Главная страница
Навигация по странице:

Методические рекомендации Семиотика внутренних болезней



Скачать 1.78 Mb.
Название Методические рекомендации Семиотика внутренних болезней
Анкор Semiotika_vnutrennikh_bolezney.doc
Дата 03.05.2017
Размер 1.78 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Semiotika_vnutrennikh_bolezney.doc
Тип Методические рекомендации
#6822
Категория Медицина
страница 1 из 35
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

СЕМИОТИКА

ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ЧИТА – 2005

РЕЦЕНЗИЯ

на методические рекомендации «Семиотика внутренних болезней» (кафедра пропедевтики внутренних болезней).

Методические рекомендации «Семиотика внутренних болезней» посвящена одному из наиболее актуальных разделов внутренних болезней. Они включают в себя все темы по семиотике, предусмотренные программой Минздрава по пропедевтике внутренних болезней (2003г). Все темы разработаны по единому плану. В них даются рекомендации студентам по необходимым знаниям и умениям, использованию литературы, контрольные вопросы по теме. Включены также элементы самоконтроля в виде тест — лестнице программированного контроля и клинических задач с эталонами ответов.Основная часть пособия посвящена учебным элементам занятий, то есть клинической характеристике и интерпретации симптомов. Механизм развития патологических признаков представлен на высоком теоретическом уровне с использованием современных достижений науки.Большое внимание уделено также умению выявлять признаки различных заболеваний.

В рекомендациях дана подробная характеристика как основных методов исследования по системам (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), так и дополнительных (современные инструментальные и лабораторные исследования).

Таким образом, рекомендации «Семиотика внутренних болезней» содержит всю необходимую по симптоматологии терапевтических болезней, что послужит существенным дополнением к учебной литературе и окажет значительную помощь студентам при изучении наиболее важного раздела пропедевтики внутренних болезней.

Зав.кафедрой госпитальной терапии, профессор, д.м.н.

Пархоменко Ю.В.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Методические рекомендации для студентов III курса лечебного, педиатрического факультетов и факультета высшего сестринского образования создано коллективом кафедры внутренних болезней с целью оптимизации учебного процесса.

Пропедевтика внутренних болезней является основополагающей кафедрой терапевтического профиля. Без глубоких знаний этого предмета невозможно дальнейшее полноценное изучение факультетской и госпитальной терапии.

Одним из важнейших разделов пропедевтики внутренних болезней является семиотика, задачей которой является изучение клинической картины симптомов при терапевтических заболеваниях, умение их выявлять и интерпретировать. Знание симптомов позволит студентам объединять их в синдромы, а это уже означает формирование клинического мышления, столь необходимого в их будущей профессиональной деятельности.

Составители: к.м.н., доцент Савельева Т.В., к.м.н. Лоскутникова Н.В., к.м.н. Котова В.В., к.м.н. Серкин М.А., к.м.н. Аксенова Т.А., к.м.н. Козлова О.А., Царенок С.Ю.


Под редакцией д.м.н. профессора Росина И.В.


Рецензент: заведующий кафедрой госпитальной терапии, д.м.н., профессор Пархоменко Ю.В.
СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Знакомство студентов с клиникой и планом занятий. Схема истории болезни. Основные принципы расспроса больных. Вопросы деонтологии. 8

Тема 2. Общий осмотр и пальпация. Состояние, сознание, положение, измерение веса, роста. Конституция больного. Осмотр отдельных частей тела. Свойства кожи, подкожной клетчатки, лимфоузлы. Мышечная и костно-суставная системы. Измерение температуры, температурные кривые. 11

Тема 3. Жалобы и анализ больных с заболеваниями дыхательной системы, осмотр и пальпация грудной клетки. 16

Тема 4. Перкуссия легких 36

Тема 5. Аускультация легких. 48

Тема 6. Исследование функции внешнего дыхания. 56

Тема 7. Жалобы, анамнез, осмотр и пальпация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Осмотр и пальпация области сердца. 62

Дополнительные: 83

Тема 8. Перкуссия сердца 83

Тема 9. Аускультация сердца. Тоны сердца и их происхождение. Изменение тонов сердца при патологии. 93

Ситуационные задачи 108

Задача 1. Больная В., 42 лет. В течение 10 лет страдает ревматизмом, митральным стенозом. Какие изменения тонов сердца можно выслушать у данной больной при аускультации? 108

1)Ритм «перепела» 108

2)Ритм «галопа» 108

3)Мерцательная аритмия 108

4)Акцент II тона на легочной артерии 108

5)Акцент II тона на аорте 108

6)Ослабление II тона на аорте 108

7)Приглушенность тонов сердца 108

8)Ослабление I тона на верхушке 108

Задача 2. Больной А., 56 лет. Поступил в отделение реанимации с крупноочаговым инфарктом миокарда в переднебоковой стенке. Какие изменения тонов сердца можно выслушать у данного больного при аускультации? 109

1)Ритм «перепела» 109

2)Ритм «галопа» 109

3)Мерцательная аритмия 109

4)Акцент II тона на легочной артерии 109

5)Акцент II тона на аорте 109

6)Ослабление II тона на аорте 109

7)Приглушенность тонов сердца 109

8)Ослабление I тона на верхушке 109

Задача 3. Больной Г., 60 лет, путевой рабочий. В течение многих лет страдает хроническим обструктивным бронхитом, эмфиземой легких. Какие изменения тонов сердца можно выслушать у данного больного при аускультации? 109

1)Ритм «перепела» 109

2)Ритм «галопа» 109

3)Мерцательная аритмия 109

4)Акцент II тона на легочной артерии 109

5)Акцент II тона на аорте 109

6)Ослабление II тона на аорте 109

7)Приглушенность тонов сердца 109

8)Ослабление I тона на верхушке 109

Задача 4. Больная Д., 49 лет. Длительное время страдает артериальной гипертензией с высокими цифрами артериального давления. Какие изменения тонов сердца можно выслушать у данной больной при аускультации? 109

1)Ритм «перепела» 109

2)Ритм «галопа» 109

3)Мерцательная аритмия 109

4)Акцент II тона на легочной артерии 109

5)Акцент II тона на аорте 109

6)Ослабление II тона на аорте 109

7)Приглушенность тонов сердца 109

8)Ослабление I тона на верхушке 110

Задача 5. Больной К., 23 лет. Находится в отделении кардиологии с диагнозом подострый септический эндокардит, недостаточность аортального клапана 3 степени. Какие изменения тонов сердца можно выслушать у данного больного при аускультации? 110

1)Ритм «перепела» 110

2)Ритм «галопа» 110

3)Мерцательная аритмия 110

4)Акцент II тона на легочной артерии 110

5)Акцент II тона на аорте 110

6)Ослабление II тона на аорте 110

7)Приглушенность тонов сердца 110

8)Ослабление I тона на верхушке 110

Тема 10. Аускультация шумов сердца 111

5. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов.-т.2. Минск/Витебск, - 1997 г 119

Тема 11. Исследование сосудов. Пульс и его свойства. Артериальное и венозное давление 119

4. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов.-т.2. Минск/Витебск, - 1997 г 133

Тема 12. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы 133

Тема 13. Аритмии сердца. Клиническая и ЭКГ-диагностика 139

Тема 14. Расспрос, осмотр, перкуссия и аускультация при заболеваниях желудочно-кишечного тракта 147

Тема 15. Поверхностная и глубокая пальпация живота 168

Тема 16. Дополнительные методы исследования желудочно-кишечного тракта 176

Тема 17. Особенности жалоб, анамнеза, больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей. Желтухи. Общий осмотр, перкуссия и пальпация печени, желчного пузыря и селезенки. 191

Тема 18. Лабораторные и инструментальные методы обследования больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей. Функциональные пробы печени. 216

Тема 19. Расспрос, осмотр, пальпация, и перкуссия при заболеваниях выделительной системы. Ренальные и экстраренальные симптомы. 241

Тема 20. Исследование функции почек. Инструментальная диагностика при патологии выделительной системы. Хроническая почечная недостаточность 252

Эталоны ответов к задачам 266


Тема 1. Знакомство студентов с клиникой и планом занятий. Схема истории болезни. Основные принципы расспроса больных. Вопросы деонтологии.
Цель занятия: Овладеть методикой правильного и систематического сбора анамнеза и оценкой полученных данных.

К занятию студент должен знать:

  1. Роль отечественных ученых в разработке методики собирания анамнеза.

  2. Определение понятий «история болезни», «анамнез».

  3. Основные разделы истории заболевания и жизни.

  4. Вопросы деонтологии.

В итоге занятия студент должен уметь:


  1. Правильно и систематически собирать анамнез и оценивать полученные данные.

  2. Записывать в историю болезни полученные при расспросе данные.

Мотивация: Расспрос больного имеет большое значение для диагностики, поэтому с расспроса начинают обследование больного.

Исходные данные:

Предмет

Тема

Пропедевтика внутренних болезней


Роль отечественных ученых в разработке методики собирания анамнеза. Вопросы деонтологии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
написать администратору сайта