Навигация по странице:
|
Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
71
Субъектность предполагает субъективность в восприятии и оценке наблюдаемых явлений и процессов, что обусловлено прошлым опытом исследователя, его информационными потребностями, индивидуальными различиями. В этом отношении результаты психолого-педагогического исследования никогда не могут быть полностью объективными и беспристрастными, они всегда носят на себе отпечаток взглядов, мировоззрения, стиля научного поиска получившего их исследователя. Причем этот факт нельзя однозначно расценивать как недостаток. Ведь таким способом обеспечивается разнообразие педагогическою знания, а следовательно, потребность в сопоставлении, сравнении, взаимодополнении различных исследовательских данных.
Классическая концепция объективности берет начало от самых ранних попыток научного познания объектов и явлений неживого мира. Наблюдатель мог счесть себя объективным в том случае, если ему удавалось отрешиться от собственных желаний, страхов и надежд, равно как и исключив предполагаемое воздействие промысла божьего. Это, конечно же, был огромный шаг вперед, именно благодаря ему и состоялась современная наука. Однако мы не должны забывать, что подобный взгляд на объективность возможен лишь в том случае, если мы имеем дело с явлениями неживого мира. Здесь подобного рода объективность и беспристрастность срабатывают прекрасно. Они вполне срабатывают и тогда, когда мы имеем дело с низшими организмами, от которых мы достаточно отчуж-дены, чтобы продолжать оставаться беспристрастными наблюдателями. Ведь нам на самом деле все равно, как и куда движется амеба или чем питается гидра. Но чем выше мы поднимаемся по филогенетической лестнице, тем труднее нам сохранять эту отстраненность. <...>
Мать, очарованная своим младенцем, завороженно исследует сантиметр за сантиметром его крохотное тельце, и она, несомненно, знает о своем малыше — знает в самом буквальном смысле — гораздо больше, чем кто-либо, не интересующийся этим конкретным ребенком. Нечто похожее происходит между влюбленными. Они так очарованы друг другом, что готовы часами рассматривать, слушать, познавать друг друга. С нелюбимым человеком такое вряд ли возможно — слишком быстро одолеет скука'.
Пристрастность к объекту исследования (а по сути — заинтересованность в развитии образования) не только не мешает, по помогает исследователю более глубоко проникать в суть происходящих перемен в ребенке и процессах педагогической реальности.
1 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М.Тат-лыдаевой; науч. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н.Акулиной. — СПб., 1997.
72
А. Маслоу раскрывает два преимущества «любящего знания»:
человек, знающий, что он любим, раскрывается, распахивается навстречу другому, он сбрасывает с себя все защитные маски, он позволяет себе обнажиться, не обязательно только физически, но также психологически и духовно, разрешает себе стать понятным;
когда мы любим, или очарованы, или заинтересованы кем-то, мы меньше обычного склонны к властвованию, к управлению, к изменению, к улучшению объекта своей любви и манипулированию им.
Речь, конечно, не идет о субъективизме как предвзятости и отрицании объективных фактов, полученных в процессе исследования. Для предотвращения этого существуют статистические методы, методы групповой экспертной оценки и другие средства повышения достоверности результатов исследования, о которых речь пойдет в следующих главах.
В исследовательской деятельности происходит осознание профессиональной позиции исследователя, ее оформление, проверка оптимальности. В рамках избранных методологических подходов исследователь вырабатывает индивидуальный стиль научного поиска, утверждает его в ситуациях представления и защиты ре-зультатов исследоваиия.
3.2. Виды научных исследований в образовании
Структура педагогической и психологической науки. Структура психолого-педагогических исследований определяется номенклатурой научных специальностей, которая периодически пересматривается и утверждается правительством. Эта номенклатура является основанием для присвоения ученых степеней и званий, планирования научных исследований, открытия диссертационных советов. Она же может служить ориентиром для определения исследователем направления собственного поиска, если он надеется получить дальнейшее признание, найти приложение полученным результатам.
Действующая номенклатура по педагогическим и психологическим наукам включает следующие научные специальности:
Код
|
Наименование
|
13.00.00
|
Педагогические науки
|
! 3.00.01
|
Общая педагогика, история педагогики и образования
|
13.00.02
|
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
|
73
Код
Окончание
Наименование
13.00.03
Коррекциейная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
13.00.05
Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
13.00.07
Теория и методика дошкольного образования
13.00.08
19.00.00
Теория и методика профессионального образования
Психологические науки
19.00.01
19.00.02
Общая психология, психология личности, история психологии
Психофизиология
19.00.03
19.00.04
Психология труда, инженерная психология, эргономика
Медицинская психология
19.00.05
Социальная психология
19.00.06
Юридическая психология
19.00.07
Педагогическая психология
19.00.10
Коррека (ион i шя 11сихология
19.00.12
Политическая психология
19.00.13
Психология развития, акмеология
По каждой из специальностей утвержден паспорт, определяющий специфику соответствующих исследований. В паспорт научной специальности входит шифр и наименование, формула специальности, описание области исследования и указание на отрасль наук, к которым относится данная специальность.
Так, содержанием специальности 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования», которая отнесена к отрасли педагогических наук, согласно паспорту, является исследование проблем философии образования, педагогической антропологии, методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования. К области исследования отнесены:
философия образования (исследование мировоззренческих и парадигмальных оснований теории и практики образования);
педагогическая антропология (исследование антропологических оснований образования — воспитания и обучения — человека как предмета образования);
методология педагогики (исследование места и роли педагогики в системе духовной жизни общества и научного знания; объекты и предметы педагогики; методы педагогических исследований);
теория педагогики (исследование подходов и направлений на обоснование и реализацию педагогических концепций, систем; создание условий для развития личности);
история педагогики и образования (исследование исторического развития институлизированной и неинститулизированной практики образования, политики в области образования, педагогической мысли на уровнях общественного и теоретического сознания в различных сферах духовной жизни общества);
этнопедагогика (исследование становления, современного состояния, особенностей взаимодействия, перспектив развития и возможностей использования этнических традиций образования);
сравнительная педагогика (исследование истоков и сравнительный анализ современного состояния педагогики и образования в зарубежных странах, различных регионах мира, а также перспектив их развития);
педагогическое прогнозирование (исследование методологии, методики, теории прогнозирования развития педагогики и образования, определение на этой основе перспектив их эволюции в нашей стране и за рубежом).
Содержание специальности 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания {по областям и уровням образования)»: разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики. Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем предметного образования. Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень начального образования), менеджмент. Уровни образования: общее образование, профессиональное образование.
74
75
■
Область исследования по этой специальности включает в себя:
- методологию предметного образования: историю становле
ния и развития теории и методики обучения и воспитания по
областям знаний и уровням образования; вопросы взаимодействия
теории, методики и практики обучения и воспитания с отрасля
ми науки, культуры, производства; тенденции развития различ
ных методологических подходов к построению предметного обра
зования и т.д.;
цели и ценности предметного образования: разработку целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии общества; развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин; проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса и т. п.;
технологии оценки качества предметного образования: проблемы мониторингу оценки качества обучения по разным предметам: теоретические основы создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, обеспечивающих развитие учащихся па разных ступенях образования; оценка профессиональной компетентности и различные подходы к разработке постдипломного образования учителя предметника; разработку содержания предметного образования и т.д.;
-
теорию и методику внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам, в том числе дополнительного образования по предмету.
Содержание специальности 13,00.08— «Теория и методика профессионального образования»: область педагогической пауки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.
Области исследования определены с учетом дифференциации по отраслям и видам профессиональной деятельности и включают в себя, в частности, такие вопросы, как:
генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования;
последипломное образование;
подготовка специалистов в высших учебных заведениях, учреждениях среднего и начального профессионального образования;
внутрифирменная подготовка рабочих;
дополнительное профессиональное образование;
76
переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов;
непрерывное профессиональное и многоуровневое образование;
образовательный менеджмент и маркетинг;
профессиональное обучение безработных и незанятого населения;
взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами;
профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания;
профессиональный консалтинг и консультационные услуги.
Содержание специальности 19.00.01 — «Общая психология, психология личности, история психологии»: исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, развития и функционирования психики человека и животных, человеческого сознания, самосознания и личности в процессах деятельности, познания и общения; применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики психологических проблем, возможных аномалий и поддержки личностного развития; исторический, теоретический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений; разработка исследовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы.
Область исследования включает в себя такие вопросы, как:
разработка и анализ основ общепсихологического и истори-ко-психологического исследования;
происхождение и развитие сознания и деятельности человека в антропогенезе;
внимание и память; автобиографическая память;
психологические проблемы речевого общения и психолингвистика;
сознание, мировоззрение, рефлексивные процессы, состояния сознания, измененные состояния сознания;
■- деятельность, ее структура, динамика и регуляция, психология активности;
способности, одаренность, талант и гениальность, их природа;
тендерные различия познавательных процессов и личности;
индивид, личность, индивидуальность; структура личности; проблема субъекта в психологии;
жизненный путь, его структура и периодизация; жизнетвор-чество и т.д.
Содержание специальности 19.00.07' — «Педагогическая психология»: исследование психологических фактов, механизмов, за-
77
кономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса, аудитории), самой педагогической деятельности и действия ее субъекта — педагога, многоуровневого взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности в образовательном процессе; исследование влияния образовательного процесса, образовательной среды на психические новообразования обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях образования; исследование развития педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.
Область исследования включает в себя следующие вопросы:
психологию обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие;
психологию образовательной среды;
психологию учебной деятельности, учения;
психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности;
педагогическую деятельность, профессионально-педагогические особенности педагогов (стиль, способности, компетентность, контроль);
образовательный процесс как единство обучения и воспитания и т.д.
Содержание специальности 19.00.13— «Психология развития,
акмеология» в области психологических, педагогических паук: исследование процессов развития и формирования психики людей на разных ступенях их жизненного цикла (от прснатального периода, возраста новорожденное™ до зрелости, старения и старости). Это развитие протекает при тех или иных внешних и внутренних условиях (условиях среды, наследственности, накопленного опыта, целенаправленных или случайных воздействий и т.п.).
Поскольку специфически человеческое развитие и функционирование психики не происходят вне процессов общения и организационных структур (начиная от детско-родительских отношений и кончая деловыми взаимодействиями в бригаде хирургов или в государственной службе), социальные явления закономерно оказываются в зоне внимания исследователей.
Один из аспектов данной специализации — изучение культурно-исторического развития психики, сравнительное изучение развития психики в разных культурах, развитие психики в антропогенезе и сравнительное изучение биологического и исторического развития психики. Психическое развитие в детстве вносит хотя и не очевидные, но очень существенные (иногда непоправимые) вклады в становление взрослого человека. А период взрослости значим для существования общества. Комплексным изучением именно взрослых (прежде всего со стороны анализа условий их
78
наивысших достижений в деятельности) занимается акмеология (греч. акте — «цветущая сила», «вершина»).
Если в исследовании преобладает констатирующий подход (установление фактов, закономерностей), оно может быть отнесено к психологическим наукам; если выражен нормативно-ценностный, проектировочный, формирующий подход — к наукам педагогическим. Это различение отдается на усмотрение диссертационных советов. Объектом исследования и формирования в любом случае являются специфически человеческие особенности психической регуляции активности индивидуальных и групповых субъектов в зависимости от закономерного влияния разнообразных факторов на тех или иных стадиях соответствующего развития.
|
|
|