Главная страница
Навигация по странице:

Движение просвещения в странах Западной Европы (1718 вв.)



Скачать 20.44 Kb.
Название Движение просвещения в странах Западной Европы (1718 вв.)
Дата 18.01.2018
Размер 20.44 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Plany_po_IP.docx.docx
Тип Документы
#31688

Практическое занятие № 5

Тема: Движение просвещения в странах Западной Европы (17-18 вв.)

Жизнь и деятельность Яна Амоса Коменского (2 ч.)

План

1. Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика Нового времени и роль просвещения в ней.

2. Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского.

2. Задание. Выберите правильные ответы.

Основными педагогическими трудами Я.А. Коменского являются:

  • «Мир чувственных вещей в картинках»;

  • «Всеобщее обучение по способу Ратихия»

  • «О человеке»;

  • «Великая дидактика»;

  • «Мысли о воспитании»;

  • «Материнская школа»;

  • «Выход из школьных лабиринтов».


3. Задание. Прочитайте полный заголовок «Великой дидактики. Почему, на ваш взгляд, Я.А. Коменский назвал дидактику великой?
4. Задание. Прочитайте фрагмент «Великой дидактики», озаглавленный «Огромное отклонение в школах». Сравните описанную проблему с современным состоянием дел в школе. Напишите, что современной школе удалось решить в данной проблеме, а что – нет.

«На самом деле до сих пор школы не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями. В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в создании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями. Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: «О, подражатели, рабский скот!» и действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей».
5. Задание. Сформулируйте «золотое правило» дидактики.
6. Задание. Определите, о каких принципах обучения Я.А. Коменский писал:

«Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком», «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

«Тот, кто строит дом, начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А, заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. (…) Так и в обучении нужно связывать все одно с другим.
Какие еще дидактические принципы выделял Я.А.Коменский? Подтвердите свой ответ цитатами из «Великой дидактики».
7. Задание. Ответьте на вопрос.

Что означает фраза Я.А.Коменского «Образование необходимо всем»?
8. Задание. Определите, как называется метод обучения, о котором автор говорит следующее: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от учебных занятий».

В чем заключается его сущность?
9. Задание. Составьте структурно-логическую схему, которая бы отражала жизненный путь Я.А. Коменского.
10. Задание. Дополните таблицу.


Возраст

Период

Система школ

0-6 лет







Отрочество

Школа родного языка





Школа латинского языка, или гимназия

18-24 лет

Возмужалость




!!! ВЛАДЕТЬ ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ, УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ИХ ЗНАЧЕНИЯ.

Практическое занятие № 6

Тема: Движение просвещения в странах Западной Европы (17-18 вв.)

Педагогическое наследие Дж. Локка, К.А. Гельвеция, Д.Дидро, Ж-Ж. Руссо (2 ч.)

План

1. Вопросы для обсуждения:

  1. Временные границы эпохи Просвещения. Основные идеи.

  2. Педагогические идеи Д.Локка.

  3. Жизненный путь и возрастная периодизация Ж-Ж. Руссо.

  4. Педагогические идеи французских просветителей ( К.А. Гельвеций, Д. Дидро).

2. Задание. Скоростное чтение. Найдите в тексте учебника А.Н. Джуринского «История педагогики» ответы на вопросы. Время выполнения задания - 2 мин.

  • Каковы временные границы эпохи Просвещения?

  • К чему стремились представители этого течения?

  • Какова конечная цель воспитания по Д.Локку?

  • В чем смысл нравственности по Д.Локку?

  • Какое значение Д. Локк придает воспитанию?


3. Задание. Определите авторов следующих трудов:

  • «Телемак»;

  • «Трактат об образовании»

  • «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» ;

  • «Об уме»;

  • «Мысли о воспитании».


4. Задание. Поясните фразу

Д.Локк считал, что цель воспитания будет достигнута, если воспитанник будет обладать добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

Какой смысл он вкладывал в эти характеристики?
5. Задание. Ответьте на вопрос.

Каким образом Д.Локк объяснял принцип природосообразности в воспитании?

6. Задание. Определите значение перечисленных дат в жизни Ж.-Ж. Руссо

1712 год, 1741 год, 1749 год, 1762 год, 1767 год, 1778 год.
7. Задание. Ответьте на вопрос: «Какая идея Ж.-Ж.Руссо осуществлялась с помощью свободного воспитания
8. Задание. Заполните таблицу.


№ п/п

Произведения Ж.-Ж.Руссо

Взгляды, идеи, отраженные в них











9. Задание. Установите соответствие между возрастными периодами жизни человека и задачами воспитания с помощью стрелок.


Раннее детство до 2 лет

Развитие внешних чувств ребенка, укрепление его здоровья


Период сна разума от 2 до 12 лет

Воспитание добрых чувств, добрых суждений, доброй воли


Период от 12 до 15 лет

Приоритет умственного и трудового воспитания

Период нравственного воспитания

с 15 лет до совершеннолетия

Приоритет физического воспитания


10. Задание. Закончи фразу.

  • Руссо выдвинул идею свободного воспитания, под которым понимал….

  • Естественное воспитание по Ж.-Ж.Руссо – это…

  • Ж.-Ж.Руссо считал, что ребенок до 15 лет должен получать воспитание вне общества, потому что…


!!! ВЛАДЕТЬ ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ, УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ИХ ЗНАЧЕНИЯ.
написать администратору сайта