Главная страница
Навигация по странице:

ответы на экзамен по ТМИ. 3. Понятие информационной инфраструктуры



Скачать 88.2 Kb.
Название 3. Понятие информационной инфраструктуры
Анкор ответы на экзамен по ТМИ.docx
Дата 09.05.2017
Размер 88.2 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ответы на экзамен по ТМИ.docx
Тип Документы
#9147
страница 1 из 12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

3. Понятие информационной инфраструктуры

Инфраструктура - это термин, служащий для обозначения совокупности связанных между собой структур, отраслей или объектов, служащих для нормального функционирования любой системы в целом.

Информационная инфраструктура - это система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Информационная инфраструктура - это совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающих доступ потребителей к информационным ресурсам.

Информационная инфраструктура - это совокупность отраслей хозяйства, организационно не входящих в информационную индустрию, но обеспечивающих ее эффективное функционирование: библиотечное дело, издательское дело и полиграфическая промышленность, книжная торговля, почтовая и телефонно-телеграфная и электронная связь, телевидение и т.д.

Информационная инфраструктура - это система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

!!!

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Включает в себя:

  • совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

Глобальная информационная инфраструктура

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Примеры информационной инфраструктуры

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

  • Интернет

  • Дистанционное образование

  • Сетевые СМИ

  • Реклама, пиар

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран.

7. Сущность и содержание цензуры

Цензу́ра (лат. censura) — контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино и фото произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства, общества и общественных институтов.

Исследователи отмечают существенную разницу между цензурой в демократических и тоталитарных государствах. В демократическом правовом государстве цензура обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность страны, стабильность государства и политического строя при максимальном соблюдении прав и свобод человека[2].

При тоталитарном характере власти роль цензуры существенно меняется. В таком государстве цензура осуществляет контрольно-запретительные, полицейские и манипулятивные функции, во многом совпадающие с функциями репрессивных органов. Цензура в тоталитарных странах не только ограничивает распространение нежелательных сведений, но и вторгается в творческий процесс, профессиональную сферу и частную жизнь граждан.

Виды и формы цензуры:


По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая (карательная) .

Предварительная цензура заключается в необходимости получить разрешение на выпуск в свет той или иной информации. Конкретная форма осуществления такой цензуры состоит в наличии некой формальной процедуры, согласно которой автор, исполнитель или издатель должен представить тексты, звуко- видеозаписи, эскизы и т. п. в государственный цензурирующий орган, чтобы получить разрешение на издание, исполнение, экспозицию, трансляцию по электронным каналам и так далее.

Последующая цензура заключается в оценке уже опубликованной информации и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении конкретного издания или произведения, изъятия его из обращения, а также применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензуры при её публикации.

Карательная цензура налагает санкции на нарушителей цензурных требований. В частности, существовала в России в 1865—1917 годах. В отличие от предварительной цензуры, рассматривала книги и журналы по напечатании, но до выхода в свет. За нарушение цензурных правил налагался арест на издание, автор и издатель привлекались к суду. Аналогичные функции были также у советской цензуры/

26. Интернет и его использование журналистом

Однако газетная текучка заставляет журналиста работать оперативно и много. Жесткие требования рынка сильно сократили редакционные штаты, нагрузка на творческих работников весьма возросла, конкуренция же требует давать новости, раскрывать проблемы быстрее конкурентов. Отличной информационной базой и подспорьем для него становится Интернет.

Web-сайт фирмы, организации обычно содержат раздел для прессы (web-пресс-офис), регулярно обновляются и удобны для пользователя. Web-пресс-офис любой серьезной компании сегодня излагает ее миссию, содержит финансовую информацию о ней, другие данные и статистику, элементы ее фирменного стиля (логотип, товарный знак и т.д.), биографии руководителей, технические характеристики продукции, фотографии менеджеров и товаров, пресс-релизы, статьи и комментарии, сборник официальных документов, номера телефонов и адреса электронной почты.

Web-сайты новостей предлагают пресс-релизы и новости, более короткие, чем печатные материалы, но имеющие ссылки на другие сайты и электронные адреса.

Для каждого своего пользователя Интернет расширяет пространство восприятия, открывая одновременно доступ к нерегламентированному числу взаимодополняющих каналов-источников; ускоряет доступ к мощным базам данных (библиотекам, мировым научных центрам и т.д.); обеспечивает личное непосредственное участие в массовой коммуникации в реальном времени; прямое общение (чат), изъявление мнения (рейтинг-опросы); облегчает самостоятельное решение личных проблем (трудоустройство, образование, самоутверждение, творчество, социально признание); порождает чувство внутренней свободы, раскрепощенности, неподконтрольности.

Современный журналист ориентируется в этом виртуальном пространстве, как рыба в воде, и ему не составляет большого труда выловить нужную информацию в сети, даже не выходя при этом из офиса.

27. Технические средства в процессе журналистского творчества

Кроме редакционно-издательских систем, обеспечивающих во многих газетных редакциях подготовку номера от набора и корректуры текстов до получения форм для печати, передвижных телевизионных камер и другой сложнейшей техники, которой оборудованы технические телецентры, в арсенале непосредственно журналиста имеется немало облегчающих его труд различных средств малой оргтехники. К ним относятся персональные компьютеры и ксероксы, автоответчики, диктофоны, видеомагнитофоны.

Компьютерная техника серьезно облегчает процесс работы над текстом, но журналисту необходимо привыкнуть к исчезновению рукописи, отказаться готовить текст с помощью авторучки и нужно научиться совмещать обязанности публициста, машинистки, редактора. Наконец, надо всесторонне освоить возможности компьютерной техники.

Итак, в газетной редакции технические средства представляют собой комплекс: оргтехника - персональный компьютер, Интернет, редакционно-издательский комплекс (настольные редакционно-издательские системы), офсетная печать, средства распространения тиража через Интернет (децентрализованный выпуск) или через типографии (централизованный).

На телевидении сегодня подавляющее большинство телевизионных программ записывается на видеокамеру. Технологию телевизионного вещания коренным образом изменило появление видеомагнитофона, позволившего сводить на одну ленту сюжеты с разных источников, повысить качество передач, расширить творческие возможности тележурналиста.

Портативный ноутбук, едва появившись, сразу был принят на вооружение журналистикой. Он практически окончательно решил проблему технической свободы журналистского творчества. Переносной компютер в сумке журналиста - это практически мини-редакция на плече. В какой бы отдаленной точке журналист не находился, имея при себе ноутбук он может "отписаться о событии" хоть в пустыне, хоть в самолете, хоть на палубе корабля. Единственное условие, чтобы хватило заряда батареи. А если у него есть еще при себе переносной модем, то выйдя с ноутбука в Интернет, он может легко передать на редакционный не только текстовое сообщение, но и фотографию, снятую цифровой камерой.

4.4 Журналистское произведение как текст - жанровые особенности

Текст - это содержательно-осмысленный фрагмент отображения действительности с помощью любой знаковой системы - речи, письма, изображения, звука. Достоинством журналистских текстов является оперативность сообщения и новизна сообщаемого, его фактическая документальность. Текст в журналистике, как правило, получает политическую окраску. Факт, проблема, концепция составляют логическую структуру журналистского текста, которая должна сочетаться с художественной образностью письма.

Содержание, документальное исполнение, целевая установка автора определяет проблему, направление, смысл и характер журналистского выступления, его форму и жанр.

Существует ряд определений понятия "жанр". В узком смысле под жанром понимается тип высказывания, который предполагает свои определенные правила. Есть и более развернутое определение жанра. Жанр - "это определенная, обладающая устойчивыми признаками форма отражения социальной действительности". Выбор жанра помогает журналисту плодотворнее работать над материалом, отбором фактов и трактовкой явлений.

Другими словами, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В современной теории журналистики выделяются в качестве основных следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения.

Выбор жанра зависит от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широте обобщений, выразительно-изобразительных средств.

В современной журналистике жанры традиционно делятся на три вида:

информационные; аналитические; художественно-публицистические.

31. Информационные жанры

К ним относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, информационный отчет. Все информационные жанры объединены такими качествами как новизна, актуальность факта и оперативная подача. Тем не менее, у них есть и свои отличия.

Если, изучив какое-то важное явление или факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то он выбирает заметку или репортаж. В заметке обычно излагается факт и наиболее важные его составляющие (время и место действия, участники). В репортаже на первое место ставится наглядно-чувственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты и рассказывает о них, как очевидец читателю.

Заметке и информационному отчету свойственны краткость, лаконичность, скупость изобразительных средств. Репортаж и интервью напротив содержат разнообразные художественно-выразительные средства.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит злободневный, оперативный и общественно значимый факт. Основными характеристиками заметки являются новизна и краткость. При этом источник информации может и не указываться.

Признаки заметки:

1. Ядром заметки является новость, то есть сообщение, содержащее информацию о произошедшем недавно и неизвестном аудитории событии.

2. Оперативность. Заметка - это жанр мгновенного реагирования. Вся ее суть заключается в том, что информация дается о только что произошедшем событии.

3. Краткость. Событие в заметке должно быть представлено как факт, к которому нельзя ничего ни добавить, ни убавить.

Несмотря на свою краткость, заметка имеет определенную композицию, отличающую ее от других информационных жанров. Журналисты выделяют два композиционных типа заметки: "мягкую" и "жесткую" новость.

"Жесткая" новость представляет собой хроникальный, фактологический способ информирования о событии. Такая заметка начинается с результата события, а вся композиция выстраивается по принципу "перевернутой пирамиды". То есть информация дается по мере убывания ее значимости.

Чтобы привлечь читателя "жесткая" заметка должна начинаться с лида (lead) - броского, запоминающегося подзаголовка или первого предложения. Суть произошедшего события должна раскрываться в первом предложении заметки. При этом искусство журналиста заключается в том, чтобы дать ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем? в предельно ограниченном газетном пространстве (35 - 40 слов).

Далее в "жесткой" заметке факты или события выстраиваются по мере убывания их значимости.

В отличие от "жесткой" "мягкая" новость разворачивается постепенно, как бы выстраивается на глазах у читателя. Для такого типа новости важна не суть события, а процесс рассказывания. Самые главные факты "оттягиваются" во второе - третье предложение или к концу абзаца. Этот прием получил название ретардакция - оттягивание в конец главной новости, самого интересного.

Для того чтобы усилить интерес читателя к "мягкой" заметке в первых предложения рекомендуется использовать интригующие слова.

Теоретически любая информация может быть изложена и в "жестком" и в "мягком" стиле. Однако существует ряд случаев, когда рекомендуется использовать "мягкую" заметку:

при пониженной значимости события;

когда ослаблен оперативный или информационный повод, например, событие произошло давно;

когда событие не является происшествием;

если нужно изменить отношение читателей к результату события;

когда событие интересно не результатом, а интригующими подробностями, которые оно в себе содержит.

Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление или действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания или прогноза. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основная задача журналиста в этом случае - сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Информационная корреспонденция близка по своей сути к репортажу, однако таковым не является в силу ряда причин. Дело в том, что автор корреспонденции, как правило, не присутствует на месте события в момент его совершения. Он не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения. Кроме того, репортаж нацелен на описание именно событий или необычных происшествий, а корреспонденция описывает обычные события, а также какие-то локальные ситуации и процессы. Для корреспонденции главное - изложить суть дела, для репортажа - изложить суть дела экспрессивно, наглядно, эмоционально, чтобы при чтении материала у аудитории возникал эффект присутствия на месте события.

Появление отчета как самостоятельного жанра связано с особым характером предмета отображения. Отчет как жанр предназначен для освещения мероприятий. В самом общем смысле под мероприятием понимается организованное событие. В качестве такого в отчете может выступать любая конференция, заседание, симпозиум, семинар или собрание. В ходе таких мероприятий вырабатываются такие документы (материалы) как планы, намерения, решения и т.п. Именно эти документы и представляют собой потенциальный объект интереса аудитории СМИ.

При написании информационного отчета задача журналиста сводится к изложению сути и хода мероприятия, а интерпретация и анализ сводятся к минимуму. Как правило, трактовка мероприятия, изложенная журналистом, совпадает с "официальной" точкой зрения. А само событие излагается со слов организаторов, у которых журналист получает необходимую информацию.

При написании отчета журналист должен особое внимание уделять правильному написанию всех имен, фамилий и должностей. Если в публикации излагаются формулировки принятых решений или задач, то они должны быть точными, желательно дословными. Такая точность страхует журналиста от возможных неприятностей, связанных с искажением информации.

Структуру отчета можно представить следующим образом:

1. Сначала идет Лид, в котором рассказывается что произошло, когда, где, в течение какого периода, кто является инициатором, организатором, участниками события и основные итоги мероприятия.

2. Далее следует основная часть. Содержание основной части можно подать в двух вариантах. Первый заключается в скрупулезном описании мероприятия, его хронологической последовательности. Второй вариант более аналитичен. При этом информация излагается не хронологически, а тематически. Журналист определяет основные темы мероприятия и уже вокруг них выстраивает выступления докладчиков или участников мероприятия.

3. В конце отчета всегда следует вывод - основные итоги прошедшего мероприятия.

Репортаж - это информационный жанр, воспроизводящий событие изнутри, передающий динамику события очевидцем (журналистом).

Главная задача журналиста - создать эффект присутствия, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь. Такого эффекта можно добиться двумя основными способами. Первый - изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие развивается быстро, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, развитие которых протекает вяло, неопределенно. В этом случае можно показать внутреннюю динамику события или динамику авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Следует отметить, что далеко не любое событие (ситуация) может стать предметом репортажа. Основными критериями, предъявляемыми к предмету репортажа, являются: экстраординарность события (нарушение будней), наглядный драматизм или эмоциональная насыщенность происходящего, массовость. Если все три критерия присутствуют, то событие идеально подходит для репортажа.

Репортаж традиционно относят к информационным жанрам, но это не означает, что он не содержит в себе анализа и оценки события. Поэтому тема репортажа должна содержать в себе некое триединство. То есть тема репортажа включает в себя событийную тему (само событие), эмоциональную тему (эмоция, которая проходит через все событие, единство эмоций, объединяющее весь репортаж) и идеологическую тему (авторская концепция, видение изображаемых событий).

При работе над репортажем сначала выбирается событийная тема и определяется ритм события. К ним подбираются эмоциональное сопровождение и идеологическая тема, которая вытекает из эмоций.

Сюжет в репортаже передает событие как последовательность изменений ситуации, длительность события. Здесь главный интерес представляет не столько результат события (действия), сколько переживание события как процесса. Поэтому классическую структуру репортажа можно представить следующим образом: спокойное начало - экстраординарное событие - спокойный финал.

В связи с этим основной задачей журналиста становится передача ритма события. Для этого используются следующие способы:

1. Стилистическая и синтаксическая передача ритма события.

Ели событие протекает спокойно, то и ритм фразы должен быть неторопливым, размеренным. При изменении динамики ускоряется и стиль передачи информации. Фразы становятся более короткими и лаконичными.

2. Ритмическое построение предложений - использование простых однородных конструкций.

3. Использование так называемых "ритмичных" слов. К таким словам относятся: направо - налево, раз - два - три и т.д.

4. Использование ритмичных образов или деталей, которые содержат определенный ритм. Например: маятник часов, похоронная процессия как гусеница.

5. Использование ритмичной доминанты - образа, проходящего через весь репортаж, например, пароход.

Отличительной особенностью интервью является то, что форма подачи информации совпадает с формой ее получения. В этом и заключается специфика жанра.

Преимуществами интервью являются:

1. Эффект достоверности. Это очень важно для журналистики, поскольку чтение интервью основывается на презумпции непосредственного восприятия фактической реальности, а именно реальности общения. Читая интервью, человек уверен, что текст является слепком реального разговора.

2. Интервью является самым простым способом драматизировать процесс изложения материала. Поскольку общение между людьми содержит в себе особую игровую динамику, смотреть на которую со сторону всегда интересно.

3. Интервью как форма подачи информации задает газетному материалу естественную композицию.

4. Интервью задает дистанцию по отношению к фактам, мыслям, мнениям и оценкам, высказанным респондентом. Это с одной стороны, частично освобождает журналиста от ответственности за его материал, поскольку отражена не журналистская точка зрения. С другой стороны, предоставляет читателям определенную свободу.

5. Работа над интервью более оперативна по сравнению с другими жанрами. Подготовка материала занимает меньше времени.

Интервью бывают нескольких типов. Самый простой - информативное интервью. В этом случае респондент интересует журналиста только как носитель информации. В лиде к такому типу интервью говориться о том, что респондент уполномочен давать комментарии по определенному вопросу, что он владеет информацией. При этом роль самого журналиста сводится к минимуму - зафиксировать сведения и изложить их.

Вторым типом является экспертное интервью. Здесь респондент интересует журналиста как профессионал, аналитик, способный дать экспертную оценку событию или ситуации. В лиде должны быть подчеркнуты все регалии респондента.

Еще один тип - проблемное интервью. В данном случае важен не столько итог, сколько процесс размышления респондента, выяснение проблемы. В проблемном интервью предъявляются особые требования и к журналисту и к респонденту. Респондент выступает не как носитель какой-то информации, а как оригинально мыслящий человек. При этом роль журналиста в разговоре значительно возрастает. Он должен провоцировать респондента на высказывание его взглядов, мнений и идей.

В таком интервью можно задавать провокационные вопросы и ссылаться на мнения людей, которые оппонируют точке зрения респондента. То есть проблемное интервью представляет из себя своеобразное противоборство двух позиций: журналиста и респондента.

Четверым типом интервью является портретное интервью. Предметом здесь выступает личность респондента, которая раскрывается через его оценки, мнения, профессиональный анализ. В некотором смысле этот тип интервью представляет из себя некий синтез всех предыдущих типов.

Для портретного интервью важно не то, что говорит респондент, а то как он это говорит и обстановка. При написании таких материалов часто используются авторские вставки.

Можно выделить три разновидности портретного интервью:

интервью-знакомство - раскрывает особенности личности;

звездное интервью - интервью с известными людьми, как правило, описывает их имидж;

интервью с антигероем - разоблачение респондента.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
написать администратору сайта