Главная страница
Навигация по странице:

Олейникова Е.В.. Олейникова Е. В



Скачать 30.52 Kb.
Название Олейникова Е. В
Анкор Олейникова Е.В..docx
Дата 21.01.2018
Размер 30.52 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Олейникова Е.В..docx
Тип Документы
#15778

Олейникова Е.В.


Магистрант кафедры «Менеджмент»

Волгоградский Государственный университет

Россия, г. Волгоград

Трилицкая О.Ю., кандидат

Доцент кафедры «Менеджмент»

Волгоградский Государственный университет

Россия г. Волгоград

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ



В современной системе экономических отношений ключевое место среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособный экономический рост, принадлежит качеству и интенсивности инновационной деятельности. Широкое внедрение новшеств, непрерывное создание новых комбинаций факторов производства стали нормой современной экономической жизни. В Российской Федерации проблемам разработки и внедрения и совершенствования эффективной инновационной политики промышленных предприятий уделяется значительное внимание, как на уровне Правительства Российской Федерации, так и на региональном уровне. Целью инновационной политики Российской Федерации является увеличение ВВП за счет освоения и развития инновационных технологий и методов управления предприятиями, что возможно достигнуть только в том случае, если стратегия инновационного развития станет неотъемлемой частью общей политики предприятий [14, с. 136].

Инновационная деятельность промышленного предприятия, том числе предприятия молочной промышленности в России, характеризуется достаточной широтой и разнообразием объектов, сопровождается становлением новых комбинаций факторов развития, которые выходят за рамки традиционного обновления процесса производства и связаны с трансформацией производства, рынка, человеческого потенциала:

- в процессе инновационной деятельности происходит формирование человеческого капитала как особого фактора экономического развития;

- в ходе реализации инноваций происходит изменение непосредственно объекта управления: меняется спецификация продукта, предметов и орудий труда, технологии в широком понимании, используются новые виды сырья, появляются новые рынки сбыта;

- управление инновационной деятельностью предприятия характеризуется высокой нестабильностью и изменчивостью всех элементов системы управления, а также высоким риском. Кроме того, внедрение нововведений всегда сопровождается преодолением сопротивления;

- управление инновациями нередко мотивируется внеэкономическими стимулами: достаточно часто инновационные проекты имеют имиджевую или социальную направленность;

- при управлении инновациями наряду с организационно - техническими вопросами возникает необходимость решения вопросов координации деятельности, а также коммерциализации и управления создаваемой интеллектуальной собственностью и обеспечения коммерческой безопасности предприятия;

- нередко инновационная деятельность трактуется как традиционное управление НИОКР, однако НИОКР завершается созданием опытного образца или комплекта технической документации (проекта), а основная проблема инновационной деятельности – коммерциализация и промышленное освоение новшеств, т.е. при управлении инновациями происходит расширение охватываемых стадий жизненного цикла товаров и технологий от момента их возникновения до стадий роста и начала зрелости [16, с. 50].

Правильный выбор стратегии позволит повысить внутренние возможности инновационной деятельности, обнаружить скрытые резервы развития организации в целях повышения эффективности ее коммерческой деятельности. Способность к реализации стратегии инновационного развития и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста, научно - технического прогресса и высокой конкурентоспособности предприятия.

Зарубежные исследования показывают, что при эффективном управлении инновационной деятельностью предприятий в отдельных отраслях хозяйствования достигается повышение производительности на одного работающего на 12 - 20%, сокращается инвестиционный цикл реализации проекта на 13 - 15%, а весь цикл реализации проекта на 7 - 9%. В среднем увеличение числа новых продуктов и услуг на 10% приводит к повышению темпов роста валовой прибыли на 2,5%.

В российских условиях совершенствования инновационной политики в России реализуется через стратегию инновационного развития предприятия определяемую, как систему управленческих, организационных и инновационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ним задач. Следовательно, она предполагает формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели. Стратегия инновационного развития – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей предприятия на основе выбранных критериев (показателей).

Разработка подобной стратегии инновационного развития состоит из следующих этапов:

– моделирование ситуации (выявление проблемы);

– выявление необходимых изменений (формулировка цели);

– использование различных способов воздействия (внедрение и реализация стратегии);

– внесение корректив в стратегию (управление изменениями) .

Стратегия инновационного развития, направленная на достижение результатов по совершенствованию инновационной политики России в целом, проходит по двум направлениям деятельности предприятия: инновационному и финансовому. Достижение приемлемых финансовых результатов – это насущная необходимость сохранения устойчивого функционирования, в противном случае предприятие не выживет в условиях риска; достижение приемлемых стратегических результатов важно для поддержания и улучшения долгосрочной рыночной позиции и конкурентоспособности предприятия.

При разработке стратегии инновационного развития предприятия молочной промышленности в России с учетом современных требований необходимо учитывать принципы инновационного развития предприятия, среди которых можно выделить:

  • управление инновационным развитием предприятия с учетом инерционности и долговременности инновационного процесса. Формирование механизма реализации данного принципа позволит обеспечить опережающий экономический рост, соответствующий предстоящим технологическим и продуктовым новациям;

  • гармонизация инновационных составляющих, обеспечивающая пропорциональность развития структурных составляющих предприятия;

  • глобализация движения денежных средств и продуктов, способствующая согласованности движения денежного капитала и продукции с учетом транснационального территориального распределения субъектов потребления разработки и изготовления продукции;

  • рассредоточение научно - производственной деятельности;

  • централизация информационного обеспечения системы управления инновационным развитием;

  • сбалансированность экономического развития в соответствии с текущими и стратегическими целями инновационного развития;

  • способность инновационного потенциала предприятия к ускоренной реализации внутрифирменных процессов (производственных, экономических, сбытовых, маркетинговых, управленческих).

Стратегия инновационного развития предприятия молочной промышленности должна в определенной мере отвечать перечисленным принципам, установкам. В связи с этим предприятие молочной промышленности концентрирует свои усилия на повышении качества и точности производственных, управленческих, маркетинговых и других процессов, чтобы гарантировать определенный уровень качества продукции.

Учитывая достоинства и недостатки существующих путей инновационного развития, можно предположить, что экономический и мотивационный механизмы стратегии инновационного развития предприятия молочной промышленности должны включать следующие элементы:

  • формирование заказа на разработку инновационной продукции, находящейся на различных стадиях разработки;

  • формирование схем продвижения инновационных продуктов к потребителям;

  • формирование мотивационных механизмов участников инновационной деятельности.

Формирование заказов на разработку инновационной продукции, находящейся на различных стадиях разработки, может осуществляться по двум стратегиям:

1. Стратегия «вытягивания рынком» (активность действий получателя технологий);

2. Стратегия «выталкивания на рынок» (активность действий разработчика технологий).

Так, формирование заказа на инновационную продукцию по стратегии «вытягивания рынком» позволяет обеспечить создание «критической массы» инновационных технологий по всему циклу инновационного процесса (исследование – разработка – производство – продвижение продукции), необходимой для экономического прорыва, усиления конкурентных преимуществ на рынке. В то время как формирование заказа на инновационную продукцию по стратегии «выталкивания на рынок» основывается на активности действий источника технологий. Данная стратегия позволяет получателям технологии приобрести инновационный продукт, на который не были затрачены средства самых затратных этапов «фундаментальные – прикладные исследования»; обеспечить повышение уровня конкурентоспособности предприятия и увеличение доли рынка за счет приобретения инновационного продукта, о котором не имели представления раньше.

В качестве приоритетного направления, возникает необходимость разработки общей стратегии инновационного развития предприятия молочной промышленности, основой которой является принцип необходимости обеспечения улучшения финансово - экономического положения всего производственного комплекса.

Стратегия инновационного развития предприятия молочной промышленности представляет собой ряд последовательных мероприятий с обратными связями, которые позволяют вести корректировку целей, задач, а также формировать результирующие показатели экономического состояния производственного комплекса.

Трудность реализации стратегии инновационного развития предприятия молочной промышленности обусловлена множеством объективных и субъективных причин, однако, как показывают проведенные исследования, главная причина в большинстве случаев заключается в недостаточном инновационном потенциале предприятия.

Первым шагом в разработке стратегии является формирование принципов и стратегических целей инновационного развития предприятия. Второй шаг – анализ экономического и инновационного состояния предприятия. Содержание этого шага составляют мониторинг и обработка исходной статистической и управленческой информации о структуре и функциях предприятия. На третьем шаге определяются точки дезорганизующего воздействия факторов внутренней и внешней среды на инновационное развитие предприятия молочной промышленности, затрагивающих экономические интересы и приоритеты как предприятия в целом, так и его составляющих по отдельным производствам. Следующим четвертым шагом в разработке стратегии является определение качественных и количественных показателей изменений инновационного состояния предприятия молочной промышленности.

Отметим, что в последние годы в России конкурентное преимущество на рынке получают те предприятия, которые способны сконцентрировать свои усилия на удовлетворении запросов потребителей, а также умеют превращать свой интеллектуальный капитал в источник дохода [7, с. 68].

Таким образом, можно отметить особенности процесса разработки и внедрения стратегии инновационного развития предприятия молочной промышленности в современной России и сделать некоторые выводы:

1. Стратегия инновационного развития предприятия молочной промышленности должна разрабатываться на основе принципов системного подхода, то есть включать в себя механизм проведения взаимосвязанных преобразований во всех сферах деятельности предприятия.

2. Для эффективного внедрения стратегии инновационного развития предприятия молочной промышленности необходимо создать структуру, которая состояла бы из специалистов, имеющих профессиональную подготовку (например, маркетолог по инновациям, стратег-аналитик в инновационной сфере, специалист по экономической экспертизе нововведений в организации) и отвечала бы за эффективность реализации разработанных мероприятий.

3. Стратегия инновационного развития должна быть направлена на достижение результатов по двум направлениям деятельности предприятия: инновационному и финансовому.

4. Инновационное развитие предприятия молочной промышленности сопровождается становлением новых комбинаций факторов развития, которые связаны с трансформацией производства, рынка, человеческого потенциала и способны обеспечить создание модели саморазвивающегося предприятия с инновационно-активной внутренней средой.

Использованные источники:


  1. «АСУТП в действии» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.danone.ru/media/smi-o-nas/news/asutp-v-deistvii.html?tx_news_ (дата обращения 10.04.2015).

  2. Армстронг М., Бэрон А. Управление эффективностью работы. – М.: Изд-во «Гиппо», 2007.

  3. Бабич Т. В. Предпосылки активизации инновационной деятельности в пищевой промышленности Волгоградской области // Т. В. Бабич, Н. В. Фатина // [Электронный ресурс]. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/19_2.pdf (дата обращения 15.04.2015).

  4. Вчерашний, Р., Сухарев, О. Инновации – инструмент экономического развития [Текст] / Р. Вчерашний, О. Сухарев // Инвестиции в России. – 2010. – № 11.

  5. Дюков И.И., Платонов В.В. Подход к исследованию формирования интеллектуального потенциала инновационных менеджеров в процессе непрерывного образования // Экономика и управление. – 2012. –№ 8.

  6. Индикаторы инновационной деятельности: 2011: стат. сб. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – 456 с

  7. Иншаков, О.В. Теория факторов производства в контексте экономики развития. Научный доклад на Президиуме МАОН (Москва, 29.11.2002г.) [Текст] / О.В. Иншаков. – Волгоград.: Маркет ДС. – 2002

  8. Касс М.Е. Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами [Текст]: монография / М.Е. Касс; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т –Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. –159с.

  9. Кучкаров З., Концептуальный анализ и проектирование // [Электронный ресурс]. URL: http://fivt.fizteh.ru/bases/concept.html (дата обращения 26.04.2015)

  10. Переверзев Н. Управление предприятием с помощью системы Balanced Scorecard. // - [Электронный ресурс]. URL: http://www.intalev.ru/?id=4217 (дата обращения 16.04.2015)

  11. Попова Л.В. Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов как фактор инновационного развития пищевой промышленности // Л.В. Попова – [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2014/01/3136.pdf (дата обращения 16.04.2015)

  12. Поскряков А. Инновационная культура: Учебные материалы курса «Введение в инноватику». Каф. социологии и гуманитарной культуры МИФИ - [Электронный ресурс]. URL: www.sociology.mephi.ru/docs/innovatika/html/innovacionnya_kultura.html (дата обращения 20.04.2015)

  13. Смыкалова Л. Д., Туровец Д. Г. Инновационная деятельность в образовательной подсистеме пищевой промышленности // Современные проблемы науки и образования. 2010. - № 2. – С. 24 – 36.

  14. Управление инновационным развитием региона: монография / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. – 288 с.

  15. Фатхутдинов, Ф.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник. 2- е изд. / Ф.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010

  16. Юсупов, Р.М., Гржибовский, С.П. Инновационное развитие предприятий на основе использования нематериальных активов [Текст] / Р.М. Юсупов, С.П. Гржибовский. – М.: Экономика, 2011. – 159 с.



Олейникова Елизавета Владимировна

400117, г. Волгоград, ул. Землячки д. 52, кв.17

[email protected]

89047708455
написать администратору сайта