Главная страница
Навигация по странице:

курсовая работа по ГЛИНКЕ. М. И. Глинка основатель русской вокальной школы



Скачать 319 Kb.
Название М. И. Глинка основатель русской вокальной школы
Анкор курсовая работа по ГЛИНКЕ.doc
Дата 22.04.2017
Размер 319 Kb.
Формат файла doc
Имя файла курсовая работа по ГЛИНКЕ.doc
Тип Глава
#1604
страница 2 из 3
1   2   3
Глава 2. Изучение взаимосвязи принципов вокальной педагогики М.И.Глинки с особенностями его вокального письма

2.1. Оперное и камерно-вокальное творчество М.И.Глинки
Романсы и песни Глинки — драгоценный вклад в русскую музыку. С изумительной щедростью и полнотой запечатлелись в них лирические стороны его таланта, присущий ему мелодический дар.

Для самого композитора вокальная лирика была неизменной спутницей жизни. К ней он обращался на всем протяжении своего творческого пути, начиная от первых юношеских опытов и до последнего романса, сочиненного в 1856 году, незадолго до смерти.

Опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, он создал классические образцы вокальной лирики, в которых субъективное чувство художника получает высокое общечеловеческое значение. Не только внутренние душевные переживания человека, но и образы внешнего мира, картины природы, жанрово-бытовые моменты находят яркое отражение в вокальной лирике Глинки. По широте и объективности содержания его романсы можно сравнить с лирическими стихотворениями Пушкина, такими же стройными, гармоничными, овеянными подлинной красотой человеческих чувств.

По-новому подходит композитор к традиционным жанрам русского романса. Его вокальное творчество явилось вершиной и завершением длительного периода развития камерной вокальной культуры, зародившейся еще в XVIII веке. В романсовом наследии Глинки можно отчетливо проследить и характерные черты задушевных «российских песен», и образы ранней романтической поэзии, и черты так называемой анакреонтической лирики, типичной для эпохи классицизма. Многие из этих жанровых разновидностей перекликаются с творчеством современников — Алябьева, Верстовского, Есаулова, Яковлева, Титовых. Начав свой творческий путь в период 20-х годов, молодой композитор опирается на самые популярные для того времени жанры сентиментально-лирического романса, элегии, «русской песни», баллады. Но все эти жанры у Глинки подняты на новый художественный уровень. В каждый романс он вносит свое, индивидуальное содержание и в каждом создает свой, неповторимый, законченный образ.

Богатство содержания в романсах Глинки сочетается с высоким совершенством художественной формы. Присущий его лирике благородный артистизм неизменно проявляется во всех его тонко отшлифованных, изящных романсах. Вокальная мелодия отличается редкой пластичностью и завершенностью. В композиционном строении романсов Глинка, как правило, избегает свободного, «сквозного» развития и стремится к ясным, закругленным формам.

В романсах Глинка не стремится к широкой «концертности», внешней виртуозности и не выходит за рамки камерного стиля. Однако при кажущейся простоте средств они требуют от исполнителя высокого мастерства, в них широко использованы самые разнообразные приемы вокальной выразительности: широкая кантилена и выразительная декламация, тончайшие нюансы в градации звука, тембровые контрасты.

В совершенстве владея техникой вокального исполнения, Глинка, сам выдающийся певец и педагог-вокалист, в своих романсах создал произведения подлинно вокальные, в которых ведущая роль всегда принадлежит певцу и основное содержание выражено прежде всего в обобщающем, ярком мелодическом образе.

Почти все романсы Глинки написаны на тексты русских поэтов-современников. Они создавались в пору высокого расцвета русской лирической поэзии; композитор чутко отзывался в них на современные ему литературно-художественные течения. Эта глубокая, неразрывная связь русской музыки с поэзией современности в дальнейшем определяет весь путь развития русского классического романса.

Из общего числа семидесяти с лишним романсов, написанных Глинкой за всю его жизнь, значительное количество (более двадцати) приходится на ранний период.

Ранние романсы Глинки пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х годов. К числу лучших сентиментально-лирических романсов молодого Глинки принадлежит знаменитая элегия «Не искушай» на текст Е. А. Баратынского (1825) — классически-совершенный образец этого жанра в русской музыке начала XIX века.

Плавность и закругленность мелодической линии (начиная от первой же восходящей секстовой попевки), скользящие хроматизмы, обилие задержаний, мягкие «женские окончания» фраз и даже гармонический план с характерной для бытового романса модуляцией из минора в параллельный мажор — все это заставляет вспомнить о сентиментально-лирических романсах современников Глинки.

Наряду с задушевной, мечтательной лирикой в творчестве молодого Глинки можно отметить романсы более напряженного драматического тона. В романсах «Бедный певец» и «Разочарование» проявляются характерные черты патетического романса-монолога — жанра, возникшего еще в конце XVIII века в некоторых «российских песнях» Козловского. Острые динамические контрасты, декламационные приемы в вокальной партии, ярко акцентированные интонации жалобы, возгласа, вздоха в этих романсах Глинки выдают стремление композитора к повышенной эмоциональности и сильной драматической экспрессии.

И в то же время ранним романсам Глинки не чужды и противоположные — светлые, ясные, даже эпикурейские настроения, отчасти близкие к образам юношеских, лицейских стихотворений Пушкина. В романсах «Я люблю, ты мне твердила», «Скажи, зачем», «Один лишь миг» с тонким изяществом выражено светлое чувство любви и упоения радостью жизни.

Охотно обращался Глинка в юные годы и к популярному жанру лирической «русской песни». «Русские песни» Глинки проникнуты задушевными, мечтательными настроениями, что сближает их с общей элегической атмосферой городского бытового романса 20-х годов. Но стиль бытовой лирики выдержан у Глинки с большим художественным тактом и чувством меры. Строгая простота и сдержанность выражения, отсутствие излишней «надрывности», ясность и стройность мелодической линии — общие черты «русских песен» Глинки. Композитор здесь не выходит за рамки обычных приемов и средств бытового романса, еще более выявляя их самобытную песенную природу, широкую кантиленность вокальной партии.

Немалую роль эти первые опыты, несомненно, сыграли в формировании оперного стиля Глинки. Проникая в стиль народно-бытовой песенной лирики, композитор делает важный шаг на пути к овладению национальным стилем, приемами народно-песенной выразительности.

В эти же годы впервые проявляется интерес композитора к поэзии Востока, Кавказа: к 1828 году относится первый «восточный» романс Глинки «Не пой, красавица, при мне» — один из первых опытов воплощения темы Востока в русской музыке.

Новый этап вокального творчества намечается в романсах Глинки начала 30-х годов. В них отражены впечатления композитора от природы и быта Италии, ее певческой культуры.

В романсах «Венецианская ночь», «Победитель», «Желание» разлито романтическое ощущение прекрасного — молодости, счастья и красоты жизни. После сентиментальных элегий и задумчивых «русских песен» юных лет они привлекают полнотой жизнеощущения, сочностью и яркостью колорита. Совсем по-новому звучит героический «рыцарский» романс «Победитель», пронизанный активными, энергичными ритмами, насыщенный звонкой колоратурой, воспевающий торжество победы и радость любви.

К числу самых поэтичных и светлых романсов Глинки нужно отнести прелестную баркаролу «Венецианская ночь» на слева И.И.Козлова. Музыка романса полна светлого, безмятежного чувства; она пленяет классической ясностью, стройностью и целомудренной простотой. Стиль Глинки — зрелого художника — здесь уже вполне сформировался.

Годы творческого расцвета Глинки — от «Ивана Сусанина» до «Руслана и Людмилы» (1836—1842) — оказались наиболее плодотворными и в его камерно-вокальном творчестве. В это время он создает лучшие свои романсы и достигает классического совершенства в трактовке самых разнообразных жанров и форм вокальной лирики.

Романсы Глинки зрелого периода охватывают широкий круг поэтических тем, сюжетов и настроений — от мрачно-фантастической баллады «Ночной смотр» до простодушной «Колыбельной песни», от героического «Рыцарского романса» и до глубокого драматизма знаменитой элегии «Сомнение».

Главная, определяющая роль в романсах этого периода принадлежит поэзии Пушкина. Романсы «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Где наша роза», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье» и созданные позднее «Заздравный кубок», «Мери», «Адель» — классические примеры музыкального прочтения стихотворений поэта. Их интонационный строй полностью отвечает поэтическим образам пушкинского текста.

Наряду с пушкинскими романсами в вокальном творчестве Глинки выделяются два произведения, в которых традиционные жанры бытовой лирики были столь же проникновенно и вдумчиво переосмыслены композитором. Это — элегия «Сомнение» и баллада «Ночной смотр».

К периоду создания «Руслана» относится единственный вокальный цикл Глинки — двенадцать романсов на слова Н. В. Кукольника, объединенных под общим названием «Прощание с Петербургом» (1840). Музыка цикла представляет собой своеобразную вокальную сюиту, посвященную этой теме. Композитор развертывает ряд контрастных характеристических картин. Причудливо переплетаются в них русские, восточные, испанские, итальянские мотивы, затрагиваются самые разнообразные жанры — песня, баллада, драматический монолог. Отличительный признак всего цикла — яркая характерность и жанровая конкретность музыкального образа.

Богатство художественных, образных средств в цикле «Прощание с Петербургом» красноречиво свидетельствует о полной зрелости вокального камерного стиля композитора. Если в раннем периоде формируются отдельные типы и жанры романсов (сентиментально-лирический романс, «русская песня»), то в романсах позднейших лет каждое произведение отмечено своими, индивидуальными чертами.

Богата и многообразна у Глинки вокальная лирика позднего периода (1842—1857), хотя общее количество романсов в это время невелико. В ней намечаются две тенденции: с одной стороны — светлая, жизнерадостная лирика, выражающая «радость бытия», питавшаяся истоками пушкинской поэзии, с другой — черты глубокого драматизма, лирика скорбного раздумья, более близкая и созвучная поэзии Лермонтова.

Особое значение приобретает у Глинки характерный жанр «романса-портрета», в котором господствуют светлые, грациозные образы юности и красоты. По-прежнему привлекают композитора образы природы. Черты психологической углубленности в поздних романсах Глинки заметно усиливаются, выражая новые тенденции русской поэзии конца 40-х и начала 50-х годов. Наряду с жизнерадостными, светлыми пушкинскими романсами с их целостным ощущением бытия, в творчество Глинки глубоко проникают трагически-скорбные настроения затаенной тревоги и тягостного раздумья. Они нашли выражение в ряде романсов-монологов, полных большой драматической силы: «Песнь Маргариты», «Молитва», «Ты скоро меня позабудешь», «Не говори, что сердцу больно».

Методы вокального письма, разрабатываемые композитором в жанре романса, нашли свое продолжение в оперном жанре, в вокальных характеристиках героев глинкинских опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

В глубокой, психологически сложной характеристике Сусанина с особой полнотой проявились реалистическая сила мышления Глинки, его глубокое постижение правды чувств. Здесь ему, действительно, удалось, говоря словами Одоевского, «возвысить русскую мелодию до трагического стиля».

Особого внимания заслуживают речитативы Сусанина. В них Глинка впервые овладел тем принципом русской распевной декламации, который впоследствии будет одним из главных, определяющих признаков русской оперной школы. Он смело разрушает традиционное разделение на «нейтральные», связующие речитативы и выразительную кантилену и придает речитативам Сусанина огромную силу экспрессии. Из подчиненного элемента оперной формы речитатив превращается в одно из важнейших средств музыкальной характеристики. На этой основе впоследствии будут создавать свои оперные партии Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Традиции глинкинского ариозного речитатива особенно хорошо прослеживаются в вокальном стиле Мусоргского с присущей этому композитору выразительностью распевно-речевых интонаций.

Органически сочетая в партии Сусанина интонации народного говора и русской распевной мелодии, Глинка создает особый вид выразительного ариозного пения, отмеченного яркой характерностью народно-песенных интонаций. Типичными признаками тематизма Сусанина являются нисходящие поступательные ходы к упорам на нижний звук, опевание квинты и тоники лада, строгая диатоника, широкие, экспрессивные кварто-квинтовые попевки. Такой тип русской мелодии лежит в основе ариозо Сусанина (прощание с дочерью), завершающего драматическую сцену с поляками из III действия.

Композитор намеренно не дает Сусанину традиционной «бравурной» героической арии. Его переживания выражены иначе. В простой арии-песне герой изливает свои тяжелые думы. Он идет на подвиг без страха и сомнений, но не может побороть скорби сердца: последний час настал. Мелодия арии, основанная на характерно глинкинской, русской попевке (нисходящий минорный гексахорд от VI ступени к тонике), полна сосредоточенной скорби.

Сцену Сусанина можно по праву считать первым замечательным образцом драматического монолога («моносцены» — по определению Б.М.Ярустовского) в русской опере. Никогда еще русская оперная музыка не достигала такой силы психологического реализма. Отсюда — прямой путь к замечательным монологам Мусоргского, к развернутым, симфонизированным моносценам Чайковского, особенно высоко ценившего эту арию-сцену.

Характер Сусанина оттеняется другими, сопутствующими образами лирического и героического плана. Но принцип музыкальной характеристики здесь несколько иной. В образах Вани, Собинина, Антониды гораздо больше ощущается связь с предшествующими традициями русской оперной сцены, с традициями городской песни-романса, с эпохой Варламова и Верстовского. Вокальные партии молодых героев Вани и Антониды пронизаны «чисто русской элегичностью», которая, по верному замечанию Серова, является типичной национальной особенностью стиля молодого Глинки. А в образе Собинина можно без труда узнать черты «удалого доброго молодца» из опер Верстовского или из бытовых русских песен варламовского типа. С традициями ранней русской оперы XVIII — начала XIX века связана в опере характеристика Антониды. С большой утонченностью и грацией композитор претворяет в вокальной партии Антониды знакомые обороты бытовых романсов и песен. Черты тонкого изящества и проникновенного лиризма естественно сочетаются в классической арии I действия — каватине и рондо. Возникшая на основе так называемых сдвоенных русских песен, протяжной и плясовой, эта ария может служить образцом богато орнаментированного, русского колоратурного вокального стиля.

Народно-песенные истоки отчетливо прослеживаются и в партии Собинина. Его характер, по сравнению с другими героями оперы, менее сложен и глубок. Присущие Собинину «привольные» темы широкого дыхания и упругого ритма выросли из песен определенной традиции — мужских, молодецких, бурлацких.

В характеристике своих героев Глинка гибко применяет разнообразные оперные формы — от ариозного речитатива до сложной многочастной арии классического типа. Специфической особенностью оперы «Иван Сусанин» является наличие больших сцен сквозного развития, активно продвигающих действие драмы. Но ария по-прежнему остается важным лирическим центром оперной композиции, средоточием характеристики действующих лиц. Здесь и большие арии сложного строения (каватина и рондо Антониды, ария Вани), и простые песенно-романсовые формы (песня Вани, романс Антониды), и небольшие ариозо (прощание Сусанина с дочерью), и речитативно-декламационные монологи (сцена в лесу).

Основным средством характеристики в опере Глинки служит законченная ария сложной формы, рисующая характер героя во всей полноте. Такая ария контрастно-составного типа сложилась у композитора, разумеется, на основе классических оперных традиций XVII—XVIII веков, но приобрела в «Руслане» особенно широкую и свободную трактовку.

В ариях «Руслана» проявилось богатство образного мышления Глинки, его умение подчинить музыкальную форму задачам психологической характеристики и драматической ситуации. Создавая арии различного типа — лирические, героические, скерцозные,— Глинка в каждом отдельном случае меняет их структуру и композицию. Так, во второй части героической арии Руслана он с большой виртуозностью использует динамичную форму сонатного аллегро, в повествовательной балладе Финна — форму вариаций, в комической арии Фарлафа — форму рондо с настойчивым повторением главной темы, в большой арии-сцене Людмилы из IV действия — свободную рондообразную композицию, в которой большие сольные эпизоды чередуются с выступлениями хора, в ариях же чисто лирического плана применяет более сжатую трехчастную форму (каватина Гориславы, романс Ратмира).

Лирическая сфера оперы находит тонкое воплощение в характеристике женских образов. Источник этой характеристики — русская песня и лирический романс, вокальная лирика пушкинской эпохи.

В отдельных ариях «Руслана» Глинка прибегает к выразительным средствам национально-жанровой характеристики. Так, подлинная тема финской народной песни легла в основу драматически-повествовательной баллады Финна. На подлинных восточных темах арабско-иранского происхождения основана первая, медленная часть арии Ратмира, рисующей характер пылкого и томного восточного юноши. В жанровом богатстве и разнообразии контрастов кроется одна из главных особенностей «Руслана» как сказочной оперы, навеянной народной фантазией, способной увлечь слушателя в мир чудес.

ВЫВОД: романсовое и оперное творчество М.И.Глинки — новая эпоха в развитии русского вокального искусства, оказавшая большое влияние на выработку исполнительского стиля русской школы пения. Воплощение в музыке всего богатства характера и мировоззрения русского человека, красота выразительных, ясных мелодий, законченность и совершенство формы, богатство гармонического сопровождения, тонкость оркестровки — все это характерные черты вокального письма композитора, показатели его высочайшего профессионализма.

2.2. Сравнительная характеристика принципов вокальной
1   2   3
написать администратору сайта