Главная страница
Навигация по странице:

Правоохранительные органы (экз.ответы). 1 Понятие, предмет, метод, задачи дисциплины правоохранительных органов РФ



Скачать 419.5 Kb.
Название 1 Понятие, предмет, метод, задачи дисциплины правоохранительных органов РФ
Анкор Правоохранительные органы (экз.ответы).doc
Дата 22.04.2017
Размер 419.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Правоохранительные органы (экз.ответы).doc
Тип Документы
#1689
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1 Понятие, предмет, метод, задачи дисциплины правоохранительных органов РФ.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обо­собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении неко­торых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении на­рушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстано­вить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государст­ва, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д. Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфи­ческими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, все­сторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся: - начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод- сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или дру­гое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранитель­ные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций; - правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях- и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недо­пустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохра­нительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответст­венность; - правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специ­альную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими ли­цами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступ­ление; - решения правоохранительных органов во всех случаях являются ме­рами юридического воздействия, основанными на законе и соответствую­щими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего; - законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными ор­ганами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции; - все связанные с преступлениями и иными правонарушениями реше­ния правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государствен­ных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением. Эти результаты достигаются реализацией соот­ветственно функций:

- конституционного контроля; - отправления правосудия; - прокурорского надзора; - расследования преступлений; - оперативно-розыскной; - исполнения судебных решений; - оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам; - предупреждения преступлений и иных правонарушений.
2 Понятие правоохранительной деятельности, виды и особенности каждого вида правоохранительных органов. От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства. Исходя их сказанного полагаем, что правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не значит, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем: - принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений; - совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции; - установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений; - взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций; - определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям; - возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности; - развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.
3 действующее законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах. В соответствии с Конституцией Российской Федерация к ведению Российской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, и др.), Генеральной прокуратуры; регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина. Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Федерации. Вторую ступень занимают федеральные законы РФ, а среди них прежде всего - федеральные конституционные законы. Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование - они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Еще одну группу законов составляют законы Российской Федерации, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Закон РФ от 28 ноября 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР». Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст. 115 Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их число издается по линии Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, МВД и других министерств и ведомств РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т. п. Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств. В отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международными договорами, в частности, в значительной степени регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных государств.
4 Судебная власть в теории разделения и единства властей. Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков: 1. Судебная власть - вид государственной власти. 2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах 3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебной системе). 4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему. 5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов. 6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. 7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам.
5 Понятие и основные признаки правосудия. Принципы правосудия.

Осуществление правосудия является главным содержанием судебной власти, важнейшей судебной функцией. Первое свойство правосудия - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Осуществление правосудия является видом госу­дарственной, правоохранительной деятельности, которая составляет исклю­чительную компетенцию суда. Вторым свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами.. Третьей характерной чертой правосудия является то, что оно осуществ­ляется способами, указанными в законе.

В соответствии со ст. 4 Закона “О судоустройстве РСФСР” правосудие осуществляется путем: 1) рассмотрения и разрешения в судебном заседании гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных пред­приятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных органи­заций, их объединений, других общественных организаций; 2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении пре­ступления, либо оправдания невиновных.1. Принципы правосудия носят объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов. В принци­пах отражаются правовые и нравственные идеи, господствующие в общест­ве. В связи с этим принципы правосудия изменяются и развиваются вместе с развитием общества. Так, Конституция РФ закрепила такой принцип, как состязательность сторон, который ранее, в “советский” период, правовой наукой отрицался и в законодательстве не содержался. Принципы правосу­дия связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство зако­на, охрана прав и свобод личности. 2. Принципы правосудия являются руководящими положениями. Все они обязательны для соблюдения всеми судами, независимо от занимаемого по­ложения, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве (про­курором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их, чтобы положения, со­держащиеся в новых законах, не противоречили им. 3. Принципы правосудия носят общий характер. В них закрепляются ос­новные направления организации судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в других законах и, как правило, реализуются пу­тем применения содержащихся в них норм. 4. Все принципы правосудия закреплены в законе. Этим они приобретают точность формулировок и общеобязательность соблюдения. Несоблюдение принципов, закрепленных в законе, уже является правонарушением, влеку­щим соответствующую ответственность. Большинство принципов правосу­дия содержится в Конституции РФ, но ряд других формулировок может содержаться и в других законах: “О судоустройстве РСФСР”, “О судебной системе РФ”, “О статусе судей РФ” и др.

Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с дру­гом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. На­пример, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разре­шении дел.
6 Принцип осуществления правосудия только судом.

Принцип осуществления правосудия mолько судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона “О су­дебной системе РФ” определяет, что никто, кроме судов в лице судей, при­сяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на се­бя осуществление правосудия.

Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный правоохранительный орган не об­ладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного ре­шения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально. В стадии судебного разбирательства больше прав имеют возмож­ность реализовать обвиняемый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Причем и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоя­щий суд. Попытки создать внесудебные органы в “советское” время оберну­лись беззаконием и произволом.

Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечи­вается нормами судоустройственного и процессуального права. Закон “О су­дебной системе РФ” перечисляет все суды, действующие на территории РФ, и запрещает создавать чрезвычайные суды. УПК, ГПК, Арбитражный процес­суальный кодекс детально регламентируют процедуру осуществления право­судия. Вмешательство в осуществление правосудия является серьезным пра­вонарушением.
7 Принцип независимости судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону. Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Согласно Закону “О статусе судей РФ” независимость судей обеспечива­ется: 1) наличием особой процедуры осуществления правосудия; 2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; 3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; 4) правом судьи на отставку; 5) неприкосновенностью судьи; 6) системой органов судейского сообщества;

7) предоставлением судье за счет государства материального и социаль­ного обеспечения, соответствующего его высокому статусу; 8) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и иму­щества. Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его мораль­ных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией независимости являет­ся установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристраст­ного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в бесприст­растности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они под­лежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согла­сия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Проблемой в настоящее время является исключение влияния на судей со стороны председателей судов, других судей. Определенные гарантии предо­ставляют регулируемый процессуальным законом порядок принятия реше­ний (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним). Однако все еще встречают­ся случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным де­лам. Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона.
8 Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законами судом.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Согласно данной кон­ституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод чело­века независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Данное положение распространяется на деятельность всех правоохрани­тельных органов. Применительно к правосудию ст. 7 Закона “О судебной системе РФ” определяет, что суд не отдает предпочтения участвующим ли­цам в зависимости от их государственной, социальной, политической при­надлежности и т. д. Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок по­дачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.

Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имуще­ственного, социального положения, а только на основании того, каким субъ­ектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т. д. Суд не может создавать для кого бы то ни было не предусмотренные законом пре­имущества или ограничения. Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом. В государстве нет судов для определенных слоев населения, национальности, вероисповедания. Порядок же судопроизводства различа­ется только в зависимости от категории дела (уголовное, гражданское, арби­тражное) и является единым для всех дел данной категории. Действующее законодательство предусматривает особый порядок привле­чения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан - судей, депутатов, прокуроров, что является определенным отступлением от данного принципа. Такие исключения из принципа являются гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц, но вызывают нарекания в средствах массовой информации и юридической литературе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта