Главная страница
Навигация по странице:

Период литературы разложения родового строя и зарождения феодальных отношений и период литературы развитого феодализма



Скачать 372.5 Kb.
Название Период литературы разложения родового строя и зарождения феодальных отношений и период литературы развитого феодализма
Анкор Gotovye_shpory-1353.doc
Дата 27.09.2017
Размер 372.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Gotovye_shpory-1353.doc
Тип Документы
#10575
страница 4 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Общая характеристика культуры Возрождения.

В середине 14 века в Италии начинается Эпоха Возрождения («Ренессанс»). Это переход от средних веков к культуре Нового времени. Культура Возрождения – городская культура, ее развитие напрямую связано с развитием городов. Эпоха – это именно культурно-историческая эпоха наивысшего расцвета. Хронологические рамки в разных странах разные. Италия – середина 14 века, длится несколько веков. В других странах другое время. Англия – последняя четверть 16 века и первая четверть 17. Возрождение носит разный характер. Италия – культура, поэзия, Германия – философия, богословие, идеологический характер, Англия – театр. Формирование новых буржуазных отношений. Экономика и развитие Италии впереди других стран. Формирование нации приходится на ЭВ. Обнаружение античности – задом наперед. Греческие ценности начинают постигаться в ЭВ.

Яркие моменты. Формирование нового типа человека. Возрождение – очень трудный период, новые представления. Особый тип личности – титан Возрождения (Энгельс). Много талантов. Люди приходили в титаны из самых низов общества. Рассуждение Энгельса о личностях. Люди, которые создали буржуазное государство, не были буржуазно ограниченными. Многогранность личности.

Термин «Возрождение» впервые был употреблен в 1550 – Джорджо Вазари «Жизнеописания знаменитейших живописцев, ваятелей и зодчих» - узаконенный термин. Но слово появляется раньше – сами деятели ЭВ. Чтобы идти вперед надо оглянуться назад. Достичь античного уровня в культуре, надо возродить античные ценности. Средневековье изучало античность выборочно, только то, что подходило к церковной догматике – Вергилий, Платон (выборочно), Аристотель (выборочно). Остальные авторы – в обрывках. ЭВ обратилась к античности. Как к комплексу знаний, даже несколько преувеличивала значение античности. Это первое толкование термина. Второе – библейская мысль, притча о зерне, брошенном в камни. Служение во имя продолжения культурной традиции. Деятели ЭВ по большей части были религиозными, но они разрушали догматику церкви. Начинается церковное движение реформации. Мысль: человек может обратиться к Богу минуя церковь, обращение должно быт искренним. Вера приобретает другое качество. В ЭВ начинают формироваться современные представления о личности, индивидуальности. Средние века – название ЭВ уничижительное. В Средние века происходила подготовка к ЭВ. Раскрепощение личности привело к ренессансному эгоцентризму. Где критерий свободы деятельности человека? Мы наблюдаем сложное и странное явление. Ренессансные гуманисты могли быть инквизиторами. Охота на ведьм. «Молот Ведьм» Лосев «Эстетика Возрождения». Удивительная аморальность. Потеря критерия деятельности приводит к тому, что тема титанической личности выходит в искусстве на первый план. Шекспир «Критерием является делание добра».

Ренессансный гуманизм – понятие отлично от современного (гуманное отношение к человеку и животным). Исконно термин происходит от названия гуманитарных наук. Гуманистами называли преподавателей. Оценочного значения не было. Философы, эстеты и т.д. Средневековье тяготело к традициям, ЭВ – антитрадиционализм, ничто не принимается на веру. ЭВ – критицизм, предполагает собственное мнение. ЭВ – индивидуализм, часто перерождается в эгоцентризм. ЭВ – культ античности. Интерес к человеку, природе, месту человека в природе. Вера в неограниченные возможности человека, прежде всего, в познании. Тема Фауста. Разрыва с христианством не было, только с догмами. ЭВ – эстетизм, эстетические отношения к явлениям действительности.

Ренессансным гуманистом мог стать любой, но это очень элитарное явление. Большая сумма знаний. За три века в пяти главных европейских странах существовало 5000 гуманистов. Вопрос о том, что вкладывет ЭВ в понятие «Человек». В античности «человек – это животное социальное», для гуманистов «Животное ученое». Человек ценится только в культурных измерениях, только природные свойства, способность к обучению. Человек – тот, кто способен к обучению. Идея культивирования человека. Особое значение имела педагогика. Понятие «республика разума». Особое внимание этому уделяет Эразм Роттердамский.

ЭВ принято делить на три этапа. Раннее Возрождение, Высокое возрождение и Позднее Возрождение (кризис). Новый жанр – новелла. Повествование о новых в жизни явлениях. Апофеоз – Боккаччо «Декамерон». Очень мало новелл с трагическим финалом. Чаще всего в новеллах человек побеждает судьбу. На 100 новелл Боккаччо только одна со смертью. Рассказчики ЭВ показывают, как человеческая инициатива побеждает все препятствия.

Позднее Возрождение. Попадание в рабство. Человек не венец творения. Шекспир монолог «Человек квинтэссенция праха». Главный жанр в кризис – трагедия. Крушение идей, поиск морального выхода.

25. Возрождение в Италии 15 – 16 вв. Маттео Боярдо и его поэма «Влюбленный Роланд». Лодовико Ариосто и его поэма «Неистовый Роланд»

Маттео Боярдо (1434 – 1494) – происходил из знатного феодального рода, был превосходным знатоком произведений античных авторов. Самое выдающееся произведение Боярдо – неоконченная героико-романтическая поэма «Влюбленный Роланд». Заимствовав фабулу своей поэмы из каролинского эпоса, Боярдо обрабатывает ее в духе романов Круглого стола. Эта поэма является настоящим кодексом рыцарской чести. Главными пружинами действия Боярдо является любовь, ревность, соперничество, женская хитрость.

В центре «Влюбленного Роланда» стоит образ Роланда, влюбленного в красавицу Анжелику. Одного ее слова достаточно, чтобы заставить Роланда совершать самые невероятные подвиги. Он попадает в заколдованный сад, волшебный грот феи Морганы, всупает в бой с великанами, колдунами и драконами. Однако все усилия Роланда тщетны: Анжелика влюблена в его двоюродного брата Ренальдо, который к ней холоден. Эти противоречивые чувства вызваны тем, что Ренальдо и Анжелика напились воды из волшебных источников.

Боярдо снимает с героев и героинь идеализирующий покров. Его ирония разрушает то идеальный рыцарский мир, который он сам же и выстроил.

Лодовико Ариосто (1474 – 1533) – его отец был комендантом крепости; потеря отца заставила его искать службы при дворе, которая мало гармонировала с его независимым образом мысли; в течение 15 лет он состоял на службе у кардинала Ипполито Эсте.

Основным художественным произведением Ариосто является «Неистовый Роланд». Ариосто рисует здесь блеск и внешнюю красоту итальянской придворной жизни. Поэма Ариосто как продолжение поэмы Боярдо. В сложном сюжете «Неистового Роланда» можно выделить три основные темы:

1) война императора Карла и его паладинов с сарацинами;

2) история любви Роланда к Анжелике и причина его безумия;

3) история любви молодого сарацинского героя Руджеро к вионственной деве Брадаманте, сестре Ренальдо.

Основным стилистическим мотивом «Неистового Роланда» является ирония. Основной художественной задачей Ариосто являлся показ величия, богатства, многообразия и красоты земной жизни, светлой, гармонической картины мира, населенного радостными, прекрасными образами. Поэма оказала большое влияние на развитие европейской поэзии, в особенности жанра шутливой поэмы.

26. Франческо Петрарка. Его трактаты. Поэма «Африка», любовная лирика в сборнике «Канцоньере», патриотические стихи (оды)

Франческо Петрарка (1304 – 1374): сын флорентийского нотариуса, друга и единомышленника Данте, изгнанного вместе с ним; по настоянию отца изучал юриспруденцию, но оставил ненавистные занятия, когда потерял отца и мать; принял духовное звание, открывшее ему доступ к папскому двору. В 1327 г. он встретил в церкви красивую молодую женщину, которую в течение многих лет воспевал в стихах под именем Лауры. В 1333 г. посещает Париж и совершает большое образовательное путешествие. После возвращения в Авиньон жизнь в папской столице показалась Петрарке нестерпимой. Последние 20 лет своей жизни Петрарка провел сначала в Милане, а затем в Венеции и в Падуе. Петрарка был подлинным баловнем судьбы, никогда ни у кого не служил и всюду жил только на положении почетного гостя. Он скончался в 1374 г., склоняясь над древним манускриптом.

Латинские произведения Петрарки могут быть разделены на 2 группы: произведения поэтические и морально-философские. Из поэтических произведений Петрарки первое место занимает поэма «Африка», созданная в подражание «Энеиде» Вергилия. Она состоит из 9 песен. Это патриотический национальный эпос, воспевающий подвиги Сципиона, завоевателя Африки. Современники Петрарки высоко ценили Африку. Позднейшая критика отметила в поэме длинноты, недостаток действия, слабую композицию.

Важное место среди латинских сочинений Петрарки занимают морально-философские трактаты, ярко отражающие глубокие противоречия его сознания: мучительный разлад между языческим и христианским идеалами, между жизнелюбием и жизнеотрицанием. Примером является его книга «О презрении к миру» (1343), которую он назвал своей «тайной». Она написана в форме диалога Петрарки с блаженным Августином, который изображает внутреннюю борьбу в сознании Петрарки.

Петрарка разрабатывал жанры любовной лирики. Свою возлюбленную Петрарка называл Лаурой, после ее смерти он воспевал ее еще 10 лет и в дальнейшем разделил сборник посвященных ей стихов, обычно называемый «Канцоньере» («Книга песен»), на 2 части, озаглавленные «При жизни мадонны Лауры» и «После смерти мадонны Лауры». Помимо сонетов и канцон, в сборнике имеются также образцы других жанров – баллад, мадригалов и др. Кроме любовных стихотворений в сборник включены канцоны «Моя Италия» и «Высокий дух», которые являются примером патриотической лирики. Петрарка изображает свою возлюбленную образцом добродетели, средоточием всех совершенств, но Лаура не теряет своих реальных очертаний и сам поэт не свободен от чувственного влечения к ней.

В конце своей жизни Петрарка обращается к «высокому» жанру аллегорической поэмы-видения (поэма в терцинах «Триумфы»).

Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Петрарка довел до совершенства жанр сонета, ставшее отныне достоянием всех европейских литератур.

28.Бокаччао Сборник новелл «Декамерон» - вершина творчества Боккаччо. Источники новелл и их переосмысление. Основные циклы новелл, их темы, сюжеты

В этой книге Боккаччо наносит сокрушительный удар религиозно-аскетическому мировоззрению и дает необычайно полное отражение современной итальянской действительности. В жанровом отношении «Декамерон» доводит до высокого совершенства небольшую прозаическую повесть–новеллу. Своими корнями этот жанр уходит в средневековую литературу, когда появился первый оригинальный сборник итальянских новелл – «Новеллино, или Сто древних новелл». Самую интересную группу в сборнике составляют бытовые рассказы и анекдоты, почерпнутые из живой итальянской действительности.

Подобно «Новеллино» «Декамерон» состоит из ста новелл. Они скреплены при помощи обрамляющего рассказа, являющегося вступлением к книге и дающего ей композицоинный стержень.

«Декамерон» начинается знаменитым описанием флорентийской чумы 1348 г. Семь дам и трое юношей удаляются из города на виллу и приятно проводят время в прогулках, играх, рассказывании новелл. Каждый день рассказывается по десять новелл, а всего они проводят на вилле десять дней.

Источники «Декамерона» - французские фаблио, средневековые романы, античные и восточные сказания, средневековые хроники, сказки, новеллы предшествующих новеллистов, злободневные анекдоты.

Новеллы Боккаччо могут быть разбиты на несколько групп:

Первая группа. Новеллы антицерковного, антирелигиозного характера. В них высмеивается лицемерие и ханжество священнослужителей, их алчность и разврат. День 9, новелла 1 – случай в женском монастыре, используется принцип саморазоблачения. День 3, новелла 1 – рассказ о монастырском садовнике, который притворялся глухонемым. День 10, новелла 6 – яркий образ монаха-проходимца Чиполло, который морочит голову доверчивым людям мнимыми реликвиями. Когда двое шутников положили в его ларец вместо реликвий угли, монах немедленно заявил, что бог совершил чудо, заменив перо архангела Гавриила угольками с костра, на котором был сожжен святой Лаврентий.

Вторая группа. Новеллы антифеодальные, направленные против сословных предрассудков. День 4, новелла 1 – дочь принца полюбила слугу.

Третья группа. Новеллы о любви, правдиво изображающие природу человека, разные грани любви; темы супружеской неверности. День 5, новелла 1 – невежественный молодой человек жил при скотном дворе, полюбил образованную девушку и перевоспитал себя.

Четвертая группа. Приключенческие новеллы об Андреучччо из Перуджи - торговец лошадьми приехал в Неаполь и стал жертвой воров и куртизанок. День 2, новелла 4 – Ландольфо Руфоло был богатым купцом, потерял свое состояние, сделался корсаром, снова приобрел богатство, его судно терпит кораблекрушение, он спасается на ящике, в котором оказывается состояние и он снова оказывается богатым.

Для новелл Боккаччо характерно искусство психологического анализа героев, реалистический стиль прозы. Боккаччо создал в «Декамероне» классический тип итальянской новеллы, получившей дальнейшую разработку у его многочисленных последователей.

27. Петрарка- Лаура. Раннее Возрождение – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Не совсем еще отошли от Средних веков. ЭВ началась в Италии, более высокий экономический уровень развития. Прогресс экономики связан с купеческими республиками – Флоренция, Генуя и Венеция. Цеховое управление препятствовало развитию личности – единое мнение. Развитие карликовой монархии с цеховыми рамками не связано, в них впервые начинает формироваться слой интеллигенции. Первым интеллигентом считается Франческо Петрарка.

Родоначальник новой европейской поэзии. Прежде всего, известен «Книгой песен» сейчас. Раньше был известен как ученый, который реставрирует классическую древность. Первый ученый-классик.

Родился 20 июля 1304 в тосканском городе Ареццо, куда бежал из Флоренции его отец-юрист. Отец хорошо знаком с Данте. Ареццо – культурный центр Европы. Изучает право, но ненавидит его. В 1326 порывает с юриспруденцией и принимает сан священника. Приближается ко двору Папы Римского, но священником никогда не работает. Сдает свой приход в аренду. Удивительный эгоцентризм.

6 апреля 1327 встреча с Лаурой в церкви святой Клары. Неизвестно, кто она была. Петрарка пишет на латыни, только сонеты на итальянском. Лаура – условная фигура. Любит только себя. Брату он написал 8 писем, матери 2 письма. Зато много писем потомкам и деятелям прошлого. Человек настроен на славу. Боккаччо дарит ему «Декамерон» с целью рецензии. Тот отзывается только через 20 лет.

Три периода творчества: 1. 1318-1333. годы учения, стихи на латинском языке. 2. 1333-1363 – период творческой зрелости, основная масса известных произведений. Для современников – героическая поэма «Африка» и биографическое сочинение о известных людях, трактат «Тайна». Оформляется главное для католиков произведение на итальянском «Книга песен». 3. 1363 – 1374. Изучение древних авторов, поэма «Триумфы».

Путешествие по Европе – Германия, Фландрия, Рим. Посещает старинные монастыри. Разыскивает труды деятелей древности. Известен как ученый-классик. Две речи Цицерона, письма Цицерона. Восхождение на горные вершины с психологической целью, хотел почувствовать, как человек остается наедине с природой. 1337 – посещает Рим, который воспринимается им через произведения античности. Вечность природы. Уезжает из Авиньона в Оклюс. Историзм мышления.

Первое произведение приносит славу в 1341 – поэма «Африка». Его увенчали лавровым венком. Победа Рима над Карфагеном. Это победа в жизни итальянского народа. Видит будущее Италии в республиканских традициях Древнего Рима. 1350 – дом-музей, где он родился. 19 июня 1374 умер. Внешняя устроенность, внутренняя раздвоенность. Разлад между языческими и христианскими идеалами.

В творчестве Петрарки обращение к душе не предполагало отрицания земной действительности. Отражение посюсторонней жизни. Понятие «душа» стало шагом к реабилитации земного человека. Трактат «О презрении к миру, или Тайна» - 1343. Писал якобы для себя. Это первая литературная исповедь в литературе. Форма трех диалогов. Ведет Франциск со святым Августином – Альтер эго. Спорят о бренности жизни, о смерти и бренности славы. Сквозная тема – тема греховности любви. Должен ли христианин бояться смерти? Августин – боятся не должен. Петрарка очень любил жизнь. Хочет вечной жизни. Поощрял всех идти в монастырь, а сам не шел. Вечная слава – вечная память. Тема славы перекликается с темой Лауры. Слава дается лавром – лаурой. Любовь к Лауре – путь к вечной славе. Греховность чувства к Лауре – Августин, Франциск говорит, что любит бессмертную душу. Франциск размышляет, что земная любовь облагораживает душу – из лирики трубадуров. Эти три диалога заканчиваются тем, что Августин говорит Франциску, что он никогда не станет схимником, а Франциск: «И вижу я лучше, а склоняюсь к худшему». Черта личности: потребность в любви. 21 год воспевает Лауру. Реальная она или нереальная? Родилась в 1307 в Авиньонской семье, 1325 замуж, 11 детей. 41 год умерла от чумы. Петрарка изображает Лауру земной женщиной. Сущность стихов: борьба жажды счастья и жажды спасения – иногда земная женщина, иногда Мадонна. Лирика Петрарки построена на антитезах. «Со смехом я рыдаю».

Главное произведение – «Консоньеры». Переделывал их 9 раз. 1373 последняя редакция. Окончательная редакция – «Ватиканский кодекс». Опубликованы через два века после написания. Все начинают писать как Петрарка. Из сонетов переходит в жизнь идеал женщины.

Костяк – сонеты, всего 366 произведений, 318 сонетов, 29 кансон. 2 части: первая «На жизнь Мадонны Лауры» вторая «На смерть МЛ». Структура и тема задаются в первом сонете. Исповедь – рассказ зрелого человека. Главная тема – юношеская неразделенная любовь.

Сонет – твердая форма лирики. 3 часть: тезис, антитезис и синтез. Подлинный герой – не все просто с Лаурой – повод для описания собственных чувств.

14 строк. Состоит из 2 катренов и 2 терцетов. Каждый катрен должен быть с законченной мыслью, могли быть все рифмовки ввг дгд. Петрарка ломает канон. У него может быть любая рифма. Петрарка не чуждается реального времени. Называет себя историком Лауры. Лаура меняется.

Петрарка любит метафоры. «Сердце на ладони». У Данте Беатриче все отдаленнее от земли, у Петрарки Лаура живая, более отстраненная.

Опередил время – прозаизация. Это ритмизованная проза. При жизни Петрарки это считалось стремным. Единицей поэзии Петрарки является не слово, а стих, вернее ритмико-синтаксическая единица, в которой отдельное слово растворяется. Перевести трудно. Качество смысла в строку удалось только Державину. Фигурный текст. Зашифровано имя Лауры. Петраркизм.

29. Возрождение в Италии 15 – 16 вв. Маттео Боярдо и его поэма «Влюбленный Роланд». Лодовико Ариосто и его поэма «Неистовый Роланд»

Маттео Боярдо (1434 – 1494) – происходил из знатного феодального рода, был превосходным знатоком произведений античных авторов. Самое выдающееся произведение Боярдо – неоконченная героико-романтическая поэма «Влюбленный Роланд». Заимствовав фабулу своей поэмы из каролинского эпоса, Боярдо обрабатывает ее в духе романов Круглого стола. Эта поэма является настоящим кодексом рыцарской чести. Главными пружинами действия Боярдо является любовь, ревность, соперничество, женская хитрость.

В центре «Влюбленного Роланда» стоит образ Роланда, влюбленного в красавицу Анжелику. Одного ее слова достаточно, чтобы заставить Роланда совершать самые невероятные подвиги. Он попадает в заколдованный сад, волшебный грот феи Морганы, всупает в бой с великанами, колдунами и драконами. Однако все усилия Роланда тщетны: Анжелика влюблена в его двоюродного брата Ренальдо, который к ней холоден. Эти противоречивые чувства вызваны тем, что Ренальдо и Анжелика напились воды из волшебных источников.

Боярдо снимает с героев и героинь идеализирующий покров. Его ирония разрушает то идеальный рыцарский мир, который он сам же и выстроил.

Лодовико Ариосто (1474 – 1533) – его отец был комендантом крепости; потеря отца заставила его искать службы при дворе, которая мало гармонировала с его независимым образом мысли; в течение 15 лет он состоял на службе у кардинала Ипполито Эсте.

Основным художественным произведением Ариосто является «Неистовый Роланд». Ариосто рисует здесь блеск и внешнюю красоту итальянской придворной жизни. Поэма Ариосто как продолжение поэмы Боярдо. В сложном сюжете «Неистового Роланда» можно выделить три основные темы:

1) война императора Карла и его паладинов с сарацинами;

2) история любви Роланда к Анжелике и причина его безумия;

3) история любви молодого сарацинского героя Руджеро к вионственной деве Брадаманте, сестре Ренальдо.

Основным стилистическим мотивом «Неистового Роланда» является ирония. Основной художественной задачей Ариосто являлся показ величия, богатства, многообразия и красоты земной жизни, светлой, гармонической картины мира, населенного радостными, прекрасными образами. Поэма оказала большое влияние на развитие европейской поэзии, в особенности жанра шутливой поэмы.

30.Северное возрождение. . Особенности «Северного Возрождения».

Последнее 10-летие 15 века – первая четверть 16 века. Сильное влияние на духовное развитие. Общая особенность северного возрождения – гуманистическое творчество развертывается в ученом, идеологическом аспекте. Философские споры, теологические проблемы, борьба гуманистов со средневековой схоластикой. Ярко выраженный религиозный характер. Реформация, Мартин Лютер. Но это только часть эпохи. Германия раздроблена. Первая крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера. Движение крестьянской войны – против папы и феодалов. Мартин Лютер вскоре отходит от Томаса Мюнцера, тот погибает.

4 направления. Первое связано с деятельностью ученых-гуманистов. Они критиковали римскую католическую церковь. Генрих Бебель, Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский. Второе связано с деятельностью писателей, с движением реформации – Мартин Лютер, Ульрих фон Гуттен. Третье – бюргерская литература (городская) Себастьян Брант («Корабль дураков») и майстерзингеры – Ганс Сакс (сапожник), лирик, известный поэт. Четвертое связано с безымянным народным творчеством – немецкие народные книги. «О Тиле Ойленшпигеле», «О роговом Зигфриде», «О докторе Фаусте», «Книги о Шильдбюргерах» - анекдоты о пошехонцах. Сатирическое начало немецкого возрождения. Литература о глупцах. Жанр популярен. Себастьян Брант 1724 «Корабль дураков». Подходит к человеческой природе слишком по-средневековому, хотя и критикует церковь. Но применяет церковные догматы. Образ корабля-государства. Картина Иеронима Босха «Корабль дураков». Очаги гуманизма – в университетах. Раньше всех – ученые Эрфордского универа, затем Тюбнгемского (там преподавал Бебель). Календари Бебеля. Им противостоит Кёльнский универ.
31. похвала глупости. . «Похвала глупости» Эразма Роттердамского и традиции средневековой литературы о глупцах.

4 направления. Первое связано с деятельностью ученых-гуманистов. Они критиковали римскую католическую церковь. Генрих Бебель, Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский. Второе связано с деятельностью писателей, с движением реформации – Мартин Лютер, Ульрих фон Гуттен. Третье – бюргерская литература (городская) Себастьян Брант («Корабль дураков») и майстерзингеры – Ганс Сакс (сапожник), лирик, известный поэт. Четвертое связано с безымянным народным творчеством – немецкие народные книги. «О Тиле Ойленшпигеле», «О роговом Зигфриде», «О докторе Фаусте», «Книги о Шильдбюргерах» - анекдоты о пошехонцах. Сатирическое начало немецкого возрождения. Литература о глупцах. Жанр популярен. Себастьян Брант 1724 «Корабль дураков». Подходит к человеческой природе слишком по-средневековому, хотя и критикует церковь. Но применяет церковные догматы. Образ корабля-государства. Картина Иеронима Босха «Корабль дураков». Очаги гуманизма – в университетах. Раньше всех – ученые Эрфордского универа, затем Тюбнгемского (там преподавал Бебель). Календари Бебеля. Им противостоит Кёльнский универ. Эразм Дейзидерий Роттердамский – предтечи реформации, глава партии разума, космополит. Разные с Мартином Лютером. Эразм – гибкий, Лютер – кипучий. Они сделали себя сами. Лютер – сын рудокопа из Саксонии. ЭР – сын от инцеста католического священника и его племянницы. Его подбросили к воротам монастыря, назвали Герт Герцен (что-то вроде Иван Иванов). 1469-1536. Бежит из монастыря. Необыкновенно уважаем монархами Европы. Идея о создании единой Европы – республики разума. Очень рано ЭР увидел в вождях реформации тот же фанатизм, что и у католиков.

«Похвала глупости». Главным трудом он считал исправление текста нового завета. Огромное количество немецких пословиц и поговорок «Адагии». «Разговоры запросто/ Домашние беседы». Томас Мор – один из лучших друзей. Создает «ПГ» за 7 дней. Сестра глупости – Минерва. Мория – Томас Мор. Литература о глупцах. Связана с культурой средневекового карнавала. Доказывает, что весь мир стоит на глупости. Эразм напоминает нам, что дурацкий колпак нужен нам для показания истины. Мир – театр, комедия человеческой жизни. Отец – Плутос, мать нимфа. Парадоксы. Глупость необыкновенно образована, в служении ей объединяется весь мир. Образ средневекового мудреца – отталкивающий. Во второй части все резко меняется. Переводчик ПГ был сожжен. Заключение очень мрачное. Глупость отождествляет себя с духом всей церкви Христа. Счастье в безумии. Афоризмы «Народ основывает города, а глупость монарха их разрушает», «Где господствует лютеранство, там гибнут науки».

32.Нем. литра. Немецкий героический эпос и его выдающийся памятник «Поэма о Нибелунгах». Древние народные сказания в поэме и их перевоплощение. Основные темы, идеи, образы, своеобразие поэмы

В 12 в. в Германии впервые возникает светская художественная литература на немецком языке, зафиксированная в письменных памятниках. Она служит выражением идеологии феодального общества.

Германский героический эпос, засвидетельствованный в древненемецкой письменности, лишь небольшим отрывком «Песни о Хильдебранте», продолжал существовать в народной эпической традиции всего раннего средневековья, несмотря на преследование церковью «языческих песен».

Сюжеты немецкого эпоса 12-13 вв. восходят по своему происхождению к племенным эпическим песням эпохи «великого переселения народов». Процесс объединения остался незавершенным ввиду отсутствия для этого исторических предпосылок в феодально-раздробленной средневековой Германии.

Поэтому средневековый немецкий эпос не является в такой степени национальным, как эпос французский или испанский. Богатырские подвиги героев ограничены интересами личными и семейно-родовыми, племенными и феодальными. Центром эпических сказаний становится король гуннов Этцель (Аттила).

«Песнь о Нибелунгах» (около 1200 г.) Представляет собой обширную поэму, состоящую из 39 песен («авантюр») и насчитывающую около 10 тысяч стихов, объединенных в строфы по 4 стиха (с парными рифмами).

В городе Вормсе, в королевстве бургундов царствует Гунтер и его братья. Зигфрид, королевич с нижнего Рейна, заслышав о красоте сестры Гунтера Кримхильды, приезжает в Вормс, чтобы добыть ее себе в невесты, и просит у Гунтера ее руки. За это Гунтер требует от Зигфрида помощи в своем сватовстве к Брюнхильде, царствующей в далекой Исландии. Зигфрид помогает Гунтеру, но обесчесчивает его невесту. Обман раскрывается черех несколько лет. Месть за Брюнхильду берет на себя Хаген фон Тронье, вассал бургунских королей: он убивает Зигфрида во время охоты и отнимает у Кримхильды наследие Зигфрида, клад Нибелунгов. Много лет спустя Кримхильда выходит замуж за короля гуннов Этцеля (Атиллу) и зазывает братьев к себе в гости, чтобы отомстить за Зигфрида. В пиршественном зале разгорается бой. Поочередно погибают все бургунские витязи. Старый Хильдебрант. Начальник дружины Дитриха, убивает Кримхильду, виновную в гибели стольких славных рыцарей.

«Песнь о Нибелунгах» является результатом трансформации старинного эпического сказания под влиянием рыцарской литературы конца 12 в. Поэма развертывает идеальную картину военной и мирной жизни феодального общества в эпоху расцвета рыцарской культуры. Эпическое повествование далеко ушло от стиля краткой героической песни. Оно богато эпизодами и описательными подробностями, разговорными сценами и картинами душевных переживаний героев.

В то же время выступают подлинные черты героического народного эпоса, к которому восходят монументальные образы героев и основные мотивы и драматические ситуации эпического сказания. Таковы молодой герой Зигфрид и его антагонист – «суровый Хаген», героический злодей, образец непреклонного мужеств и феодальной верности вассала, ради чести и славы господина готовый на подвиги и преступления; строптивая невеста Брюнхильда, виновница кровавых раздоров, и кроткая, любящая Кримхильда. Из немецкого эпоса о Дитрихе в «Нибелунги» переходит образ Этцеля (Аттилы), как гостеприимного и доброго, но пассивного короля, и самого Дитриха Бернского с его дружинниками, сильнейшего и справедливейшего из героев.

Сюжет поэмы содержит пережитки более ранних ступеней развития сказания: рассказы о первых подвигах молодого Зигфрида, о его победе над драконом и добыче им клада Нибелунгов и о чудесной деве-воительнице Брюнхильде. Сказания превратились в рыцарской поэме 12 в. в традиционный сказочный мотив. Разноречивость эпических сказаний (скандинавской и немецкой версий) связано с обычными условиями развития устной традиции, с параллельным существованием целого ряда песен, представляющих различные версии одного и того же сказания.

Новейшие исследования Хойслера показали, что в основе поэмы лежат две краткие эпические песни, соответствующие двум основным частям поэмы: песня о Зигфриде-свате (сватовство Гунтера к Брюнхильде и убийство Зигфрида) и песня о гибели бургундов (месть Кримхильды).

Здесь воплощен идеал бесстрашного героя-воина в образе Зигфрида.
33, 34. Франсуа Вийон. Вопрос 35
1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта