Главная страница
Навигация по странице:

ОЗЕРОВА учеб изд культ обр деят муз. Культурнообразовательная деятельность музеев в России и за рубежом



Скачать 314.5 Kb.
Название Культурнообразовательная деятельность музеев в России и за рубежом
Анкор ОЗЕРОВА учеб изд культ обр деят муз.doc
Дата 20.09.2017
Размер 314.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ОЗЕРОВА учеб изд культ обр деят муз.doc
Тип Методические указания
#10366
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Исторический факультет

Учебное издание
Культурно-образовательная деятельность музеев

в России и за рубежом


Автор Озерова Дарья Евгеньевна

Ярославль

2011
УДК

ББК

Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.
Рецензент: кафедра музеологии и краеведения исторического факультета Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова
Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом: метод. указания / авт-сост. Д. Е. Озерова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – с.
Методические указания включают основные темы по курсу «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», вопросы для контроля, темы для рефератов, задания для самостоятельной и практической работы, вопросы для экзамена и рекомендуемую литературу.

Издание предназначено для студентов очного отделения исторического факультета, обучающихся по специальности «Музеология».

УДК

ББК

© Ярославский государственный университет, 2011

© Д. Е. Озерова

Введение
Целью курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом» является освоение студентами системы знаний об одном из основных направлений работы современного музея.

Студенты начинают изучение курса с этапов развития культурно-образовательной деятельности в разные периоды становления отечественного музееведения, получают представление о базовых и новых формах работы с музейными посетителями, использование их на практике, как в российских, так и зарубежных музеях. В заданиях предлагается самостоятельно разработать некоторые музейные мероприятия.

Студенты изучают музей как многофункциональный социокультурный институт, имеющий широкие возможности для формирования личности, призванный быть центром просвещения и образования широкого круга людей. Поэтому в процессе освоения курса уделяется внимание каждой категории посетителей: музей и дошкольники, музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы, музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными возможностями. Вопросы изучения музейной аудитории – реальной и потенциальной – также не оставлены в стороне. В программу курса входят базовые знания о музейной социологии.

Поскольку теоретической основой культурно-образовательной деятельности является музейная педагогика, одна из тем посвящена ее истории происхождения и развития, представлениям о музейной педагогике в России и за рубежом, музейно-педагогическим программам. Подчеркивается особое внимание музейных специалистов в России и во всем мире к детской аудитории, изучается история вопроса детских музеев и их современное развитие.

Отдельная тема для изучения отводится роли и значению экспоната и экспозиции в культурно-образовательной деятельности музея, уделяется внимание эмоционально-образному восприятию посетителей.

В заключение курса внимание студентов фокусируется на использовании новых технологий музейного образования, таких, например, как интерактивность или метод «развлекая – обучать». Будущим специалистам предлагается высказывать мнения и делать прогнозы по поводу дальнейшего развития отношений между современным музеем и его посетителем.

Многие темы и вопросы курса рассматриваются на примере работы музеев Ярославской области, поэтому предполагается обязательное посещение новых выставок и мероприятий в музеях города Ярославля. Выполнение практических заданий позволит студентам побывать в роли «музейного педагога», «экскурсовода», «автора образовательной программы», «организатора музейного праздника» и т. д.

К другим используемым методам работы со студентами относятся: индивидуальное изучение с использованием профессиональной и исследовательской литературы, веб-сайтов и дополнительного материала, индивидуальная и групповая работа по выполнению упражнений и творческих заданий.

Предложенные темы, при необходимости, изучаются на нескольких лекционных и практических занятиях согласно количеству отведенных учебным планом часов.

Тема 1.

Основные этапы развития культурно-образовательной деятельности отечественного музея
Культурно-образовательная деятельность – одно из основных направлений деятельности современного музея наряду с его экспозиционно-выставочной и фондовой работой.

Понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось на рубеже 1980–1990-х годов, на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию. В эти годы происходило переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода, и складывалась новая образовательная модель музея. Музей стал рассматриваться как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.

Корни современных культурно-образовательных принципов в нашей стране можно найти еще в XIX веке, если вспомнить труд русского философа Н. Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение». Многие его высказывания о музее являются актуальными и по настоящий день. Другой русский ученый и педагог К. Д. Ушинский впервые сказал о принципе наглядного обучения, который является основным в культурно-образовательной сфере музея.

В качестве самостоятельного направления работа с публикой выделилась из других сфер музейной деятельности в конце XIX – начале XX века, получив название культурно- воспитательная работа. Со второй половины 1920-х годов она обозначалась понятием политико-просветительная работа, а с 1930-х годов – массовая политико-просветительная работа, на рубеже 1950–1960-х годов – научно-просветительная работа.

На каждом историческом этапе изменение термина отражало новые содержательные аспекты музейной работы и новые задачи музея в обществе, которые будут рассмотрены на занятиях.
Задание 1.

Ознакомьтесь с энциклопедической статьей о культурно-образовательной деятельности музеев:

Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 311.
Задание 2.

Прочитайте внимательно приложение № 1 в конце данного пособия. Ответьте на следующие вопросы:

- Какие высказывания участников беседы подтверждают идеологическую роль музеев в 1980-е годы? Найдите их в тексте и зачитайте.

- Как отреагировали музеи Башкирии на известное постановление ЦК КПСС о музейной работе?

- Какие формы работы с посетителями используют музеи республики? Какие конкретные мероприятия предлагаются?

- Какие музеи занимают особое место среди других музеев республики? Почему?

- Что такое «общественные музеи»? Каким еще термином их обозначают?

- Какие проблемы музеев, о которых сказано в публикации, остаются, на Ваш взгляд, актуальными в 2000-е годы?
Темы рефератов

Музей как средство воспитания во взглядах русских мыслителей в конце XIX – начале XX века.

Педагогические и школьные музеи в России на рубеже XIX– ХХ веков.

Просветительная модель отечественных музеев со второй половины XIX века до 20-х годов ХХ века.

Формирование отечественной экскурсионной школы.

Музей как «политико-просветительный комбинат» в 1920-е–1930-е годы.

Идеологическая роль музея в советском государстве.

Научно-просветительная деятельность советских музеев в 1960–1980-е годы.

Создание и развитие народных музеев в советское время.

Смена моделей отечественного музея по М. Ю. Юхневич.

Коммуникативная модель музея, 1980-е–2000-е годы.
Вопросы для контроля

- Кому из русских мыслителей принадлежит высказывание, что музей является собором, хранилищем и школой?

- С чем было связано возникновение педагогических музеев в России?

- Кто из русских педагогов говорил о принципе наглядного обучения?

- Почему принцип наглядного обучения является основным в музейной педагогике?

- В какие годы появилось выражение «музей-учебник» и что оно означает?

- Какие особенности экскурсионного дела в нашей стране в 1920-е годы Вы можете назвать?

- Какие правительственные документы закрепили за советским музеем роль идеологического учреждения?

- В чем заключалась идеологическая роль музея в советском государстве?

- По каким показателям определяли эффективность научно-просветительной работы советского музея?

- Какие формы научно-просветительной работы советского музея перестали существовать в наши дни?

- В каком случае общественному музею присваивалось звание «народный музей»?

- Когда и кем впервые стал использоваться термин «музейная коммуникация»?

- Какие существуют модели развития музея согласно М. Ю. Юхневич?
Тема 2.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев
Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны; чаще всего выделяют базовые (традиционные) и новые формы.

К традиционным формам относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце XIX века. Для обращения к широкой аудитории Политехнический музей в Москве с 1870-х годов использовал публичные лекции и научные демонстрации. С 1889 года в Историческом музее столицы публичные лекции читали ведущие русские ученые того времени. Если лекции со временем утратили значение формы, имеющий широкий общественный резонанс, то экскурсии по-прежнему регулярно проводятся в музеях во всем мире. С середины 1980-х годов распространяются новые жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки. Другая базовая форма – музейная консультация, которую обычно используют для индивидуальных посетителей. В работе отечественных специалистов в отличие от зарубежных коллег эта форма встречается редко. Клубные формы музейной работы включают в себя лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, кружки и студии (в художественных музеях). К традиционным формам относят также научные чтения (конференции), конкурсы (олимпиады, викторины), театрализованные представления и концерты, кинопросмотры, встречи с интересным человеком.

На рубеже 1980–1990-х годов постепенно складываются новые формы культурно-образовательной деятельности музея, что связано с удовлетворением потребности посетителей в рекреации и отдыхе.

В настоящее время новые формы продолжают развиваться, среди них музейный праздник (фольклорный или календарный, музейный фестиваль, музейная ночь), историческая игра, мастер-класс, интерактивная экскурсия.

Впервые музейная ночь состоялась в Берлине (Германия) в январе 1997 года и вошла в историю под названием «Долгая ночь музеев». Первоначально было очень популярным ночное созерцание лишь произведений искусства, то есть музейные ночи проходили в картинных галереях и художественных музеях. Постепенно оказалось, что музейные ночи интересно проводить в музее любого профиля. С тех пор волна музейных ночей прокатилась не только по всей Германии, но и Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Чехии, захватив Скандинавские страны и США, и в апреле 2002 года добралась до Сибири. Музейная ночь в Красноярске стала тогда своеобразным празднованием 15-летненго юбилея Красноярского музейного центра. В 2005 году через Интернет музеи Франции выдвинули идею о проведении во всех странах мира акции «Ночь музеев» к Международному дню музеев 18 мая. На это предложение откликнулись многие российские музеи. Музейные ночи с успехом ежегодно проходят теперь в таких российских городах как Москва, Норильск, Кемерово, Смоленск, Пермь, Бишкек, Барнаул, Калининград и других. Первая акция «Ночь музеев» в Ярославле состоялась 20 мая 2006 года.

Музейная ночь, как и любой другой музейный праздник, рассчитана, в первую очередь, на привлечение в музей новых лиц. Вполне возможно, что они ранее совсем не интересовались посещением музея. Кроме того, эти формы культурно-образовательной деятельности могут показать новые возможности музея для людей, давно знакомых с музейными предложениями для посетителей.
Задание 1.

Выберите одну из форм культурно-образовательной деятельности музея: календарный праздник в музее, историческая игра, конкурс или экскурсия. Определите один из ярославских музеев, с помощью экспозиции которого следует написать план (текст, сценарий, задания) проведения праздника, игры, конкурса или экскурсии.
Задание 2.

Выберите одно из предлагаемых мероприятий: «Свадьба в музее», «День рождения в музее», «Школьный выпускной в музее».

А) Расскажите подробно о проведении выбранного Вами мероприятия в том музее (или музеях), где оно входит в список предлагаемых для посетителей мероприятий.

Б) Разработайте самостоятельно выбранное Вами мероприятие для конкретного музея.

Темы рефератов

Основные формы культурно-образовательной деятельности музея (краткая характеристика).

Формы культурно-образовательной деятельности ярославских музеев (по выбору).

Формы культурно-образовательной деятельности зарубежных музеев.

Музейный праздник как новая форма культурно-образовательной деятельности музеев.

Сценарии (детских) музейных праздников (на примере работы ярославских музеев).

«Музейная ночь» – новая форма культурно-образовательной деятельности музеев.

Музейные фестивали в отечественных музеях.

Экскурсия: традиционная или новая форма культурно-образовательной деятельности?
Вопросы для контроля

- Какие формы культурно-образовательной деятельности музеев относятся к базовым формам?

- Каким должен быть экскурсовод-профессионал?

- В чем достоинства и недостатки экскурсионного обслуживания с помощью аудио-гида?

- Какие существуют новые формы культурно-образовательной деятельности музеев?

- Что такое «музейный праздник»?

- Какие музейные фестивали Вы знаете?

- Какие виды экскурсий существуют в современном музее?

- Чем отличается интерактивная экскурсия от традиционной экскурсии?

- Где и когда впервые прошла «музейная ночь»?

- В каком российском городе впервые состоялась «музейная ночь»?

- Какая страна стала инициатором проведения международной акции «Ночь в музее»?

- В каком году впервые состоялась «музейная ночь» в Ярославле?

- Какие формы работы музея с посетителями Вы считаете наиболее перспективными?
Тема 3.

Музейная педагогика в России и за рубежом
Теоретической основой культурно-образовательной деятельности в нашей стране является музейная педагогика. Отечественные ученые-музееведы разводят два понятия – «культурно-образовательная деятельность» и «музейная педагогика». Первое понятие обозначает традиционное для музея направление, которое входит в компетенцию музейной педагогики. Новая научная дисциплина «музейная педагогика» находится на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривает музей как образовательную систему. О создании новой науки одним из первых заявил авторитетный отечественный музеевед А. М. Разгон.

В большинстве европейских стран под музейной педагогикой понимают практическую работу музея с посетителями разных возрастов, хотя в последнее время зарубежные коллеги также стали говорить о необходимости подведения теоретической базы под просветительную и образовательную деятельность музеев.

О термине «музейная педагогика» отечественные специалисты узнали от немецких коллег, музейных педагогов ГДР. В 1968 году в Москве и Ленинграде проходила конференция Международного совета музеев (ИКОМ). В ней приняла участие Рабочая группа музейной педагогики из ГДР, благодаря которой наши музееведы познакомились с взглядами и идеями музейных педагогов Восточной Германии.

Впервые термин «музейная педагогика» употребил в книге «Музей – образование – школа» в 1931 году Герберт Фройденталь. Он развил также опыт директора Гамбургского Кунстхалле (художественного музея) А. Лихтварка, который предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. К первым немецким музейным педагогам относятся также Г. Кершенштейнер (создатель концепции педагогики музейной экспозиции), А. Рейхвейн (создатель серии детских дидактических экспозиций).

Для формирования дальнейших представлений о сущности музейной педагогики и ее дефинициях большое значение имела состоявшаяся в 1970–1980-х годах дискуссия. В ней приняли участие ведущие западногерманские музееведы.

Музейная педагогика в Германии прошла несколько этапов развития. Первоначально под музейной педагогикой понимали исключительно работу с детской аудиторией и сотрудничество музея и школы. В настоящее время музейная педагогика в Германии – это практическая работа музеев со всеми категориями посетителей: от дошкольников до пенсионеров.

Первой страной в мире, которая признала музейную педагогику профессией, стали США. Здесь готовят музейных педагогов в колледжах и университетах. Строительство отношений между музеем и школой происходило в США в 1960–1980-е годы на уровне государственной политики. Музеи совместно со школами разрабатывают образовательные программы и методические пособия. В США существует институт волонтеров, которые являются помощниками музейных педагогов и учителей. Они организуют посещения музеев школами, проводят экскурсии со школьниками, работают в информационных службах.

Особенности музеев во Франции заключается в том, что работу с посетителями здесь ведут профессиональные туристические экскурсоводы, которые могут обслуживать целый ряд музеев. Педагогическая служба французских музеев работает непосредственно с учителями. При желании учитель может провести занятие с учащимися вместо профессионального экскурсовода. Для этого требуется определенная подготовка, которую учителя получают в так называемый «музейный день», когда они посещают лекции по истории искусства или семинары по культорологии. Сначала они сами выполняют те задания, которые впоследствии будут предлагать ученикам. Работники педагогической службы снабжают учителей необходимыми для музейных занятий материалами.

Активное внедрение понятия «музейная педагогика» в России происходило в 1980–1990-е годы. В это время формировалась новая образовательная концепция отечественного музея, менялось отношение к музейной аудитории. Музейный посетитель воспринимается теперь не как объект для обучения и воспитания, а равноправный участник коммуникативного процесса в музейной среде.

Причины роста популярности музейной педагогики в нашей стране самые разные и имеют специфические российские особенности. Во-первых, большинство российских музеев потеряли в 1990-е годы из-за экономических трудностей в стране туристов – основную категорию посетителей. Во-вторых, канули в лету мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны, особенно краеведческие и исторические. Этими мероприятиями были прием в пионеры и комсомольцы, встречи с делегатами партийных съездов и ветеранами войны и труда. В сложившейся ситуации отечественные музеи вынуждены были привлекать новых посетителей и делать это новыми, нетрадиционными методами. В итоге стали внедряться в практику музеев музейно-педагогические программы, рассчитанные на детскую и школьную аудиторию, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали для местных жителей города. Кроме экономических и политических причин, развитию музейной педагогики способствовала также изменившаяся ситуация в сфере образования, направленная на гуманизацию. При этом особое внимание обращается на духовное и интеллектуальное развитие личности. Без привлечения музея в этот процесс нельзя обойтись.

В 1990 году создается первый Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики. В Москве в это же время начинает действовать творческая лаборатория «Музейная педагогика» на кафедре музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ). Музейно-педагогическими исследованиями занимаются в Российском институте культуры РФ (РИК) и Московском институте развития образовательных систем (МИРОС).

Темы рефератов

Происхождение и становление музейной педагогики в Германии.

Музейная педагогика – новая научная дисциплина.

Деятельность Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики в городе Санкт-Петербурге.

Вопросы для контроля

- Где и когда впервые появился термин «музейная педагогика»?

- Что такое «метод Лихтварка»?

- К каким основным выводам пришли западногерманские музееведы в ходе музейно-педагогической дискуссии 1970–1980-х годов?

- В чем причины роста популярности музейной педагогики в 1990-е годы в нашей стране?

- В чем особенность музейной педагогики как новой научной дисциплины?

- Что является объектом музейной педагогики?

- В какой стране музейную педагогику признали профессией?

- В чем причины роста популярности музейной педагогики в нашей стране в 1990-е годы?

- В каком музее был создан первый в нашей стране Центр музейной педагогики?

- Какие институты в нашей стране занимаются музейно-педагогическими исследованиями?

- Почему возникла потребность появления новой профессии – музейный педагог?
Тема 4.

Детские музеи в России и за рубежом: история и современность

На всех этапах культурно-образовательной деятельности музеев особое внимание музееведов в России и во всем мире всегда было направлено к детской аудитории.

Десятилетие 1920-х годов в нашей стране благодаря выражению А. В. Бакушинского называли «веком ребенка». Каждая область науки в то время занималась «детским» вопросом, в том числе выделилось «детское» направление в области музейной деятельности. В этом направлении, кроме А. В. Бакушинского, работали Ф. И. Шмит, Н. И. Романов.

В 1920–1930-е годы в молодой советской стране возникают первые детские музеи. Их создание связано с именами Н. Д. Бартрама (Музей игрушки), А. У. Зеленко (детские выставки и неосуществленный проект Детского Дворца), Я. П. Мексина (Музей детской книги). Успешные начинания создателей первых детских музеев в нашей стране были преданы забвению до 1990-х годов.

В 1990-е годы в России по выражению М. Ю. Юхневич начался «музейный бум», связанный с созданием детских музеев по всей стране.

Первым в современной России государственный музей, получивший официальный статус детского стал Детский музей города Ноябрьска в Тюменской области (1993).

Варианты детских музеев в нашей стране разные: музей в музее (детский музей в структуре традиционного «взрослого» музея), «музей в чемодане» или музей-проект, самостоятельный музей, музей-консорциум.

Родиной детских музеев являются США. Здесь преобладает тип детского музея как самостоятельный. Практически все детские музеи США были созданы благодаря инициативе и усилиям энтузиастов.

В европейских странах идея детского интерактивного музея начинает распространяться в 1960-е годы. Происходит осознание того, что только наглядности в музее не достаточно. Появляются новые формы работы с детьми, которые требуют от них проявления самостоятельности, активности и творческого закрепления знаний (мастер-классы, творческие тетради и листки, игровые ситуации). Вместо традиционного музейного правила «руками не трогать» появилось новое предложение – «пожалуйста, трогайте».

Первые детские музеи в Германии появились в начале 1970-х годов. Теперь по количеству они занимают второе место после США. Развитие детских музеев активно сопровождалось дискуссиями немецких музееведов вплоть до сомнений, нужны ли такие музеи вообще. Идея оказалась жизнеспособной.
Темы рефератов

Первые детские музеи в советской России.

Детские музеи в современной России.

«Музей Деда Мазая» – первый детский литературный музей в России.

Детские музеи Америки.

Германия – страна детских музеев.

Дискуссии о детских музеях в России и за рубежом.
Вопросы для контроля

- В какой стране и когда появился самый первый детский музей?

- В чем проявилось «детское» направление в 1920–1930-е годы?

- Кто из советских музейных специалистов стал применять и развивать «метод Лихтварка»?

- Кого дети называли «Дядя Музей»?

- Почему модель детского музея Бартрама, Зеленко, Мексина получила дальнейшее развитие только в 1990-е годы?

- Какой из первых детских музеев 1920–1930-х годов продолжает существовать в наше время?

- Какие типы детских музеев существуют в нашей стране?

- Какой тип детского музея в России наиболее распространен?

- Какой тип детского музея в США наиболее распространен?

- Какие опасения высказывают специалисты, настроенные против детских музеев?

- В чем основные отличия детского музея от «музея для взрослых»?
Тема 5.

Музейно-педагогические программы в отечественных музеях

В отличие от зарубежных коллег отечественные музейные специалисты занимаются созданием долгосрочных музейно-педагогических программ. Иногда их называют музейно-образовательные или музейно-экскурсионные программы. Первые такие программы начали появляться в 1990-е годы в столичных городах – Москве и Петербурге. Их реализация происходила в тесном контакте со школой.

Предыстория создания музейно-педагогических программ начинается с «Музейного всеобуча» Е. Г. Вансловой, осуществленного в 1980-е годы, и с Всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение» (с 1984 года), неофициально называемого «Вансловскими чтениями». Непосредственным толчком к созданию многочисленных музейно-педагогических программ во многих российских музеях послужил экспериментальный курс «Музей и культура» в начальной школе Е. Г. Вансловой. В названиях появившихся впоследствии других авторских программ, разработанных музейными педагогами, также встречается либо слово «музей», либо слово «культура».

Программа «Окружающий мир и музей» предназначена для начальной школы (1–4 классы). Ее авторы – московские музейные педагоги Т. Н. Панкратова и Т. В. Чумалова. Хотя программа прошла апробацию в столичных школах, ее можно использовать в любом регионе, городе или селе. Темы и проблемы, заявленные в ней, могут решаться на базе экспозиций местных музеев любого профиля.

Программа «Предметный мир культуры», ставшая моделью общегородской музейно-экскурсионной программы, предназначена для начальных школ столицы и создана по инициативе Московского института развития образовательных систем (МИРОС) участниками группы «Музей и образование» Н. Г. Макаровой, Е. Б. Медведевой, С. Б. Мининой, М. Ю. Юхневич вместе со специалистами московских музеев. Авторы рассчитывали на то, что специалисты из других городов, изучив московский опыт, могут составить аналогичные программы для регионов России, что и произошло на примере города Ярославля. В Ярославском музее-заповеднике действует программа «Мир вокруг нас». Ее авторы: В. А. Новожилова, С. Д. Тренина, Л. Б. Зайцева.

В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга многоуровневая программа «Здравствуй, музей!» нацелена на применение только в художественном музее (научный руководитель и автор концепции Б. А. Столяров). Программу стали осваивать художественные музеи Тулы, Твери, Краснодара, Тольятти, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Саратова, Новосибирска и Перми.

Создание и применение на практике музейно-педагогических, музейно-экскурсионных программ стало кардинально новым этапом в культурно-образовательной деятельности российских музеев. Особенностью отечественного музееведения явилось еще и то, что многие музейные педагоги сами пришли в школы. Они проводят музейные уроки в школьном классе и в музейных залах.

Недостатком является только то, что все существующие в российских музеях долгосрочные программы предназначены для детской и школьной музейной аудитории. По-прежнему мало или не существует совсем программ для юношеской, студенческой и взрослой аудитории музея.
Задание.

Каждая группа студентов создает презентацию одной музейно-педагогической программы с краткой информацией об истории ее создания, об авторах и о содержании. Основная часть презентации должна быть построена с вовлечением однокурсников в качестве воображаемых «учеников» по этой программе. Студенческая аудитория должна выполнить одно-два творческих или иных заданий из выбранной музейно-педагогической программы.



Музейно-педагогическая программа

Группы студентов для презентации программы

«Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова)

Группа 1



«Музей и культура» (Е. Г. Ванслова, Москва)

Группа 2



Музейные занятия с младшими школьниками (Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова, Москва)

Группа 3



«Мир вокруг нас» (В. А. Новожилова и др.)

Группа 4




Темы рефератов

«Музейный всеобуч»: сотрудничество музея и начальной школы.

Образовательная функция российских музеев: музейно-педагогические программы.

Музейно-педагогические программы в музеях города Ярославля.
Вопросы для контроля

- Что такое «музейный всеобуч»? Кто его автор?

- Что заставило сотрудников отечественных музеев активно обратиться к детской аудитории на рубеже 1980–1990-х годов?

- В чем состоит «педагогический суверенитет» музея?

- Какие музейно-педагогические программы Вы знаете?

- В чем специфические особенности музейно-экскурсионной программы «Предметный мир культуры»?

- Как программа «Здравствуй, музей!» отражает мир музейной культуры?
Тема 6.

Музейная аудитория и ее изучение
Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория – это «совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музеев. Термин «музейная аудитория» употребляется в отечественном музееведении с 1970-х годов (наряду с традиционными понятиями – музейный посетитель, музейный зритель, музейная публика), когда формируется подход к музею как особой коммуникативной системе, обусловивший потребность в изучении «обратной связи» между музеем и обществом».

Музейная аудитория делится по следующим признакам: возрастному, социальному, профессиональному, национальному и другим. По степени активности отношения к музею аудитория подразделяется на реальную (те, кто пришел в музей) и потенциальную (те, кто может, но пока не пришел в музей). Потенциальной аудитории необходимо уделять больше внимания. Динамизм – основное качество музейной аудитории. Экскурс в историю музейной аудитории показывает, что она постоянно меняется, а значит должен меняться и музей.

Для эффективности культурно-образовательной деятельности сотрудники современного музея должны знать свою аудиторию, а значит, регулярно проводить исследования по ее изучению. При этом необходимо владеть основными методами (наблюдение, анкетирование и другие) и приемами музейной социологии.

Музейная социология изучает функционирование музея как социального института, воздействие музея на общество, отношение различных групп населения к музею, их потребности и ценностные ориентации.

Первое исследование музейной аудитории было проведено в США в 1897 году музеем города Милуоки, но систематичные исследования стали проводить гораздо позднее.

Начало исследований музейной аудитории в России было положено в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Инициатором выступила Третьяковская галерея в Москве. В 1928 году на основе проведенных исследований появился сборник «Изучение музейного зрителя» под редакцией Л. В. Розенталь. Один из выводов гласил, что среднее время осмотра Третьяковской галереи составляет полтора часа, после чего наступает порог утомляемости. В начале 1930-х годов проводилось исследование по изучению юного посетителя Исторического музея в Москве (авторы О. Т. Козлова и А. М. Кобылина). В конце 1930-х годов практика опросов посетителей музеев признали бессмысленной и вредной. Единственным источником по изучению их мнения осталась книга отзывов.

Интерес к изучению музейных посетителей вернулся в 1960–1970-е годы. Сотрудники НИИ культуры РФ провели широкомасштабное исследование, охватившее все краеведческие музеи и музеи-заповедники на территории Российской Федерации. Исследование состояло из опроса, визуального наблюдения и изучения музейной документации. По его итогам вышли в 1974 и 1975 годах труды института под названием «Музей и посетитель».

В 1970–1980-х годах были созданы социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, в Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В штат этих музеев были введены социологи.

В 1989–1991 годах сотрудниками НИИ культуры РФ (с 1994 года – Российский институт культурологии РФ) проводилось исследование «Музей и дети». По его итогам появилось издание «Музееведение. Ребенок в музее» (1993). Выяснилось, что сотрудники музея, работая с детьми, ощущали недостаток знаний по возрастной психологии и педагогике.

В настоящее время музейно-социологические исследования проводятся отдельными российскими музеями, обычно они носят разовый характер.

В зарубежных странах, кроме разовых исследований по различным проблемам, планируют долгосрочные опросы. В 1991 году во Франции по решению Управления музеев осуществлялся проект постоянного изучения посетителе в 40 музеях. В Германии Институт музееведения в 1990-е годы осуществил двухгодичный проект по изучению посетителей в четырех музеях местной истории Берлина.

Во многих музеях за рубежом работают отделы маркетинга или связи с общественностью или отделы по изучению посетителей. Подобные структуры создаются и на государственном уровне: комитеты по исследованию посетителя и оцениванию при национальных ассоциациях в США, ассоциации изучения посетителей в Канаде.
Задание.

Следуя правилам музейной социологии, составьте анкету для проведения опроса в одном из ярославских музеев. Темы для анкетирования предлагаются следующие: отношение посетителей к новой выставке; посещение экспозиции индивидуальными посетителями; оценка музейного сайта; обслуживание в музее; работа музейного киоска и др.
Темы рефератов

Музейная аудитория, ее признаки и характеристики.

Первые исследования музейного посетителя в СССР (1920–1960 годы).

Социологическое исследование «Музей и посетитель» в 1970-е годы и его влияние на деятельность советских музеев.

Музейные социологические исследования в отдельных российских музеях в 1990–2000-е годы.
Вопросы для контроля

- Почему термин «музейная аудитория» является наиболее универсальным для определения музейных посетителей?

- Какие существуют признаки музейной аудитории?

- Какое основное качество музейной аудитории?

- С какого времени проводятся исследования музейных посетителей в нашей стране?

- В каком отечественном музее впервые было проведено исследование аудитории?

- Какое влияние на деятельность советских музеев оказало социологическое исследование, проведенное в 1970-е годы?

- Почему важно проводить изучение музейной аудитории регулярно?
Тема 7.

Категории музейных посетителей
У каждой категории музейных посетителей потребности могут быть разные, поэтому выделяют: музей и дошкольники, музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы, музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными возможностями.

Дошкольники, дети от 3 до 6 лет, являются самыми маленькими посетителями музеев. У них высокая зрительная активность. Они любят рассматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов о предметах. Ведущий вид деятельности для дошкольников в музее – игра. В игре они воспроизводят различные ситуации, приобретая жизненный опыт на доступном им уровне.

Особое влияние друг на друга всегда оказывали музей и школа. В нашей стране это происходило на разных исторических этапах, но часто было связано с реформированием школьного образования.

На первом этапе (с 1870–1890-х по 1920-е годы) взаимосвязь музея и школы произошла после реформы образования 1860-х годов, когда произошел отказ от словесной, книжной педагогики. Музей стал восприниматься как актуальное средство обновления школы и помогал учителям освоить наглядный метод обучения.

На втором этапе (1930–1960-е годы) деятельность музея ставилась в прямую зависимость от задач школы, где стала преобладать односторонняя ориентация на формирование знаний, умений, классового подхода в ущерб идее развития личности. Возникает модель «музея-учебника», призванного служить лишь иллюстрацией к программам учебных заведений.

На третьем этапе (1960–1980-е годы) контакты музея и школы складываются стихийно и зависят от личной инициативы музейного сотрудника или учителя. Большое значение придается планированию совместной деятельности двух институтов, главным элементом которого становится заключение договоров на посещение музеев учащимися в течение года.

Следующий этап (1980–2000-е годы) характеризуется появлением и широким внедрением коммуникативной концепции музея. Она основана на диалоге музея с посетителем, обращена к внутреннему миру человека, его чувственно-эмоциональной сфере и творческому воображению. Взаимодействие музея и школы начинает рассматриваться как равноправное сотрудничество. Появляются музейные педагоги.

В настоящее время существует ряд проблем, которые мешают активному взаимодействию двух институтов (музея и школы): отсутствие большой заинтересованности современных школьников получать знания именно в музее, нежелание учителей организовывать самостоятельную деятельность школьников на музейной экспозиции, транслирование музейными сотрудниками информации об экспонатах, а не предложение школьникам их изучать и исследовать.

В работе музея со студентами приоритетными формами образования признаются традиционные экскурсионные и лекционные циклы. Одной из интересных и продуктивных форм работы является подготовка и проведение тематических экскурсий в музеях самими студентами. Музеи организуют для молодежи дискуссионные клубы и диспуты, музейные беседы и семинары. Наиболее активно работают со студентами Ульяновский музей истории, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Ярославский художественный музей, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) и другие музеи страны.

Программы «Музей и семья» или «В музей всей семьей», которые стали в большом количестве появляться в российских музеях в 1990-е годы, включают разные виды и формы работ с семейным посетителем. Кроме задачи «обучить» музей выполняет здесь задачу объединить детей и родителей на занятиях в залах музея для совместного проведения досуга и общения. Перспективным является создание для семейных посетителей специальных путеводителей, которые содержат краткий рассказ об экспозиции, помогающий родителям при посещении музея быть «гидами» для своих детей. Путеводители должны содержать задания для детей, которые они выполняют вместе с родителями в музее или в домашней обстановке.

«Забытыми» посетителями в российском музее называют пенсионеров. Музейные акции и мероприятия для них пока встречаются в наших музеях редко. Исследования показывают, что российские пенсионеры удовлетворяют свои культурные и досуговые потребности в основном на уровне телевизора. Приобщение пожилых посетителей к музею может происходить через организацию студий народного мастерства, где народные умельцы в возрасте поделятся секретами вышивки, плетения, резьбы по дереву, ковке, лепке и т. д. Музейные лектории выходного дня также могут быть интересны для пенсионеров.

В качестве положительного примера работы с пожилыми посетителями музея обычно называют Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян в селе Коптелово Алапаевского района Свердловской области. Здесь разработана программа «Музей – место общения». В ее рамках проводятся тематические вечера «Коптеловские посиделки»: «Золотые свадьбы», «Война через судьбы ветеранов», «Наши земляки», «Встреча вдов войн» и другие. В музее организуются выставки членов клуба садоводов-любителей, выставки под девизом «Творчество без границ». Коптеловский музей в работе с пенсионерами исходит не из своих коллекций, а от потребностей этой категории посетителей. Наилучший эффект дают совместные встречи ветеранов и детей. Музей нужен людям пожилого возраста как средство общения, место, где можно рассказать о себе, осознать себя как частицу истории, место самореализации, поскольку для них актуальна потребность «посильного вклада» в развитие общества.

Современный музей активно работает с туристами. Экскурсионный метод здесь главенствует, но музеи используют и другие формы культурно-образовательной деятельности для этой категории посетителей. Наиболее популярными среди туристов являются различные интерактивные программы, которые предлагают музеи.

Следующая категория посетителей современного музея – это люди с ограниченными возможностями. Впервые значительные усилия, чтобы привлечь в музеи инвалидов, предприняли в США в 1970-е годы. Сегодня почти во всех западных музеях есть специальные указатели, объявления для людей, нуждающихся в специальных услугах. Музеи проводят консультации с инвалидами, чтобы узнать от них как сделать экспозицию более удобной для осмотра. В Великобритании создана ассоциация, занимающаяся проблемой облегчения доступа инвалидов в музеи и галереи. В Кунстхалле Гамбурга (Германия) организуются специальные занятия на экспозициях современного искусства, на которых намеренно присутствуют и слепые, и зрячие посетители.

Темой инвалидов в музее стали заниматься активно не только за рубежом, но и в России. С этим связан термин «арттерапия», прочно вошедший в работу российских музеев. Арттерапия помогает людям не только с ограниченными возможностями и инвалидам, но и физически здоровым посетителям музея, которые переживают кризисные состояния в своей жизни.
Задание 1.

Объясните различия музейной и школьной сфер образования с помощью данной таблицы, приведите примеры из практики.


ШКОЛА

МУЗЕЙ

Дать базовое образование во всех областях знаний на основе регламентированных программ

Предлагает избирательное образование

Преобладание информационного подхода

Расширение чувственно-эмоционального опыта человека и развитие способностей к визуальному восприятию

Вербальный характер общения

Не верить «на слово»

Образование происходит в классе, строгая посадка за партами

Образование происходит в особой среде, где человек сопричастен культуре

Классно-урочный тип поведения в школе

Пространственное перемещение, включение в игру и творческую деятельность
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта