Снятие поршня с шатуна

Необходимый специальный инструмент и приспособления:

  • динамометрический ключ с головкой 15 мм
  • обжимное кольцо

Последовательность операций по снятию поршней в сборе с шатунами:

  1. Снять с двигателя головку цилиндров и масляный картер.
  2. Провернуть коленчатый вал настолько, чтобы демонтируемый поршень оказался в нижней мертвой точке (н.м.т.).
  3. Расшплинтовать и отвернуть гайки крепежных болтов подшипника нижней головки шатуна и снять крышку шатуна.
  4. Протолкнуть шатун с поршнем и вынуть комплект этих деталей из цилиндра.Перед извлечением поршни в сборе с шатуном из цилиндра нужно проверить состояние верхней кромки зеркала цилиндров. При наличии здесь буртика (недоношенного участка зеркала цилиндра) его нужно удалить специальным режущим инструментом.
  5. Пометить поршень порядковым номером цилиндра и проверить наличие заводской отметки порядкового номера цилиндра на шатуне и его крышке со стороны, обращенной к распределительному валу (см. обозначения А и 2 в круге на рисунке). Остальные поршни в сборе с шатунами вынимают из цилиндров аналогичным способом.

Рис. Установочные метки на поршне и шатуне. (А и 2)

Устанавливают поршни с шатунами в цилиндры двигателя в обратной последовательности. При этом необходимо:

  1. Перед установкой в цилиндр собранного комплекта поршень — шатун смазать маслом для двигателя поршневые кольца, юбку поршня и поршневой палец.
  2. Развернуть поршневые кольца в канавках поршня так, чтобы замки соседних колец отстояли друг от друга на 180°.
  3. Вставляя шатун в сборе с поршнем в цилиндр, обратить внимание на то, чтобы стрелка с выбитая на днище поршня, выступ а на теле шатуна и выступ в на крышке шатуна были обращены в сторону водяного насоса. При такой установке и взаимном расположении деталей ось поршневого пальца будет смещена от оси цилиндра в требуемую сторону (в сторону распределительного вала).
  4. Перед тем как вставить кольца в цилиндр, сжать их специальной обжимкой и проследить, чтобы кольца не сместились и не нарушилось взаимное расположение их замков.
  5. Повернуть коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка установилась в нижней мертвой точке.
  6. Проверить, правильно ли установлены вкладыши в шатуне и в его крышке, смазать их маслом, применяемым для двигателя, и протолкнув поршень вглубь цилиндра, собрать шатунный подшипник на шейке коленчатого вала. Гайки шатунных болтов затягивать равномерно. Окончательную затяжку гаек производить динамометрическим ключом с моментом 5,0—6,5 кгм.
  7. Проверить, легко ли вращается коленчатый вал.
  8. Зашплинтовать гайки шатунных болтов. При этом обязателен натяг шплинтов в отверстиях болтов в шлицах гаек. Качание шплинта с разведенными концами в пазах гайки не допускается.

Перед удалением из цилиндра поршня в сборе с шатуном или перед установкой этого комплекта необходимо проверить, нет ли заусенцев на теле шатуна под головками шатунных болтов. Во избежание повреждения зеркала цилиндров (образования царапин) заусенцы следует удалить напильником.

Читайте также:  Изготовление ключей по слепку

Нужно иметь в виду, что повредить зеркало цилиндров может также и выступающая за габариты тела шатуна головка шатунного болта. Поэтому при разборочно-сборочных работах нужно обращать внимание на правильность положения головки шатунного болта.

Пара поршень-шатун в двигателях автомобилей ВАЗ собирается на горячую и при замене поршней, отделить их от шатуна для многих самостоятельных ремонтников становится серьезной проблемой.

Обычно , решая вопрос — как снять поршень ваз с шатуна поступают следующим образом. Заказывают оправку соответствующую внутреннему диаметру поршневого пальца и, используя тяжелый молоток, а в большинстве случаев небольшую кувалду, выбивают палец.
Как подставку используют обычно деревянную массивную колоду, прочный брусок, сделав предварительно полукруглый вырез с отверстием внизу под выход пальца или положив поршень в полураскрытые тиски.

Когда подобная операция проводится один или несколько раз во время самостоятельного капитального ремонта, то это еще полбеды и можно обойтись и таким варварским способом.

Но когда, моторист профессионально занимается ремонтом двигателей, то каждое снятие поршней, таким способом, становится настоящим наказанием для него. Кто занимается постоянно моторами, тот поймет, о чем идет речь.

Мало того, что это очень тяжелая (как физически, так и психологически), процедура так еще и поршня после такого демонтажа уже нельзя будет использовать повторно.
Выход из такой ситуации со снятием поршней, не составляет особой сложности и нужно лишь изготовить простейший пресс.

Для этой цели подойдет гидравлический домкрат и простейшая конструкция трех площадок и двух стоек.
Внешне этот пресс выглядит следующим образом. Пока даем лишь описание и схематическое изображение , но обязательно дополним фото с его изображением.

Основанием пресса служит массивная металлическая пластина с двумя резьбовыми отверстиями по краям, куда вкручиваются две стойки. На стойки одевается вторая стальная пластина с тремя отверстиями: два отверстия для скольжения по стойкам и одно в центре с резьбой для направляющей , которая будет служить для выдавливания поршневого пальца.

Третья пластина закрепляется на верху стоек с помощью двух гаек, снизу и сверху пластины на каждой стойке. Она имеет в центре накладку с полукруглым углублением для поршня с отверстием посередине, через это отверстие будет выходить выдавливаемый поршневой палец.

Средняя пластина поднимается вверх и на нижнюю пластину (служащую основанием пресса) устанавливается гидравлический домкрат. Затем средняя пластина опускается на место, в ее центральное отверстие вворачивается направляющая оправка по внутреннему диаметру поршневого пальца.

Читайте также:  Шины липучка это всесезонка

Далее на эту оправку надевается поршень в сборе с шатуном и далее нужно накачивать домкрат, поднимая среднюю пластину с поршнем. Когда поршень упрется в полукруглую выемку в верхней пластине, то двигаться теперь под действием домкрата, может лишь поршневой палец. Далее его просто выдавливает из поршня, по мере поднимания штока домкрата.

Такой самодельный пресс помогает решить вопрос – как снять поршень ваз с шатуна или любого другого двигателя, где пара шатун-поршень собираются на горячую (плавающий поршень).

Конструкция не представляет особой сложности и нужно лишь заказать токарю две стойки и полусферу под поршень. Пластины можно вырезать фортуной , просверлить отверстия и в нижней нарезать резьбу .

Автор: Сочи Авто Ремонт

Правильно разбираем двигатель внутреннего сгорания на своем автомобиле. Как разобрать шатунно поршневую группу двигателя — поршень с шатуном вынимается вверх через втулку цилиндра. Для снятия поршня с шатуном необходимо произвести следующие операции:

— осторожно снять шабером нагар на верхней части втулки, чтобы дать возможность легко выйти поршню;

— поставить коленчатый вал в положение удобное для отвёртывания шатунных болтов и через люк блока картера расшплинтовать и отвернуть болты;

— слегка постукивая деревянной или медной выколоткой по крышке нижней изголовок шатуна, снять крышку и вынуть шатун с поршнем через втулку цилиндра.

Как разобрать шатунно поршневую группу двигателя

Как разобрать шатунно поршневую группу двигателя — При выемке шатунов надо следить за тем, чтобы при проворачивании коленчатого вала шатун не был зажат между шейкой коленчатого вала и нижней кромкой втулки цилиндра. В эксплуатации известны случаи, когда это приводило к трещинам втулок цилиндров.

Не снимая нагара с поршня, предварительно осмотреть поршень с шатуном. Если процесс сгорания в дизеле был нормальный, то днище поршня должно быть покрыто тонким слоем нагара, преимущественно бурого цвета; толстый слой сажи укажет на ненормальности процесса.

Поршневые кольца должны свободно передвигаться в своих канавках. Следует обратить внимание на их приработанность, задиры и следы прорыва газов через кольца.

Для подробного осмотра, шатунно-поршневая группа должна быть разобрана, детали очищены от нагара и промыты в керосине. Если нет необходимости, поршневые кольца не следует снимать с поршня. Для снятия поршневых колец применяются пластинки, которые поочерёдно заводятся под снимаемое кольцо.

При снятии поршневых колец очень важно обратить внимание на метки, поставленные у замков колец, чтобы не перепутать их при сборке. Поршневые кольца бракуются при увеличенном выше предела зазоре в стыке, при потере упругости и при выкрашивании рабочей кромки. Проверка зазора кольца в стыке может быть произведена в цилиндре двигателя щупом.

Читайте также:  Свечи зажигания opel astra h z18xer

Поршневой палец выпрессовывается (выдавливается) из бобышек поршня после предварительного нагрева поршня с пальцем в масле при температуре 90 — 100°С. До опускания поршня в масло нужно снять стопорные кольца. Для выпрессовки пальца надо зажать шатун в тиски с мягкими губками, и лёгкими ударами медной выколотки выбить палец. Поршневой палец осматривается, промеряется и при наличии трещин или большого износа бракуется.

Трещины на поршне, облом юбки, раковины на наружной рабочей поверхности, в отверстии для поршневого пальца, глубокие задиры, риски и наплавление алюминия от перегрева не допустимы. Для определения величины износов поршень промеряется в трех поясах по наружному диаметру и в бобышках, а также замеряется зазор между канавкой данного поршня и его кольцом по высоте.

При осмотре шатуна следует обратить внимание на запрессовку втулки на верхней части шатуна. Ослабление посадки втулки не допускается. Втулки, поставляемые с запасными частями, имеют припуск по внутреннему диаметру, а по наружному диаметру они взаимозаменяемы под прессовую посадку. После запрессовки необходимо внутреннее отверстие втулки развернуть развёрткой на размер пальца плюс монтажный зазор 0,010 — 0,030 мм.

На внутренней поверхности кольцевые задиры и глубокие вмятины у вкладышей не допускаются. Мелкие риски могут быть заглажены. Наличие большого числа чёрных точек недопустимо; такие вкладыши должны быть заменены. Применение в эксплуатации указанного в инструкции масла гарантирует от коррозии.

При осмотре шатунных болтов и резьбы для них в нижней головке шатуна надо учесть, что шатунные болты являются ответственной деталью и могут при наличии у них дефекта служить причиной серьёзной аварии.

Перед сборкой все детали тщательно промываются и затем смазываются чистым маслом.

Поршневой палец устанавливается без ударов в нагретый до 90 — 100°С поршень. Нагрев производится в масле. Стопорные кольца устанавливаются щипцами.

Перед началом установки поршня в цилиндр располагаем замки колец под углом 110 — 120° друг к другу.

Посадка крышки в нижней головке шатуна по замку должна быть плотной и соответствовать шатуну по метке.

При замене в шатун устанавливаются взятые из запасных частей вкладыши, при этом не допускается:

а) сдвиг одной половины вкладыша относительно другой по плоскости разъёма более 0,5 -0,6мм;

б) деформация внутрь какой-либо из половин вкладыша.

Перед монтажом собранного шатуна с поршнем на двигатель должен быть проверен диаметральный зазор между вкладышами и шейкой коленчатого вала путём сравнения их диаметров. После окончательной затяжки шатунных болтов их необходимо зашплинтовать мягкой проволокой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector