Главная страница
Навигация по странице:

Лекции по психологии и педагогике. Предмет и методология психологии и педагогики Предмет и задачи психологии и педагогики



Скачать 391 Kb.
Название Предмет и методология психологии и педагогики Предмет и задачи психологии и педагогики
Анкор Лекции по психологии и педагогике.doc
Дата 02.05.2017
Размер 391 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Лекции по психологии и педагогике.doc
Тип Исследование
#6473
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Раздел 1.Предмет и методология психологии и педагогики

1.1.Предмет и задачи психологии и педагогики



Психологиянаука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики субъекта, межсубъектных взаимодействий и психических явлений.

Объект психологии – личность, общение, деятельность и группы.

Предметом психологии являются факты, закономерности, механизмы, аспекты психических явлений.

Задачи психологии:

  1. Описание и анализ психических явлений

  2. Исследование механизмов функционирования психики и психических явлений

  3. Выработка рекомендаций по оптимизации функционирования человеческого фактора

Педагогика – это наука о закономерностях обучения и воспитания человека с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования.

Объект педагогики – образование как особая деятельность по приобщению человека к жизни в обществе.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в образовательной деятельности.

Задачи педагогики:

    1. выявление и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами

    2. прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем

    3. исследование сущности, структуры и функций педагогического процесса

    4. разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления

    5. разработка методик самообразования и самовоспитания

Функции педагогики: научно-теоретическая, конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная).

Научно-теоретическая функция реализуется в описании и диагностике педагогического процесса, прогнозировании эффективных моделей этого процесса.

Конструктивно-техническая функция реализуется через разработку методических материалов, внедрение их в практику и корректировку процесса обучения и воспитания.

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

1.2.Принципы и этапы научного исследования в психологии и педагогике


Психология и педагогика руководствуются следующими общенаучными принципами: 1) системности; 2) детерминизма; 3) историзма; 4) единства сознания и деятельности; 5) индивидуальности; 6) развития.
Принцип системности. Ключевой категорией данного принципа является категория «системы».

Система это целостная структура, функционирующая в плане достижения какой-либо цели и обладающая системными качествами, определяемыми взаимодействием с другими, внешними системами и не сводимыми к свойствам отдельных элементов данной системы.

Существенными свойствами такой реальности, как система являются:

  1. целостность,

  2. включенность в метасистемы (т.е. в системы более высокого порядка),

  3. взаимодействие элементов,

  4. наличие системных свойств.

И психические явления и объекты педагогики (личность, группа, общение и др.) являются сложными, многоуровневыми и динамичными системами, которые в разных социальных и предметных контекстах обнаруживают разные системные качества.

Принцип детерминизма состоит в том, что любое психическое, педагогическое явление детерминировано, т.е. имеет причину. Нет ничего случайного. И задача исследователя или практика – найти причину.

Принцип историзма состоит в том, что любое явление необходимо рассматривать в историческом контексте. А именно – в контексте его индивидуальной истории развития, функционирования, и в широком контексте исторических условий существования.

Принцип единства сознания и деятельности.

Данный принцип означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности и общения.

Принцип индивидуальности. Согласно принципу индивидуальности в любом психическом явлении следует выделять как общее, так и индивидуальное. В частности, педагог должен видеть в каждом ученике индивидуальные особенности и, в то же время, уметь отнести его к определенному типу личности.

Принцип развития психических явлений (а также педагогических объектов, ситуаций). Как писал Рубинштейн «Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».

Этапы исследования:

  1. постановка проблемы;

  2. формулирование гипотез исследования;

  3. выбор методов и методик исследования;

  4. пилотажное (пробное) исследование;

  5. основное исследование;

  6. математическая обработка полученных эмпирических данных;

  7. анализ и интерпретация полученной информации;

  8. внедрение результатов исследования в практику.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта