Главная страница
Навигация по странице:

филосифия. Понятие мировоззрения. Мировоззрение



Скачать 219 Kb.
Название Понятие мировоззрения. Мировоззрение
Анкор филосифия.doc
Дата 13.04.2017
Размер 219 Kb.
Формат файла doc
Имя файла филосифия.doc
Тип Документы
#847
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

  1. Понятие мировоззрения.

Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознаёт себя не через своё отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нём, что принято называть сущностью, что остаётся наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят обобщённые знания, определённые системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, то есть взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека. Морфология мировоззрения.



  1. Морфология мировоззрения.

В процессе исследования уровня и характера отражения действительности в сознании человека выделяют обыденное и теоретическое мировоззрение.

Обыденное (житейское) мировоззрение складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

Теоретическое мировоззрение

Более высокий уровень мировоззрения. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

По субъекту выделяют индивидуальное, групповое и общественное мировоззрение.

Индивидуальное мировоззрение – это система обобщенных взглядов личности на мир, место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Содержание индивидуального

мировоззрения можно представить как систему категорий, отражающих обобщенные представления личности о разных сторонах и аспектах действительности.

Групповое мировоззрение характеризуется системой убеждений, присущих только определённой социальной группе и определяет групповое отношение к миру.

Общественное мировоззрение – система убеждений, присущих всем людям независимо от их групп.

  1. Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся миф, религия и философия.

Миф – Народные сказания, являющиеся символическим аллегорическим отражением реальных событий на заре истории, и герои и обстоятельства со временем приобрели сверхъестественные формы. Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религия – мировоззрение, которое определяется верой в существование Бога и предполагает искренние чувства связанности, зависимости и требует канонического описания. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения.
Философия – система самых общих теоретических взглядов на мир, места в нём человека, отличается от других форм степенью интеллектуальной разработанности проблемы. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.



  1. Определение философии. Предмет философских знаний.


Предметов являются общие универсальные законы, характеризующие любой объект.
В настоящее время философия – учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношение к окружающему миру, иными словами наука о всеобщих законах. Она не понимает совокупность раз и готовых навсегда знаний, стремится ко всё более глубокой истине.
Философия значит любовь к мудрости. Философия – теоретическая форма мышления, форма мировоззрения. Зарождение Философии началось в 7-6 веках до нашей эры на разных концах земного шара: в Китае, Индии, средиземноморских греческих колониях.
Онтология занимается исследованием наиболее общих вопросов бытия
Гносеология – анализ наиболее общих вопросов познания (познаваем или непознаваем мир, что есть истина)
Социальная философия – изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.
Антропология – исследование наиболее общих и существенных проблем человека.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи¬лософия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество.



  1. Основной вопрос философии.

Основной Вопрос Философии

- Вечная проблема соотношения двух реальностей:

1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств.

2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей.

С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.).

Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.


  1. Общественно – исторический характер философии. Функции философии.

Созданное Марксом материалистическое учение об обществе внесло существенные изменения в ранее сложившееся понимание философии. Суть этого изменения состояла в рассмотрении философии как особой формы общественного, исторического знания. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции философского разума стали принципиально невозможными.
Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его воздействиям. В абстрактной, внеисторической форме философии Маркс усмотрел симптом определенной ущербности традиционного философского сознания, которое в целом он высоко ценил. Общественное сознание было понято как выражение общественного бытия.

Общественное бытие – совокупность условий материальной жизни общества, прежде всего способ производства материальных благ и экономический строй. Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей. Под общественным сознанием понимаются философские, политические, религиозные взгляды.

Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода.
С исторической точки зрения философия – не первичная, а простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт.

Философия носит общественно-исторический характер, каждая историческая эпоха способствует раскрытию той или иной мысли философии.

Функции философии:

1) Ф. экспликации универсалии. Философия существует, вырабатывая категории как наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности.

2) Ф. рационализации и систематизации результатов человеческого опыта во всех его формах.Философия будет существовать до тех пор, пока будет существовать человеческий опыт.

3) Ф. вопрошания. Философия признана ставить базовые вопросы.

4) Познавательная ф. Философия раскрывает новые знания.

5) Ф. истолкования.

6) Идеалистическая ф.- элемент концептуального обоснования того политического устройства которое сущестует.



  1. Философское понятие материи.

Материя — есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя обладает множеством свойств. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющихся атрибутами материи, т. е. тем, что обеспечивает их бытие. Материя никогда не имела начала во времени и пространстве, и никогда не будет иметь конца.

С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ существования материи, и, следовательно, существовать значит быть вовлеченным в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого.


  1. Субстанциональность, всеобщность и абсолютность материи.

Материя объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.

Субстанция вечно движущаяся и изменяющаяся материя как основа всех явлений; основа, основное начало явления, суть чего-нибудь.

Следовательно, субстанциональность материи может быть выражена как основа жизни, реальности.

До Аристотеля, платоники полагали, что субстанция осуществлена в форме как таковой, еще ранее философы-натуралисты считали, что субстанция состоит из материальных элементов. Очевидной представляется точка зрения, которая видит субстанцию как нечто отдельное, в чем воплощено начало и формы и материи. Аристотель как бы соединяет все предшествующие точки зрения в едином синтезе, определяя чувственно воспринимаемую субстанцию как взаимодействие следующих начал: материя есть начало, образующее чувственно воспринимаемую реальность, и в этом смысле материя есть основание, носитель формы и в то же время это недетерминированная потенциальность; форма есть начало, актуализирующее, определяющее материю, без формы вещь не может состояться, тем самым, форма есть сущность всякой вещи, ее субстанция; композиция формы и материи, Аристотель представляет субстанциональность как таковую, соединяющую в одно целое начала формы и материи. Таким образом, субстанцией является именно начало формы, которое Аристотель называл сутью бытия всякой вещи.

Всеобщность можно трактовать также как и неисчерпаемость. Неисчерпаемость материи рассматривается в двух смыслах: неисчерпаемость вширь и вглубь.

Неисчерпаемость вглубь означает наличие структуры у любого материального образования, любая элементарная частица делима, имеет сложные внутреннее строение, т.е. отрицает существование какого-либо структурного нулевого уровня (кирпичика). Неисчерпаемость материи вглубь заставляет по новому взглянуть на идею: состоять из….

Неисчерпаемость вширь означает бесконечное число материальных образований, их свойств и.т.д.

Абсолютность

Отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен. Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного, абсолютностью и относительностью и т.д. Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства. Именно в этом и проявляется абсолютность материи.


  1. Пространство и время как атрибуты материи.

Атрибут – всеобъемлющее свойство субстанции материи.

Пространство и время – всеобщие объективные формы координации материальных систем и их состояний. Это абстракции высшего порядка, отвлеченные от универсальных причинно-следственных связей, наиболее фундаментальные понятия, и время взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Пространство совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих координальных систем, характеризует порядок их сосуществования, структурность и протяжённость. Пространству присущи связность и непрерывность, отсутствие разрывов и нарушений взаимодействий. С другой стороны, пространству свойственна прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании объектов

Время – совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем, характеризует смену состояний, их последовательность и длительность. Его специфическими чертами являются одномерность, необратимость, направленность в одну сторону. Время имеет смысл лишь потому, что существует движение.

Ранее считалось, что пространство и время абсолютны, независимы от объектов – субстанциональная теория (Демокрит, Ньютон). Сейчас эта точка зрения развенчана и дополнена релятивистской концепцией. В космических масштабах, на скоростях, близких к скорости света, в сильных гравитационных и других полях время и пространство могут менять свою структуру. На этом основана глубокая взаимосвязь пространства и времени, образующих единую структуру, изменение одного из элементов которой ведет к изменению другого. На биологическом уровне существования материи пространство также имеет свою специфику. Так, кроме объективного времени существует субъективное время, то есть время как его воспринимает человек. Живым существам свойственно наличие биологических часов, то есть внутренней организации жизни существа во времени. На социальном уровне время и пространство отражаются на условиях общественной жизни человека.


  1. Движение как способ существования материи.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе.

Движение как философская категория означает изменение любое, всякое, вообщее -количества, качества, меры, положения, состояния, функций структуры.

Движение есть способ существования материи.

Движение представляет собой противоречие абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.

Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи.

Движение – внутренне присущее прирождённое свойство материи, без которого материя не существует. Одни формы превращаются в другие, и ни один вид не берется ниоткуда.

Движение абсолютно и в то же время оно относительно.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя.

Покой - момент движения, фиксирующий его относительность. Всякий покой относителен.

Согласно диалектике, источником движения материи (самодвижения) являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение.
  1.   1   2   3   4   5
написать администратору сайта