Главная страница
Навигация по странице:

этика ответы. 1. Понятие этики, морали, нравсти и их соотношение



Скачать 259.5 Kb.
Название 1. Понятие этики, морали, нравсти и их соотношение
Анкор этика ответы .doc
Дата 28.04.2017
Размер 259.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла этика ответы .doc
Тип Документы
#4451
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6

1.Понятие этики, морали, нрав-сти и их соотношение.

Что такое мораль, нравственность, этика? Проще всего дать определение этики. Этика есть учение о морали. Мораль предстаёт предметом этики. Этика возникает в лоне философии и существует по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина. Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ. Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон, Аристотель, Сенека, Марк Аврелий, Августин Блаженный, Б. Спиноза, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Швейцер.

В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.

Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».

1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.

3) Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. Данное определение морали и будет нами рассматриваться как основное.

2. Этика в системе гуманитарного знания. Этика выделилась в относительно самостоятельную дисциплину в конце ХV века. Причины столь позднего "созревания" этики обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому довольно многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали. Словом, знание о морали формируется в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, богословов, социологов, историков, литературоведов и представителей некоторых других наук, которые непосредственно выходят на человека.
Не без основания утверждают, что все познается в сравнении. Разумеется, и для выявления специфики этики, особенностей ее предмета целесообразно сопоставить ее с Другими отраслями духовной деятельности.
Этику иногда называют нравственной философией. Следовательно, прежде всего необходимо выявить ее отношение с философским знанием. Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию (науку о бытие), гносеологию (науку о познании) и этику (науку о морали). В различных философских системах прошлого и настоящего акцент делается в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных и др.) на различные отрасли философии. В целом ряде философских школ (Эпикур, Сократ, стоики, многие направления религиозной философии и др.) акцент делался именно на нравственной философии, которая, как, не без основания, считалось, венчает собой жизненную мудрость. Н. Бердяев отмечал: "Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни". Хотя надо отчетливо представлять себе, что различные части философии находятся в теснейшем взаимодействии, проникают друг в друга. Правда, Аристотель попытался развести этику и философию, поставить тику в зависимость от политики, придать этике чисто практическую задачу — помогать реализовывать те задачи, которые ставит перед ней политика. Но в этом случае происходит своеобразное ограничение нравственной философии, которая по сути своей для того, чтобы ответить на смысложизненные вопросы, должна выйти на основополагающие представления о Тире и человеке, на представления онтологического порядка. Думается, не случайно первая глава "Этики" Б. Спинозы (1632-1677) называется "О Боге", в которой раскрываются исходные понятия его философского учения (субстанции, модус, атрибут и др.). Философ выходит не только на онтологию (учение о бытии), но и на гносеологию (учение о познании), ибо он исходит из убеждения, что мир нравственных ценностей не только существует, но и в том, что человек в состоянии познать его многие проявления. В противном случае рассуждения о добре и зле, совести и справедливости окажутся пустым сотрясением воздуха.
Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики и позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности. Как писал В.С. Соловьев, при всей важности метафизики и гносеологии "прямое значение для жизни и деятельности имеют не они, а нравственная философия, предмет которой — то, что действительно дано в духовной природе, и те руководственные, практические истины, которые из этих данных вытекают с логической необходимостью". Особенно наглядна взаимосвязь метафизических и нравственных вопросов в религиозном учении. Например,

христианские богословы категории добра и зла, долга, совести и др. раскрывают исходя из основных догматов (прежде всего — из признания Бога творцом и промыслителем мира).
В решении ряда своих вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с психологией, особенно тогда, когда речь идет об анализе нравственных чувств, их роли в духовных исканиях людей. Традиционна связь этики с богословием и религиозной философией, которые специфически рассматривают практически все проблемы моральной теории. Происхождение морали невозможно объяснить без обращения к спектру исторических наук, к социологии, в известной мере и к биологии. Без обращения к педагогике и психологии невозможно детально разобраться в нравственном мире человеческой личности, выявить действительные мотивы тех или иных поступков, дать полезные рекомендации для воспитателей.
Итак, отмечая, что многие науки рассматривают те или иные стороны нравственной жизни, мы все же должны констатировать, что на долю этики (нравственной философии) выпадает задача, во-первых, выявить сущность морали и отсюда, во-вторых, координировать исследование морали самыми различными науками.
В этой связи стоит поставить вопрос о специфике самой этики. Известный мыслитель, лауреат Нобелевской премии А. Швейцер писал: "Этика и эстетика не являются науками". Думается, с ним согласятся многие богословы. Не только они. Среди философов довольно широко распространено мнение, что ценности не являются прерогативой науки. Так, видный английский философ, математик Б. Расселл (1872-191О) замечал: "Наука не решает вопрос о ценностях, но происходит это потому, что такого рода вопросы не решаются с помощью интеллекта".
Заявления подобного рода страдают известной категоричностью. Разум, конечно, играет немаловажную роль в осмыслении нравственности. Но в то же время следует признать, что в процессе проникновения в сущность морали большую роль играют и чувства, и вера — вера в торжество добра, справедливости, вера в существование самого мира высших ценностей и др. Иначе говоря, если и можно считать этику наукой, то наукой весьма специфической, заметно отличной от естественных, точных наук. Нравственный мир человеческой личности слишком противоречив, проникает не только в сферу разума, но и во все разделы психики, динамичен, чтобы его можно "сфотографировать" при помощи какой-то математической формулы. В осмыслении нравственной жизни важную роль может играть и чувство, и вера, художественный или религиозный образ.

3. Этапы становления этики как науки. Можно с определенными оговорками утверждать, что именно к концу ХV века завершился предварительный этап в развитии этики. Именно в это время наиболее выдающиеся мыслители осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к психологии, ни к каким-либо другим проявлениям культуры, а имеет свою специфику, свои особенные принципы и законы и играет свою роль в жизни человека и общества. Именно в это время устоялись основные понятия морали, столь важные для понимания сущности нравственной философии.
А начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Сам термин "этика" (от древнегреч. еtоs — нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотель, написавший такие работы, как "Никомахова этика", "Большая этика" и др. Но не его следует считать "первым этиком". Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель — Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона — Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре. Далее, началу процесса становления этики способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи.
Христианский мир, особенно в первые века своего существования, довольно жестко радел о "чистоте веры". В этических исследованиях христиан господствовал теоцентризм, т.е. все рассматривалось через призму отношения к Богу, проверялось на предмет соответствия священному писанию, постановлениям соборов. В итоге формировалось заметно новое понимание человека. Эпоха Нового времени характеризуется глубокими переменами в духовной, экономической, политической сферах. Хотя позиции религии все еще остаются достаточно прочными, религиозные реформы потрясают такие страны Европы, как Германия, Англия, Франция и др. Появляется новая разновидность христианства — протестантизм, этическая доктрина которого в ряде пунктов заметно отличается от учения католической церкви.
В сравнении со средневековьем этические искания отличаются несравненно большей пестротой, разнонаправленностью, что позволило создать определенный теоретический задел для нравственной философии последующих столетий. Следует подчеркнуть, что именно в Новое время этика приобрела глубокий гуманистический пафос, который сохраняется во многих отношениях до настоящего времени и стал ее отличительной чертой.
Словом, в самом начале этого раздела, именно в конце ХV века усилиями многих мыслителей этика приобрела самостоятельный статус, выявила во многом специфику объекта своего исследования (морали), создала достаточно развитый понятийный аппарат. Разумеется, речь не может идти о какой-то завершенности, а об ее окончательном выделении в качестве самостоятельного явления в многообразном спектре духовной культуры. Тем более, что и ныне нравственная философия не поставила все точки над "" (такое вряд ли станет когда-либо возможным), но и до сих пор сталкивается с серьезными трудностями. И это вполне понятно, ибо этика обращена к самым глубинным проблемам бытия человеческого, к тайне человека, к его отношениям с другими людьми и с Тиром в целом.
Этическая мысль конца ХХ и всего ХХ века представляет собой довольно пеструю картину. Опираясь на достижения своих предшественников, она рассматривает вечные проблемы человека с различных

мировоззренческих (религиозных и материалистических) позиций, с различной мерой использования достижений таких наук, как психология, генетика, социология, история и др. Неодинаково освещаются в свете высших моральных ценностей и те новые ситуации, которые порождаются современной научно-технической революцией. Обозревая данный период, стоит особо выделить духовные искания Ф.Т. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и других выдающихся русских мыслителей, которые большое внимание уделяли нравственной проблематике.
В ХХ веке этические исследования стали многостороннее, изощреннее. Но было бы, думается, опрометчиво утверждать, будто нравственные искания прошлых веков устаревают, как например, устаревают некоторые положения естественных наук. И главное: в этих духовных исканиях просматривается живая человеческая личность, с ее сомнениями и открытиями, надеждами и разочарованиями. А это имеет непреходящее значение уже само по себе.

5. Сущность морали и ее дуализм.

Свойства морали

С первого взгляда мораль выглядит как некот-ые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелит. наклонении; указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать опред. поведения называется императивностью.

Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщ., мировоззренч. х-р. В отличие от обычая, кот-ый регламентирует все детали поведения, или права, кот-ое, стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общ. положит. направление в поведении, кот-ое индивид конкретизирует применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Моральн. требования имеют всепроницающ. хар-р: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, кот-ое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальн. распространение и регулирующих вполне опред. сферы отношений. По большому счету, внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общ-ва.

Моральн. требования имеют личностн. ф-му, т.е. это требования, обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением личности, поэтому форма морального требования «я должен...».

Итак. мораль представляет собой способ регуляции человеч. поведения с помощью требований.

Структура морали складывается из нескольких элементов. Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральн. сознание и нравств. поступки. Соврем. этика добавляет к ним еще и нравств. отношения. Таким образом, мораль — это:

а) моральн. сознание - регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравств. деят-сть - поступки, в той степени, в кот-ой они порождены моральн. мотивами

в) нравств. отношения - любые отношения, в той степени, в кот-ой они являются реализацией нравств. требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе и между людьми, если в этих отношениях воплотились нравств. нормы).

Иерархич. структура моральн. сознания

В структуре морального сознания можно выделить уровни отличающиеся по степени сложности регулятивного воздействия.

оказываемого на поведение:

Норма (не убивай, не кради...) – элемент. ф-ма нравств. требования, прямое указание по поводу поведения.

Нравств. кач-во (мужество, милосердие...) — требование к душевному складу личности, а не только к поведению. Выработанное моральное качество предполагает выполнение многих норм и умение подобрать нормы для конкретной ситуации.

Нравств. принцип (коллективизм, патриотизм, альтруизм...) - требование, сформулированное в понятийной форме. Нравств. принципы имеют рац., а иногда и теоретич. обоснование. Сама принципиальность считается положит. моральн. кач-вом, однако значение каждого принципа не безусловно. Принцип получает обоснование с точки зрения

более высок. уровня моральн. сознания - идеала.

Нравств. идеал – стратегич. цель нравств. развития, выступающая как требование. Идеал имеет духовн. хар-р, это представление об идеальном должном положении вещей, кот-ое не дается извне, а порождается из духовной структуры личности. Во времени идеал развивается по содержанию и развивает личность, кот-ая к нему стремится.

Высшие моральн. ценности (добро, свобода, смысл жизни, счастье) — понятия, имеющие регулятивн. хар-р, организующие моральную

жизнь в целом; идеи, делающие моральное поведение возможным.

В этой сис-ме верхние уровни морального сознания (ценности, идеалы) определяют содержание и смысл простых форм нравств. требования.

Функции морали

Роли морали в жизни общ-ва и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравств-сть, зато можно

определить, для чего она существует, какие выполняет функции:

1. Гуманизирующ. функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Существование морали свидетельствует, что каждый из нас достоин лучшей жизни. В моральном поведении мы можем преодолеть свою несоверш. человеческую природу: добрым может быть и калека. Любую «природу» мораль очеловечивает. Если мир, космос сами по себе ни добры, ни злы, то моральное сознание и на них стремится распространить понятие добра, сделать мир добрым для человека, соразмерным человеку, уютным для осмысленного проживания.

Итак, первая задача морали - сделать мир подобающим человеку, а человека - достойным своего имени. Мораль возвращает человеку его целостность, полнокровность существования, в этом ее благородная гуманистическая роль.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта