Главная страница
Навигация по странице:

46. Основные понятия и категории европейского средневекового христианского менталитета. 46. Основные понятия и категории европейского средневекового хри. Основные понятия и категории европейского средневекового христианского менталитета


Скачать 15.95 Kb.
Название Основные понятия и категории европейского средневекового христианского менталитета
Анкор 46. Основные понятия и категории европейского средневекового христианского менталитета.docx
Дата 25.04.2017
Размер 15.95 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 46. Основные понятия и категории европейского средневекового хри.docx
Тип Документы
#3320
Категория Искусство. Культура

    1. Основные понятия и категории европейского средневекового христианского менталитета.

Религиозный характер мировосприятия и менталитета. Иерархичность и ценностность. Поскольку Средневековье утверждает иерархию собственности, оно утверждает иерархию культуры и её ценностей. В труде также есть иерархия его различных видов. На первом месте стоит труд аграрный, а не ремесленный, промышленный. В своём знаменитом произведении, названном "Беседа", епископ Эльфрик писал: "Мы все предпочтём жить с тобою, пахарь, чем с тобою, кузнец; ибо пахарь даёт нам хлеб и питьё, а что ты, кузнец, в своей кузнице, можешь нам предложить, кроме искр, стука молотов и ветра из мехов?" Но и аграрный труд объявлялся более ценным, чем иные виды деятельности, в том числе и в области искусства. Епископ Гонорий в "Светильнике" (XI в.) обещает крестьянам "по большей части" спасение в раю, тогда как ремесленники, неправедные священники, рыцари-грабители, купцы-обманщики, жонглёры - слуги Сатаны попадут в ад.

Таким образом, Средневековье противопоставляет культуры - аграрную и индустриальную, праведную (то есть религиозную, соответствующую христианским догматам) и "неправедную", куда относится и артистическая, поэтическая деятельность.

Разделение общества на два класса - господствующий, феодалов, и зависимое население, крестьянство, - приводит к разделению культур.
Категории хронотопа средневекового христианского менталитета время / история / вечность; верх / низ, наличное / идеальное, свое / чужое, центр / периферия.

представление о дуализмемира: в сознании средневекового человека он делился на мир видимый, земной и мир потусторонний, идеальный, небесный. Высший (небесный, «горний») был главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. С дуализмом были связаны такие черты Средневековья, как универсализм, символизм, аллегоризм.Универсализм– это стремление средневекового мышления к осознанию и представлению мира в целом как некоего законченного всеединства. Основа этого единства виделась в творении всего мира, всех его частей без исключения Богом. Человек стремился овладеть всеми знаниями о мире (их не так много), отсюдаэнциклопедизм. Появляется немало людей, которые имели знания в самых разных областях науки.Символизм и аллегоризм– это представления о том, что в мире всякая вещь изначально занимает предопределенное ей место. Она ценна не сама по себе, а постольку, поскольку является символом религиозных или моральных ценностей. Так, луна становится символом церкви, ветер – Святого Духа. Отсюда столь частое в средневековом искусстве обращение к аллегориям (напр., картины Боттичелли «Весна», «Клевета» и т.п.). Кроме того, для Средневековья характернаэкзегеза, т.е. трактовка священных текстов, их понимание. Средневековый европеец жил в обществе, в котором человек стремился быть «как все», что олицетворяло христианскую добродетель. Он жил в подчинении личного, общепринятому, освященному религией.

Отражение категорий хроноса в представлении о времени, истории, вечности. Отражение категорий топоса в восприятии картины мира: онтологическая вертикаль и дуализм горнего и дольнего мира, амбивалентность научного и религиозно-символического представления мира в масштабе Земли; мир в масштабе места жительства (центры жизни: замок, монастырь, город и «лес»). Долгое Средневековье вполне возможно представить как период, во время которого на Западе возникает (или же туда возвращается) трехфункциональная схема, выведенная Жоржем Дюмезилем; первые попытки сформулировать эту схему были сделаны в IX в. в Англии, а в XI в. она восторжествовала и обрела классическую формулировку: «oratores, bellatores, laboratores», «те, кто молятся», «те, кто сражаются», «те, кто работают», то есть священники, воины и крестьяне. Схема эта, положенная в основу деления общества, просуществовала до созыва депутатов от трех сословий в канун Французской революции. После промышленной революции утверждается совершенно иное трехфункциональное деление общества, а именно разработанное экономистами и социологами деление на занятых в первичной, вторичной и третичной сферах деятельности.

Антропологически значимые категории и понятия, характеризующие представления о человеке в природе, человеке в социуме, человеке по отношению к Богу. Категории, характеризующие представление о Боге. Качества мировосприятия средневекового человека: дуализм, гротеск, символизм.
написать администратору сайта