Главная страница
Навигация по странице:

ответы на вопросы. 3. Формы взаимодействия общества и природы



Скачать 136.44 Kb.
Название 3. Формы взаимодействия общества и природы
Анкор ответы на вопросы.docx
Дата 26.04.2017
Размер 136.44 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ответы на вопросы.docx
Тип Документы
#3918
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

3.Формы взаимодействия общества и природы

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни

человека, территорией, на которой он проживает, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и культуры.

Таким образом, сложились две формы взаимодействия общества и природы:

а) экономическая – использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;

б) экологическая – охрана окружающей природной среды (ОПС) с целью сохранения человека и его естественной среды обитания.

Негативная деятельность человека проявляется в трех формах: загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, почвы. Концентрация двуокиси серы в окислах азота порождает кислотные дожди.

Парниковый эффект.За все предшествующие годы доля СО2 в атмосфере увеличилось на 20%. Прогноз 2010 года – увеличение СО2 на 30-40%. Такое физико-химическое изменение атмосферы может привести к усилению парникового эффекта. Суть его в том, что накопление углекислоты в верхних слоях атмосферы будет препятствовать теплообмену между Землей и космосом. Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата. При современных антропогенных нагрузках каждые 10 лет температура повышается на 0,50, а это ведет к повышению уровня Мирового океана и затоплению части суши. За 100 лет уровень океана повышается на 10-12см, но при парниковом эффекте этот подъем может быть ускорен в 10 раз. Другим последствием парникового эффекта является опустынивание земель. Уже сейчас ежегодно 6 млн. га земель обращаются в пустыню.

С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя Земли, функция которого состоит в защите природной среды от ультрафиолетового излучения Солнца. Под воздействием озоноразрушающих веществ – флерона, фреона, хлора, углерода идет постепенное разрушение этого слоя, что ведет к росту заболеваемости рака кожи у людей.

Кислород в атмосферепополняется за счет двух источников – растительности (около 40%) и Мирового океана (около 60%). В Мировом океане кислород вырабатывается мельчайшими организмами –планктоном.

4. Понятие предмета, системы и структуры экологического права.

Экологическое право представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (вод, лесов, недр, животного мира и т. д.). Комплексность экологического права объясняется тем, что общественные экологические отношения наряду с нормами экологического права регулируются также нормами других отраслей российского права: конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового, трудового и др.

Предметом экологического права являются волевые общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц

Система и структура экологического права Рф

Система представляет собой композиционное огромное количество, состоящее из относительно самостоятельных частей, которые находятся в определенных связях вместе, образуя тем известную целостность, единство. Экологическое право Рф - это разновидность правовой системы Русской Федерации. Она характеризуется особенными чертами (признаками), которые позволяют ее выделить из ряда других составных частей русского права.

Главный системообразующий признак (фактор) экологического права можно сконструировать как наличие беспристрастно обусловленного предмета правового регулирования, что позволяет по очень мере ставить вопрос о существовании и беспристрастно обусловленной системы экологического права.

Роль науки экологического права состоит не в том, чтоб механически переносить систему экологического законодательства, в ряде всевозможных случаев лично определенную законодателем, на систему экологического права, а, напротив, в том, чтоб открыть, верно формулировать эту систему, дать подсказку законодателю в нужных случаях не решать попыток привнести в нее что-то чуждое, противоречивое, а как следует, и мешающее самому законодателю отлично работать.

В науке, практике, законодательной деятельности различают три составных части экологического права: 1) общую, 2) особую, 3) специальную.

В общую часть экологического права входят университеты, нормы которых распространяются (регулируют) на все либо большая часть публичных отношений, входящих в предмет этой отрасли, к ним относятся:

1. Главные начальные положения экологического права (нормы - принципы; нормы - цели (задачки); нормы - дефиниции общего нрава; нормы, определяющие предмет, сферу деяния экологического права и т.п.).

2. Источники. Нормативно-правовые акты экологического права.

3. Объекты и субъекты экологического права.

4. Право принадлежности на природные ресурсы.

5. Правовые формы использования природных ресурсов.

6. Экологическое управление. Организационно-правовой механизм охраны среды (данный институт является сложным, потому что включает ряд обычных (субинститутов), а именно: а) экологический контроль, б) муниципальный экологический мониторинг, в) экологическая экспертиза, г) нормирование свойства среды, д) экологическая сертификация).

7. Экономико-правовой механизм охраны среды.

8. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особая часть экологического права включает университеты, нормы которых распространяются на отдельный вид отношений, входящих в предмет этой отрасли:

1. Правовое регулирование охраны природных ресурсов.

2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха.

3. Правовое регулирование охраны среды в городках и других населенных пт.

4. Правовое регулирование охраны среды в процессе воплощения промышленной и другой хозяйственной деятельности.

5. Правовое регулирование охраны среды в процессе воплощения сельскохозяйственной деятельности.

6. Правовой режим природно-заповедного фонда РФ.

7. Правовой режим зон чрезвычайной ситуации и экологического бедствия.

В специальную часть заходит международно-правовое регулирование охраны среды.

5. Значение изучения экологических прав для работников органов внутренних дел.
Знание теоретических основ и регулирующей роли экологического права необходимы работникам прокуратуры, суда, арбитража и, безусловно, сотрудникам органов внутренних дел. Изучение экологического права способствует росту их профессионализма, уровня общей и правовой культуры.

Нормы экологического права широко применяются в деятельности милиции и других органов, учреждений и предприятий Министерства внутренних дел, в частности сельскохозяйственными, промышленными и другими исправительно-трудовыми колониями.

Органы милиции принимают непосредственное участие в охране объектов природы; земель - от самовольных захватов и нерационального использования; лесов - от пожаров и незаконной вырубки; вод и атмосферного воздуха - от загрязнения; животного мира - от браконьерства.

Сотрудники органов милиции проводят дознание по делам о незаконных охоты, рыбный промысел, леса, умышленно травления посевов и повреждение насаждений и т.п., охраняющие права природопользователей, которым предоставляются в пользование те или иные объекты природы.

Свой вклад в охрану окружающей среды вносят все подразделения органов внутренних дел: следователи • аппараты, уголовный розыск, ГАИ, исправительно-трудовые учреждения, противопожарная служба и др.. Большую природоохранную работу проводит милиция охраны, которая отвечает за безопасность водохранилищ, используемых для питьевых нужд населения, гидросооружений, рыбных запасов, заповедников, ботанических садов, парков, памятников природы и других объектов.

Особенностью деятельности этой милиции является то, что охрана соответствующих объектов природы и природных комплексов осуществляется на договорных началах. Природоохранные договоры заключаются между органами внутренних дел и другими заинтересованными ведомствами и организациями.

Изучение экологического права в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел обусловлено также тем, что органы внутренних дел и их сотрудники сами являются участниками экологических отношений и природопользователями, имеющие соответствующие права и несут определенные обязанности. Все вопросы, как субъекты экологических отношений, они будут решать еще лучше, если будут основательные знания экологического законодательства.

6. Понятия, особенности и классификация источников экологического права.
Как отмечалось, наличие развитой системы источников права окружающей среды – существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Не может считаться источником права, в том числе экологического, решение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц, является индивидуально-конкретным властным предписанием. Так, решением Конституционного Суда РФ ненормативным правовым актом был признан Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края». Он оспаривался в Конституционном Суде РФ в связи с тем, что предусматривал проведение мероприятий, противоречащих требованиям экологического законодательства*. В правовом государстве не может рассматриваться в качестве источника права, в частности экологического, ненормативный акт. Кроме того, поскольку он содержит эколого-правовые предписания, противоречащие закону, он является по своей сути неправовым. По решению суда такой акт не может применяться.

___________________________

* СЗ РФ. 1995. №5. Ст. 399.

 

Источники права окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация. Она может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе – на законы и подзаконные акты.

а) Законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

б) Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это– акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования – на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные – акты, целиком посвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (Закон «Об охране окружающей природной среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).

По характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера – акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.).

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуру разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

По своемухарактеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В праве окружающей среды кодифицированные акты – Закон «Об охране окружающей природной среды», Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О недрах» и др.

Систему источников экологического права образуют:

• Конституция РФ,

• федеративные договоры,

• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

• законы (конституционные и федеральные),

• нормативные указы и распоряжения Президента РФ,

• нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ,

• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

• нормативные правовые акты министерств и ведомств,

• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

• локальные нормативные правовые акты,

• судебные решения.

В приведенный перечень источников современного права окружающей среды России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Так, Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Земельным кодексом РСФСР (ст. 28), Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.
7. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы в РФ.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.
Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.
Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.
Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.
Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.
Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.
Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:
1) право частной собственности;
2) право государственной собственности:
а) федеральная собственность;
б) собственность субъектов Федерации;
3) право муниципальной собственности.
Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта