Главная страница
Навигация по странице:

семинар 2 занятость. 1. Деятельность государственной службы занятости



Скачать 21.45 Kb.
Название 1. Деятельность государственной службы занятости
Анкор семинар 2 занятость.docx
Дата 29.11.2017
Размер 21.45 Kb.
Формат файла docx
Имя файла семинар 2 занятость.docx
Тип Документы
#11509

1. Деятельность государственной службы занятости

Структура Государственной службы занятости населения

Государственная служба занятости населения включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости);

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия (территориальные Управления государственной службы занятости);

– государственные учреждения службы занятости населения.

В своем составе Федеральная служба по труду и занятости имеет:

– Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

– Управление надзора и контроля за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения;

– Управление комплексных проблем занятости и трудовой миграции;

– Управление планирования, технологии работы и контроля;

– Правовое Управление;

– Финансово-экономическое Управление;

– Управление делами;

– Управление информации и информационных технологий;

– Отдел по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

– Отдел по защите государственной тайны.

Также в каждом субъекте Российской Федерации присутствуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости и защиты от безработицы – Управления государственной службы занятости. В составе управлений находятся районные и городские центры занятости населения, которые собственно и осуществляют непосредственную работу с наемными работниками и работодателями.

С целью контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства в каждом субъекте Российской Федерации существуют территориальные Государственные инспекции труда, а с целью урегулирования коллективных трудовых споров в каждом Федеральном округе находятся Управления по урегулированию коллективных трудовых споров.

Полномочия Федеральной службы по труду и занятости:

В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости наделена полномочиями, приведем некоторые из них:

– осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

– осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;

– осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

– регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

– регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

– рассматривает дела об административных правонарушениях;

– информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;

– анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;

– реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

– реализует меры активной политики занятости населения;

– осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

– содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

ведет базы данных по учету трудовых арбитров;

– информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

– осуществляет государственную экспертизу условий труда;

– формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

– анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

– участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

– организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

– взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

2. Причины создания служб занятости

Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? На наш взгляд, основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социальноэкономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу (ГСЗ).

Органы ГСЗ были ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план.

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно — повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.
3. Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный

спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;

К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций — в зависимости от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:

регистрация безработных;

регистрация вакантных мест;

трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

тестирование лиц, желающих получить работу;

профессиональная ориентация и переподготовка безработных;

выплата пособий зарегистрированным безработным.

4. Основные направления деятельности государственной службы занятости

В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность Государственной службы занятости населения направлена:

– на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

– разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

– организацию мероприятий активной политики занятости населения;

– осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
написать администратору сайта