Главная страница
Навигация по странице:

интеграционные процессы. Курсовая Работа Интеграционные процессы в мировом хозяйстве



Скачать 357.28 Kb.
Название Курсовая Работа Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
Анкор интеграционные процессы.rtf
Дата 01.05.2017
Размер 357.28 Kb.
Формат файла rtf
Имя файла интеграционные процессы.rtf
Тип Курсовая
#5582
страница 2 из 2
1   2

Источник: составлено автором на основе данных www.europa.eu.int
Единый внутренний рынок ЕС

Наиболее крупным достижением ин­теграционного процесса в рамках ЕС стало создание к концу 1992 года еди­ного внутреннего рынка, в результате чего свобода внутриинтеграционного передвижения товаров и услуг не толь­ко дополнилась свободой перемещения капитала и рабочей силы, но и серьез­ными мерами согласования внутриэкономической политики стран-членов.

Программа внутреннего рынка ЕС (ЕС Internal Market Program) — дей­ствовавшая в период с 1985 по 1992 год программа создания общего рынка то­варов и услуг.

В результате осуществления програм­мы к началу 1993 года между странами ЕС были устранены все тарифные и не­тарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение ка­питала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и при­нцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран (они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт); введены мини­мальные технические требования к стандартам, взаимное признание резуль­татов испытаний и сертификации; от­крыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

Можно сделать вывод, что Европейский Союз- наиболее развитое на сегодняшний день интеграционное объединение в мировой экономике. Пройдя путь от таможенного союза до образования свободного рынка единой Европы, экономического и валютного союза , он показал на практике возможность создания целостной общности стран, проводящей общую экономическую политику, способствующую развитию экономики союза и экономик отдельных стран внутри него. Безусловно с вступлением новых членов предстоит преодолеть препятствия, связанные с различием в уровнях экономического развития стран Восточной и Западной Европы, но спустя год после последнего расширения ЕС можно сказать, что интеграция новых стран в пространство объединённой Европы проходит достаточно успешно вопреки прогнозам о возникновении масштабных проблем в развитии национальных экономик в связи с этим расширением.
2. Особенности и перспективы интеграционных объединения Америки

Североамериканская Ассоциация Свободной Торговли (НАФТА)

Другим практическим примером международной ин­теграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Согла­шение между США, Канадой и Мексикой о Североаме­риканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения "между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственно­го комплекса. В рамках ассоциации демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет про­изойдет слияние трех национальных рынков и сформи­руется зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, подобные сущест­вующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д)Создание НАФТА было в большей мере иницииро­вано решениями политиков, хотя значение экономиче­ских императивов при этом нисколько не приуменьша­ется. Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметрич­ный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но относящаяся к разви­вающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США .

НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений будет устранена немедленно с подписанием Соглашения; на втором — в течение 5 лет; на третьем — в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе — в течение 15 лет.

Уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако для дальнейшего развития интеграционного процесса необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР)

В Южной Америке интеграционные процессы реа­лизуются через созданный в начале 90-х гг. торговый пакет МЕРКОСУР (IОжноамериканский общий ры­нок), куда вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тариф­ных ограничений во взаимной торговле между четырьмя страна­ми установление единого таможенного тарифа в отношении тре­тьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, коор­динация политики в области промышленности, сельского хозяй­ства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Уже сегодня 95 % торговли между странами- членами Пакта свободны от таможенных пошлин и тарифов. В отношении импорта из третьих стран вводят­ся общие таможенные правила. По имеющимся прогнозам, в перспективе вполне реальна интегра­ция НАФТА и МЕРКОСУР.

Для руководства процессом интеграции были созданы надна­циональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней тор­говли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и мор­ской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика..

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. МЕРКОСУР на прак­тике доказал свою эффективность. К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как ассоциированные члены) и по прогнозам возможно дальнейшее расширение этого интеграционного объединения.

Интеграционные процессы на Американском континенте замедлены в основном по причине масштабов экономик отдельных государств и сложностей, связанных с существенной разницей в уровне экономического развития стран. С другой стороны, очевидны выгоды развития сотрудничества и углубления интеграционных процессов, что открывает значительные перспективы дальнейшей интеграции экономик стран.

3. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Вос­точной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех ази­атских «драконов» — Сингапур, а также новые индустриальные страны «новой волны» — Ма­лайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В пла­нах АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участ­ниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли. Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправи­тельственная организация, объединяющая 21 государство региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океа­на. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Ка­нада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рам­ках его рабочих органов определяются региональные правила ве­дения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, про­водятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

4. Проблемы и перспективы интеграции в рамках Содружества Независимых Государств.

Рассматривая интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств, следует признать их значительную проти­воречивость и непоследовательность. Сам процесс со­здания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств - бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обо­стрением межнациональных конфликтов.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

  • разделением труда, которое невозможно было изменить це­ликом за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

  • желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного насе­ления, элементов общего культурного про­странства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.д.;

  • технологической взаимозависимостью, едиными техничес­кими нормами.


Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР 8 декабря 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной об­ластях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоеди­нения других стран.

За шесть лет, прошедших с момента принятия «Согла­шения о создании Содружества Независимых Госу­дарств», было подписано более 800 совме­стных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического разви­тия; достигнуто соглашение о формировании экономической системы Содружества и создании Международ­ного экономического комитета (МЭК); завершается под­готовка к переходу в рамках СНГ к «Общему рынку», где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества.

Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП. То­варооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 % объема ВВП. Значи­тельное уменьшение его имело место впервом полуго­дии 1997г., в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте - изделий машиностро­ения,- перерабатывающих отраслей.

С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых ре­жимов по отношению к третьим странам. Между странами-участ­ницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и прочих, сборов во внешнеторговых операциях.

В середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые направления: в апре­ле 1996г. были сформированы два новых интеграци­онных объединения — «союз четырех» (Россия, Бела­русь, Казахстан, Кыргызстан) и «союз двух» в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыр­гызстан и Узбекистан заключили свое «тройственное соглашение».

Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к на­циональному суверенитету лидеров стран Содружества; во-вторых, различиями в понимании механизма и на­правленности проводимых реформ.

Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь фор­мируются совместные межгосударственные и не­государственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведет­ся работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая вза­имодополнение экономик обеих стран.

В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда ста­новится очевидным, что будущее стран Содружества зависит от того, какие тенденции — разъединитель­ные или объединительные — будут приоритетными в рамках СНГ.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития рос­сийской экономики и системных реформ в России — естествен­ного интеграционного ядра СНГ.


  1. Препятствия к развитию мировых интеграционных процессов.


Как следует из вышеописанных примеров, возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств - процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами. Первые - объективное следствие возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, вторые - отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни, следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и развития международного производства, экономической транснационализации и глобализации. Указанное противоречие - основное противоречие всего процесса интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его стадии в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие интересов региональной интеграции и международных экономических организаций и корпораций.
На проявления основного противоречия большое влияние оказывают: уровень социально-экономического развития стран-участниц интеграции; масштабы и темпы экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических реформ; противоречия между экономикой и политикой, обусловленные и субъективными факторами (в том числе национальными амбициями, стремлением к использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств); состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер мировой рыночной конъюнктуры. Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги, условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета. В то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с интернациональными интересами при решении глобальных проблем экологии, развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса, образования, здравоохранения и т.д. Для последовательного разрешения всех этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества, который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных интересов.

Заключение.

Создание международных интеграционных объединений на основе сложных многоуровневых интеграционных процессов- одна из определяющих тенденций развития мировой экономики на пороге XXI в. Исходя из предпосылок, особенностей и примеров развития интеграционных процессов в мире можно сделать следующие выводы:

  1. Международная экономическая интеграция — характерная осо­бенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития ре­гиональных экономик и повышении конкурентоспособности на миро­вом рынке стран — участниц интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция — это процесс срас­тания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических и политьических связей и взаимодействия на различных уровнях..

  2. . Классические формы международной экономической интеграции:

-зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения

Между странами — участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины;

-таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;

-общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капитала и людей; -экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свобод­ной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются согла­шениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграцион­ным объединением.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к по­литическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномо­чиями и властью, чем наднациональные институты управления.


  1. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС безусловно является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире с наиболее тесными экономическими связями между странами, валютным союзом и развитыми органами управления. На примере этого интеграционного объединения мы можем увидеть перспективы развития мировых интеграционных процессов и в других регионах мира, так как углубление интеграции- одна из основных тенденций в мировой экономике.

  2. АСЕАН и АТЭС- наиболее перспективные и масштабные интеграционные объединения в азиатско-тихоокеанском регионе.

  3. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, по­ложат начало всеамериканской зоне свободной торговли и единому американскому рынку. Несмотря на проблемы, связанные с масштабами экономик и уровнем развития, интеграция в этом регионе характеризуется широкими перспективами по расширению сотрудничества.

  4. Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаи­мозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного про­странства. Интеграционные процессы имеют многоуровневый и противоречивый характер. Проблемы интеграции в этом регионе лежат в кризисном состоянии экономик многих бывших советских республик и политических противоречиях между правительствами отдельных стран. Дальнейшее развитие интеграции будет зависеть от многих факторов, наиболее важный из воторых-экономическое развитие России как интеграционного ядра СНГ

  5. Международные интеграционные процессы способствуют ускорению экономического роста и развития торговли и производства стран- участниц; структурной перестройке экономик и переходу на новый технологический уровень; развитию международного разделения труда и страновой специализации; формированию мирового рынка.

  6. На примерах интеграционных процессов в современном мире видно, что основным противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами. Политические взаимоотношения и отношение к развитию сотрудничества правительств различных стран также могут стать препятствием на пути стремления к интеграции( что мы видим на примере СНГ). Задача государств- участников интеграционных процессов в современном мире- выработка стратегий, объединяющих и примиряющих интересы стран и международные интересы с целью создания условий для эффективного сотрудничества и развития экономик стран и мирового хозяйства в целом.



Список литературы:

        1. Авдокушин Е.Ф //Международные экономические отношения.. – М.,2000г. .

        2. Елова М.В. «Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность»: Учебное пособие для вузов/.-М.:Логос, 2000. – 248 с

        3. Киреев А. «Международная экономика» часть1. М., «Международные отношения» 2002г

        4. Колесов В. П., Осьмова М. Н. // Мировая экономика. Экономика зарубежных стран М., 2001г.

        5. «Мировая экономика» под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2004г.

        6. «Международные экономические отношения» под редакцией проф. Рыбалкина В. Е., М., ЮНИТИ, 2004г.

        7. «Международные экономические отношения» под редакцией И. П. Фаминского. М., Экономистъ, 2004г.

        8. Овчаренко Н.Е. .Модели современных интеграционных процессов – Изд. Москва 1999г.

        9. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л, Рыбалкин В.Е., Фишер Г. «Международные экономические отношения. Интеграция» Учебн. пособие для вузов/.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997

        10. Шишков Ю. В. «Интеграционные процессы на пороге 21 века: почему не интегрируются страны СНГ». – М.: НП «Третье тысячелетие». – 2001.

        11. Шумский Н. Преимущества интеграции. Интеграция в содружестве независимых государств: проблемы и перспективы., 1999г

        12. «Поблемы современной экономики» – журнал №3 (3) – 2000г.

        13. Борко Ю.,«Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - “Мировая экономика и международные отношения”, 2000, №8

        14. Ложечко М. Нафта в интеграционных процессах: проблемы и перспективы. //Внешняя торговля. 2000. №5-6.

        15. «Евразийское экономическое сообщество: этапы становления» // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 24.12.2003

        16. Шишков Ю. В., «Внешнеэкономические связи в ХХв.- от упадка к глобализации». 2001г.

        17. Шумский Н. «Интеграция в Содружестве Независимых государств. Проблемы и перспективы» Мировая экономика и международные отношения”, 1999, №11

1

1   2
написать администратору сайта