Главная страница
Навигация по странице:

Япония(полный). Финансовая система японии



Название Финансовая система японии
Анкор Япония(полный).doc
Дата 14.04.2017
Размер 56 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Япония(полный).doc
Тип Документы
#1165

Тема 16. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ (4 ЧАСА)

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ

Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

Финансовая система Японии включает в себя четыре звена:

- бюджетную систему;

- специальные государственные фонды;

- почтово-сберегательные кассы;

- госсектор.

В Японии двухуровневая бюджетная система с достаточно высокой автономией местных органов власти. В центральном бюджете аккумулируется около 45% доходов бюджета, в местные бюджеты поступает 55% доходов.

В административно-территориальном отношении Япония подразделяется на префектуры, в состав которых входят административные единицы – города, поселки, и деревни. Местные бюджеты включают 47 префектуральных, 647 городских, 1985 поселковых и около 3 тыс. деревенских бюджетов. Ресурсы местных финансов распределяются между отдельными префектурами очень неравномерно, что является следствием сложившегося размещения производительных сил по территории страны. Основная часть всего промышленного потенциала находится в Тихоокеанском поясе, протянувшемся узкой полосой по прибрежным низменностям.

Современная бюджетная система, как и вся система государственных финансов Японии, отличается значительной сложностью. Ежегодно парламент утверждает общий (генеральный) счет центрального правительства, около 40 специальных счетов (автономных бюджетов), бюджеты ряда публичных и финансовых корпораций, а также государственную программу займов и инвестиций.

Средства, аккумулируемые на общем счете правительства, являются основным источником покрытия государственных расходов. Существование специальных счетов предусмотрено законом «О публичных финансах». Под особым контролем государства находятся счета публичных и финансовых корпораций, в капиталах которых присутствует государственная собственность.

Генеральный (общий) счет центрального правительства состоит из доходной и расходной частей, где основные статьи доходов включают налоги, неналоговые доходы, выпуск облигаций, а важнейшие статьи расходов содержат средства на социальное обеспечение, общественные работы, образование и содействие науке, на национальную оборону, обслуживание долга и налоговые гранты для местного самоуправления.

С этого счета центральное правительство направляет инвестиции агентствам, а также субсидии местному правительству, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения.

Многочисленные специальные счета могут быть сведены в следующие основные группы: спецсчета для государственных учреждений; спецсчета для всех видов страхования и пенсионного обеспечения; спецсчета управления государственными учреждениями, больницами; спецсчета государственных инвестиций и займов.

Специальные счета осуществляют займы для программы инвестиций и займов, средства которой идут на поселения, водное снабжение, дороги, малый и средний бизнес, региональное развитие, международную кооперацию. Средства программы инвестиций и займов направляются в виде инвестиций различным агентствам и в виде займов местному правительству.

Таким образом, процесс взаимодействия звеньев бюджетной системы довольно сложен и по сути уникален. В отличие от Российской Федерации в Японии местное самоуправление получает только субсидии.

За счет средств государственной программы займов и инвестиций финансируется подавляющая часть инвестиций и займов, размеры которых достигают 40-50% расходов центрального бюджета.

Вторым звеном финансовой системы Японии являются специальные государственные фонды. По объему средств они превышают бюджет центрального правительства. К ним относятся: фонды систем страхования здоровья, жизни, от производственного травматизма и компенсаций при автокатастрофах.

Действующая в Японии пенсионная система включает четыре элемента: личное страхование, фонды компаний, фонд министерства социального обеспечения, бюджетную базовую систему для работающих по найму.

Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также самих предприятий и государственных дотаций.

Большое значение для государства имеет система почтово-сберегательных касс, остатком вкладов в которых распоряжается государство. Например, в 1982г система почтовых сбережений перевела в бюро доверительного фонда министерства финансов (крупнейшее банковское учреждение Японии) почти 7 трлн иен, что равнялось 22,4% суммы налоговых поступлений в государственный бюджет. Вместе с доходами от страховых и пенсионных фондов это составило 41,1% доходов государственного бюджета от налогообложения.

Госсектор Японии представлен финансами государственных предприятий. Балансы государственных предприятий входят в центральный бюджет в качестве специальных счетов. Государственный сектор не является серьезным конкурентом ни в одной из областей производства и его функционирование полностью подчинено интересам частных корпораций, а если и конкурирует, то с частными финансовыми учреждениями, с частным транспортом.

Государственные предприятия подразделяются на:

- ведомственные (принадлежащие тому или иному ведомству);

- общественные корпорации (созданные целиком за счет средств правительства или местных органов, управление осуществляется наемным менеджером);

- смешанные предприятия (частично принадлежащие органам администрации и выступающие, как правило, в форме акционерной компании или товарищества с ограниченной ответственностью).

За их работу отвечает целая иерархия различных структур. У государственных предприятий есть общий руководитель, осуществляющий контроль за их деятельностью, - парламент. Он утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования, программы использования прибыли.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Налоговая система Японии также, как и бюджетная, является двухуровневой и включает налоги центрального правительства и местных органов власти. Причем за счет государственных налогов образуется более 64% всех налоговых поступлений, за счет местных налогов – 36%. Затем значительная доля государственных средств перераспределяется через государственный бюджет, в результате чего получается зеркальное распределение: около 64% финансовых распределений расходуется через местные бюджеты.

Основу доходов центрального правительства составляют прямые налоги:

- подоходный налог (около 30% всех налогов);

- налог на прибыль (30% - национальная, местная 9,6%, особая льготная для мелких и средних предприятий – 28%).

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода, затем верхняя ставка была снижена до 37%. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительными налоговыми льготами пользуются многодетные семьи. У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог с продаж, который взимается по ставке 5%.

К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

Помимо общенационального налога на прибыль компании Японии платят три местных налогов, взимаемых муниципалитетами: предпринимательский (от 6% до 12,6% прибыли) , корпоративный муниципальный ( в зависимости от муниципалитета и его финансового состояния) и уравнительный (зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих, и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1).

Особенностью формирования доходов местных бюджетов является значительный удельный вес неналоговых поступлений – 30%.
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

“Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран (в 1991г.удельный вес расходов в ВВП вырос до 9,3%).”

Структура государственных расходов Японии имеет ряд характерных черт, которые определяются, с одной стороны, историческими условиями развития страны, с другой – спецификой взаимодействия между государством и частным капиталом.

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы – менее 40%. А среди них - пенсии по старости и инвалидности

Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны.

В Японии традиционно велики государственные капиталовложения - 8,5-9% ВВП. Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Военные расходы составляют около 6% расходов бюджета центрального правительства. Это связано с выполнением условий капитуляции Японии после поражения во Второй мировой войне.

Расходы по обслуживанию госдолга велики и составляют более 20% от расходов бюджета.

Характерной чертой бюджета Японии, заслуживающей отдельного рассмотрения, является программа государственных займов и инвестиций, направленная на перестройку энергетического баланса страны, модернизацию деревни, поддержку важных в экономическом отношении отраслей производственной и социальной инфраструктуры..




написать администратору сайта