Главная страница
Навигация по странице:

Ответы на билеты. 1. Методологические основы изучения истории. Предмет и методы исторического исследования



Скачать 163.73 Kb.
Название 1. Методологические основы изучения истории. Предмет и методы исторического исследования
Анкор Ответы на билеты.docx
Дата 25.03.2018
Размер 163.73 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Ответы на билеты.docx
Тип Закон
#18343
Категория История
страница 3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

16. Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия.
Эпоха дворцовых переворотов - временной промежуток в политической жизни России 18 века, когда переход высшей государственной власти происходил путем совершения гвардейцами либо придворными дворцовых переворотов.
Нет четких правил наследования. В условиях абсолютной монархии - единственный действенный способ обратной связи между верховной властью и обществом.
Ключевский: смерть Петра 1 (1725) - Екатерина 2 (1762). Однако восстание декабристов можно отнести к попытке дворцового переворота.
Предпосылки:

- "Указ о престолонаследии" (1722), предельно расширивший круг возможных претендентов на престол;

- две группировки: за Екатерину (во главе с Меншиковым, Преображенский и Семеновский полки) и Петра 2 (во главе с Голицыным).
Создан Верховный тайный совет, ограничивший власть Сената. При Анне Иоанновне заменен Кабинетом министров. Тайная канцелярия. Бироновщина, засилье иноземцев. Ключевые позиции - в руках немцев. Возобновилась раздача земель дворянам. Усилилось закрепощение крестьян: помещики получили право устанавливать наказание за побег крестьянина. Принудительный труд господствует почти во всех отраслях промышленности. 1736 - работники навечно прикреплены к заводам и не могут быть проданы отдельно от них.
При Елизавете на дворе царили бесконечные развлечения. Государственные дела были переданы в руки фаворитам (братья Разумовские, Шуваловы, Воронцовы, Бестужев-Рюмин). Конференция при высочайшем дворе заменила Кабинет министров. Деятельность тайной канцелярии стала незаметной. 1760 - помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь.
Петр 3 начал секуляризацию церковных земель. Манифест о даровании вольности и свободы дворянству. Хотел уравнять в правах все религии. Ликвидирована Тайная канцелярия. Однако его действия отличались хаотичностью.

17. Сущность просвещенного абсолютизма в Европе. Противоречивая политика Екатерины II. Золотой век или просвещенный абсолютизм?
Понятие «просвещение» появляется у Канта в работе «Что такое Просвещение» в 1784 г.
Идеология Просвещения – необходимая ступень в культурном развитии любой страны после Возрождения и Реформации – это третий духовный переворот, покончивший со средневековой системой ценностей. Монтескье, Вольтер, Ж.–Ж. Руссо.
Идеи Просвещения:
– все люди от рождения равны и свободны и имеют равные естественные права; следовательно, власть должна управлять в интересах большинства;

– просвещение народа через мудрого монарха на троне;

– главенство закона и разделение властей;

– только в просвещенном обществе можно установить справедливые и гуманные законы.
Просвещенный абсолютизм – политика неограниченной монархии, руководствующейся принципами просветительской философии, которая выражалась в «уничтожении сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов.
Основные черты ПА в России:
– выводится из просветительских идей Запада;

– попытка создать принципиально новую систему права;

– стремится обеспечить социальный контроль над властью;

– конфликт между целями (общее благо) и средствами (принуждение);

– постоянное соотношение идеала и действия;

– опора на дворянство за счет наступления на интересы других сословий.
Екатерина II (1762–1796)
А) 1762–1775 гг. – просвещенный абсолютизм.

1775–1796 гг. – консервативная политика.

1773–1775 гг. – восстание Пугачева.
Б) 1762–1773 гг. – просвещенный абсолютизм.

1775–1789 гг. – охранительный абсолютизм.

1789–1796 гг. – просвещенный деспотизм (период строгой цензуры; карательные меры против вольнодумия; конфискация французской литературы).
Для разработки нового свода законов в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия.
На уездном уровне органом губернского правления был нижний земский суд под председательством исправника Каплана.

Задача: выполнять распоряжения губернского правления.
Полностью менялась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Каждое сословие судил свой суд. Все сословные суды были выборочными. Высший судебный орган империи – Сенат.
Жалованная грамота городам делила все городское население на 6 разрядов в зависимости от имущественного ценза и определяла права и привилегии каждого разряда. Горожане составляли градское общество, которое избирало общую городскую думу. Исполнительные органы – шестигласная дума – по 6 гласных от каждого разряда во главе с городским головой. Создавался магистрат – судебный и административный орган.
Итоги реформ:
– первой организационно в самостоятельную ветвь власти стала выделяться судебная;

– губернские уездные учреждения получили четкую структуру;

– 1785 г. – жалованная грамота дворянству и городам; дворяне получали привилегии, освобождались от обязательной службы, телесных наказаний и подушной подати;

– сложилась система управления страной, которая отвечала задачам времени;

– четко определились границы сословий, оформилась социальная структура общества.

18. Россия в годы царствования Александра I. Реформаторский проект Сперанского и его судьба

Александр 1 – сын императора Павла I и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол вошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был не доволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили (не смотря на протест его сына) и править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.

1 этап преобразований. Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. создается Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее, 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Также Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы образования, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялись министром, каждый министр подчинялся Сенату.

2 этап реформ. Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась Отечественная война. После изгнания войск Наполеона усилился авторитет Александра 1.

Послевоенные реформы. В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» и утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1 был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения» возглавляемый А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1 запретил в России тайные общества, включая масонство.

Смерть Александра 1 произошла от брюшного тифа 1 декабря 1825 г. в Таганроге. За годы своего правления Александр 1 многое сделал для страны: Россия одержала победу над французской армией, была проделана огромная работа по отмене крепостного права, а также проведена реформа высших органов власти.
Подводя итоги, можно сказать, что царствование Александра I можно охарактеризовать в положительных тонах. Он один из первых заговорил о важности ограничения самодержавной власти, введении думы и конституции. При нем все громче стали звучать голоса, призывающие отменить крепостное право, и в этом отношении была продела огромная работа. В годы правления Александра I Россия смогла успешно защититься от внешнего врага, покорившего всю Европу. Отечественная война 1812 года стала олицетворением единства русского народа перед лицом внешней опасности. Успешная защита рубежей Российской Империи, несомненно, является большим достоинством Александра I.

Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба

В конце 1808 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору.

Задача плана — модернизировать и европеизировать государственное управление путём введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Сословия:

  1. дворянство имеет гражданские и политические права;

  2. «среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.

  3. «народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

Разделение властей:

  • законодательные органы:

    • Государственная дума

    • губернские думы

    • окружные думы

    • волостные думы

  • исполнительные органы:

    • Министерства

    • губернские

    • окружные

    • волостные

  • судебные органы:

    • Сенат

    • губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)

    • окружные (гражданские и уголовные дела).

Выборы — четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии.

При императоре создаётся Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти:

  • сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре.

  • министры назначаются императором.

  • состав Сената назначается императором.

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

Однако 1 января 1810 года был учреждён Государственный совет по плану Сперанского.

12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года были преобразованы министерства.

К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената, а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет.

Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

  1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.

  2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Таким образом из трёх отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

19. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
Вслед за Англией европейские страны вступили на путь промышленного переворота: Франция, Германия, Италия, США и Япония.
Экономика их развивалась быстрыми темпами. За последнюю треть 19 в. промышленное производство возросло. Усовершенствовался транспорт, следовательно, ускорилось развитие международной и междугородней торговли и миграция населения.
Ж.д. - больше в 4 раза.
1863 - первая подземная дорога в Лондоне.
В европейских странах широко развивалась обработка металлическими станками. Так была создана соответствующая база для машинной промышленности.
Появление монополий в форме трестов и картелей.

20. Внутренняя политика Николая I. Изменения политического курса во второй четверти XIX в. Причины и последствия.
Вступление Николая на престол после мрачных и скучных последних лет царствования Александра I вызвало в обществе некоторое ощущение новшеств и перемен. Этому способствовало и то, что император искренне надеялся оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, восстановить порядок.
Подавив при вступлении на престол восстание декабристов и жестоко расправившись с ними, Николай I опасался недоброжелательства со стороны многих лучших семей первого сословия. Однако гораздо важнее то, что Николай I вступил в противоречие не только с частью дворянства, но и с духом времени, отвергая надежды Александра I на просвещение общества, смягчение нравов, необходимые преобразования и т. п.
Николаевский режим представлял собой довольно незамысловатую систему, включавшую четыре основных компонента.
1) централизация управления при активном личном участии царя и его канцелярии во всех государственных делах.
2) военная дисциплина, внедряемая посредством бюрократизации всех сторон жизни общества: среди министров Николая I первого состава правительства был лишь один штатский, остальные — генералы.
3) строгая иерархия в принятии решений и отчетах об их выполнении.
4) превращение всех сословий в своеобразных государственных служащих. Причем эти служащие должны были придерживаться не законов, а прислушиваться к мнению вышестоящего начальства. Сам император понимал эту систему следующим образом. Однажды наследник престола, будущий Александр II, сказал, что Россия держится самодержавием и законами. «Законами — нет! — возразил Николай I. — Только самодержавием и вот чем, вот чем, вот чем!» — трижды взмахнул он крепко сжатым кулаком.
Охранительные мероприятия. Одним из самых неотложных дел своего царствования новый император считал совершенствование полицейского аппарата, который должен был осуществлять не только карательные, но и контролирующие функции.
3 июня 1826 г. – учреждение III отделения императорской канцелярии (сама канцелярия возникла в 1812 г. и занималась делами, предоставленными на личное усмотрение императора).
Функции — от борьбы с фальшивомонетчиками и наблюдения за иностранцами до политической цензуры для книг и журналов.
В 1827 г. III отделению было предоставлено руководство Корпусом жандармов, а вся империя для удобства наблюдения за населением разбита на 5 округов, во главе которых стояли генерал и штаб-офицеры. III отделение разбросало по всей стране тайную агентуру, установило секретный надзор за деятельностью частных лиц и государственных учреждений. Жандармские офицеры и генералы посылались из Петербурга с широкими полномочиями для усмирения беспорядков и разоблачения виновных. Иными словами, III отделение превратилось в независимый орган, действующий от имени императора, не считаясь с существующими законами.
Одним из главных рассадников свободомыслия Николай I считал литературу и журналистику. 10 июня 1826 г. был опубликован указ о цензуре, который из-за степени своей запретительности был назван современниками «чугунным». Цензоры, отвечавшие за каждую выпущенную книгу или статью, старались перещеголять друг друга придирчивостью и все же лишались места, отправлялись на гауптвахту или получали унизительные выговоры. Такому же жесткому надзору подверглись все учебные заведения.
Уже в 1827 г. Николай запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, а в 1828 г. издан новый школьный устав, который уничтожил преемственность между приходскими и уездными училищами и гимназиями. Во всех низших и средних школах были введены телесные наказания, а преподавателей, уличенных в «вольнодумстве», изгоняли со службы.
В декабре 1826 г. – Секретный комитет для проведения реформ в области центрального и местного управления. Проект, разработанный комитетом под руководством Сперанского и Кочубея, предусматривал некоторое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Для этого Государственный совет освобождался от груды административных и судебных дел и делался, прежде всего, органом для обсуждения законопроектов. Сенат же делился на два самостоятельных учреждения: Сенат правительствующий, состоящий из всех министров, верховный орган государственного управления, и Сенат судебный — высший орган юстиции.

Этот же принцип лег в основу предполагаемой системы местных органов власти — губернских, уездных и волостных.
Со времен Соборного уложения 1649 г. накопились десятки тысяч манифестов и указов, многие из которых противоречили друг другу. В создавшейся неразберихе с трудом ориентировались не только простые подданные, но и высшие правительственные чиновники. Главным распорядителем начавшихся работ стал Сперанский, вставший во главе II отделения императорской канцелярии. Правда, ему вновь не удалось довести задуманное до конца. Николай I не согласился с основной частью плана Сперанского — с созданием нового юридического кодекса, разрешив лишь собрать уже изданные законы. К 1833 г. II отделение собрало 51 том полного собрания законов Российской империи и 15 томов действующих законов, однако до переработки устаревших норм права дело так и не дошло.
Революции 1848 г. и правительство Николая I. Политика правительства Николая I еще более ужесточилась под впечатлением от революций 1848—1849 гг. в Европе. Репрессии обрушились прежде всего на печать и школу. Начался период цензурного террора, во время которого пострадали М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ю. Ф. Самарин, были запрещены письма Екатерины II Вольтеру, сатиры Кантемира и т. д.
В этот период серьезно пострадало и университетское образование. Обсуждался вопрос о закрытии всех высших учебных заведений, но, в конце концов, дело ограничилось тем, что число своекоштных (самих платящих за образование) студентов было ограничено 300.
Крестьянский вопрос. Введен запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан «указ об обязанных крестьянах», ставшие фундаментом отмены крепостного права. Однако полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось.
Ключевский: из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода:
1) крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права;
2) что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян.

Таким образом крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян.
Крепостной труд в промышленности быстро вытеснялся свободным трудом, к чему правительство прилагало немалые усилия. В 1840 году было принято решение Государственного совета, утвержденное Николаем I, о закрытии всех посессионных фабрик, использовавших крепостной труд, после чего только в период 1840—1850 годов, по инициативе правительства, было закрыто более 100 таких фабрик. К 1851 году число посессионных крестьян сократилось до 12-13 тысяч, в то время как в конце XVIII — начале XIX вв. их число превышало 300 тысяч.
Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава. Также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения.
Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов.
В целом применительно к царствованию Николая I можно констатировать резкое сокращение «фаворитизма» и крупной коррупции (хотя мелкая коррупция продолжала оставаться повсеместным явлением) и активизацию борьбы с хищениями государственной собственности и иными злоупотреблениями. Впервые проблема коррупции была поднята на государственный уровень и широко обсуждалась. «Ревизор» Гоголя, выставлявший напоказ примеры взяточничества и воровства, шёл в театрах (в то время как ранее обсуждение подобных тем было под строгим запретом). Однако критики царя расценили инициированную им борьбу с коррупцией как усиление самой коррупции. Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря, что в его окружении не воруют только он сам и наследник.
Итоги внутренней политики Николая I.
Он не мог проследить за ежедневной работой государственного аппарата, поэтому он был вынужден удовлетворяться докладами министров, отчетами ведомств и т. п. Все это приводило к припискам, грубому обману, фанфарности отчетов. Безнаказанность и круговая порука еще больше развращали государственный аппарат.

Жизнь страны, пронизанная не столько направляющей идеей, сколько всепроникающим шпионством и доносительством, бюрократизировалась и формализовалась.

Руководствуясь лозунгом: «Мне нужны не умники, а верноподданные», Николай не требовал от своих министров инициативы и профессионализма в делах, знакомства с передовыми идеями и т. п. В таких руках управление империей не могло не прийти в упадок.

Крепостничество давно ощущалось правящими кругами как главная угроза существующему строю. С другой стороны, крепостное право являлось основным связующим звеном всего российского государственного механизма. Неудивительно, что в подобных условиях попытки самодержавия отменить или изменить крепостное право выглядели нерешительными и половинчатыми, говорившими скорее о желании «облагородить» этот варварский институт, нежели расстаться с ним.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта