Главная страница
Навигация по странице:

Шпоры по философии науки. Часть 1. Наука в культуре современной цивилизации Наука


Скачать 0.69 Mb.
Название Наука в культуре современной цивилизации Наука
Анкор Шпоры по философии науки. Часть 1.doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.69 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Шпоры по философии науки. Часть 1.doc
Тип Документы
#649
страница 1 из 13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  1. Наука в культуре современной цивилизации


Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Культура хранит, транслирует от поколения к поколению, генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

Наука - это, прежде всего, специфическая форма культуры, порождающая особую, агрессивную форму рациональности, развивающуюся в сложном историческом социокультурном контексте.

С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества.

Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Многие исследователи отмечают, что все большее значение в системе культуры приобретает наука и сфера ее влияния расширяется. Система образования, экономическая деятельность, социальное и политическое прогнозирование, разработка фундаментальных проблем мировоззрения в настоящее время немыслимы без науки.

Но следует отличать науку, как органичную часть культуры, взаимодействующую со всеми другими ее частями, без которых немыслимо ее развитие, от того, как и на основе каких предпосылок используется наука.

Наука как часть культуры занимает свое место со своими особенностями и функциями. Она немыслима без других составных частей культуры. Наука, наряду с философией, религией, нравственностью, искусством относится к корням культуры, особенно это касается научного мировоззрения.

Взаимоотношения науки и культуры, место науки в культуре целесообразно рассмотреть в контексте сравнения двух типов цивилизационного развитиятрадиционного общества и техногенной цивилизации.

1) Традиционные цивилизации. Особенности - крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер.

Человек подчинен судьбе, традиции, не проявляет инициативы, созерцает природу.

Ценность прошлого, которому надо подражать. Природа – живой организм, малой частицей которого является человек. Подавление инноваций, которые ограничивались традицией, медленный темп развития; консерватизм.

Религия и обычай – выше знаний характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Инновационная деятельность не воспринимается здесь как высшая ценность.

2) Техногенные цивилизации. Стали формироваться в западной Европе в 17-18 веках. Темпы развития производительных сил и социальных изменений гораздо интенсивнее традиционных цивилизаций. Человек - деятельное существо, которое противостоит природе, преобразует ее, подчиняет своей власти. Ценность преобразующей, творческой деятельности; Природа – неограниченный источник материалов и ресурсов человеческой деятельности.

Особенности 1) Ориентация на совершенствование техники производства.2) По мере роста производительных сил и технического прогресса непрерывно возрастает применение достижений науки в материальном производстве. 3) развитие материального производства, обусловленное научно-техническим прогрессом, радикально изменило социально-экономические отношения в обществе, его культуру и духовный облик. Ослабление религии, переход к раннему капитализму. 4) Возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Открыты объективные законы реального мира и их применение помогло науке занять доминирующее положение в современной культуре.

Отличия традиционной от техногенной цивилизаций. 1. Если в тех. цив. важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиц. все усилия направлены на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности. 2. В Техн. цив. ориентация не на здравый смысл обыденного познания, а на научную рациональность.

Согласно концепции, вначале существует традиционное общество. Техногенная цивилизация с XVII века проходит три стадии: а) прединдустриальную, б) индустриальную, в) постиндустриальную. Важнейшая основа техногенной цивилизации (в ее индустриальной и постиндустриальной стадиях) - это развитие техники, технологии при том за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технологические процессы. И это повлекло за собой ускорение темпа социальных изменений. Очень важно отметить, что возникает новая система ценностей: инновации, оригинальность идей, свобода личности. Научно-технический прогресс имеет свои социальные последствия. Именно в этом человек реализует свое предначертание творца и преобразователя мира.


  1. Наука и философия. Наука и искусство.


Наука – особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию.

Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Наука и философия. Основные вопросы: 1)является ли философия наукой; 2)каково соотн-е фил-и и науки.

Вопрос о научном статусе фил-ии не решен.

Аргументы ЗА научность:

1-Ф. Рациональна и систематична. 2-Ф располагает своими принципами, законами и категориями. 3-Ф существует в сообществе в качестве научного социального института. Таким образом, сторонники этого подхода опред-ют Ф, как учения о наиболее общих законах природы, мышления и общества.

Аргументы ПРОТИВ научности Ф:

Философия не м.б. сведена к науке. Ф по Гегелю – это теоретич-ая душа культуры, ее квинтэссенция (главная сущность).

В истории есть 4 вида отношений Ф и Н:

1. Метафизический подход: Ф это «царица наук» или «Наука наук».

1) Ф дает всеобщее знание, а всякая наука лишь частичное. 2) все прочие науки выделились из состава Ф. 3) Ф открывает всеобщий закон, а частные науки применяют их к своим локальным сферам. 4) Ф разрабатывает универсальные методы познания (диалектику и метафизику). 5) истины Ф производны от первопринципов мышления, а истины науки детерминированы опытом. Разрушение идеи превосходства Ф над частными науками начинается с позднего возрождения. Итогом было оформление идеи, что Ф и Н 2 разных сферы культуры.

2. Позитивистский подход: Наука – сама себе Ф. Согласно закону «3-х стадий» О.Канта, метафизическая стадия закончилась в 1800г. и началась позитивная стадия – абсолютное доминирование научного знания, которое обладает монополией на истину и не нуждается ни в Ф, которая должна стать частной наукой: создавая общенаучную картину мира, исследуя историю науки.

3. Антиинтеракционистский подход: философам-Ф, а ученым-Н. признавали важность и Ф и Н, но считали их абсолютно разнонаправленными, а их смешение не пойдет на пользу ни этим формам культуры ни человечеству.

4. Диалектический подход: Ф и Н - это друзья-враги. Отношение Ф и Н диалектичны; они сущностно разные, но при этом едины, т.к. только вместе образуют человеческое познание; его развитие в глубь обеспечивает наука, а в ширь – философия. Диалектика науки и философии – это диалектика части и целого.

Взаимосвязь. Философия и наука как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. В структуру философии, как и в науки включается субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, только философия еще обогащает эту структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного.

Наука и искусство:

Отличия науки от искусства

Наука:

1.Копирует реальность 2. Объективность знания. 3. Ориентация на закономерное. 4. Универсальный хар-р научного знания. 5.Оперирует понятиями и категориями. 6. Эмоциональная нейтральность. 7. Развивается линейно: последующие поколения ученых знают лучше мир, чем предыдущие 8. Хар-ся понятийной и языковой оформленностью: «Научным признается и отчетливое знание»

Искусство:

Конструирует реальность. Ориентация на уникальное. Национально-обусловленный способ видения мира. Оперирует образами. Эмоциональность, вершина – чувство. Носит вне временной хар-р: Шекспир не выше Софокла

Взаимодействие науки и искусства.

Влияние искусства на науку (Ницше «Искусство отвлекает человека от ужаса перед реальностью»): 1-искусство способствует познанию мира, но только в образной форме. 2-способствует постижению особенностей научного познания, в частности подтверждает мысль о том, что образ реальности зависит от способа ее восприятия. 3-способствует развитию научной терминологии, где чувственный образ: атом, прямая, параллельные. 4-Развивает творческое воображение в след-х аспектах: а-способствует конструированию идеальных объектов (идеальный газ, точка)., в- роль формирователя эстетического критерия истины.

2)Влияние науки на искусство: 1-Н. поставляет материал для И: футуризм, кубизм, и т.п. 2-Н. осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчества. 3-Н высвобождает время для творчества.

Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания в художественных образах. А наука отображает мир в понятиях, законах и теориях.

Наука и обыденное знание

Проблема демаркации отделить научные знания от метафизических, ненаучных и псевдонаучных знаний.

Опыт повседневной жизни, имеющий, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Наука и обыденное познание.

Важнейшие особенности этого типа познания:

1-форма существования- здравый смысл. 2-субъект познания – человек без проф научн подготовки. 3-объект познания- то что имеет практич значимость. 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии. 5-не систематизированость знания. 7-отсутствие спец средств выражения. Вывод: обыденное знание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование

Сравнение:

Наука и обыденное познание пользуются различными средствами. Обыденное знание и познание является базой и исходным пунктом становления науки.


  1. Функции науки в жизни общества.


Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становится научным когда оно достигает некоторого, достаточно высокого развития, порога научности.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки.

В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяют следующие выполняемые ею социальные функции:

1. культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, во время борьбы теологии и науки;

Одной из древнейших форм мировоззрения является мифология, которая в фантастической форме объясняет устройство природы и события общественной жизни. Наряду с этим они включают в свой состав нравственные нормы поведения, а также и эстетические критерии.

Элементы научного мировоззрения впервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир в науке Древней Греции.

Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой выражены общие принципы мироустройства.

2. как непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера;

Открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом. Однако вплоть до середины XIX века применение достижений науки носило частный характер: использовались отдельные научные изобретения и открытия, совершенствовались технологические процессы в некоторых отраслях промышленности. С возникновением таких технических дисциплин, использование достижений как фундаментальных, так и прикладных науки приобрело более целенаправленный характер. О науке как непосредственной производительной силе впервые заговорили в период научно-технической революции XX века.

3. как социальной силы — научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения.

В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, недостатках сырья и продовольствия, значение социальных наук в жизни общества еще больше возрастает.

В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина — этика науки, укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций красоте и гармонии и т. п.


  1. Возникновение науки и ее основные стадии. Преднаука и наука. Две стратегии порождения знаний.


В Ф наук используют модель развития В.С. Степина: 1. Миф (антропол); 2. Логос (рацион мифол); 3. Пред наука (обобщение опыта); 4. Наука (конструир идеальных объектов) - | классич; неклассич; постклассич|

1) Миф – начальная форма мировоз-я. Черты: коллективный хар-р мировоззрения, неразличение естественного и сверхъестественного миров, неразличение вещи и ее образа, основной способ объяснения сущности вещи – гинетический (ее происхождение), отсутствие причино-следственных связей. Этапы развития: 1.тотемизм - родство с объектами природы. 2.анамизм - тотальная одухотворенность мира. 3.фетишизм-вера в посредников м/у естественным и сверхъестественным мирами.

2) Стадия логоса (Разум, закон, слово). Зарождение рационального связано с процессами: 1. систематизация и рационализация мифов. 2. различие объективного и субъективного знания. 3. замещение причино-значимых отношений, причино-следственными.

3) ПРОТОГЕНЕЗ — этап развития, предшествует возникновению того или иного процесса (преднаука).

Протогенез связан с формированием преднауки, представляет собой достаточно длительный этап перехода научному познанию. Преднаука вплетена в современную жизнь, не выходит за рамки обыденного познания, является ответом на запрос практики.

Особенности преднауки:

1) преднаучное знание ориентировано на потребности общества; 2)при изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами, а не теоретическими моделями; 3) не использовались логические доказательств для получения знания

Лица, генерирующие преднаучное знание, очерчивались рамками кастовости субъекта.

Таким образом, преднаука занимает промежуточное положение между донаучным и научным знанием. С донаучным познанием ее сближает использование эмпирических представлений и методов познания, которые ограничивают возможности ее чисто логического развития и теоретического обоснования. С научным познанием- использовании некоторых приемов и способов исследования, совпадающих с рациональными методами.

Этапы развития науки:

1 этап — древняя Греция — возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.

А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями — абстракциями.

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

2 этап — Средневековая европейская наука — наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

- научное знание ориентируется на теологизм;

- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа.

- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности.

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

- Культура постепенно освобождается от господства церкви.

- интенсивное развитие экономики

- лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

- научная мысли начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

- начинают преобладать экспериментальные знания

- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки

4 этап: 20 век — набирает силу неклассическая наука

(1ая пол. XX в.) связана с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классики, отбрасывает представление реальности как не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

5 этап: постнеклассическая наука — современный этап развития научного познания.

(2ая пол. XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13