Главная страница
Навигация по странице:

Проверка знаний. Лекции Понятие и цель контроля зун. Функции и принципы проверки зун



Скачать 48.5 Kb.
Название Лекции Понятие и цель контроля зун. Функции и принципы проверки зун
Анкор Проверка знаний.doc
Дата 19.12.2017
Размер 48.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Проверка знаний.doc
Тип Лекции
#13146

Проверка знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся по математике

План лекции

  1. Понятие и цель контроля ЗУН. Функции и принципы проверки ЗУН.

  2. Компоненты, типы, формы, виды , методы, средства контроля знаний.

  3. Понятия отметка, оценка, погрешность, недочет. .

  4. Нормы оценок устных и письменных ответов учащихся. Ведение тетрадей по математике.


1-вопрос.

С точки зрения внешней структуры организации процесса обучения контроль- это часть процесса обучения. Известно, что любая деятельность, в том числе и обучение, состоит из трех частей:

  • Ориентировочной;

  • Исполнительной;

  • Контролирующей.

С точки зрения внутренней структуры процесса обучения контроль- это выявление и сравнение результата учебной деятельности с требованиями программы (соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Контроль знаний ученика должен производиться только по результатам его личной учебной деятельности.

Основная цель проверки ЗУН - обнаружение достигнутых успехов и пробелов в знаниях ученика; указание путей совершенствования знаний.

Функции проверки

  • Контролирующая – выявление состояния знаний и умений, уровня умственного развития учащихся; изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Выясняется объективный уровень усвоения и сравнивается планируемое с действительными результатами. Устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм, средств обучения.

  • Обучающая функция – в процессе проверки ученик повторяет, закрепляет материал, знания применяется в новой ситуации, обобщаются и сиетематизируются..

  • Диагностическая функция – получается информация об ошибках, недочетах и об их причинах., направляется деятельность учителя по их устранению. .

  • Прогностическая – получается опережающая информация о том, достаточны ли знания условия для усвоения последующей порции учебного материала.

  • Развивающая – в процессе проверки развивается речь, память, внимание, воображение, воля, мышление:: анализ, сопоставление, классификация Одновременно учитель получает информацию об уровне этого развития.

  • Ориентирующая – получается информация о степени достижения цели обучения отдельными учениками и классом. В результате проверки учащиеся лучше узнают о своих пробелах и достижениях..

  • Воспитывающая функция – воспитывается ответственное отношение к учебе, честность, настойчивость; понимание связи теории с практикой, мировоззрение.

Принципы

Проверка должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной, индивидуальной.

  • Целенаправленность – Перед проверкой четко должно быть установлено : ч должно проверятся; кто должен проверять; Какие выводы надо будет сделать, какой получится эффект.

  • Объективность – это предупреждение субъективности и ошибочности суждений. Обеспечение объективности требует четкого выделения цели обучения, разработанности требований к ЗУН, обоснованности выделения объектов и содержания проверки, обеспеченности методами и критериями проверки

  • Всесторонностьо проверки означает охват большого по содержанию материала, усвоение основных идей, путей, фактов курса.

  • Регулярность - проверка должна быть системптической, органически сочетаться с учебным процессом.

  • Индивидуальность означает, что должен проверяться и оцениваться ЗУН каждого ученика..

2-вопрос.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, выделяют три типа контроля:

  • Внешний(учитель);

  • Взаимный (ученик, сосед по парте);

  • Самоконтроль (сам ученик).

Компонентыпроцесса контроля : ЗУН:

  • Установление целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля;

  • Выбор видов форм, методов, средств контроля, соответствующих целям контроля.

  • Различные способы выражения результатов контроля.

Виды контроля.

  1. Если основное внимание уделить деятельности контролируемого субъекта, то выделяются:

  • Контроль по конечному результату.

  • Пошаговый контроль.

  • Контроль, связанный с установлением определенных параметров деятельности.

  1. По месту в процессе обучения выделяют текущий, итоговый по теме, итоговый. Текущий делят на предварительный, ежедневный, периодический. Текущая проверка проводится на каждом уроке, на каждом этапе. Объективная оценка мыслей поддержать, затормозить. Она должна стимулизировать дальнейшее развитие личности. Для учеников можно применять отсроченный контроль(оценка ставится после усвоения)контроль.

При тематической проверке вычисляется усвоение основных положений темы(система кратковременных с/р)

При итоговой проверке проводятся: годовые к/р, экзамены. Итоговые к/р разрабатываются районными или городскими отделами народного образования, экзамены-по билетам.

Методы(способы)проверки

-проверка письменно-графических работ

-устная проверка

-проверка практических работ

Устная проверка должна быть организована на всех этапах урока(проверка д/з, подготовленность учащихся к изучению нового, проверить усвоение новых знаний, уровень развития математической речи и др.)

Методика устной проверки включает 2 части:

-составление проверочных вопросов и их знание

-ответ учащихся

Характер вопросов

-активизирующие память

-мышление(сравнение, сопоставление, вычисление существенных признаков и др.

-активизирующие речь(умение пользоваться математической терминологией, проблемные вопросы

В методикческой литературе выявляются два условия качественного выявления знаний

1) предоставить учащемуся изложить знания без помех со стороны класса и учителя

2)создание обстановки для обеспечения наилучшей работы его интеллектуальных сил

Проверка письменных работ более объективной проверки; важен тщательный анализ результатов проверки.

Проверка практических работ- проверка умения применять полученные знания при решении практических работ; умения пользоваться приборами, таблицами.

Средства контроля- это задние или несколько заданий, с помощью которых выявляются ЗУН учащихся. Выделяются машинные и безмашинные средства проверки.

В основу классификации средств контроля может быть положена форма ввода ответа на контролирующие задания

  • -задания свободного выбора ответа ( вопросы и задачи)

  • -тесты (на припоминание и дополнение и избирательные)

Тесты на припоминание и дополнение- это тетрадь с печатной основой (ТПО ), где учащиеся заполняют пропуски в предложенном тексте.

Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора (из предложенных двух ответов ученик выбирает один) и множественного выбора . –Формы контроля выделяются в соответствии с формами обучения:

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Фронтальная

При индивидуальной проверке каждый получает свое задание, которое выполняет без посторонней помощи. При этом учитель должен заранее наметить, когда, кого, цель и средства проверки.

При групповой проверке класс временно делится на несколько групп (2-10человек), группе даются задания (одинаковые или дифференцированные). Эта форма проверки применяется при повторении с целью обобщения, систематизации, при решении задач. Иногда групповую проверку проводят в виде уплотненного опроса (несколько учеников отвечают у доски или .сидя за партами в письменном виде).

При фронтальной проверке задания предлагаются всему классу..

3-вопрос.

Процесс контроля ЗУН учащихся связан с оценкой и отметкой . Оценка –это процесс (деятельность) оценивания. Отметка – результат этого процесса.

Оценивание может быть личностным,( действия ученика в настоящем сравниваются с его действиями в прошлом); сопоставительным (сравнение с действиями другого ученика); нормативным (сравнение действий ученика с установленной нормой)..

В текущей работе учитель использует личностный способ оценивания, при подведении итогов –нормативный. Осуществлять сопоставительное оценивание не рекомендуется..

Показателем знаний учащихся является погрешность. Погрешности делятся на недочеты и ошибки. Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел программным материалом. Недочет – погрешность, свидетельствующая о том, что либо ученик усвоил ЗУН недостаточно, либо на усвоил знания, не предусмотренные программой в качестве основных. Однако деление погрешности на ошибки и недочеты является условным. Например, вычислительная погрешность при изучении десятичных дробей в 5-классе –ошибка, при изучении более сложных тем в старших классах –погрешность.
написать администратору сайта