Главная страница
Навигация по странице:

Американская мечта. Американская мечта идеал свободы или возможностей, который был сформулирован отцамиоснователями



Скачать 27.42 Kb.
Название Американская мечта идеал свободы или возможностей, который был сформулирован отцамиоснователями
Анкор Американская мечта.docx
Дата 17.12.2017
Размер 27.42 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Американская мечта.docx
Тип Документы
#12768

Американская мечта — идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями»; духовная мощь нации. Еслиамериканская система — это скелет американскойполитики, то американская мечта — её душа.

Американские миражи

Эта книга о молодежи Америки, ее идеалах и настроениях. Когда - то 'молчаливая', эта молодежь сейчас пристально вглядывается в мир, настойчиво ищет свой путь в жизни. О духовной атмосфере, в которой воспитывается молодежь Америки, об идеях, которые на нее влияют, о путях, которые она выбирает, и рассказывает книга Л. Митрохина, написанная на основе личных впечатлений автора от поездок в США в 1960 и 1961 годах. Читатель найдет в книге анализ ходячих идей буржуазной социологии и философии, отличительных особенностей 'американского образа жизни'. Подробнее, чем в других работах об Америке, в этой книге рассказывается об американских молодежных организациях, о системе религиозного воспитания юношей и девушек США; большие разделы посвящены проблеме детской преступности, рассказу о жизни 'битников', о политической активности подрастающего поколения Америки.

  • О книге

  • От автора

  • Вакуум идей

    • Эрозия идеалов

    • Злоключения романтики "пионеров"

    • В объятиях монополий

    • Призрак фюрера в Новом Свете

  • Социальная алхимия

    • Капризная богиня

    • "Будьте общительны - пейте пепси-колу!"

    • Культ повергнутого разума

    • Мифы против человека

    • "Вторая древнейшая профессия"

    • Проповедь плюрализма

    • "Будем смело творить безобразие"

    • Фабрика уголовных грез

    • "Мисс Америка" образца 1962 года

  • Лечебница без врачей

    • Религиозный "бум" и американская молодежь

    • "Впрыскивание" христианства и спорт

    • Христианская "наука жизни"

    • Иллюзии и действительность

    • "Делать жизнь с кого..."

  • "Разбитое поколение"

    • Искалеченные души

    • "Сегодня я сумасшедший - дай-ка мне авторучку"

    • Под развесистой клюквой

    • "Мы можем влиять на историю"

  • Заключение

Источник:
Митрохин Л.Н. 'Американские миражи' - Москва: Молодая гвардия, 1962 - с.320

Понятие "американская мечта"\аmerican dream часто используется для описания некой общенациональной идеологии, объединяющей американцев. Однако четкого определения "американской мечты" не существует. Каждый житель США вкладывает в нее свои собственные представления о прекрасном будущем.

Обычно этот тезис считают одним из основ протестантской трудовой этики, что вероятно, и соответствует действительности. Любопытно, что понятие  "американской мечты" появилось через полтора века после образования США. Квинтэссенцией американской мечты принято считать представление о том, что каждый человек, обладающий способностями, энергией и трудолюбием, способен честным путем преуспеть в жизни, став добропорядочным и состоятельным человеком. Изабел Саухил\Isabel V. Sawhill  и Дэниел МакМуррер\Daniel P. McMurrer, сотрудники исследовательского центра Urban Institute, в работе "Американские Мечты и Провалы"\American Dreams and Discontents: Beyond the Level Playing Field описывают американскую мечту, как веру в открытое и динамичное общество, в индивидуальные возможности, в то, что каждое следующее поколение будет жить лучше, чем предыдущее. Франк Лунтц\Frank Luntz в книге "Новая Надежда Американской Жизни"\The New Promise of American Life утверждает, что американцы, больше, чем другие народы, верят в то, что успехи человека зависят от его личных способностей и честного труда, а не от изначальной принадлежности к определенному общественному классу или группе.

Большинство современных философов, анализировавших феномен американской мечты, приходят к выводу, что ее основой является принцип индивидуальной свободы. Некогда США представлялись европейцам уникальной страной, где нет королей и дворянства, то есть структура общества и правила поведения в нем не обусловлены сословными различиями. В США никогда не было официальной религии и всегда процветала религиозная толерантность, что также отличало Соединенные Штаты от подавляющего большинства стран мира. Жизнь американца не сковывали сотни и тысячи формальных и неформальных законов, традиций и обычаев. Таким образом, житель США получал невиданную для остального мира свободу - самовыражения, творчества и предпринимательства. Именно в 19 веке США начали называть "страной свободы", причем это определение исходило отнюдь не от самих американцев.

Не случайно, что миллионы европейцев и азиатов предпринимали серьезные, иногда экстраординарные усилия, пытаясь иммигрировать в США. Журналист и писатель Дэвид Брукс\David Brooks, автор книги "В Поисках Рая"\On Paradise Drive:How We Live Now (And Always Have) in the Future Tense, резюмирует: "Европейцы представляли американские колонии будущей утопией. Они отправлялись в Новый Свет в поисках не только мифической "золотой страны" Эльдорадо, но и в поисках источника вечной молодости". Заслуга в формировании подобного социального устройства новой страны принадлежала первым европейским поселенцам, во многих случаях принадлежавших к гонимым в Европе религиозным общинам. Свое переселение в Новый Свет они расценивали как избавление от мук: переселенцы считали, что североамериканские колонии должны стать "раем на земле", поскольку в Европе власть принадлежит самодержавным деспотам. Огромное влияние на создание культуры США оказали именно эти воззрения, опиравшиеся на религиозные каноны (во многих случаях Библия выполняла роль неформального свода законов и представлений о правилах повседневной жизни).

 Квинтэссенцией этого мировоззрения стала символическая фраза "Град на Холме"\City upon a Hill, написанная проповедником Джоном Уинтропом\John Winthrop в 1630 году. Уинтроп призывал создать мир, в котором каждый мог бы найти себе средства для пропитания, мог бы сам выбирать способы приложения своих сил, где голос каждого мог бы быть услышан, а собственность человека не могла быть отчуждена от него в результате произвола сильных и богатых. То есть, пуритане, к которым обращался Уинтроп, должны были стать создателями нового мира (образ "Града На Холме" был навеян Уинтропу рядом стихов Евангелия от Матфея), возвышающегося над миром старым, в котором грех и несправедливость торжествовали чаще, чем святость и добро. Общеупотребительность идеи "Града на Холме" позволила историку Сэквану Берковичу\Sacvan Bercovitch придти к выводу, что США стали уникальным образцом страны, основанной на коллективной фантазии.

В момент образования (1776 год) США  могли гордится тем, что американское общество было обществом "относительной свободы и относительного равенства" (оценка историка Элис Джонс\Alice H. Jones, автора книги "Богатство Нации"\Wealth of a Nation to Be). Страна была мало населена, рабочие руки были в цене, и любая попытка использовать наемного работника на кабальных условиях быстро пресекалась - работник бросал плохого хозяина и уходил искать счастья в иные места (однако это было верно лишь в отношении людей с белым цветом кожи). США предоставляли прекрасные возможности для обретения богатства: неисследованные недра, плохо развитая экономика и т.д. В результате, человек мог преуспеть благодаря случаю - например, открыв месторождение золота или реализовав оригинальную бизнес-идею. Во второй половине 19 века плодовитый автор бульварных романов Хорашио Алджер\Horatio Alger перевел понятие "американской мечты" из религиозной и философской плоскости в сферу массовой культуры. В его романах чистильщики сапог становились миллионерами, таким образом, старая сказка о Золушке, обретшей счастье лишь благодаря счастливому замужеству, приобретала новое звучание.

В 1870-1900-е годы США превратились в индустриально развитую страну и стали ведущей промышленной державой мира. Некоторые предприниматели (иногда их называют "баронами-разбойниками"\robber barons) на личном примере продемонстрировали правоту Алджера и стали реальными символами "американской мечты". К примеру, прославленный промышленник Эндрю Карнеги\Andrew Carnegie был эмигрантом, происходил из нищей семьи, не получил практически никакого систематического образования, но благодаря собственной настойчивости, таланту, трудолюбию превратился сперва в "капитана" американской экономики, а позже в политического деятеля мирового уровня и крупнейшего филантропа.

Однако "американская мечта" не была мечтой о миллионах долларов. Миллионеров в США было относительно немного - в 19- начале 20-века американские богачи, как правило, были намного бедней, к примеру, британских аристократов. Брэдфорд ДеЛонг\Bradford DeLong, профессор экономики Калифорнийского Университета\University of California at Berkley, пришел к выводу, что на протяжении большей части истории США стать миллионером было практически невозможно. Исключением были промежутки времени с 1870 по 1929 годы и с 1980 года по наши дни. Число миллиардеров (оценивались по относительным размерам состояния) в США постоянно колебалось. К примеру, в 1860-е годы их было всего двое. В 1900 году - 22 (то есть, миллиардеры составляли 0.00008% трудоспособных американцев), в 1957 году - 16 (соответственно, 0.00002%), в 1996 году - 132 (0.00010%).

Сама фраза "американская мечта" появилась из-под пера историка Джеймса Траслоу Адамса\James Truslow Adams, который  в 1931 году опубликовал книгу "Эпика Америки"\The Epic of America. В этот год США переживали тяжелейший экономический кризис - Великую Депрессию. Адамс попросил издателя дать этой книги название "Американская Мечта", однако тот отказался, заявив, что настоящий американец никогда не потратит $3.50 на покупку мечты. Адамс отпарировал, заметив, что настоящий американец всегда готов истратить на мечту все до последней копейки, но издатель настоял на своем. Адамс так описал американскую мечту: “Это мечта о земле, на которой жизнь будет более богатой и более полноценной для всех. Где каждый имеет равные возможности и при желании может полностью реализоваться. Американская мечта - это не только надежда на высокие заработки, но и на общество, в котором каждый сможет добиться наивысших результатов и обрести признание. Эту мечту трудно правильно понять, многие из нас от неё устали и ей не доверяют.”. После появления книги в продаже термин "американская мечта" намертво закрепился в лексиконе американцев. Историк Луис Дэкер\Louis Decker, автор книги "Сделано в Америке\Made in America: Self-Styled Success from Horatio Alger to Oprah Winfrey, пришел к выводу, что книга Адамса появилась в нужное время и в нужном месте. Американцы нуждались в переоценке ценностей, во вдохновении и глотке оптимизма - фраза Адамса оказалась именно тем лекарством, в котором нуждалась страна.

Несмотря на многочисленные пертурбации, которые пережили США за последние десятилетия, мечта выжила. Она приобрела новые оттенки, например, в нее вошло убеждение жителей США о необходимости создания крепкой и дружной семьи, в которой обязательно есть несколько детей. Эта семья должна жить в собственном доме, среди добрых соседей, в окружении домашних животных и владеть автомобилем. Американские исследователи Томас Стэнли\Thomas J. Stanley и Уильям Данко\William D. Danko, авторы книги "Сосед-миллионер"\The Millionaire Next Door, выяснили, что большинство миллионеров США ведут образ жизни, мало отличающийся от жизни большинства американцев. Они предпочитают покупать недорогую одежду и автомобили, не тратят много средств на предметы роскоши и развлечения. Есть лишь ряд исключений из этого правила: например, у половины миллионеров жены не работают (в подавляющем большинстве американских семей работают оба супруга).

Дэвид Брукс резюмирует: "Американцы проживают свою жизнь, мечтая о будущем. Чтобы понять Америку, необходимо серьезно относится к центральному клише американской жизни - американской мечте. Несмотря на то, что мы сталкиваемся со скукой и банальностью повседневности, эта мечта оживляет нас, придает нам сил и заставляет работать так много, переезжать так часто, изобретать так активно и меняться столь стремительно. Мы продолжаем стремиться к новому и необычному, даже несмотря на то, что это не всегда приносит нам пользу и удовольствие".
написать администратору сайта