Люфт в крыльчатке турбины

Люфт в крыльчатке турбины

Вопрос: какой может быть максимально допустимый радиальный и осевой люфт турбины на дизеле TD27T?

турбина китайская, пробег на ней 9000 примерно.
перебирая голову, на впускных клапанах обнаружил легкосчищаемые наросты.
т.к. кроме турбины маслу во впуск больше попадать неоткуда, то под подозрением только турбинка.

ставил турбину не сам. но сам обнаружил, что не совсем правильно отрегулирован шток "лягушки" — актуатора (или как там его). перепускной клапан в горячей части никогда не открывался, по видимому. и, возможно, была чрезмерная "давка", отчего, возможно, получилась трещина в гильзе 4го цилиндра.
лягушку по мануалу + — настроил, с помощью компрессора. теперь хочется разобраться, масло из турбины из-за износа давило, или из-за нештатного режима работы (слишком высокое давление было)?

Аксиома такова: без люфтов ротора (радиального и осевого) турбина работать не может – они должны быть. Припомним, что вращающийся вал ротора удерживается в центральном корпусе подшипниками скольжения: двумя радиальными (иногда они изготавливаются в виде единой детали — «патрона») и одним упорным.

Все пары трения смазываются гидродинамическим способом. Масло поступает в зазоры между вращающимися деталями под давлением. В зазоре образуется прочная пленка, так называемый масляный клин. Пленка разделяет смазываемые поверхности, исключая контакт металлических поверхностей, и одновременно центрирует вал в подшипниках. Образно говоря, вращающийся вал «плавает» в масляной ванне. Нет зазоров – нет пленки. Нет пленки – «кирдык» турбине.

Зазор, необходимый и достаточный для формирования масляного клина, составляет несколько сотых долей миллиметра. Каково это наощупь, можно почувствовать, если пальцами смещать ротор в осевом направлении, где его люфт определяется единственным зазором между валом и упорным подшипником. Можно убедиться в том, что люфт в несколько «соток» едва ощутим. Если же ротор покачать за кончик вала в радиальном направлении, смещение будет хорошо заметно и «наощупь», и визуально.

Читайте также:  Аккумулятор на газель дизель

Почему?

Во-первых, потому, что радиальные подшипники – плавающие. Они устанавливаются с зазором относительно и вала ротора, и центрального корпуса турбины. Так что сам подшипник вращается в корпусе с частотой примерно вдвое меньшей частоты вращения ротора. Значит, в радиальном направлении ротор имеет «слабину» относительно корпуса в четыре зазора (по два на сторону). А это уже несколько «десяток».

Во-вторых, качая ротор из стороны в сторону за кончик, мы ощущаем не радиальный люфт, а так называемую перекладку ротора. Геометрия двухопорной конструкции такова, что перекладка ротора всегда заметно больше его радиального люфта. Перекладка определяется не только величиной зазоров, но и расстоянием между опорами вала и вылетом вала относительно опоры. Характерная величина перекладки у легковых турбин – десятые доли миллиметра.

Итак, если наличие зазоров строго определенной величины – залог работоспособности конструкции, то очередной вопрос, который должна прояснить экспертиза: являются ли люфты ротора допустимыми или они вышли из допуска. Данные по зазорам производителями турбокомпрессоров не афишируются – их приходится по крохам собирать из разных источников. Для каждой модели турбины они устанавливаются индивидуально. Более того, каждый турбопроизводитель диктует свою методику проверки люфтов ротора. Один – опосредованно, через перекладку, другой – непосредственным измерением смещения вала через отверстие для слива масла. Если измерения показали, что люфты в допуске, разбирать и ремонтировать картридж нет смысла. Разборка картриджа – это неизбежное нарушение положения колес, а, значит, и балансировки ротора. Поэтому без веской причины (а именно – увеличенных люфтов ротора, свидетельствующих об износе пар трения) делать этого не стоит. Разумнее сразу приступить к проверке дисбаланса ротора и герметичности его уплотнений в составе сборочного узла.

Люфт вала турбокомпрессора – это отклонение ротора от своей центральной оси появляющееся из-за зазора между валом, втулкой и средним корпусом. Данный зазор имеет строго определенный размер, закладывающийся при проектировки, необходимый для его нормального функционирования турбокомпрессора. Его превышение указывает на поломку.

Читайте также:  Соревнования по бездорожью на внедорожниках 2018

То бишь сам люфт еще не говорит об поломке, но его увеличение напротив указывает на серьезную неисправность в турбине грозящую в короткий срок причинить агрегату серьезный ущерб или полностью его разрушить.

Зазор турбины необходим для свободного вращения ротора и образования внутри турбины масляной пленки препятствующей трению металла по металлу. Без него детали будут тереться друг об друга на бешенной скорости* из-за чего произойдёт перегрев, быстрый износ и как следствие поломка турбины.

В некоторых моделях турбин ротор вращается со скоростью до 250 тыс. оборотов в минуту.

Допустим, вы услышали странный шум в двигателе источником, которого вероятнее всего является турбина. При этом если на больших скоростях она начинает греметь еще сильнее, то решать проблему нужно незамедлительно, иначе ремонт не чем не поможет и придеться переплачивать за новую турбину. Для того чтобы проверить состояние турбокомпрессора и убедиться, в том что проблема именно в нем нужно сначала проверить люфт турбины.

Осевой люфт турбины

Для этого нужно снять впускной патрубок и попытаться переместить его в осевом направлении. Люфта не должно ощущаться, поскольку допустимое значение (в зависимости от типа турбины) колеблется от 0,06 до 0,09 мм. Его нельзя заметить на ощупь, для этого потребуется специальное оборудование. Поэтому если его нет то все хорошо. В противном случае, если вы чувствуете «болтания», то турбина очень изношена и ей требуется ремонт или замена. Правда даже на такой турбине еще можно ездить при условии, что она не пропускает масло. Время от времени снимайте патрубок и проверяйте наличие масла. Не пропустите момент, когда она начнет «выплевывать» масло иначе последствия будут печальными. Легкий конденсат допустим, но если обнаружатся потеки, то такой турбине пришел конец и ее нужно заменить.

Читайте также:  Винт количества смеси не реагирует

Осевой люфт более 0,1 мм указывает на проблемы в топливной аппаратуре и/или загрязнение выхлопной системы.

Радиальный люфт турбины

Радиальный люфт турбины – напротив должен быть ощутим и его наличие отнюдь не является признаком поломки (до определенного значения). Для его проверки также нужно снять выпускной патрубок и попытаться переместить ротор в крайнее положение в радиальном направлении (прижать к стенке). При этом лопатки крыльчатки не должны касаться стенки.

Исключения составляют некоторый модели турбокомпрессоров Garrette.

Между ними должен сохраняться небольшой зазор. Если же они касаются, то лопатки в ближайшее время сломаются. Требуется незамедлительное обращение в специальный сервисный центр для ремонта турбины.

Важно: при проведении замеров излишне не усердствуйте. Все операции проводятся легким нажатием пальцев. Не нужно вставлять внутрь турбины отвертку или другой предмет, пытаясь сместить вал сильнее. Так вы только можете повредить турбину.

Размер максимально допустимого размера люфта варьируется в зависимости от модели турбокомпрессора, как говорилось ранее. Его точные значения можно узнать у менеджера позвонив по телефону указанному на сайте. Однако если крыльчатка при проверке касается стенки, то это явный признак поломки и того что работе турбины вскоре наступит конец.

Нормы люфта на новые турбины

В зависимости от модели турбокомпрессора

Зазор между корпусом и колесом турбины

Если во время проверки вы все-таки обнаружили увеличение люфта выше положенной нормы, стоит демонтировать турбину и передать ее в сервисный центр для проведения бесплатной диагностики и ремонта. Для решение проблем связанных с ремонтом турбонадува не стоит обращаться в обычное СТО, лучше довериться проверенным специалистам специализирующимся на этом.

Ссылка на основную публикацию
Лифан х 60 предохранитель прикуривателя
Долго рыли и, наконец, нарыли схемы. Для удобства они будут как на английском, так и на русском языках. Схема электрооборудования...
Лампочки индикации на панели приборов
Индикация тех или иных неисправностей в автомобиле - это очень важный момент предотвращения пагубного воздействия таких неисправностей на различные узлы...
Лампочки на панели приборов шкода октавия
Привет всем!Решил добавить в БЖ все (по моему )) ) про символы, значки, индикаторы и обозначения приборной панели автомобиля.Первые 3...
Лифан х 70 на автомате
Лифан Х70 (2019-2020) цена и комплектации. Технические характеристики «X 70» (Pengfei CY02C) и обзор с фотографиями. Lifan X70 – переднеприводный...
Adblock detector