Главная страница
Навигация по странице:

ЗАЧЕТ Философия. Наука и философия их связь и различие


Скачать 249 Kb.
Название Наука и философия их связь и различие
Анкор ЗАЧЕТ Философия.doc
Дата 15.04.2017
Размер 249 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ЗАЧЕТ Философия.doc
Тип Документы
#1180
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

  1. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ИХ СВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЕ


  Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления.

1) философия подобна научному знанию по методу познания так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях.

2) философия отличается от частных наук по предмету познания в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.

3) Философские знания являются рациональными, все измеряется в категориях (понятиях). Наука тоже строится на понятиях (доказательствах), но науки свойственны конкретные понятия, а философии – общие понятия.

Существенной чертой философии, отличающей ее от науки, является плюрализм. В истории научного сообщества бывают периоды, когда конкурируют разные гипотезы, но все же постепенно оно приходит к однозначным выводам, общепринятым решениям, доказанным экспериментально. Поэтому наука не подвергает сомнению таблицу умножения, не изобретает велосипедов, она накапливает, аккумулирует свои достижения и, продвигаясь вперед, расширяет свой горизонты. Философия же вращается в кругу одних и тех же, часто «проклятых» вопросов. Она больше спрашивает, чем отвечает. А если отвечает, то ответы бывают разные, чаще всего прямо противоположные, логически не совместимые друг с другом. История философии - это история нескончаемых дискуссий. Парменид, один из первых греческих философов, заявлял, что мир -- это лед; его современник Гераклит утверждал, что мир - это огонь. Аристотель, ученик Платона, опровергал основополагающие идеи своего учителя, повторяя, что истина ему дороже дружбы.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
2.СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. КРИТЕРИЙ НАУЧНОСТИ. НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ.

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Научное познание — это процесс получения объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

1. Основная задача — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения.

5.Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель (критерий) научности.

6.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика и др.

7.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания. Выделяют следующие формы вненаучного знания:
паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. —около, при) знания включает в себя учения или размышления о

феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и

предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда его связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают «маньяком», «сумасшедшим». В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня,сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой,

не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания пятнами и вкраплениями сосуществуют с науч:ными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и

развивается через квазинаучное;
квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, гденевозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм какквазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.;
антинаучное знание как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль¬ную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном че-ловеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер.

Так, в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме, и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Они накапливали знания в области физики, химии, медицины, фармакологии, психологии и др.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики. Но древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий. Для объяснения явлений чаще всего использовались аналогии из жизни людей.

Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф — не только сказание, предание или легенда, он еще и способ ориентации человека в мире, это особый тип мышления. В результате его «строятся» мифопоэтические модели мира, в которых четко прослеживается, что человек еще не выделил себя из окружающей среды — природной и социальной, а логическое мышление не было еще отделено от эмоциональной сферы. Одной из основных особенностей мифопоэтического мышления является антропоморфизм (или зооморфизм), т. е. очеловечивание окружающей природной среды. Эту особенность принято связывать с тем, что первобытный человек еще не выделил себя из окружающей среды — природной и социальной, а логическое мышление не было еще отделено от эмоционально аффектно-моторной сферы.

У истоков нашей культуры и науки стоят древние греки. Древние греки создали демократический строй. В то время физический труд считался для рабов, а больше всего ценился умственный труд. В то время еще не было разделения философии и науки, оно появилось позже. Древние греки открыли способности разума, опирались не только на чувственное познание, но и на интеллект. В то время занимались развитием науки Фалес, Демокрит, Аристотель, Платон, Гераклит и другие.

Гераклит был первым диалектиком, он заметил что в вещах есть противоположности, но они взаимосвязаны.

Демокрит считал, что все состоит из атомов. И в мире существуют только атомы и пустота. Выдвинул понятия «причины» и принцип детерминизма. Говорил, сто чтобы понять сложное нужно его разделить на простое.

Платон – объективный идеалист, ввел понятие «идеальное». Утверждал, что есть мир идей, который вечен. Идеи позволяют осмысливать мир.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал систему знаний о мире. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Вот названия только некоторых из них: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «Механика», «О душе», «История животных» и др. Согласно Аристотелю, истинным бытием обладает не идея, не число, а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы.

И т.д.

5. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Эпоха феодального средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.

Деятельность стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически средневековье более оснащено, чем античность. Для средневекового хозяйства характерно наличие орудий труда, состоящих из многих элементов (плут, охотничьи западни, мельницы, метательные устройства и др.); широко распространен хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, синтезирующих ручное земледелие и животноводство; разнообразны отрасли домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и др.

Качественные сдвиги претерпела и сфера общения людей. Появляется межличностный тип социальных отношений что порождало сословный характер феодального общества. Сословный статус личности определял не только ее место и роль в обществе, ее правовое и имущественное положение, но и ее сознание, мировосприятие.

Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Появляется монотеизм – один бог. Весь мир делиться на Творца и сотворенный мир. С одной стороны человек подобен Богу, а с другой стороны человек греховен и его назначение в жизни это искупление. В Средние века господствует религиозное мировоззрение, знание в это время существовало как побочное явление (т.е. считалось второстепенным). Все знания направлены на постижение Бога.

Появилось книгопечатание, возникают первые университеты и монастырские школы. Схоластика (от лат. школьный), оформившаяся в IX XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в кот-й они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при кот-х сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деят-ю.

В учении Фомы Аквинского (1225-1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, кот-й схватывает не образ предмета, дальше кот-го не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от кот-й бытие происходит». Считает, что знания необходимы.
Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика; арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Таким образом, средневековый университет это институт, если не церковный, то по крайней мере тесно связанный с церковью. Язык средневекового университета это язык церкви, латынь; Именно арабы внесли большой вклад в развитие науки, особенно математики.

6. НАУКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире.
Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной стороны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали называть естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум. Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог —это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473—) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (говорил, что мир – бесконечен, много вселенных). Был предан суду инквизиции Галилео Галилей, известен тем, что первым использовал «мысленный эксперимент», т.е. эксперимент сопряжен с мыслительной деятельностью, практиковал создание «идеальных условий» с помощью мыслительной деятельности (н-р, если удалить воздух, то все тела будут падать одинаково), создал телескоп и открыл пятна на Луне.
Новый образ мыслей заставлял людей подвергать сомнению устоявшиеся истины и интересоваться строением окружающего мира. Некоторые люди начали ставить опыты, чтобы проверить свои идеи и предположения. Так называемые алхимики в своих лабораториях пытались получить эликсир долголетия, магический эликсир для борьбы со всяким злом, а также научиться превращать свинец в золото. Одним из самых великих гениев эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи. Он был художником и изобретателем и мечтал о постройке летательного аппарата. Леонардо да Винчи также изучал строение тела человека и животных и написал знаменитую картину «Мона Лиза».

Был создан первый печатный станок немцем по имени М. Гутенберг. С тех пор стало возможно издавать книги быстро и дешево, не то что в те времена, когда их надо было переписывать от руки. Это означало, что знания и новые идеи стали распространяться гораздо быстрее.
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта