Главная страница
Навигация по странице:

  • В.К. Пельменев, Е.В. Конеева

  • Пельменев В.К., Конеева Е.В.

  • 796.000.093

  • СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................. 3 Часть 1. История физической культуры в зарубежных

  • 2. Физическая культура в средние века

  • 3. Физическая культура в Новое время ........................ 44 3.1. Физическая культура в первый период Нового времени (с XVII в. До 1871 года)

  • Часть II. Физическая культура в России и на территории СССР .....................................83 5. Физическая культура народов России до XVIII в

  • 8. Физкультура и спорт в СССР................................... 111 8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в СССР

  • 8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в СССР

  • 9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России (1991- 2000 гг.)

  • Часть 3. История современных Олимпийских игр

  • Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 1.1.

  • Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя

  • История физической культуры и спорта 1 курс. Калининградский государственный университет


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеКалининградский государственный университет
    АнкорИстория физической культуры и спорта 1 курс.doc
    Дата12.04.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория физической культуры и спорта 1 курс.doc
    ТипУчебное пособие
    #168
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    В.К. Пельменев, Е.В. Конеева

    ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



    калининградский государственнЫЙ университет

    В.К. Пельменев, Е.В. Конеева

    ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Учебное пособие

    Калининград 2000

    УДК 796.000.093 ББК 753 П248

    Рецензент

    Канд. пед. наук, доцент кафедры УИФК

    Санкт-Петербурской государственной

    академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,

    К.А. Цатурова

    Пельменев В.К., Конеева Е.В.

    П248 История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 186 с. ISBN 5-88874-170-1.

    Учебное пособие построено как курс лекций в соответ­ствии с новой программой истории физической культуры и государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культу­ры предпринята попытка осмысления проблем истории физической культуры.

    Предназначено для студентов высших и средних учеб­ных заведений физической культуры и спорта.

    УДК 796.000.093 ББК 753

    © Калининградский государственный университет, 2000

    ISBN 5-88874-170-1 © Пельменев В.К., Конеева Е.В., 2000

    Учебное издание

    Виктор Константинович Пельменев Елена Владимировна Конеева

    ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Учебное пособие

    Редактор Н.Н. Мартынюк

    Корректор Л.Г. Владимирова

    Оригинал-макет подготовлен А.В. Раковым

    Лицензия № 020345 от 14.01.1997 г. Подписано в печать 12.05.2000 г.

    Бумага для множительных аппаратов. Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс». Ризограф. Усл. печ. л. 10,8. Уч.-изд. л. 6,4. Тираж 250 экз. Заказ

    Калининградский государственный университет 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение................................................................................. 3

    Часть 1. История физической культуры в зарубежных

    странах.................................................................... 5

    1.1. Физическая культура в Древнем мире................ 5

    Теории возникновения физической культуры .......... 5

    Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя........... 7

    Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития .......................... 10

    Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии ................. 11

    Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период ............................................. 16

    Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля ............. 23

    Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития ....................... 25

    Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх ............................. 29

    Физическая подготовка в гладиаторских школах..... 31

    Кризис рабовладельческого общества и упадок ра­бовладельческой системы физического воспитания 32

    2. Физическая культура в средние века ..................... 33

    Особенности развития физической культуры в этот период ................................................... 33

    Физическое воспитание светских феодалов (рыца­рей), рыцарские турниры ....................... 34

    Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа.................... 36

    Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества ..................................... 38

    Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения .................... 39

    3. Физическая культура в Новое время ........................ 44

    3.1. Физическая культура в первый период Нового времени (с XVII в. До 1871 года) ............................. 44

    Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII - XVIII веков................................... 44

    Развитие теоретических основ физического воспитания.............................................................. 45

    Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса .............................................................. 48

    Причины возникновения и развития национальных 50 систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции ..................................

    Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда........... 55

    3.2. Физическая культура во второй период Нового времени (1871- 1917) ..................... 57

    Возникновение рабочего спортивно-гимнастичес­кого движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений............... 57

    Возникновение новых систем физического воспитания............................................ 58

    Развитие спортивного движения ................................ 60

    4. Физическая культура в Новейшее время .............. 70

    Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами 71

    Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны.............. 75

    Часть II. Физическая культура в России и на территории СССР .....................................83

    5. Физическая культура народов России до XVIII в..... 83

    Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи........................................ 83

    Физические упражнения и игры в народном быту ... 84

    Военно-физическое воспитание господствующих классов ...............................................86

    Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма......... 87

    6. Физическая культура в России с XVIII в. и

    первой половине XIX века....................................... 88

    Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта.................. 88

    Введение физического воспитания в учебные заведения ......................................................90

    Военно-физическая подготовка в русской армии..... 92

    Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны ............................................ 94

    Физическое воспитание в быту дворянства .............. 96

    Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания... 97

    7. Физическая культура в России со второй половины XIX в. до начала XX в.............101

    Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания .......................101

    Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования...................................104

    Физическое воспитание в учебных заведениях ........ 106

    Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады ................................................................... 109

    8. Физкультура и спорт в СССР................................... 111

    8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в СССР...............................111

    Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах ............................................114

    Спортивно-массовая работа с населением ........... 116

    8.2. Физическая культура в годы Великой Отечественной войны ................................... 120

    Боевые подвиги спортсменов и физкультурни­ков на фронтах Великой Отечественной войны .. 121

    Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины..........................123

    Физкультурная работа в тылу страны .................. 125

    Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии ... 126

    8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы

    I и II Спартакиады народов СССР и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы............................... 128

    Международные спортивные связи в послевоенный период ............................................. 129

    8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в СССР................................................ 130

    Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960-1990 гг.................................. 137

    9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России (1991- 2000 гг.) ............................................... 145

    Участие российских спортсменов в международных соревнованиях..................................150

    Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе ................. 151

    Часть 3. История современных Олимпийских игр........ 154

    Предыстория Олимпийского движения нового времени ....................................................... 154

    Период укрепления Олимпийского движения (1894-1918)..................................................... 158

    Олимпийские символика и атрибутика ..................... 160

    Приложение. Олимпийский словарик.................................. 165

    Вопросы для подготовки к экзамену по предмету «Исто­рия физической культуры» ..........175

    Список использованной и рекомендуемой литературы ..... 179

    ВВЕДЕНИЕ

    История физической культуры (ИФК) представляет со­бой специфическую отрасль исторических и педагогиче­ских знаний. Она является важным разделом науки о физи­ческой культуре. Предмет её изучения - общие закономер­ности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.

    Предмет ИФК — изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.

    Задачей ИФК является выявление и раскрытие законо­мерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества.

    В основу периодизации ИФК положено учение о зако­номерностях развития общества: 1-й период - история фи­зической культуры Древнего мира (первобытный, рабовла­дельческий строй); 2-й период — история физической куль­туры средних веков (феодальный строй); 3-й период - Но­вого и Новейшего времени (капиталистический, социали­стический строй).

    Курс ИФК состоит из трех частей:

    1) история ФК и спорта зарубежных стран;

    2) история ФК и спорта на территории России;

    3) история современного спортивного и олимпийского движения.

    При изучении истории физической культуры использу­ют следующие источники:

    1) археологические и этнографические данные, свиде­тельствующие о применении физических упражнений и игр;

    2) памятники изобразительного искусства, художест­венную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отража­ющие проблематику физического воспитания;

    3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содер­жащие сведения по физической культуре и спорту;

    4) правительственные документы, труды ведущих уче­ных и государственных деятелей;

    5) практические данные по развитию физической куль­туры у разных народов.

    Методы изучения истории физической культуры: - исторический анализ, обобщение систематизация ис­торических материалов; проведение исторической анало­гии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.

    Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    1.1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ Теории возникновения физической культуры

    Вопрос о возникновении и развитии физической куль­туры на первом этапе человечества — один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обра­щались многие ученые.

    Существует несколько позиций при обсуждении про­блемы возникновения физической культуры:

    1. В конце XIX - начале XX в. немецкий философ Шил­лер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек разви­вался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению уче­ных, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

    2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории — К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры — «физичес­кие упражнения и игры имеют культовое и животнообраз-ное происхождение».

    3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его тео­рии в том, что физическая культура — это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

    4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Со­гласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора - объективный и субъектив­ный.

    К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательст­во) человек постоянно вынужден был развивать свои навы­ки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические ка­чества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

    К субъективному фактору относится собственно созна­ние человека, который придумывал упражнения для подго­товки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.

    Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пы­тались доказать, что зачатки физического воспитания име­ются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением жи­вотных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пы­тавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошиба­лись, так как человек стал применять физические упражне­ния раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физи­ческой культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникно­вения физических упражнений.

    Физическая культура возникла из потребностей перво­бытных людей в подготовке к тому или иному роду трудо­вой деятельности.

    Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным

    физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать фи­зическими упражнениями, так как они применялись с це­лью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

    Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повто­рять наиболее важные охотничьи действия, образно выра­жаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование челове­ка, а с другой - на повышение его трудоспособности.

    Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя

    Первобытнообщинный строй является первой социаль­но-экономической формацией, начало которой - появление человека разумного, конец - установление рабовладельче­ского строя.

    В истории первобытного общества выделяют три пе­риода:

    1) раннеродовой;

    2) развитый родовой;

    3) позднеродовой.

    Особенности родового общества: ведение общего хо­зяйства; четкое разделение труда между полами; эпизоди­ческое столкновение между племенами, т.е. появляется во­енная организация родовой общины; возникают новые ви­ды трудовой деятельности - земледелие, скотоводство, ре­месло.

    Возникновение физической культуры историческая нау­ка относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторя­ли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.

    Позже, в связи с начавшимся разделением труда по воз­растным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но жи­вые цели заменялись движущимися мишенями — чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шер­стью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, иг­ровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п.

    На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагирова­лись от труда. Игравшие стали делиться на команды, поя­вились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться про­стейшими правилами, появились спортивные судьи и зри­тели.

    Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве само­стоятельных физических упражнений — бег, метание, прыж­ки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду. Возникли специальные приемы обучения физическим уп­ражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физиче­ское воспитание.

    В родовом обществе физическое воспитание носило вы­сокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений. У австралийцев - игры, мета­ние бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корро-би». У индейцев Америки - упражнения: ходьба, бег, пла­вание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом и т.д. Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, воен­ные игры, пляски. Мужчины играли с мячом. У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1-я ста­дия - все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я - только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

    Одной из форм физического воспитания являлись ини­циации - проверки физической готовности членов общины. Например, таким обрядом в африканских племенах явля­лось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.

    Из древнего периода до нас дошли следующие методи­ческие приемы обучения: например, у индейцев учитыва­лись половые особенности, у чукчей - женщины участво­вали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

    В период разложения родового строя происходит воени­зация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания - тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физиче­ского воспитания юношей.

    Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, т.е. первых спортивных сооружений, а также двух типов школ - для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физи­ческое обучение.

    Таким образом, в родовом обществе физическое воспи­тание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

    Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    написать администратору сайта