Главная страница
Навигация по странице:

ФИЛОСОФИЯ НА ЭКЗАМЕН, ПЕЧАТЬ. Билет философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции



Скачать 210.01 Kb.
Название Билет философия и круг изучаемых ею проблем, предмет и функции
Анкор ФИЛОСОФИЯ НА ЭКЗАМЕН, ПЕЧАТЬ.docx
Дата 13.04.2017
Размер 210.01 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ФИЛОСОФИЯ НА ЭКЗАМЕН, ПЕЧАТЬ.docx
Тип Документы
#833
Категория Философия. Логика. Этика. Религия
страница 4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Психоанализ – влиятельное направление современной психологии и философии, основанное австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939).

В структуре человеческой психики Фрейд выделяет три основные области – эго (сферу сознания и самосознания), подсознательное и надсознательное. Подсознательную сферу человеческой психики (id, «оно») образуют разного рода животные инстинкты, главную роль среди которых играет сексуальное влечение (libido). Сфера надсознательного (суперэго) – это разного рода ценности и нормы, которые закладываются в ребенка его родителями в процессе воспитания.
Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

БИЛЕТ 37. Основные школы и направления западной философии XX века: экзистенциализм.

Различают аналитическую и континентальную философию.Аналити́ческая филосо́фия — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии. Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн.

Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм

40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, что непосредственно связано с потребностями в новом типе рациональности

Экзистенциализм – влиятельное направление философии 20 в. Название этого направления происходит от латинского слова existentia – существование. Основоположником экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855). Всплески этого течения были связаны с мировыми войнами. После первой мировой войны лидировала немецкая школа экзистенциализма. В экзистенциализме понятие существования выходит на первый план. Философы этого направления пытаются отказаться от идеи сущности (эссенциализма). В первую очередь это касается существования человека. Экзистенциализм утверждает, что человек существует в мире принципиально иначе, чем все остальные формы бытия. У всех начал есть свое место в бытии, своя сущность. И только человек представляет собой такое удивительное начало в мире, который не имеет своей сущности, своего выделенного места в бытии. Человек в конечном итоге обладает удивительной пластичностью, и он мог бы отождествить себя с любым началом, поскольку он заранее не предзадан и не предопределен. В этом и трагедия, и великий дар человека. С одной стороны, человек обречен на вечные поиски своего места в бытии, и никогда он не сможет здесь ничем окончательно удовлетвориться. Человек способен лишь временно отождествить себя с некоторым образом бытия, с некоторой «сущностью», но затем разочаровывается в ней и ищет чего-то нового. В этом трагедия человеческого типа бытия в мире. С другой стороны, только человек является по-настоящему свободным, поскольку он не привязан ни к какому месту бытия и может кардинальным образом переопределить себя. Экзистенциализм ставит перед собою задачу создать философию человеческого типа существования, рассматривая жизнь человека как особый тип бытия, не имеющий более аналогов в других формах существования.

БИЛЕТ 38. Основные школы и направления западной философии XX века: неопозитивизм и постпозитивизм.

Различают аналитическую и континентальную философию.Аналити́ческая филосо́фия — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии. Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн.

Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм

40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, что непосредственно связано с потребностями в новом типе рациональности

Неопозитивизм – влиятельное направление философии науки 20 в., пик развития которого приходится на 30 – 50 гг. Основные представители неопозитивизма – австрийские философы Мориц Шлик (1882 - 1936), Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951) и Рудольф Карнап (1891 - 1970), английский философ Бертран Рассел (1872 - 1970) и др. Как и классический позитивизм, неопозитивизм рассматривал научное знание как высший род знания и пытался свести философию к науке. В отличие от классического позитивизма, неопозитивизм опирался на методы современной математической логики при построении моделей научного знания, так что второе название неопозитивизма – логический позитивизм. Главная проблема неопозитивизма – проблема так называемой научной демаркации. Неопозитивисты полагали, что наука принципиально отличается от других форм культуры, и существует некоторый признак, который качественно отличает науку от ненауки. Этот признак был назван критерием научной демаркации, поскольку на его основании можно было бы отделить науку от ненауки и провести между ними как бы демаркационную разграничительную линию. С точки зрения эволюции представлений неопозитивистов о критерии научной демаркации, можно выделять в истории неопозитивизма два основных периода. Они называются периодами догматического верификационизма и вероятностного верификационизма. Верификационизм означает учение о верификации, т.е. об установлении истинности знания (от лат. veritas - истина). Неопозитивисты также предложили более строгие модели развития научного знания. Основой науки, как мы уже видели, являлись для них истинные протокольные предложения, которые однажды были установлены в опыте и с тех пор навсегда входили в состав научного знания. Такая модель развития научного знания может быть названа моделью дедуктивного кумулятивизма.

С 50-х гг. 20 века, неопозитивисткая философия стала все более активно критиковаться. Постепенно формируется новое направление философии науки 20 в., которое получило название постпозитивизма. Основные его представители – английский философ Карл Поппер (1902 - 1994), американские философы Томас Кун (1922 - 1996) и Пол Фейерабенд (1924 - 1994). Главное отличие философии постпозитивизма от неопозитивизма состоит в постепенном отказе от критерия научной демаркации. Все более утверждается убеждение, что философия активно взаимодействует с другими формами культуры – искусством, религией, политикой и т.д., и не существует непереходимых границ между наукой и ее социокультурным окружением. В конечном итоге наука – одна из множества форм культуры, несущая в себе общие с другими формами определения и свойства. К.Поппер как и неопозитивисты, он верит в существование критерия демаркации, но дает иную его формулировку, не связывая ее с критерием осмысленности знания, как это делали неопозитивисты. Поппер не доверяет индукции и ставит перед собой задачу построить модель научного знания только на основе дедукции, которая является достоверным и надежным логическим выводом. Вместо верифицируемости, Поппер предлагает рассматривать свойство фальсифицируемости (потенциальной опровержимости) как критерий научного знания. Поппер рассматривает науку как результат социальных конвенций (соглашений) между учеными, опираясь на которые возводится все остальное здание науки. Наука создает как бы третий мир (кроме физического мира и психического мира нашего сознания) – мир объективного знания, который начинает вести независиоме существование от создавших его людей. В философии Томаса Куна вводится понятие «парадигмы» научного знания. Парадигма – это одна или несколько фундаментальных теорий вместе со своей методологией, мировоззрением, системой ценностей и норм. Развитие науки Кун рассматривает как циклический процесс, в котором повторяются следющие четыре основные этапа: 1) допарадигмальный период научного знания, когда нет единой парадигмы в данной отрасли науки, и научное сообщество раздирается борьбой множества научных школ 2) период научной революции, когда трудами великих ученых-революционеров создается парадигма, которая принимается подавляющим большинством научного сообщества, и воцаряется консенсус – согласие между учеными, 3) период нормальной науки – роста и расширения парадигмы, которая развивается, улучшается и прирастает своими приложениями в трудах массового типа ученого, способного решать задачи-головоломки только в рамках признанной парадигмы, 4) период накопления аномалий и отказа от парадигмы, когда изнутри развития самой парадигмы возникает все больше задач, которые парадигма не в состоянии разрешить.

БИЛЕТ 39. Основные школы и направления западной философии XX века: постмодернизм.

Различают аналитическую и континентальную философию.Аналити́ческая филосо́фия — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии. Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн.

Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм

40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, что непосредственно связано с потребностями в новом типе рациональности

Сторонники так называемого постмодернизма полагают, что после второй мировой войны человечество вступило в особую эпоху «пост-современности», и для этой эпохи характерны следующие черты: 1) агрессивная экспансия глобального капитализма, 2) ослабление государственной централизованной власти (распад бывших империй, коммунистического блока, рост этнических проблем и т.д.), 3) моделирование жизни посредством все более мощной и всеохватывающей технологии, 4) развитие освободительных неклассовых движений: национальных, гендерных, движений сексуальных меньшинств, экологического движения и т.д. Взамен модернистской философии постмодернисты предлагают: 1) децентрацию – процедуру помещения в центр рассмотрения точки зрения непривилегированных социальных групп, 2) деконструкцию – показ исторической обусловленности и противоречивости репрезентативных концепций, 3) различие (дополнение) – рассмотрения знания в связи с тем, что оно вычеркивает или отодвигает на задний план.
Американский культуролог Фредерик Джеймсон выделяет следующие черты постмодернистского общества: 1) поверхностность, 2) ослабление эмоций и аффектов, 3) утрата историчности, 4) господство не креативных, а репродуктивных технологий (например, компьютер и телевизор не создают, а скорее сжимают и упрощают бытие), 5) рождение многонационального мирового капитализма.

БИЛЕТ 40. Основные школы и направления западной философии XX века: интегральный подход.

Различают аналитическую и континентальную философию.Аналити́ческая филосо́фия — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии. Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта