Главная страница
Навигация по странице:

Литература по теме Методические указания по изучению темы



Скачать 3.32 Mb.
Название Литература по теме Методические указания по изучению темы
Анкор InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.32 Mb.
Формат файла doc
Имя файла InternetKurs_YuridPsikhologia (1).doc
Тип Литература
#217
страница 5 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
частью правового знания

  • частью общей психологии

  • прикладной отраслью психологии

    1. К структурным элементам современной юридической психологии следует отнести: 1) правовую психологию; 2) общую психологию; 3) криминальную психологию; 4) дифференциальную психологию; 5) психологию следственной и оперативно-розыскной деятельности; 6) сравнительную психологию

    1. 1,3,5

    2. 4,5,6

    3. 1,2,3

    4. 2,3,4

    1. Разложение сложной информации на составляющие, воссоздание недостающих фрагментов, преодоление умственных тупиков, использование группового мышления составляют содержание

    1. психотехнических приемов мышления следователя

    2. психотехнических приемов воображения любого человека

    3. психотехнических приемов активизации чувств любого человека

    4. психотехнических приемов активизации интуиции следователя

    1. Выберите верное утверждение:

    1. любая деятельность человека полностью осознанна и поддается внутреннему контролю

    2. деятельность человека осознается не всегда, но при желании может быть полностью проконтролирована и отрегулирована сознанием

    3. деятельность человека определяется как сознательной, так и неосознаваемой сферой психики, причем полный контроль со стороны сознания невозможен

    4. деятельность человека определяется, прежде всего, бессознательными, инстинктивными побуждениями, которые невозможно регулировать

    5.Кризисы в психологической науке возникают в связи с изменением представлений о:

    1. предмете психологии

    2. представлений о психике

    3. представлений о том, как должна развиваться наука

    4. том, как оценивать истинность добытых знаний

    6.Наше восприятие мира связано

    1. с культурой, к которой мы принадлежим;

    2. с практикой;

    3. с опытом.

    4. Все ответы верны.

    7. Память – это:

    1. процесс организации и сохранения прошлого опыта с целью его дальнейшего использования в деятельности

    2. процесс накопления информации, и способов эмоционально-деятельностного отношения к ней

    3. высшая психическая функция, регулирующая накопление и забывание прошлого опыта

    8. Какие из следующих видов восприятия определяются как процессы социальной перцепции?

    1. предметное восприятие

    2. ситуативное восприятие

    3. событийное восприятие

    4. межличностное восприятие

    9. Память зависит от:

    1. способностей

    2. культурного опыта, присвоенного в раннем детстве

    3. тренировки запоминания, уровня владения техниками запоминания

    4. мотивов и потребностей запоминающего субъекта

    10. Восприятие и мышление, взаимодействуя между собой, позволяют субъекту:

    1. осознавать воспринимаемый объект

    2. анализировать воспринимаемый объект в его динамике

    3. преобразовывать образ воспринимаемого объекта в вид, удобный для принятия решения

    4. осуществлять взаимодействие с воспринимаемым объектом оптимальным способом


    Практические задания:

    Задача 1.При осмотре места происшествия зловонный запах разлагающегося трупа притупляет чувствительность зрительных анализаторов, также и шум негативным образом влияет на остроту зрительного восприятия оперативного работника.

    Какое свойство (закономерность) ощущения было представлено в приведенных примерах? Напишите, пожалуйста, какие еще свойства ощущения Вы знаете. Как обозначенные Вами закономерности ощущения влияют на характер профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

     

    Задача 2.Чем будут отличаться словесные портреты одного и того же лица, составленные на основе показаний взрослого человека и ребенка?

    Напишите, пожалуйста, как индивидуально-психологические характеристики человека, а также род его профессиональной деятельности влияют на восприятие им другого человека.

     

    Задача 3.Напишите, пожалуйста, какие Вам известны факторы, влияющие на субъективность восприятия времени.
     Задача 4.Какие Вы можете привести способы, активизирующие память свидетелей преступления?
    Задание 5.Чем отличаются между собой два вида воображения: творческое и репродуктивное (воссоздающее)?

    Из кинофильмов или книг приведите яркий пример решения сотрудником правоохранительных органов профессиональной задачи при подключении им воображения.

    Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы, особенности их проявления у юристов

     

    Вопросы темы:

    1. Сущность, классификация эмоций и чувств. 71

    2. Особенности настроений и аффектов. 74

    3. Сущность психических состояний. 77

    4. Общая характеристика стресса и его профилактика. 79

    5. Модель управления стрессом. 82

    6. Фрустрация. Методы регуляции психического состояния. 83

    7. Воля, ее функции. Виды волевого действия. 85

    8. Особенности волевых действий. 88
    Цели и задачи:

    Цели и задачиизучения данной темы – формирование у будущих специалистов четкого представления о прямой связи эмоциональных и волевых качеств личности, уяснения механизма сознательного регулирования своих эмоционально-чувственных проявлений.Освоение данной темы познакомит студентов с возможностями управления эмоционально-волевыми процессами при осуществлении профессиональной деятельности.
    В результате успешного изучения темы Вы:

     

    Узнаете:

    • о важности и значимости эмоционально-волевых процессов для деятельности сотрудников правоприменительных органов,

    • о том, что человек не только познает мир, но и оценивает его, вырабатывая собственное эмоционально-волевое отношение к объективной действительности,

    • о том, что это познание выражается в определенных чувственных феноменах;

    • о том, что человек строит собственное поведение и разворачивает программу действий, используя свои индивидуальные волевые качества.


    Приобретете следующие профессиональные компетенции:

    • умение выделить эмоциональные реакции — аффект, фрустрацию, стресс;

    • умение выделить эмоциональные состояния — эмоции, чувства, настроения, переживания;

    • умение уяснить различия и сущность этих явлений;

    • умение уяснить особенности деятельности и поведения человека в эмоциональных конфликтах и напряженных ситуациях — при стрессе, аффекте, фрустрации;

    • умение определять условия возникновения, причины, сущность, юридическое значение аффекта


    В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

    психические состояния —это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психическое состояние представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени;

    чувства —это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает;

    эмоции —это непосредственная форма выражения чувств;

    настроения —это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих;

    аффект —это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Он характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля;

    фрустрация — психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели;

    стресс —неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма;

    воля —это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.
     Теоретический материал по теме
     Вопрос 1. Сущность, классификация эмоций и чувств

     

    Чувства —это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

    Эмоции —это непосредственная форма выражения чувств. Это психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру.

     



     

    Чувства и эмоции выполняют несколько основных функций: энергетической мобилизации организма, сигнальную и регулирующую.

    Функция энергетической мобилизацииорганизма заключается в том, что в результате переживаний различных эмоциональных состояний человек мобилизует свои внутренние ресурсы для адекватной реакции на внешние условия и ситуации.

    Сигнальная функциявыражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

    Регулирующая функциясостоит в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируя ее.

    Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими(движения мышц лица) и пантомимическими(жестикуляция).

    Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинено всем закономерностямформирования условного рефлекса: обобщенность и перенос, притупляемость, контраст, суммация и др.

    Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс определенных объектов, обобщенностьи переносчувств — одна из их закономерностей.

     



     

    Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности: носят субъективный характер: вызывают удовольствие или неудовольствие; отражают характер взаимодействия организма со средой; имеют очень большое многообразие; вызывают успокоение или возбуждение.

    Интеллектуальныечувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

    Нравственныечувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

    Эстетическиечувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.

    Стеническиечувства — это чувства, активизирующие деятельность человека.

    Астеническиечувства — это чувства, вызывающие пассивность. И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

    Настроения —это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

    Аффекты —это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

    Страсти —сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

     

    Вопрос 2. Особенности настроений и аффектов

     



     

    Настроение — это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Отмечая особенности настроения, С. Л. Рубинштейн указывал, что это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние, кроме того, оно не предметно, а личностно.

    Настроение всегда имеет причину: окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья и другие. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Можно научиться управлять настроением, для чего необходимо следить за ним и правильно его оценивать. В управлении настроением проявляется уровень развития личности. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

    Настроенияимеют следующие отличительные особенности:

    1. Слабая интенсивность.Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

    2. Значительная длительность.Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

    3. Неясность, «безотчетность».Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

    4. Своеобразный диффузный характер.Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

     

    Отличительными особенностями аффектов являются:

    1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания.Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобожденными в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния. Аффекты похожи на вспышку, взрыв, налетевший шквал. Если эмоция — это душевное волнение. То аффект — буря.

    2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

    3. Известная безотчетность эмоционального переживания.Она бывает большей или меньшей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.

    4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания.Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

     

    Вопрос 3. Сущность психических состояний

     



     

    Человек не только познает мир посредством психических познавательных процессов, но и оценивает его, вырабатывая собственное отношение к объективной действительности, что выражается в определенных эмоциональных феноменах. Как существо деятельное в соответствии с оценкой и определением своего отношения, человек строит собственное поведение и разворачивает программу действий, используя волевые качества.

    Психические состояния —это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психическое состояние представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени.

    Функции психических состояний: регулирования; интеграции; адаптации.

     



     

    Основные характеристики психического состояния.

    Эмоциональные —эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие. Это те, в которых эмоциональные характеристики выходят на передний план (эйфория, радость, печаль, меланхолия, тревога, страх, паника).

    Эмоциональное состояние зависит от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и других причин. В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, на характерные для него психические проявления.

    В типичныхдля человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально — типологические особенности личности: например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое эмоциональное состояние.

    Случайныеэмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации.

    Активационные, отражающие интенсивность психических процессов. Обычно рассматриваются в порядке снижения уровня активации: от высокого (состояния возбуждения) до низкого (скука, апатия). К ним относят: возбуждение, вдохновение, подъем, сосредоточенность, рассеянность, скука, апатия.

    Тонические,отражающие тонус, ресурс сил индивида. В первую очередь зависят от суточного цикла «бодрствование-сон» (бодрствования, монотонности, пресыщения, состояния «ночной психики», сонливости, утомления, переутомления, сна).

    Тензионные, отражающие степень напряжения, т. е. центральной характеристикой является напряжение (напряжение, стартовое напряжение, состояние эмоционального разрешения, фрустрации, стрессовые состояния, состояние сенсорного голода).

    Временные, отражающие продолжительность, устойчивость состояний.

    Полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

    Как правило, посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности. Сотрудник правоохранительных органов должен хорошо знать физиологические основы психических состояний для грамотного управления ими.

     

    Вопрос 4. Общая характеристика стресса и его профилактика

     



     

    Стресс нередко рассматривают как особое функциональное состояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.

    Стресс — (от англ. Stress — давление, напряжение) — психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; термин, используемый для обозначения обширного круга неспецифических реакций организма на резко изменяющиеся условия среды.

    В настоящее время термин стресс используется для обозначения целого ряда явлений:

    1) сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

    2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

    3) сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

    4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

    5) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

     

    В целом, стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.

    Термин «стресс» был введен Гансом Селье в 1929 г. Стрессор (стресс-фактор) —это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Стрессоры бывают физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д., и психологические — факторы, действующие своим сигнальным значением: новизна, угроза, опасность, непосильная задача, риск, внезапность, обида, информационная перегрузка и пр.

     



     

    Значение стресса.Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Биологической функцией стресса является адаптация — приспособление человека к окружающей среде. Стресс — нормальное явление в здоровом организме, он является защитным механизмом биологической системы.

    Развитие стресса во времени делится на три стадии:

    1 стадия тревоги —активация эндокринных путей, связанных с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма.

    2 стадия резистентности — стадия максимально высокого уровня сопротивляемости организма вредным воздействиям. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к воздействию вредоносных факторов. Все усилия организма направлены на поддержание состояния гомеостаза в изменившихся условиях.

    3 стадия истощения —адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпали себя. В некоторых случаях под угрозой может оказаться выживание организма.

     

    Виды стресса.В связи с особенностями стрессора выделяют, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный).

     

    Вопрос 5. Модель управления стрессом

     



     

    При длительном воздействии стрессогенных факторов происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов организма. Нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека. В этих случаях может возникнуть психосоматическое заболевание — функциональные или органические нарушения, возникающие вследствие стресса. Психическое и соматическое (телесное) так сильно переплетены между собой, что не может быть психического феномена без последующего соматического и, наоборот, не существует соматического явления без психологического. Стрессовая реакция представляет собой концентрированную сущность взаимоотношения психики и тела.

     



     

    Психоэмоциональные стрессы формируются в ходе так называемых конфликтных ситуаций, когда субъект не способен спокойно удовлетворить свои главенствующие биологические и социальные потребности в течение длительного периода времени. В этих условиях стресс оправдан и является нормальной адаптивной реакцией живого организма. В безнадежной конфликтной ситуации он может принимать патологическую форму непрерывного возбуждения нервной системы, что ведет к развитию психосоматических заболеваний.

     

    Вопрос 6. Фрустрация. Методы регуляции психического состояния

     



     

    Фрустрация — психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.

    Фрустрацию можно также охарактеризовать как конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживаниями крупной неудачи.

    К состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин, в переводе с латинского, означает — обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

    Часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка и самооценка личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера.

    Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса.

    В связи с фрустрацией различаются: 1. Фрустратор — причина, вызывающая фрустрацию. 2. Фрустрационная ситуация. 3. Фрустрационная реакция.

    Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д. Уровень фрустрации зависит: от силы, интенсивности фрустратора; от функционального состояния человека; от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

    Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его). В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

    Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может усиливаться, ослабевать или исчезать. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Например, раздражительность, досада могут разрядиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.

    Устойчивость к фрустраторам, перенесению трудностей называется толерантностью.

     



     

    Вопрос 7. Воля, ее функции. Виды волевого действия

     

    Воля —это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение позленных целей.

    Воля — высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

    Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие: непроизвольная регуляция:допсихические непроизвольные реакции, образная (сенсорная и перцептивная) регуляция; произвольная регуляция:речемыслительный уровень регулирования; волевая регуляция.

    Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действиясовершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.).

     



     

    Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

     



     

    Произвольные действияпредполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очерёдность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

    Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

    — необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

    — несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

    — на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

     

    Воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

     

    Основные функции воли:

    — выбор мотивов и целей;

    — регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

    — организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

    — мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

     

    Специфика волевого регулирования.Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования — наличие преград, препятствий при достижении цели. Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности.

    И. М. Сеченов писал, что воля — это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:когнитивный; эмоциональный; поведенческий (деятельный).

    Особенностями воли(волевых действий) являются:

    1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

    2. Связь с мышлением.Достичь чего-то и мобилизовать себя тали этого человек может только в том случае, если он все хорошо понимал и спланировал.

    3. Связь с движениями.Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.

     

    Вопрос 8. Особенности волевых действий

     

    Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают: простые, сложные и особо сложные.К простым волевым действиямотносятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

    Простые волевые действияскладываются из двух звеньев: побуждение (постановка цели); исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных компонентов.

     



     

    Сложное волевое действиевключает в себя три звена: побуждение (постановка цели); планирование; исполнение. Особо сложное волевое действиевключает в себя те же звенья, что и сложное волевое действие, однако характеризуется:

    а) объединенностью всех звеньев в единое целое;

    б) предельно краткими сроками реализации;

    в) особыми психическими состояниями, связанными с обострениями психических процессов.

     



     

    Этап побужденияне всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия.

    Борьба мотивоввозникает на данном этапе тогда, когда человека есть возможность выбора целей, по крайней мер очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

    Борьба мотивов оказывается центральным звеном в сложном волевом действии, когда возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Результатом разрешения этой ситуации является принятие одной из возможностей в качестве решения. Уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование.

    Этап планирования — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого — установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами. На этом этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

    Этап исполненияпринятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения; поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

    Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
    Литература по теме

    Основная:

    1.Аминов И.И. Юридическая психология. - М., 2011.

    2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.

    3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.

    4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
    Дополнительная:

    5. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2007.

    6.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.

    7.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

    8.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.

    9.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2010.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
написать администратору сайта