врет или не работает указатель уровня топлива на приборной панели. Чтобы не попасть в...
Adblock detector