Главная страница
Навигация по странице:

24. Черчилль речь. Нато. 24. Черчилль речь. Билет 24 Роль Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года



Скачать 195 Kb.
Название Билет 24 Роль Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года
Анкор 24. Черчилль речь. Нато.doc
Дата 07.05.2017
Размер 195 Kb.
Формат файла doc
Имя файла 24. Черчилль речь. Нато.doc
Тип Документы
#8724

Билет 24

  1. Роль Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года

Фултонская речь (англ. Sinews of Peace) — речь, произнесённая 5 марта 1946 года Уинстоном Черчиллем в Вестминстерском колледже в г. Фултон, Миссури; в СССР считалась сигналом для начала холодной войны.

Исторический контекст


Международная обстановка после Второй мировой войны была запутанна и неопределенна. Формально антигитлеровская коалиция сохраняла своё существование. На практике же обнаруживались все более углублявшиеся противоречия между СССР и его западными партнёрами. Сталин претендовал на первенствующую роль, постоянно подчёркивая, что как главный победитель фашизма и главный потерпевший от него СССР имеет больше прав в решении вопросов послевоенного устройства, особенно в Европе и Азии. Шло активное расширение коммунистического влияния в странах Восточной Европы, а также рост влияния коммунистов в Западной Европе. В Греции шла гражданская война между коммунистами и антикоммунистическими силами. Когда Черчилль произносил свою речь, кризис достиг высшего накала, и президент Трумэн даже грозился применить против СССР атомное оружие. Был даже подготовлен план «Boiler» атаки на 22 крупнейших города Советского Союза, если Сталин не выведет войска.

В то же время на Западе в широких массах, а также в либеральных и социалистически настроенных кругах сохранялась уверенность, что дружественные и союзнические отношения с СССР, сложившиеся во время войны, можно будет сохранять и дальше. Претензии СССР в этих кругах рассматривали как законную заботу о собственной безопасности, а также необходимость компенсации за страдания и жертвы, понесенные советскими людьми во время войны.

Черчилль, изначально бывший последовательным антикоммунистом, относился к этим тенденциям с большим недовольством. Он понимал, что Великобритания, бывшая до войны главной европейской державой, больше таковой не является. Терять такой статус ему очень не хотелось. Страны Западной Европы, разорённые войной и сами находящиеся под сильным коммунистическим влиянием, не смогут эффективно противостоять экспансии СССР. Остановить Советский Союз могли только США, наименее пострадавшие от войны и обладавшие в то время монополией на атомное оружие. Неспроста свою первую внешнеполитическую речь в качестве лидера оппозиции в ноябре 1945 г. Черчилль посвятил «важным проблемам наших отношений с Соединенными Штатами» [1].

[править] Предыстория речи


Основные тезисы, изложенные в речи, Черчилль вынашивал с 1943 г. Как пишет в книге «Ялта-1945» Н. А. Нарочницкая, ещё до Крымской конференции, Сталину положили на стол основные разработки послевоенных планов Черчилля. Так что Фултонское действо было для Сталина не более чем «идеологическим хлопком». Зиму 1945-46 года Черчилль по советам врачей проводил в США. Ещё в декабре он в принципе принял приглашение Вестминстерского колледжа прочитать лекцию о «международных отношениях». Фултон находился на родине президента Трумэна и был предметом его патриотических чувств. Черчилль выставил условием, что Трумэн должен сопровождать его в Фултон и присутствовать при речи.

4 марта Черчилль и Трумэн сели в специальный поезд и 5 марта прибыли в Фултон, где Черчиллю была устроена триумфальная встреча. В поезде Черчилль окончательно дописал и отредактировал текст своей речи, занимавший 50 листов небольшого формата. Текст он передал Трумэну, который назвал речь «превосходной»: по его выражению, «хотя она и вызовет суматоху, но приведет только к положительным результатам». При этом официально Трумэн никак не выразил отношения к мыслям и призывам Черчилля: Черчилль как частное лицо имел большую свободу действий, Трумэн же оставлял за собой возможность в случае чего откреститься от содержания речи, приписав ее частному мнению Черчилля. В этом смысле Фултонская речь носила отчётливо провокационный характер, будучи рассчитана на зондаж и возбуждение общественного мнения [1].

[править] Название


В названии речи Черчилля обыгрывается английский фразеологизм «sinews of war», означающий средства для ведения войны (буквально «сухожилия войны»), в котором слово «война» заменено на слово «мир». Первоначальный вариант названия был «Всемирный мир» («World peace»), аналогичным образом обыгрывавший выражение «мировая война».

[править] Содержание


В начале Фултонской речи Черчилль констатировал, что отныне «Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы». «Это — торжественный момент американской демократии», но и крайне ответственное положение. Противостоят им два главных врага — «война и тирания». Объединённые Нации не смогли защитить мир, и поэтому было бы «преступным безумием» поделиться с ними секретом ядерной бомбы, которой пока владеют США, Англия и Канада. Чтобы стать реальным гарантом мира, Объединённые Нации должны иметь собственные вооруженные силы — в первую очередь, воздушные — сформированные на международной основе. «Я, — сказал Черчилль, — хотел видеть эту идею реализованной после первой мировой войны и считаю, что это нужно осуществить немедленно».

Далее Черчилль сказал:

Мы не можем закрыть глаза на то, что свободы, которые имеют граждане в США, в Британской империи, не существуют в значительном числе стран, некоторые из которых очень сильны. В этих странах контроль над простыми людьми навязан сверху через разного рода полицейские правительства до такой степени, что это противоречит всем принципам демократии. Единственным инструментом, способным в данный исторический момент предотвратить войну и оказать сопротивление тирании является «братская ассоциация англоговорящих народов. Это означает специальные отношения между Британским содружеством и Империей и Соединенными Штатами Америки»

Во второй части речи Черчилль перешёл к анализу ситуации в Европе и Азии. Он открыто назвал Советский Союз причиной «международных трудностей»:

Тень упала на сцену, ещё недавно освещенную победой Альянса. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем и есть ли какие-то границы их экспансии. Я очень уважаю и восхищаюсь доблестными русскими людьми и моим военным товарищем маршалом Сталиным… Мы понимаем, что России нужно обезопасить свои западные границы и ликвидировать все возможности германской агрессии. Мы приглашаем Россию с полным правом занять место среди ведущих наций мира. Более того, мы приветствуем или приветствовали бы постоянные, частые, растущие контакты между русскими людьми и нашими людьми на обеих сторонах Атлантики. Тем не менее моя обязанность, и я уверен, что и вы этого хотите, изложить факты так, как я их вижу сам.

Как Черчилль видел эти факты, он изложил в основном параграфе речи:

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес». За этой линией располагаются все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти знаменитые города с населением вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они, в той или иной форме, объекты не только советского влияния, но и очень высокого, а в некоторых случаях и растущего контроля со стороны Москвы… Коммунистические партии, которые были очень маленькими во всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля.

Опасность коммунизма, заявил Черчилль, растет везде, «за исключением Британского содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм еще в младенчестве». Он сказал, что «в большом числе стран, далеких от границ России, во всем мире созданы коммунистические „пятые колонны“, которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра»

Вспоминая конец первой мировой войны, Черчилль напомнил, что в те дни были уверенность и большие надежды, что время войн навсегда прошло. Но сейчас он не чувствует такой уверенности и таких надежд. Однако, сказал Черчилль, «я отвергаю идею, что новая война неотвратима… Я не верю, что Советская Россия жаждет войны. Она жаждет плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии». И далее: «Из того, что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках, я заключаю, что ничем они не восхищаются больше, чем силой, и ничего они не уважают меньше, чем слабость, особенно военную слабость. Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна».

Черчилль подчеркнул:

Никогда не было в истории войны, которую было бы легче предотвратить своевременным действием, чем ту, которая только что опустошила огромную область на планете. Такой ошибки повторить нельзя. А для этого нужно под эгидой Объединённых Наций и на основе военной силы англоязычного содружества найти взаимопонимание с Россией. Тогда главная дорога в будущее будет ясной не только для нас, но для всех, не только в наше время, но и в следующем столетии.

Интересно, что бывший (и будущий) премьер-министр Великобритании лишь по разу использовал слова «Британия» и «Великобритания». Зато «Британское содружество и Империя» — шесть раз, «англоговорящие народы» — шесть раз, «родственные» — восемь. Во всей своей речи, написанной и прочитанной с присущим Черчиллю блеском, он активно применял запоминающиеся образы и емкие выражения — «железный занавес» и его «тень, опустившаяся на континент», «пятые колонны» и «полицейские государства», «полное послушание» и «безусловное расширение власти» и т. д. Начиная с конца 30-х годов такие эпитеты употреблялись политиками во всем мире лишь в отношении одного государства — фашистской Германии. Используя этот язык теперь в отношении СССР, Черчилль умело переключал негативные эмоции американского общества на нового противника.

Последствия и оценки


Сталин практически сразу был проинформирован о речи бывшего союзника по антигитлеровской коалиции. Тассовские шифровки и перевод легли на стол к Сталину и Молотову уже на следующий день. Пару дней с характерной для него осторожностью Сталин ожидал реакции за рубежом. Затем последовала статья академика Е. Тарле с историческим обзором внешней политики Великобритании и статья в «Известиях» «Черчилль бряцает оружием». Обо всех перипетиях вокруг речи Черчилля подробно пишет профессор МГИМО историк В. Печатнов в журнале «Источник» № 1 (32)за 1998 г. В СССР текст речи не переводился полностью, но был подробно пересказан в сообщении ТАСС от 11 марта 1946 года[2].

14 марта И. В. Сталин в интервью «Правде» внимательно дозировал соотношение предупреждения об угрозе возможной войны и призывал к сдержанности, но однозначно поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР, а также обвинил его в расизме:

Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира[3][4].

Впоследствии Сталин сказал польским руководителям, что нельзя позволить запугать себя Черчиллем. Отсюда столь жёсткая реакция узкого руководства СССР на речь Черчилля. В Фултоне СССР был брошен вызов, и Сталин не мог его не принять. На его месте в то время подобным образом поступил бы любой лидер СССР. Страна только что выиграла Великую Отечественную войну и принятие позиций Черчилля не было бы понято и принято народом-победителем. Обвинения Черчилля в «англо-саксонском» расизме стали общим местом в советской пропаганде второй половины 1940-х — начала 1950-х; их использовали даже лингвисты-марристы в проработочной кампании конца 1940-х годов, обратив их против советских языковедов, занимавшихся английским языком[5].

Для всего мира эта мартовская неделя стала началом «холодной войны», а 1977. С. 231.. Н. Леонов утверждает: «Цинично говорилось, что Запад имеет огромное превосходство в оружии, в том числе владеет ядерными боеприпасами, и есть возможность продиктовать свои условия сосуществования, а если СССР откажется принять их, то вполне допустима превентивная война против строптивца»[6].

По мнению бывшего президента США Рональда Рейгана, из Фултонской речи родился не только современный Запад, но и мир на нашей планете.

Современный российский исследователь В. Н. Злобин отмечает «прозорливость и политический инстинкт Черчилля», выразившиеся в этой речи. По его мнению, «его [Черчилля] предвидение на следующие 40 лет структуры и характера международных отношений в целом и советско-американских в частности подтвердилось полностью».

Сам Черчилль назвал эту речь самой важной во всей его карьере.

  1. Англия и НАТО

Предпосылки создания НАТО для Великобритании

Провозглашённый Черчиллем атлантический курс вполне соответствовал требованиям лейбористов, пришедших к власти после досрочных выборов 5 июля 1945 года. Политический союз с США мог упростить сложные переговоры об американской финансовой помощи, без которой будущее британской экономики рисовалось в самых мрачных тонах. К тому же, лейбористские политики достаточно спокойно относились к перспективам превращения Великобритании в «младшего партнёра» Вашингтона. В отличие от многих, они рассматривали былое «величие Британии» как закрытую страницу истории, во имя которой нельзя жертвовать перспективами страны в складывающейся двухполюсной мировой системе. Уже в 1946 году правительство Эттли принципиально переходит к политике атлантической солидарности и вместе с американской администрацией Трумэна оказывается в роли инициаторов холодной войны. Несмотря на нарастающий финансовый кризис, предпринимались беспрецедентные шаги по наращиванию вооружений. Уже в 1946 году было принято решение о производстве британской атомной бомбы.

В феврале 1947 года кабинет Эттли информирует Вашингтон, что в месячный срок будет вынужден остановить помощь правительствам Греции и Турции. Высока вероятность того, что без внешней поддержки правительства Турции и Греции не смог контролировать ситуацию и выход просоветских сил в Восточное Средиземноморье и в перспективе к ближневосточной нефти может произойти в самом ближайшем будущем. Администрация США оценивает следующую ситуацию. Китай "потерян" - побеждают коммунистические силы и посредничество Маршалла между Чан Кай Ши и Мао Цзе Дуном оказалось безрезультатным. Греция - следующая в списке перехода под коммунистический контроль, в условиях ухудшения экономической ситуации весь континент по большому счету имеет перспективу "покраснеть", переговоры по германскому урегулированию находятся в тупике: не удается согласовать как экономическую политику, так и придти к компромиссу по мирному договору. Английское правительство активно содействовало принятию «плана Маршалла» странами Западной Европы.

 Североатлантический альянс (блок НАТО) был образован в 1949 году  представителями 12 стран: Соединенные Штаты Америки, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания. Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и  коллективную  безопасность, первоначально  против  угрозы  агрессии со стороны Советского Союза. США являлись организаторами этого союза, который был создан в период послевоенного времени, когда только начиналась холодная война и большинство стран признавало свою слабость в отношении Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами  Америки, и  представлявший собой союз капиталистических стран. Какова же история создания Соединенными Штатами Америки этого союза?
 Итак, в США второе президентство Трумэна проходило под флагом усиления международной напряженности, обострения советско-американских отношений.

«План Маршалла», вступивший в силу в апреле 1948 г., рассматри­вался в Вашингтоне как экономическая основа и подготовка к объеди­нению капиталистических стран Европы в военном союзе с Соединенными Штатами Америки для неизбежной, как тогда считали во влиятельных кругах США, войны с СССР. Еще до принятия «плана Маршалла» Западноевропейские страны в 1947 году начали  создавать  структуру для сотрудничества в защите, поскольку чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза. Результатом этого в марте 1948 года 5 стран: Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который впоследствии стал основой для организации НАТО.
Оформление договора о НАТО

Напряженность в Европе продолжала нарастать, и западноевропейские демократии запросили США о гарантиях безопасности. Администрация Трумэна обращает внимание на то, что прежде чем обращаться за помощью к США европейцы должны сделать «домашнюю работу» и объединиться. 22 января 1948 года, выступая в Палате общин, Бевин предлагает формулу Западного Союза, и 17 марта Великобритания, Франция и три страны Бенилюкса подписывают Брюссельский Договор. Соглашение предусматривает экономическое, социальное и культурное сотрудничество, а также обязательство коллективной обороны. Оформление гарантий безопасности открывает дорогу практической реализации плану Маршалла и экономическому сотрудничеству между странами Запада.

Президент Трумэн делает публичное заявление о готовности США защищать западную Европу, встает вопрос о возможной формализации этих гарантий. 11 апреля 1948 госсекретарь Дж. Маршал и заместитель Госсекретаря Роберт Ловетт начинают консультации с сенаторами Артуром Ванденбергом и Томом Коннэли по проблемам безопасности в Североатлантическом регионе. Министр иностранных дел Канады Луи Сен Лоран впервые публично озвучивает эту идею в Канадской палате общин 28 апреля 1948 года. Однако участие США в военном альянсе с Европой требовала определенной законодательной подготовки. Соответствующий акт Сената, известный как резолюция Ванденберга, был принят 11 июня 1948 года.

2 апреля 1948 Конгресс утверждает выделение средств, 16 апреля подписывается Конвенция о европейском экономическом сотрудничестве между министрами иностранных дел 16 европейских стран и комендантами западных оккупационных зон Германии.

Весной 1948 в Лондоне собирается конференция шести держав (США, Англия, Франция и страны Бенилюкса) по объединению зон Германии, находящихся под западным контролем. Те же пять европейских стран объединяются в рамках оборонительного Западного Союза, начинаются консультации о военных гарантиях Европе со стороны США и создании НАТО. В апреле Лондонская конференция возобновляет свою работу и к июню принимает основные решения по восстановлению экономики и государственности в западной части Германии. 18 июня проводится финансовая реформа в западных секторах Берлина. В октябре 1948 года получают одобрение планы по формированию Североатлантического пакта, а 4 апреля 1949 года несмотря на резкий протест СССР 12 государств подписывают Вашингтонский договор о НАТО.

Англия рассчитывала использовать этот военно-политический блок не только против сил общественного прогресса в Европе, но и для обеспечения своей руководящей роли в европейских делах.

5 мая 1949 года десять государств подписывают Лондоне соглашение о создании Совета Европы. 8 мая принимается конституция ФРГ. 9 мая 1949 Советский Союз снимает блокаду Берлина как признание того, что попытка заставить Запад пересмотреть свою политику и учесть советские интересы, окончательно провалилась.

15 марта 1949 подписанты Брюссельского договора вместе с США и Канадой официально пригласили Данию, Исландию, Италию, Норвегию и Португалию присоединиться к новому договору, и 4 апреля договор о НАТО был официально подписан в Вашингтоне.

Была своеобразная ирония в логике процесса. Масштабные инвестиции требуют гарантий. Теперь у США не было другой альтернативы, как взять на себя обязательство обеспечить оборону Европы. При этом у существенной части экспертов и политиков было трезвое понимание приоритетов: военный альянс необходим, но второстепенен к экономическим задачам восстановления Европы.

Первые годы существования НАТО

Европейские члены нового альянса в начале были сравнительно пассивными получателями помощи; хотя они и предоставляли 80 % войск в Европе, но там не менее зависели от более существенного вклада США, без которого их собственный вклад никак не отвечал их основным потребностям и не снимал их опасения. Хотя формально договор представлял собой соглашение о коллективной безопасности, на деле это было нечто вроде прежних договоров о протекторате, согласно которым крупная держава брала под своё крыло более слабые территории. Договор учреждал постоянную организацию НАТО (организация Североатлантического договора) для политических дискуссий и военного планирования и некоторые её основатели, а впоследствии верные сторонники ожидали, что она перерастёт в нечто большее, чем простой военный альянс, в некое дружеское соглашение, сообщество или союз. Но ничего подобного не случилось по целому ряду причин:

  • Огромная разница в потенциалах Соединённых Штатов и любого другого участника договора;

  • Неспособность европейских стран – членов образовать политическое объединение под стать Соединённым Штатам;

  • Необъятность просторов Атлантического океана;

  • Бесспорная приверженность США принципу суверенитета, который представлялся им чем – то старомодным, если дело касалось других;

  • Возрождение мощи Европы и её уверенности в себе и исчезновение угрозы со стороны СССР примерно к середине срока действия договора.

Почти полвека НАТО был главным орудием холодной войны. Театром её действий была Западная Европа, Атлантика, а также Средиземноморье. Европейские члены организации предоставляли основную часть войск, американцы – основную часть техники и большую часть денег. Европейцы проявляли осторожность, избегая любых форм военного союза между собой, в котором можно было бы усмотреть подрыв евро-американских связей. Кроме того, им было гораздо труднее, чем американцам, признать, что антисоветский альянс означает прекращение вражды с немцами и включение Западной Германии в их союз. Этот самый грандиозный в истории НАТО шаг, который вызвал некоторую растерянность в то время, когда советская угроза почти полностью исчезла, был ускорен событиями, происходившими за тысячи миль, в Азии – войной в Корее. Вспыхнувшая через год после подписания Североатлантического договора война потребовала от Соединённых штатов новых значительных ресурсов и вызвала опасения относительно возможности подобных военных действий в Германии. Поэтому, Вашингтон стремился превратить своих союзников из пассивных протеже в младших партнёров и создать в самой Европе в противовес советским армиям контрсилу, отделённую от американской авиации дальнего действия, хотя и базировавшейся. В Европе, но подчинявшейся исключительно американскому командованию даже после того, как было создано объединённое командование НАТО. Однако союзники оставались всё ёще слабыми. Англия и Франция, чьи армии были связаны обязательствами в основном вне Европы, не могли быстро оказать существенной помощи, и поэтому их было легче заставить согласиться с экстренным решением США вновь вооружить немцев. Антисоветский альянс, появления которого опасалась Москва в период между двумя мировыми войнами, теперь оформился, и к концу 1950 года генерал Эйзенхауер возвратился Европу как главнокомандующий силами нового огромного альянса. В том же году Греции и Турции было предложено сотрудничать с союзниками в защите Средиземноморья, хотя полноправными союзниками они стали лишь в начале 1952 года: их сотрудничество помогло укрепить восточный фланг для защиты центрального сектора и создать угрозу для СССР с юга. В начале 1951 года стал действовать новый штаб (Штаб Верховного главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе - SHAPE), а через год в Лиссабоне Совет НАТО утвердил план придания этому командованию к 1954 году 96 боевых и резервных дивизий, включая 50 в центральном секторе, и 9000 самолётов и вертолётов. Хотя эти показатели так и не были достигнуты, принятые в Лиссабоне решения придали альянсу ту форму, которую он сохраняет до сих пор: последующие дискуссии касались стратегической доктрины новых вооружений и их развёртывания.

Было одно исключение. В 1959 году оставалась нерешенной германская проблема, т.е. вопрос о статусе Западной Германии как политического образования и о её роли в планировании и операциях НАТО. С началом корейской войны трудно было противостоять американскому давлению с целью ускорить предоставление суверенитета Западной Германии и осуществить её перевооружение, но Франция особенно настойчиво стремилась не допустить возрождения германской военной мощи. Министр обороны Франции Рене Плевен предложить формировать немецкие подразделения и включать их в состав многонациональных дивизий, но не разрешать Западной Германии иметь собственную армию, генеральный штаб или министерство обороны. Взяв за образец Европейское сообщество угля и стали, которое было образовано по инициативе Франции и вскоре должно было начать действовать, Плевен задумал создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) со своим советом министров, ассамблеей и европейским министром обороны. Франция ставила целью свести до минимума размеры немецкого военного контингента и одновременно интегрировать военный вклад Германии – как в оперативном, так и в политическом плане – в международную организацию. Едва ли не самым важным было участие Великобритании, поскольку без нее предлагаемая международная организация состояла бы лишь из Франции и Германии с некоторыми сравнительно мелкими участниками. Для Франции участие Великобритании было единственно действенным противовесом опасностям, связанным с перевооружением Германии и с появлением суверенного германского государства, но за 4 года, в течение которых обсуждался вопрос о создании ЕОС, Британия так и не взяла на себя каких-либо существенных обязательств.

7. Проблема распределения власти в Североатлантическом альянсе в 50-е годы

Ослабление советской угрозы и опасений по поводу экономического краха, а также достижение главных целей НАТО и осуществление «плана Маршалла» придали европейцам новую уверенность, которая вылилась в желание вести свои дела самостоятельно. Поскольку американцы спасали Западную Европу от русского господства, новый настрой был антиамериканским, так как на присутствие именно американцев, а не русских, натолкнулась волна национализма, который в 60-е годы ещё более обострился в результате возмущения и тревоги в связи с экономическим проникновением американцев – оборотной стороной американских инвестиций, позволивших американцам контролировать европейские предприятия и, таким образом, распоряжаться наймом и увольнением рабочей силы.

К концу 50-х годов проблемы, связанные с распределением власти и вооружений в альянсе, стали очевидными и привели к появлению ряда причудливых проектов. Предложения де Голля о создании «директората» НАТО в составе трёх держав, выдвинутые в 1958 году, не нашли поддержки в США и Великобритании, так как, во – первых, это привело бы к утрате связей с другими союзниками, а, во-вторых, на том этапе Лондон и Вашингтон не считали Францию достаточно серьёзным партнёром.

Через год между странами – участниками НАТО возникли дискуссии по поводу возможного размещения на территории Европы баллистических ракет средней дальности, а также создания многонационального ядерного органа, а в 1960 году США предложили установить 300 ракет «Поларис», которые находились бы под американским контролем. Эти дискуссии, хотя и безрезультатные, показали, что НАТО не сможет бесконечно опираться на американскую ядерную монополию. Либо сами европейцы создадут силы сдерживания, примерно эквивалентные американскому ядерному вкладу в альянс, тем самым получив более равное партнёрство, либо следует найти пути создания американо-европейских ядерных сил. Первое решение – создание отдельных европейских сил – предполагало наличие европейского политического органа для контроля над ними, и хотя европейцы были бы рады иметь такие силы, они ничего не делали для создания центрального органа управления. Поэтому решение приходилось искать на путях американо-европейского сотрудничества, и возникли два направления мысли: доктрина «многонациональности» и доктрина «многосторонности». Сторонники «многонациональности» соглашались с суверенным национальным контролем и выступали лишь за передачу национальных сил в ведение командующего НАТО (с возможностью их отзыва), а также за расширение участия всех союзников в стратегическом планировании и политических консультациях. Сторонники «многосторонности» разработали схему создания «смешанных» сил, в рамках которых ядерным оружием распоряжались бы подразделения с личным составом, набранным в различных государствах. В 1962 году американская администрация Приняла концепцию «многосторонности»; вскоре после этого британское и французское правительства продемонстрировали свою неизменную приверженность идее «многонациональности»: Великобритания – в американском понимании, а Франция – без участия американцев. Однако, поскольку американцы надеялись, что «многосторонность» позволит ответить на вопрос относительно Германии, как предоставить немцам достаточную долю в ядерных операциях, не встревожив русских, они настаивали на ней, несмотря на возражения других своих главных союзников. В марте 1963 года они предложили создать многосторонние силы (МСС) в составе 25 надводных кораблей со смешанными экипажами, каждый из которых имел бы на борту по восемь ракет «Поларис», причём ¾ расходов должны были оплатить Соединённые штаты и Западная Германия, причём немцы приветствовали эту схему как средство восстановления тесных отношений с Соединёнными Штатами.

 

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Цель НАТО


Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером угрозы безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены[3].

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

— выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

— служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

— осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

— способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

— содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

[править] Структура НАТО


Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.

Официальные языки НАТО — английский и французский,

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

«Партнёрство ради мира»


Основная статья: Партнёрство ради мира

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы: Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швеция, Швейцария.
написать администратору сайта