Главная страница
Навигация по странице:

электронные библиотеки в ВУЗе. 1. Цели создания электронных библиотек в вузе, их особенности и преимущества. 4



Скачать 48.79 Kb.
Название 1. Цели создания электронных библиотек в вузе, их особенности и преимущества. 4
Анкор электронные библиотеки в ВУЗе.docx
Дата 25.04.2017
Размер 48.79 Kb.
Формат файла docx
Имя файла электронные библиотеки в ВУЗе.docx
Тип Реферат
#3191

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 2

1.Цели создания электронных библиотек в ВУЗе, их особенности и преимущества. 4

2. Задачи, функции и классификация электронных библиотек 8

3.Крупнейшие электронные библиотеки мира 12

Заключение 17

Список использованных источников 19


Введение


В процессе перехода общества от индустриального типа к постиндустриальному, информация стала играть ведущую роль в жизни общества. В настоящее время информация существует в двух формах: традиционной ( печатной) и в электронной форме.

На сегодняшний день, организация учебного и научного-исследовательского процесса в ВУЗе, требует удобный доступ к информации. Учреждение электронных библиотек в ВУЗе позволяет студентам получать ,накапливать и использовать данные. Данный тип предоставления информации является наиболее эффективным. Электронная библиотека-представляет из себя не столько базу из коллекции электронных документов ,а сколько систему, объединяющую в себе методы подхода к производству, хранения и организации информации с целью поиска и анализа, и доступа к ней с помощью глобальных компьютерных сетей.

Электронные библиотеки во всем мире, по мнению специалистов, являются одним из самых эффективных вложений в развитие человечества. При сравнительно небольших затратах данный вид электронных информационных ресурсов позволяет получить доступ к научной, культурной, образовательной информации миллионам пользователей сети Интернет.

В настоящее время электронная библиотека становится основным компонентом в информационном обеспечении любых форм обучения и способствует решению задач подготовки специалистов, находящихся вдали от учебных центров. Основным принципом современной вузовской библиотеки считается принцип доступа к информации «в любое время и из любого места», поэтому значимость электронной библиотеки в обеспечении современных образовательных технологий сегодня высока. Сегодня уже очевиден тот факт, что в электронной библиотеке вуза должна быть сконцентрирована вся необходимая информация, способная эффективно содействовать учебному процессу университета и проводимым в нем научным исследованиям. Пока библиотекам вузов эту возможность удалось использовать лишь частично.  Главные причины кроются в  скудости финансирования, отсутствии необходимой материально-технической базы, нехватке высококвалифицированных специалистов, обладающих навыками работы с разнообразными электронными ресурсами и информационными технологиями.

Актуальность данной темы обусловлена активным ростом значимости информационных технологий.

Целью данной работы является определение значимости интеграции информационных технологий в научно-исследовательский процесс.

Данная работа имеет следующие задачи:

  • Изучение целей создания электронных библиотек в ВУЗе;

  • Изучение особенностей и преимуществ электронных библиотек;

  • Определение задачи и функций электронных библиотек;

  • Рассмотрение классификации электронных библиотек;

Объект изучения в данной работе-это электронная библиотека ,как вид информационных ресурсов, а предмет- значимость электронной библиотеки в научно-исследовательском процессе.

1.Цели создания электронных библиотек в ВУЗе, их особенности и преимущества.


Создание электронных библиотек направлено на достижение следующих целей:

  • Обеспечение сохранности печатного материала, е первую очередь редких и ценных документов; придание новых свойств печатным и рукописным материалам.

  • Создание условий для большей доступности содержания печатного материала

  • Рациональная организация базы документов

Основная цель-это удовлетворение информационных потребностей.

К основным особенностям электронных библиотек можно отнести:

  • Набор объектов. Любая библиотека создаёт набор данных, часто называемых фондами, экземплярами, ресурсами или просто материалом. Таковыми могут быть книги, журналы, документы (как печатные, так и электронные); мультимедийные объекты (картины, изображения, магнитные ленты, видеофильмы и т.п.). Объекты должны быть доступны либо непосредственно в библиотеке, либо через какую-то сеть.

  • Набор метаданных. В библиотеке обычно имеются метаданные: каталоги, руководства, словари, тезаурусы, указатели, рефераты, обзоры, подборки и т. п.

  • Набор служб. В их числе различные средства доступа (поиск, просмотр и т. п.) с учетом категорий и интересов читателей, системы дифференцированного распространения информации, менеджмент библиотеки, статистика, оценка эффективности и т.д.

  • Область интересов. Каждой библиотеке свойственна определенная область интересов, в соответствии с которой и формируются фонды. Например: искусство, наука, литература. Обычно библиотеки создаются для определенной категории пользователей: академические, публичные, специальные, школьные, национальные или государственные.

  • Контроль качества. В данном случае имеется в виду тщательная проверка фондов на соответствие профилю библиотеки. Поступающий материал фильтруется перед включением в фонды. Постоянно пополняются библиографические ресурсы путем создания библиографических записей, указателей, рефератов и т. п.

  • Сохранность. Библиотеки и архивы являются центрами сохранности — это одна из ключевых функций. Цель процедур сохранности - обеспечить защиту информации и доступ к ней будущих поколений; подразумевается регулярная инспекция материалов для выявления ухудшения состояния; профилактика, а в случае необходимости — восстановительные процедуры.

Электронные библиотеки имеют следующие преимущества:

  • Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения — своего или библиотеки.

  • Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.

  • Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.

  • Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.

  • Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе — обслуживания инвалидов по зрению и инвалидов в связи с болезнями опорно-двигательного аппарата.

  • Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.

  • Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.

  • Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический анализ и прочие виды программной обработки.

  • Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой.

Создание электронной библиотеки в ВУЗе значительно повышает качество образования, быстрое и полное удовлетворение информационных запросов студентов и преподавателей, а также обеспечение свободного доступа к информации, решение вопросов интеграции информационных ресурсов, развитие дистанционного образования. Создание электронной библиотеки в ВУЗе предусматривает:

  • автоматизацию всех основных библиотечных процессов, от заказа до поступления книг читателю, обмен информационными ресурсами;

  • получение реферативной и полнотекстовой информации в режиме он-лайн;

  • штриховое кодирование фонда научного читального зала и научного абонемента;

  • внедрение единого формата библиографической записи стандарта USMARC или Unicode (для обмена информацией);

  • развитие новых форм методической и информационно-справочной деятельности для преподавания библиотечно-библиографических и информационных дисциплин студентам.1


2. Задачи, функции и классификация электронных библиотек


Вне зависимости от того, является ли электронная библиотека локальной или она выставлена в Интернете, ее создание должно быть направлено на достижение основной цели, которая видится в удовлетворении информационных потребностей. Используемые технологии и методики должны соответствовать специфике обозначенных информационных потребностей, рациональной организации массива электронных документов, сформированного по избранным критериям отбора. Посредством электронных библиотек могут быть решены следующие задачи:

  • обеспечение более широкого доступа к документам, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций и т. п.);

  • организация фондов документов/данных, существующих исключительно в электронной форме, их каталогизация и обеспечение доступа к ним потребителям информации;

  • предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами электронных данных.

Электронные библиотеки выполняют следующие функции:

  • информационная, направленная на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний либо одной из предметных областей;

  • просветительная, реализуемая, в том числе за счет популяризации электронных документов, относящихся к истории и культуре;

  • научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами, в том числе за счет предоставления полных текстов из удаленных фондов;

  • образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка, как основного, так и дополнительного образования путем предоставления не только мультимедийного учебного материала, но и необходимой литературы;

  • справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида;

  • функция сохранения творческого наследия, особенно важная в условиях электронной среды.

Классификация электронных библиотек. В настоящий момент не существует выстроенной классификации электронных библиотек, учитывающей их особенности и разнообразие параметров.

Исходя из способов создания, электронные библиотеки могут быть разделены на три типа:

  • Генерируемые электронные библиотеки, когда электронные документы создаются держателями ее фонда.

  • Агрегируемые из уже существующих электронных изданий или целых коллекций.

  • Смешанные, состоящие как из заимствованных изданий, так и из подготовленных своими силами.

По составу документов электронные библиотеки можно разделить на монодокументные и полидокументные. В целом можно выделить две основные модели: формирование фонда однотипных электронных документов, в основном текстов (модификации — либо один тип публикации, либо смешанные); формирование комплексных мультидмедийных собраний.

Организационно электронные библиотеки могут быть самостоятельными или встроенными в более общий ресурс, скажем в научно-образовательный комплекс или систему дистанционного обучения; а также интегрированными (коллекции объединены общей тематикой и единым интерфейсом, но электронные документы находятся на различных сайтах, что близко к пониманию виртуальной библиотеки). В свою очередь, самостоятельные электронные библиотеки можно разделить на сопряженные с книжным фондом и автономные (к ним принадлежит основное число электронных библиотек), представляющие собой самостоятельную систему электронных информационных ресурсов.

По целевому назначению электронные библиотеки могут быть разделены следующим образом:

  • мемориальные, созданные в целях кумуляции документов о лице или событии;

  • научные, предназначенные для глубокого изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами;

  • учебные, учебно-методические, ориентированные на поддержку образования;

  • справочные, создаваемые по типу универсальной энциклопедии для получения необходимой краткой информации по всем отраслям знания;

  • просветительские, имеющие научно-популярный характер и предназначенные для комплексного освещения темы (предмета) на общеобразовательном уровне;

  • без определенного целевого назначения.2

По создателю или инициатору создания, среди электронных библиотек можно выделить следующие типы — создаваемые государственными и общественными структурами; научными и учебными институтами; коммерческими фирмами и отдельными любителями. Одни из них остаются открытыми для внешних пользователей, другие электронные библиотеки реализуются, как коммерческий проект, или дифференцируют доступ: на свободный и платный к разным частям фонда, например, к справочникам за предшествующие годы.

Типы электронных библиотек по содержанию:

  • Универсальные. Фонды универсальных электронных библиотек формируются в виде собрания тематических электронных коллекций по разным областям знаний. В таких библиотеках наряду с цифровыми версиями произведений художественной литературы можно встретить статьи по научной тематике, философские труды и т.д.

  • Специализированные (тематические). Фонды таких электронных библиотек формируются в соответствии с конкретной областью знаний, либо с учетом интересов и пристрастий создателя ресурса. Например: художественная литература, исторические науки, естественные науки, культура и искусство, детская литература, энциклопедии.3


3.Крупнейшие электронные библиотеки мира


1. Google Books («Google Книги») — сервис полнотекстового поиска по книгам, оцифрованным компанией Google (свыше 10 миллионов книг из крупнейших библиотек США).

В октябре 2004 года, на книжной выставке во Франкфурте, Google представила сервис Google Print. 17 ноября 2005 года его название было изменено на Google Book Search. Этот сервис выполняет полнотекстовый поиск по книгам, которые Google сканирует и сохраняет в своей цифровой базе данных. В декабре того же года компания Google заключила соглашение с пятью крупнейшими библиотеками США и Великобритании о начале оцифровки их библиотечных фондов.

библиотека Стэнфордского университета — полностью (8 000 000 книг);

библиотека Мичиганского университета — полностью (7 000 000 книг);

библиотека Гарвардского университета — 40 000 книг;

библиотека Оксфордского университета — все книги, изданные до 1900 г.;

Нью-Йоркская публичная библиотека — незащищённый копирайтом материал для школьников и студентов.

По состоянию на 2008 год партнёрами проекта стали ряд европейских библиотек и некоторое количество издательств.

На 2010 год, в рамках проекта было доступно около 15 миллионов книг, около 1 миллиона из них — находящихся в общественном достоянии. Сотрудники проекта оценили количество существующих в мире книг (без учета переизданий) в 130 миллионов и намереваются оцифровать все к концу десятилетия

С мая 2011 года поиск по книгам перестал быть полнотекстовым. Если раньше в книге категории «Ограниченный просмотр» можно было находить цитаты со страниц, не включенных в общий просмотр, то теперь этих страниц в книге как бы не существует и определить, действительно ли есть такая цитата в данном произведении стало не всегда возможно.

2. Gallica-онлайн-библиотека Национальной библиотеки Франции. Все материалы библиотеки находятся в свободном доступе. Библиотека содержит следующие виды документов: книги, журналы, газеты, фотографии, карикатуры, плакаты, карты, рукописи, партитуры, аудиоматериалы, книжные миниатюры. Оцифровка документов в Национальной библиотеке Франции началась в 1992 году, однако сама Галлика была создана в 1997 году под лозунгом «виртуальная библиотека порядочного человека» (фр. bibliothèque virtuelle de l'honnête homme). Вторая версия библиотеки была запущена в 2000 году. Сначала оцифрованные документы предлагались читателям в форме оцифрованных факсимиле, а со временем и как файлы PDF.

В рамках Галлики был реализован проект оцифровки ежедневной французской прессы и публикаций французских обществ.

В 2005 году, в ответ на инициативу поисковика Google, директор Национальной библиотеки Франции Жан-Ноэль Жаннени (Jean-Noël Jeanneney) опубликовал программный документ «Когда Google бросает вызов Европе» (Quand Google défie l’Europe), где он выступает за разработку европейской и французской программы, которая бы стала альтернативой к коммерческому проекту Google. После этого призыва Национальная библиотека Франции развернула массовую оцифровку своих фондов, особо уделяя внимание качеству оцифровки и проведению OCR-обработки документов.

В ноябре 2007 года был заключен договор с Safig, предусматривавший оцифровки 3 млн документов из расчета 1 млн документов в год.

Gallica2, третья версия Галлики, начала действовать с ноября 2007 года, прежняя версия оставалась при этом доступной для читателей. Благодаря библиотечному боту Lucene удалось объединить на уровне описания документов Галлику с европейской онлайн-библиотекой Europeana. Gallica2 делает персонализацию интерфейса, согласуя с потребностями каждого конкретного читателя.

Чтобы не отстать от Google, Галлика начинает проект интеграции в библиотеку произведений, подпадающих под авторское право. Поисковая машина библиотеки делает доступ как к свободным, так и к «несвободным» документам. Через протокол метаданных OAI-PMH (англ. Open Archives Initiative Protocol for Metadata Harvesting) Галлика открывает доступ к другим онлайн-библиотекам, которые являются ее партнерами.

В марте 2009 года произошло окончательное объединение Gallica и Gallica2. Новый интерфейс появился 19 февраля 2010 года.

12 января 2010 года в докладе Тесье (le rapport de Tessier) было заявлено о возможности самостоятельного существования Галлики от Национальной библиотеки Франции.

3. Europeana- европейская цифровая библиотека, цель которой — обеспечить доступ к отсканированным страницам книг, отражающих различные аспекты европейской культуры. Проект официально стартовал 20 ноября 2008 года. На момент старта проекта было оцифровано 2 миллиона различных объектов культурного наследия Европы. К 2010 году, по заверениям разработчиков, эта цифра должна была достигнуть 6—10 миллионов, к 2015 — 15 миллионов. Сейчас доступна информация на французском, немецком и английском языках. В дальнейшем предполагается представить источники на всех европейских языках. По состоянию на 2008 год, наибольший вклад в создание библиотеки внесла Франция (50 % — оцифрованных данных), 10 % — Великобритания, 1,4 % — Испания, 1 % — Германия.

Из-за большого количества посетителей (10 миллионов в час) сайт стал недоступен в первый же день и закрылся до середины декабря 2008 года.

4.Центр оцифровки Гёттингена — центр в Германии осуществляет оцифровку фондов университетской библиотеки Гёттингена, помимо литературы на русском языке содержит издания на русском в области математики (в рамках проекта Русская электронная математическая библиотека

5. Библиоте́ка Макси́ма Мошко́ва -русскоязычная электронная библиотека в Интернете, одна из первых и наиболее известных подобных библиотек. Основана и поддерживается с ноября 1994 года Максимом Мошковым. Пополняется главным образом усилиями пользователей Интернета, присылающих в библиотеку оцифрованные ими тексты. Такой способ комплектования обеспечивает «Библиотеке Мошкова» широкую и в ряде случаев весьма оперативную пополняемость, хотя и сказывается в некоторых случаях негативно (ошибками, пропусками) на качестве текстов и приводит к проблемам с авторскими правами.

Дизайн библиотеки не менялся с момента создания. Как поясняет Мошков, у него абсолютно отсутствуют художественный вкус и идеи по смене дизайна. В то же время его беспокоит, чтобы сайт одновременно смотрелся красиво в разных браузерах и был удобен в использовании по медленным каналам связи. Как следствие, тот дизайн, который посетитель видит на lib.ru — единственный вариант, который устраивает Мошкова. Для некоторых распространённых требований есть варианты вёрстки: адаптированный html и простой текст без переводов строки, которые можно выбрать из меню в правом верхнем углу. Основной раздел содержит оцифрованные произведения, присланные пользователями. Выделен раздел для свободной самостоятельной публикации своих литературных текстов «Журнал „Самиздат“», аналогичный проект для публикации музыкальных произведений «Музыкальный хостинг», проект «Заграница» для путевых заметок и впечатлений о жизни за пределами России, проект «Военная литература» и несколько других специальных проектов.

6. arXiv.org-крупнейший бесплатный архив электронных публикаций научных статей и их препринтов по физике, математике, астрономии, информатике и биологии. Архив был создан в 1991 году в Лос-Аламосской национальной лаборатории и первоначально предназначался для физических статей, но постепенно возникли разделы, посвящённые другим наукам.

Старое доменное имя архива — xxx.lanl.gov было изменено из-за того, что некоторые программы-фильтры блокировали доступ к сайту, воспринимая xxx как указание на порнографическое содержание. Тем не менее старое доменное имя продолжает поддерживаться наряду с основным — arxiv.org. Существует несколько десятков зеркал архива (в том числе было зеркало и в России, но в апреле 2012 года оно было закрыто).

В настоящее время архив спонсируется и обслуживается Корнелльским университетом США, частью чьей библиотеки и считается.4

Заключение


Электронная библиотека в ВУЗе должна включать в себя: научную ,учебную и методическую литературу по всем дисциплинам ВУЗа. Главным достоинством электронных библиотек является уверенность в том, что они позволят доставлять информацию лучше, чем это было в прошлом. В то же время создание и развитие электронных библиотек наталкивается на целый ряд проблем и затруднений. К числу первоочередных необходимо отнести автоматический перенос на этот новый феномен традиционного понимания библиотеки.

Другим препятствием широкому распространению электронных библиотек в современном обществе, является наличие различных сообществ — научное сообщество; профессиональные сообщества библиотекарей, музейных работников и архивистов; бизнес-сообщество и т.д. Есть достаточно много примеров электронных библиотек, которые используются сегодня, например, для ведения бизнеса, а не только традиционно для целей науки и образования. Таким образом, электронные библиотеки служат многим целям; это приложение ИКТ может быть использовано, причем весьма эффективно, в самых разнообразных сферах деятельности, поэтому попытка приладить это понятие лишь к нуждам одного из сообществ, пусть даже породившего это явление, неправомерна.

Интересы этих сообществ очень часто не совпадают или вовсе противоречат друг другу, и главная задача заключается в том, как грамотно разрешить тот или иной конфликт интересов, понять, с помощью каких механизмов можно выстраивать соответствующий консенсус между сообществом работников институтов памяти, сообществом бизнесменов и сообществом исследователей.

Для всей сферы электронных библиотек чрезвычайно актуален вопрос выбора общих способов представления цифрового контента для обеспечения доступа к нему, а также общих стандартов для обеспечения соответствующих механизмов взаимодействия. Те стандарты, которые выработаны отдельным сообществом, например сообществом библиотекарей, и стандарты, которые используются сообществами исследователей, создающих электронные библиотеки, достаточно сильно различаются, и это является серьезным препятствием на пути успешного внедрения и использования.

Список использованных источников


  1. Земсков А.И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки/ А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг.-М.:Фаир-Пресс, 2007.-528с.

  2. Золоторева В. «Традиционный документ в цифровой перспективе». В.Библиотека.-1999.-35-37c.

  3. Габдрахманова Т.Ю. «Формирование структуры и содержание ресурсного обеспечения образовательной среды филиальной сети на основе электронной библиотеки вуза».-М.: ГПНТБ России, 2003.- с.79-81.

  4. Горный Е. Развитее электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы и перспективы.-М.: Гендальф, 2002.С. 158-188.

  5. Дригайло В.Г. Основы организации библиотек вуза: науч.-практ. пособие/ В.Г. Дригайло.-М.: Либерея-Бибинформ, 2007.-624с.

  6. Учебные материалы[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/kzQThy0-1D8/2.html

  7. Электронная библиотека-от проекта до реализации[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.elibconsult.ru/models

  8. Википедия[Электронный ресурс]-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_библиотека

1Золоторева В «Традиционный документ в цифровой перспективе». В.Библиотека-1999.-с35-37.

2 Учебные материалы[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/kzQThy0-1D8/2.html (дата обрашения 11.12.2014)

3 Габдрахманова Т.Ю. Формирование структуры и содержание ресурсного обеспечения образовательной среды филиальной сети на основе электронной библиотеки вуза.-М.: ГПНТБ России, 2003.- с.79-81.

4 Электронная библиотека-от проекта до реализации[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.elibconsult.ru/models(дата обращения 11.12.2014)
написать администратору сайта