Главная страница
Навигация по странице:

Ономасиологические лексикосемантические категории. Антонимия цель работы



Название Ономасиологические лексикосемантические категории. Антонимия цель работы
Анкор Seminary_Tema_8_2013.doc
Дата 31.01.2018
Размер 37 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Seminary_Tema_8_2013.doc
Тип Документы
#16112

Тема 8.

ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ. АНТОНИМИЯ

Цель работы: охарактеризовать своеобразие антонимии как особого типа парадигматических отношений, сформировать навыки определения различных типов антонимов и их эффективного использования в речи.

План занятия

  1. Определение антонимии как ономасиологической лексико-семантической категории. Понятие противоположности внутри одной сущности.

  2. Классификация антонимов.

1. Структурные типы антонимов.

а) Разнокоренные антонимы.

б) Однокоренные антонимы.

2. Семантические типы антонимов.

а) Контрарные антонимы.

б) Комплементарные антонимы.

в) Векторные антонимы.

  1. Периферийные и непродуктивные разновидности антонимии.

а) Конверсивы.

б) Энантиосемия.

в) Прагматические антонимы.

г) Речевые антонимы.

  1. Функции антонимов.

  1. Функция противопоставления.

  2. Функция взаимоисключения (оксюморон).

  3. Функция чередования.

  4. Функция охвата всего класса предметов, явления, качества, свойства.

  5. Функция превращения одной противоположности в другую.

IV. Отражение антонимии в словарях.

Устные задания

  1. Используя материал учебных пособий и лекций, подготовьтесь к изложению теоретических вопросов занятия1. Познакомьтесь с основными словарями антонимов, охарактеризуйте их место в типологии словарей.

Письменные задания

  1. (Терминологическая картотека). Используя лингвистические энциклопедические словари, учебные пособия и лекции, выпишите на карточки определения основных терминов (укажите источник, приведите примеры): антонимия, антонимы разнокоренные и однокоренные, контрарные, комплементарные/контрадикторные, векторные, энантиосемия, конверсивы, антонимы прагматические, речевые.

  1. (Картотека типологии словарей). Выпишите на карточки основную информацию о семонимических словарях антонимов (автор, полное название, год / годы издания, количество лексических единиц, краткая характеристика).

  1. (Картотека персоналий). Выпишите на карточку фамилию, имя и отчество (полностью) следующих лингвистов: Михаил Ростиславович Львов.

  2. Составьте таблицу «Типы антонимов» (обязательно приведите примеры).

  3. УПРАЖНЕНИЕ. Опираясь на словари, выберите из предложенных слов антонимичные пары, охарактеризуйте их структуру и семантику: днём, утром, ночью; пропустить, выпустить, забить; выплыть, нырнуть, вынырнуть; верность, измена, преданность, предательство; верхний, подвальный, нижний; прохлада, жара, холод, мороз; истинный, неистинный, ложный; малокультурный, культурный, некультурный; неживой, живой, мёртвый; отгадывать, решать, загадывать; молодой, немолодой, старый, пожилой; соблюдать, следовать, нарушать; невзрачный, безобразный, красивый.

  4. УПРАЖНЕНИЕ. Опираясь на словари, подберите к разным значениям многозначного слова антонимы, синонимы и синтагматически связанные с этими значениями словá: богатый, весёлый, глубокий, гладкий, горький, горячий, жестокий, жидкий, кислый, короткий, крепкий, крутой, лёгкий, мелкий, мутный, мягкий, прямой, тёплый, чёрный.

  5. УПРАЖНЕНИЕ. Найдите антонимы в данных пословицах. Раскройте их смысл. Определите типы антонимов (В.И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984).

Взмолишься ты другу и недругу.

Лей на масло – скажет деготь.

Хорошего человека употчуешь уксусом, а худого не употчуешь и гусем.

От хорошего братца ума набраться: от худого братца рад отвязаться.

Высоко поднял, да низко опустил,

Грешное тело с душу съело.

Старики вымерли – нас не дождались; молодые родились – нас не спросились.

Один разумный согрешит, да многих глупых соблазнит.

Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Ездил пировать, а домой приехал горевать.

Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Большая рыба маленькую целиком глотает.

  1. УПРАЖНЕНИЕ. На основе данных ниже словосочетаний придумайте предложения, а затем преобразуйте их в предложения в противоположным смыслом. Запишите те и другие предложения, указав тип антонимов.

Образец: Распустить совещание. Ввиду позднего времени совещание пришлось распустить. – Утром начальник собрал совещание сотрудников.

Прекратить панику, огонь погас, война окончилась, ветер улёгся, отменить закон, выйти из моды, интерес пропал, ребёнок заболел, море разбушевалось, затеять спор, приступить к вопросу, скандал прекратился, сложная задача, трудный вопрос, жить вместе, отдать приказ, принять на работу, придвинуть шкаф (к стене), поверхностная критика, слабый аргумент, верное решение, преувеличенное внимание. .

Рекомендуемая литература

Болотнова Н.С., Болотнов А.В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. М.: Флинта - Наука, 2009. С. 71-79.

Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. С. 151-153.

Демидова К.И, Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: учебное пособие. М. Флинта - Наука, 2007. С. 118-128.

Крысин Л.П. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Учебное пособие. М., 2009. С. 76-89.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1982. Глава III, § 6; глава IV, §§ 7-9.

Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. § 55-58.

Пименова М.В. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Учебно-методическое пособие. Владимир: ВГПУ, 2002. С. 19-21.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. М., 1997. С. 84-105.

Современный русский язык: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.А. Новикова. 3-е изд. СПб., 2001. С. 221-228.

Современный русский язык: Учебник для педагогических вузов / Под ред. П.А. Леканта. 2-е изд., испр. М., 2001. С. 26-28.

Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М., 1990. §§ 18-23.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М., 1977. §§ 92-97.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972. § 5.
Энциклопедические и терминологические лингвистические словари

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 3-е изд. М., 2005.

Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

Немченко В.Н. Основные понятия лексикологии в терминах: Учебный словарь-справочник. Н. Новгород, 1995.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.

Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ф.П. Филина. М., 1979.

Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

Энциклопедический словарь юного лингвиста / М.В. Панов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта – Наука, 2006.

Словари антонимов


Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М.: Астрель: АСТ, 2002.

Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. Тбилиси, 1972.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. 3-е изд. М., 1985.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1980.

Миллер Е.Н. Словарь антонимов русского языка для учащихся национальной средней школы. Алма-Ата: Мектеп, 1986.

Словарь синонимов и антонимов / Сост. О.А. Михайлова. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.

Федосов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка. Волгоград: Перемена, 2001.


1 Для иллюстрации теоретических положений желательно приводить не только «лекционные», но и собственные примеры (извлеченные из словарей, учебных пособий, научной литературы, еще лучше – самостоятельно придуманные).
написать администратору сайта