Ремонт систем охлаждения и смазки двигателей

Ремонт систем охлаждения и смазки двигателей

Водяной насос

Дефектами водяного насоса являются:

  1. трещины и изломы корпуса;
  2. износ вала крыльчатки и подшипников;
  3. срез шпонки или шпильки;
  4. разработка шпоночной канавки;
  5. износ сальников.

Трещины и изломы чугунного корпуса заваривают газовой сваркой, обязательно прогревая весь корпус на древесном угле. Изншенный валик крыльчатки восстанавливают хромированием или шлифованием под ремонтный размер втулок (при скользящих подшипниках). При этом зазор между втулкой и валиком должен составлять 0,02—0,05 мм.

Изношенную шпоночную канавку заваривают, после чего поверхность обрабатывают и прорезают новую канавку под углом 90—180° к старой. Изношенную набивку регулируемых сальников (автомобилей ГАЗ-MM, ЗИС-5) насоса заменяют новой.

Для смены изношенных деталей самоподжимных сальников (автомобилей ЗИС-150, М-20 «Победа» и ГАЗ-51) необходимо:

  1. снять с двигателя вентилятор с водяным насосом;
  2. снять ступицу вентилятора и стопорное кольцо;
  3. выпрессовать вал насоса из крыльчатки вместе с подшипником; у насоса автомобиля ЗИС-150 вал выпрессовывают в сторону крыльчатки без подшипников;
  4. удалить стопорное кольцо сальника из корпуса крыльчатки и вынуть детали сальника. Если износ текстолитовой шайбы сальника невелик, то ее можно перевернуть другой стороной (неизношенной) к торцу корпуса, а при большом износе заменить новой, в том и другом случаях заменяют также и резиновую манжету;
  5. собрать сальник, установив последовательно в корпус крыльчатки пружину, резиновую манжету, текстолитовую шайбу и стопорное кольцо;
  6. установить вал в корпус, затем у автомобилей М-20 «Победа» и ГАЗ-51 напрессовать крыльчатки, а у автомобиля ЗИС-150 привернуть крышку;
  7. надеть и укрепить ступицу вентилятора и установить водяной насос на двигатель, предварительно заменив прокладку междe ним и блоком.

Вентилятор

Дефектами вентилятора являются:

  1. износ подшипников;
  2. износ посадочных мест подшипников.

Изношенные подшипники заменяют новыми, а посадочные места растачивают на станке и в них запрессовывают стальные кольца толщиной 2—3 мм с внутренним диаметром, соответствующим размеру подшипника.

Радиатор

Основные дефекты радиатора:

  1. загрязнение сердцевины;
  2. отложение накипи;
  3. течь трубок.

Загрязнения и накипь удаляют промывкой специальным раствором. Для определения, мест подтекания необходимо закрыть нижний патрубок и горловину радиатора деревянными пробками, а в верхний патрубок установить пробку со шлангом для воздушного насоса. Радиатор помещают в ванну с водой и нагнетают в него воздух. Выходящие пузырьки указывают на поврежденные места. Паяние наружных трубок производят без разборки радиатора. Что касается внутренних трубок, недоступных для паяния, то можно заглушить не более 8—10% от общего их количества. Если повреждено больше трубок, то их заменяют новыми.

Для замены трубки необходимо:

  1. отпаять резервуары радиатора от сердцевины;
  2. вставить в трубку круглый или плоский металлический стержень (по форме трубки) и прогреть паяльной лампой или паяльником место спайки трубки (с обоих концов);
  3. зажать конец трубки плоскогубцами и, прижимая ее к стержню, вынуть из сердцевины;
  4. чтобы вставить новую трубку, ее необходимо надеть на стержень и продеть в отверстия охлаждающих ребер;
  5. раздать концы трубки бородком и опаять их паяльником.

Отремонтированный радиатор вновь проверить в ванне под давлением воздуха.

Термостат

Исправность термостата проверяют опусканием его в воду, нагретую до температуры 90°. При постепенном охлаждении воды наблюдают по термометру за температурой начала и полного закрытия клапана. Если термостат исправен, то клапан начинает закрываться при температуре 80—85°, а полностью закрывается при 65—70°. Неисправный термостат заменяют новым.

Масляный насос

При работе насоса изнашивается поверхность крышки, шестерен, ведущего валика и втулок. Поверхность крышки восстанавливают шлифованием. При этом зазор между торцевыми плоскостями шестерен и крышкой насоса должен быть 0,2—0,3 мм. Проверяют зазор индикатором по осевому перемещению ведущего валика.

Изношенные места ведущего валика восстанавливают до нормального размера хромированием или же валик перешлифовывают под ремонтный размер втулок, а изношенные шестерни заменяют новыми. После ремонта и сборки испытывают насос на специальном приборе, состоящем из площадки с электродвигателем и тахометром, ванны с маслом, маслопровода с калиброванным наконечником и манометра. При испытании насос должен создавать давление не менее 0,5- ат при 400 об/мин и 2,5 ат при 1000 об/мин. В противном случае насос бракуют.

Рис. Прибор для испытания масляного насоса:
1 — электродвигатель; 2 — масляный насос; 3 — манометр; 4 — маслопровод; 5 — наконечник с калиброванным отверстием.

Фильтры

При ремонте двигателя промывают фильтры и заменяют фильтрующие элементы и негодные детали.

Рис. Фильтр грубой очистки масла:
1 — спускная пробка; 2 — отстойник; 5 — стержень с очищающими пластинами; 4 — перепускной клапан; 5 — пружина перепускного клапана; 6 — рукоятка для поворота фильтрующего элемента; 7 — фильтрующая пластина; 8 — звездочка; 9 — очищающая пластина.

Фильтры грубой очистки масла с пластинчатым фильтрующим элементом устанавливают на большинстве двигателей.

Для разборки фильтра нужно спустить грязное масло из отстойника, отвернуть болты крышки, снять ее с фильтрующим элементом и прокладкой и вынуть перепускной клапан. Корпус, фильтрующий элемент и детали перепускного клапана промывают в керосине, а затем обдувают сжатым воздухом.

Фильтрующий элемент промывают не разбирая, путем опускания в ванну с керосином и провертывания имеющейся на нем рукоятки.

В фильтре тонкой очистки с картонным фильтрующим элементом промывают керосином только корпус и центральную трубку, а фильтрующий элемент заменяют новым. Чтобы обеспечить надежное соединение крышки с корпусом, необходимо перед разборкой заметить положение прокладки и при сборке ставить ее в прежнее положение.

После промывки, проверки и сборки фильтры испытывают на специальной установке под давлением 6 ат; при этом давлении фильтры не должны давать течи.

Техническое обслуживание и текущий ремонт систем охлаждения и смазки

I Система охлаждения

Оптимальная температура охлаждающей жидкости должна составлять в открытых системах 90-95°С, в закрытых 100-105°С.

Повышение температуры вызывает детонацию двигателя, которая резко увеличивает износ цилиндров и поршневых колец, приводит к прогоранию поршней и снижению долговечности подшипников скольжения (вкладышей). Нарушение процесса сгорания топливно-воздушной смеси при перегреве, увеличение сил трения приводят к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя.

Повышение температуры в рубашке охлаждения двигателя повышает износ деталей цилиндропоршневой группы вследствие смывания со стенок цилиндром масла топливом. Происходит разжижение масла топливом, попадающим в масляный картер, более интенсивное образование смоляных и лакообразных отложений на поршнях и поршневых кольцах.

Повышение температуры охлаждающей жидкости на каждые 10°С от номинального значения уменьшает мощность двигателя на 1,5 % и увеличивает расход топлива на 2%.

Основные отказы и неисправности системы охлаждения:

1 Вытекание охлаждающей жидкости через уплотнительные соединения шлангов, через сальник водного насоса, в местах соединения трубок с бочками радиатора

2 Ослабление натяжения ремня вентилятора или его обрыв

3 Заклинивание заслонки термостата

4 Поломка крыльчатки насоса

5 Негерметичность пробки радиатора

6 Образование накипи

7 Внешнее засорение сот радиатора

8 Засорение шлаком нижнего бачка радиатора

9 Неисправная работа автомобилей электромагнитной муфты включения привода водного насоса

1 Перегрев двигателя (закипание охлаждающей жидкости)

2 Переохлаждение двигателя

Диагностированием системы охлаждения двигателя заключается в определением теплового состояния системы и ее герметичность, проверке натяжения ремня вентилятора и работы термостата.

Основные диагностические параметры:

1 Температура охлаждения

Температура охлаждающей жидкости автомобилей:

Читайте также:  Авто саксид или пробокс что надежнее

ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-402) — 80-90С°

ГАЗ-3110(с двигателем ЗМЗ-406) – 80-90С°

М-21412 (с двигателем УЗАМ) – 80-90С°

2 Разность температур

Проверяется на прогретом двигателе в верхнем и нижнем бочке радиатора. Разность от 8 до 12°С, проверяется с помощью термометра.

3 Герметичность системы охлаждения (нарушение герметичности не допускается).

Определяют осмотром системы охлаждения на работающем двигателе.

Найти конкретные места утечки жидкости можно с помощью подачи сжатого воздуха (опрессовый). Для этого в систему (в горловину радиатора или расширительный бачок) подают воздух давлением около 0,15 мПа (1,5 кг/см 2 ) и в течение 10с не должно упасть более чем на 0,001 мПа (1,5 кг/см 2 ) (рис.1).

Если в ней имеются неплотности охлаждающая жидкость в этих местах будет вытекать наружу.

4 Натяжение ремня водяного насоса

Натяжение приводных ремней проверяют с помощью приспособления КИ-8920 (рис. 2). При проверке натяжения ремня приспособление устанавливают на ремень левой 14 и правой 11 лапками, составляющими единое целое с соответствующими шкалами (секторами) прибора так, чтобы фиксаторы 12 были прижаты к боковине ремня. Приспособление следует устанавливать в центральной части ветви ремня между смежными шкивами. После этого нажимают на корпус рукоятки 8 с необходимым (нормативным) усилием, за которым следят по шкале 7 динамометра, состоящего из корпуса 1, пружины 3 и регулировочного винта 5.

Для каждой модели автомобиля устанавливается определенная норма прогиба (рис. 3).

Таблица 1 Регулировочные данные и способы натяжения приводных ремней.

Автомобили, автобусы Агрегаты, узлы, приборы Способ натяжения ремня Применяемое усилие, Н Прогиб ремня, мм
ЗИЛ-431410 Насос гидроусилителя рулевого управления Генератор Компрессор Перемещением корпуса насоса от двигателя Перемещением генератора в сторону от двигателя Перемещением ободьев шкива компрессора относительно друг друга 8-14 8-14 5-8
ЗИЛ-4331 Вентилятор и жидкостной насос Компрессор и генератор Насос гидроусилителя рулевого управления Изменением положения натяжного шкива Перемещением генератора Перемещением насоса 10-15 10-15 15-22
ГАЗ-3307 Генератор Вентилятор Перемещением генератора Изменением положения натяжного ролика 10-15 10-15

Автомобили, автобусы Агрегаты, узлы, приборы Способ натяжения ремня Применяемое усилие, Н Прогиб ремня, мм
ГАЗ-66-11 Насос гидроусилителя и компрессор Генератор и вентилятор Перемещением насоса в сторону двигателя Перемещением генератора 17,5-19,5 10-15
КамаАЗ Генератор и жидкостной насос Перемещением генератора 15-22
МАЗ-5335 Насос гидроусилителя рулевого управления Жидкостной насос Генератор Компрессор Перемещением насоса Перемещением ободьев шкива насоса относительно друг друга Перемещением генератора Натяжным устройством 10-15 10-15 10-15 5-8
ЛАЗ-42021 Водяной насос и генератор Вентилятор Перемещением генератора Перемещением натяжного ролика 15-22 8-14
ПАЗ-3206 — Промежуточная опора Генератор Перемещением промежуточной опоры Перемещением натяжного ролика Перемещением генератора и натяжного ролика 30-40 30-40 30-40 14-20 14-20 14-20
ГАЗ-3110 «Волга» Генератор и вентилятор Изменением положения генератора 8-10
ВАЗ-2101, 2109 Генератор и вентилятор Изменением положения генератора 98,7 10-15
«Москвич-2141, 2137, 2141 Генератор и вентилятор (жидкостной насос) Перемещением генератора 20-25 12-15

5. Пробуксовка ремня водяного насоса.

Проверяется с помощью стробоскопа на работающем двигателе. На освещенном импульсным подсвечиванием шкиве и приводном ремне не должно наблюдаться их относительного перемещения.

6. Разряжение в нижнем бачке радиатора.

Определяется с помощью вакуумметра, подсоединяется к сливному крану. При увеличении оборотов до 2000 об/мин на прогретом двигателе разряжение должно увеличиваться до 125 мм рт. ст. (Этот параметр характеризует засоренность радиатора).

7. Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе.

У автомобилей с закрытой системой охлаждения жидкость доливается в расширительный бачок и выше метки «MIN» на 3-5 см (при холодном двигателе), в автомобилях КамАЗ доливку жидкости производят на работающем двигателе (уровень должен доходить до краника контроля уровня).

8. Температура момента начала открытия термостата и полного открытия термостата.

Перед проверкой термостат необходимо отчистить от накипи.

Проверяем мы термостат закрепляют на кронштейне, подводят стержень индикатора к тарелке клапана и включают электронагреватель воды, за температурой следят по термометру. Температура момента начала открытия термостата (70±2) о С (0,2-0,3 мм), и полного открытия термостата (85±2) о С (на 9 мм), при неудовлетворении этим требованиям термостат выбраковывают.

Обслуживание водяного насоса через 1100 км при ТО-1 насос смазывать смазкой УТВ, 1-13 автомобиль ГАЗ-3307; через 22-36,8 тыс. км смазывать водяной насос

ЗИЛ-431410 смазкой УТВ, 1-13, ЯМЗ. По потребности регулируют натяжения ремней.

ЕО – проверить уровень охлаждающей жидкости (на холодном двигателе), при необходимости долить. Проверить состояние парового и воздушного клапанов пробки радиатора (не должно быть заеданий и повреждений деталей). После пуска холодного двигателя следует проверить визуально, — нет ли течи охлаждающей жидкости в местах соединений. Также необходимо проверить общее состояние приводных ремней, соединительных патрубков и т.д.

ТО-1 – провести контрольный осмотр, обращая особое внимание на герметичность системы. Проверить состояние соединительных резиновых патрубков – на них не должно быть трещин, вздутий или разбуханий, особенно в местах крепления хомутами. Проверить состояние приводных ремней – не допускается сильная потертость окантовки ремней, расслоения и т.д. При ТО-1 необходимо провести крепежные работы в установленном объеме по всем элементам и узлам системы охлаждения. Проверить натяжение приводных ремней, при необходимости натянуть ремни.

ТО-2 – дополнительно к объему работ по ТО-1 следует провести тщательную диагностику системы охлаждения. Для проверки герметичности радиатора и системы в целом используют специальные приборы и приспособления для опрессовки системы сжатым воздухом. За одно проверяют при каком давлении (разрежении) срабатывает паровой и воздушный клапаны, пробки радиатора.

СО – выполняется объем работ ТО-1, ТО-2, перед летней эксплуатацией при наличии накипи в системе охлаждения ее следует удалить. Перед зимней эксплуатацией следует проверить плотность тосола (тосол в системе следует менять не реже одного раза в два года).

ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Образующаяся на стенках системы охлаждения накипь ухудшает теплообмен, что ведет к перегреву двигателя, потере мощности, увеличению расхода топлива, возникновению детонаций, выгорания масла, интенсивному износу ЦПГ.

Кроме накипи в системе охлаждения образуются выпадающие из воды – шлаки (осадок).

Для системы охлаждения необходимо применять чистую мягкую воду или специальные охлаждающие жидкости.

Методы, понижающие жесткость воды:

1 Кипячение воды (30-40 мин.)

2 Добавление соды

4 Добавление антинакипипов (гексалит)

5 Магнитная обработка

При СО, но не реже чем через 40-60 тыс. км. Необходимо промывать систему охлаждения. При незначительных отложениях применяют чистую воду, подаваемую в обратном направлении, при этом радиатор и двигатель промывают раздельно.

При значительных отложениях накипи применяют химические способы очистки:

1 Промывают раствором технического трилона 20 гр. на 1 литр воды в течении нескольких дней (2-3 дня).

2 Хромпик или хромовый ангидрид (15-20 мин) (200 гр. на 10 литров воды).

3 Кальцинированная сода (1000 гр. на 10 литров воды) (10-15 мин.).

4 Каустическая сода 700-1000 гр. и 150 гр. керосина на 10 л. воды 7-10 час. работы (для чугунных).

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ МУФТ ВЕНТИЛЯТОРА

Гидравлическую муфту вентилятора проверяют на двигателе, прогретом до температуры около 95°С. После достижения этой температуры частота вращения вентилятора должна возрасти.

Читайте также:  Замок зажигания калина провода

Проверка электромагнитной муфты выполняется на холодном двигателе. Нужно запустить двигатель, отсоединить разъем от термореле и соединить между собой оба контакта реле, подав тем самым напряжение на электромагнит. При исправной электромагнитной муфте должен раздаться щелчок и вентилятор начнет вращаться. Для выяснения причин неисправности электромагнитной муфты прежде всего необходимо проверить соответствующий предохранитель.

Термореле, работоспособность которого определяется перемыканием его входного и выходного контактов на горячем двигателе. Если вентилятор вращается при замкнутых проводах, то термореле неисправно, и его необходимо заменить.

В случае исправности термореле необходимо проверить обмотку его электромагнита. Для этого от термореле отсоединяют разъем, включают зажигание и с помощью контрольной лампы или вольтметра проверяют электрическую цепь: она должна быть под напряжением аккумулятора (примерно 12В). Отсутствие напряжения свидетельствует о неисправности обмотки.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕРМОВКЛЮЧАТЕЛЯ

Для проверки термовключателя его необходимо снять, подсоединить к его контактам омметр, погрузить в холодную воду до резьбовой части и, постепенно нагревая воду, измерять сопротивление. Поскольку термо­включатель включает электродвигатель вентилятора при температуре 82. 88°С, его сопротивление при этой температуре должно быть нуле­вым. При охлаждении термовключателя до температуры 72. 78°С его сопротивление должно стать «бесконечным», так как вентилятор при этой температуре должен выключаться.

Работоспособность термовклгочателя можно проверить, не снимая его. Для этого вынимают предохранитель вентилятора, подсоединяют омметр к рабочим контактам термореле его включения, запускают и прогревают двигатель. При температуре охлаждающей жидкости выше 82. 88°С (в зависимости от модели двигателя) омметр должен показывать нулевое со­противление, а при температуре ниже 72. 78°С — «бесконечное». При отрицательных результатах проверки следует снять и проверить термо­включатель и термореле, как описано выше. Неисправный термовключа­тель заменяют новым такого же типа.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Рабочий элемент датчика температуры охлаждающей жидкости изго­тавливают из материала с отрицательным коэффициентом сопротивления. При повышении температуры сопротивление датчика падает, сила тока в цепи увеличивается и стрелка указателя температуры охлаждающей жид­кости отклоняется больше. Учитывая такой принцип работы датчика, его проверку осуществляют измерением зависимости сопротивления от тем­пературы. Для этого датчик снимают с двигателя и погружают в воду, предварительно подсоединив омметр к выводу датчика и его корпусу. По­степенно нагревая воду, измеряют сопротивление датчика и температуру воды и сравнивают полученные данные с номинальными.

В дизельных двигателях используют двухэлементные датчики темпе­ратуры охлаждающей жидкости: один из элементов — в цепи указателя температуры, а второй — в цепи управления калильными свечами. Оба элемента проверяют аналогично. Омметр при этом под­соединяют к выводу проверяемого элемента и корпусу датчика. Оба эле­мента датчика, как правило, имеют разные температурные зависимости сопротивления.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКАЗАТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

При неработающем указателе температуры охлаждающей жидкости прежде всего необходимо проверить соответствующий предохранитель. Если он исправен, следует отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости и ненадолго замкнуть его на «массу» при вклю­ченном зажигании. Стрелка указателя должна полностью отклониться, в противном случае датчик неисправен. Если стрелка не отклоняется, сле­дует подать на указатель напряжение аккумулятора (12 В). Если стрелка не отклоняется и в этом случае, необходимо заменить указатель.

Гидравлическая и электромагнитная муфты, а также управляющие ими приборы ремонту не подлежат и при выходе из строя заменяются новыми в комплекте.

ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

После ремонта или замены элементов системы охлаждения следует заменить охлаждающую жидкость. Необходимость замены обусловлена тем, что антикоррозионные компоненты, содержащиеся в системе, в про­цессе ее заполнения осаждаются на новых или отремонтированных и очи­щенных деталях, и при этом образуется стойкий антикоррозионный слой.

Замена охлаждающей жидкости должна производиться на непрогретом двигателе для исключения его повреждения в результате резкого охлаж­дения металлических деталей. Регулятор отопления в салоне устанавли­вают на максимальную степень нагрева, чтобы охлаждающая жидкость заполнила радиатор отопителя. Во многих современных автомобилях имеются специальные пробки для удаления воздуха из системы охлажде­ния. Пробок может быть несколько или одна, расположенная обычно у корпуса термостата. Перед заполнением системы пробки отворачивают, и систему заполняют жидкостью до тех пор, пока она не начнет вытекать через пробки. Затем пробки затягивают, а жидкость доливают до отметки «МАХ» расширительного бачка или, при его отсутствии, до нижней части горловины радиатора. После заполнения системы двигатель запускают, прогревают до рабочей температуры и при необходимости доливают ох­лаждающую жидкость.

Система смазывания двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трения, уменьшение износа деталей, защиты их от коррозии, отвод тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей.

От исправного состояния системы смазывания, своевременного проведения ТО и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, отчищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент, следить за давлением масла в системе смазывания и не допускать подтекания масла из фильтров, масленого радиатора, картера двигателя и соединений маслопроводов.

В процессе работы качество картерного масла ухудшается, а количество его уменьшается, что приводит к неисправностям и отказам.

Ухудшение качества масла происходит:

1 Загрязнение масла механическими примесями.

2 Окисление масла.

3 Разжижение масла топливом.

4 Ухудшение действия присадок в масле.

Механические примеси в масле образуются вследствие попадания частиц металла (следствие износа деталей), минеральных веществ (песка, пыли), которые попадают в двигатель с воздухом. Содержание в масле механических примесей более 0,2 % недопустимо.

Окисление масла происходит под действием кислорода воздуха.

1 Кислоты, вызывающие коррозию деталей.

3 Лаковые отложения.

4 Твердые продукты (кокс), действующие как абразивы.

Разжижение масла сопровождается понижение давления в системе, является результатом попадания тяжелых фракций топлива в картер (при запуске холодного двигателя).

При содержании в масле топлива более 4-6 %оно подлежитзамене.Повышение давления масла в системе – заедание редукционного клапана масляного насоса.

Уменьшение количества масла в картере двигателя является результатом угара двигателя или потерь масла через не плотности в системе смазки.

Причины снижения давления масла:

1 вытекание масла из поддона картера;

2 выход из строя датчика или указателя давления масла;

3 износ коренных и шатунных подшипников;

4 износ втулок распределительного вала;

5 засорение сетки маслоприемника масляного насоса;

6 повышенный износ шестерен масляного насоса;

7 уменьшение вязкости масла (разжижение масла);

8 некачественный фильтр очистки масла.

9 попадание топлива в поддон картера двигателя

Внешние признаки неисправностей системы смазки:

1 Снижение уровня масла в картере ниже метки на маслоизмерительном щупе.

2 Снижение давления в системе ниже 1-1,5 кг/см 2 (0,1-0,15 мПа) на средних оборотах.

Система охлаждения двигателя жидкостная герметизированная; она включает водяную рубашку блока цилиндров, термостат, водяные рубашки в головках цилиндров, водяной насос, гидромуфту с включателем, патрубки соединительные, водораспределительную коробку, пробку с паровоздушным клапаном, расширительный бачок, сливной краник, радиатор.

Из узлов и приборов системы охлаждения ремонту подвергаются радиаторы и водяные насосы; проверке — термостаты, включатели гидромуфт.

Читайте также:  Самое близкое море от москвы на машине

Термостаты и включатель гидромуфты предназначены для автоматического регулирования теплового режима двигателя. Они управляют направлением потока охлаждающей жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Термостаты размещены в отдельной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

Термостат, показанный на рис. 56, имеет твердый наполнитель и прямой ход клапана.

Сущность проверки термостата заключается в определении температуры начала открытия клапана и величины хода клапана. Схема прибора проверки термостата показана на рис. 57.

Для проверки термостат погружается в ванну с водой вместимостью 3 л, нагретой до температуры 70 °С. Уровень воды должен быть выше фланца термостата. Температура воды замеряется градусником. После этого ванна с водой подогревается с интенсивностью 3 град/мин.

Рис. 56. Термостат:

1 — корпус термостата; 2 — баллон; 3 — активная масса (церризин); 4, 12 — клапаны; 5, 7 — пружины; 6, 10 — регулировочные гайки; 8 — крышка корпуса термостата; 9 — шток; 11 — резиновая вставка; 13 — седло клапана; 14 — шайба

Начало открытия клапана фиксируется установленным над клапаном индикатором. Индикатор устанавливается на стойке так, чтобы ножка его касалась тарелки клапана.

Клапан должен открываться при температуре 78. 82 °С.

Полностью он должен быть открыт при температуре 91. 95 °С. Величина полного хода клапана должна быть не менее 8,5 мм.

При эксплуатации автомобиля допускается температура начала открытия клапана термостата 77. 83 °С, полного его открытия 90. 98 °С. Потеря хода клапана должна составлять не более 20 %.

Выключатель гидромуфты, показанный на рис. 58, золотникового типа, который обязательно установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше 90 °С термосиловой датчик перемещает золотник, который открывает масляный канал в корпусе выключателя. Масло из главной масляной магистрали двигателя и каналов в корпусе выключателя поступает к трубке гидромуфты привода вентилятора, показанной на рис. 59. При этом происходит гидродинамическая передача крутящего момента к крыльчатке вентилятора. При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С золотник гидромуфты выключателя под действием возвратной пружины закрывает масляный канал в корпусе. Подача масла в гидромуфту прекращается.

Рис. 57. Схема прибора для проверки термостата:

1 — кронштейн для крепления термостата и измерительных приборов; 2 — термометр; 3 — индикатор контроля начала открытия клапана и величины его полного хода; 4 — испытуемый термостат; 5 — ванна с водой; 6 — электронагреватель ванны

Рис. 58. Выключатель гидромуфты:

В — автоматический режим; а — общий вид выключателя; б — разрез выключателя; 1 — крышка; 2 — корпус; 3 — шайба; 4 — возвратная пружина; 5 — золотник; 6, 7 — уплотнительные кольца; 8 — пробка; 9 — рычаг; 10 — пружина; 11 — фиксатор; 12 — крышка; 13 — регулировочная шайба; 14 — гайка; 15 — термосиловой датчик; положение рычага: О — вентилятор отключен; П — вентилятор включен постоянно; Г — отверстие для подвода масла к гидромуфте; С — входное отверстие (поступление масла из системы смазки)

Гидромуфты при капитальном ремонте снимаются с двигателя и в полном комплекте отправляются на завод-изготовитель для замены на новые.

Выключатели гидромуфт проверяются на стенде. Определение температуры срабатывания золотника осуществляется следующим образом. Подогретое масло через канал С (см. рис. 58) подается под давлением 0,7 МПа. Сообщение каналов С и Г должно происходить при нагреве термосилового датчика до температуры 85. 90 °С.

Регулировка срабатывания золотника включателя гидромуфты осуществляется изменением числа шайб, устанавливаемых под корпус термосилового датчика. Если установкой шайб под термосиловой датчик не удается отрегулировать температуру срабатывания золотника, то такой датчик заменяется новым.

Рис. 59. Гидромуфта привода вентилятора:

1 — передняя крышка; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 7, 13, 19 — шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — ведущий вал; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 12 — ведущая втулка; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентилятора; 16 — ведомый вал; 17, 20 — манжеты с пружинами; 18 — прокладка

При выпуске двигателей после капитального ремонта переключатель режимов работы устанавливается на автоматический режим «А». В положение «О» рычаг выключателя гидромуфты устанавливается при преодолении водных преград. В положение «П» рычаг устанавливается только при отказах выключателя гидромуфты.

Водяной насос, показанный на рис. 52, центробежного типа; он обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.

Основной неисправностью водяного насоса является течь воды через сальник. Неисправный сальник заменяется. Для замены сальника водяной насос разбирается в следующей последовательности: отгибается стопорная шайба и отворачивается колпачковая гайка, при этом надо удержать от проворачивания валик. После этого последовательно снимаются: съемником И-81.33.000 крыльчатка с сальником, уплотнительное и упорное кольца; съемником И-81.40.000 снимается шкив, выбивается шпонка, снимаются пылеотражатель, стопорное кольцо и выпрессовывается валик в сборе с шарикоподшипниками. Затем извлекается уплотнение из корпуса насоса. Негодное уплотнение заменяется новым.

Рис. 52. Водяной насос:

1 — шкив; 2 — болт крепления шкива на валу; 3 — упорная шайба; 4 — передний шариковый подшипник, 5 — масленка; 6 — задний шариковый подшипник; 7 — сальник, удерживающий смазку в полости подшипников; 8 — уплотнение валика водяного насоса, предохраняющее вытекание воды из водяной полости водяного насоса

Рис. 53. Запрессовка уплотнения валика в корпус водяного насоса:

1 — опорная плита; 2 — корпус водяного насоса; 3 — уплотнение водяного насоса; 4 — валик водяного насоса; 5 — приспособление для запрессовки уплотнения

Рис. 54. Напрессовка крыльчатки на валик водяного насоса:

1 — опорная плита; 2 — корпус- водяного насоса; 3 — крыльчатка; 4 — валик водяного насоса; 5 — приспособление для напрессовки крыльчатки на валик

Сборка водяного насоса производится следующим образом. Валик в сборе с подшипниками устанавливается в корпус. После этого на валик насоса оправкой напрессовывается уплотнение, как показано на рис. 53, и другой оправкой напрессовывается крыльчатка, как показано на рис. 54. На второй конец валика устанавливаются стопорное кольцо, пылеотражатель, шпонка и напрессовывается шкив. После сборки полость шариковых подшипников заполняется смазкой «Литол-24». При эксплуатации смазка пополняется при каждом ТО-2.

После сборки работа водяного насоса, показанного на рис. 55, проверяется на стенде для проверки водяных насосов. К нему подсоединяются шланги и система заполняется водой. При испытании и работе водяного насоса течь воды через сальник не допускается.

Рис. 55. Стенд для испытания водяных насосов:

1, 12 — кронштейны для закрепления испытуемых водяных насосов; 2 — предохранительный кожух приводного вала; 3 — выключатель работы насоса; 4 — включатель нагревателя; 5 — водомерная трубка; 6 — бак с водой; 7 — кран-регулятор; 8 — манометры; 9 — указатель температуры; 10 — розетка включения стенда в электрическую сеть; 11 — электромагнитное реле; 13 — ванночка для сбора воды; 14 — запорный кран; 15 — станина стенда; 16 — фланец приводного вала

Ссылка на основную публикацию
Ремкомплект арки заднего крыла
Болезнь знакомая всем. Задние арки подгнивают раньше всех. У меня не исключение. Так как, бывший владелец говорил, что делал уже...
Регулировочные шайбы для развала схождения
vaz2107 Нарушить архитектуру геометрических связей способен как естественный износ элементов подвески, так и многократные удары о неровности дорожного полотна. Впрочем,...
Регулировка тросика акпп хонда срв rd1
Honda CR V глюк рычага АКПП Буксует АКПП Honda cr-v RD1? и Про праворульные фары Регулировка паузы на CR-V I...
Ремкомплект главного тормозного цилиндра ваз 2110 цена
Ремкомплект ГТЦ 2108 БРТ - набор новых элементов и деталей, которые входят в определенный агрегат или механизм, и используются вместо...
Adblock detector