Главная страница
Навигация по странице:

Курсовая. Проблема экономического роста в России



Скачать 201 Kb.
Название Проблема экономического роста в России
Анкор Курсовая.doc
Дата 24.12.2017
Размер 201 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Курсовая.doc
Тип Курсовая
#13883

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический университет имени

Козьмы Минина

Кафедра «экономика организации»
КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:
Проблема экономического роста в России

Выполнил:

студент группы ЭУ-12 курса 1

Попыкина Анастасия Сергеевна
Проверил:

Преподаватель Андряшина Н.С.

Нижний Новгород

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

1.1.Сущность экономического роста и его показатели

1.2. Факторы и типы экономического роста

2.АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

2.1.Кризис 1988года как поворотная точка в экономической истории

2.2. Анализ экономического роста России в 2000 – 2012 годах

3.ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

3.1. Проблемы экономического роста в России

3.2. Перспективы развития экономики России в 2013 году

3.3. Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики России

ВВЕДЕНИЕ
Проблема обеспечения экономического роста в российской экономике является одной из самых важных проблем для всего российского общества в целом. Ведь именно от этого зависит благосостояние населения, территориальная целостность всего государства и его будущее. Поэтому тема данной курсовой работы «Проблемы экономического роста в России» актуальна.

Целью курсовой работы является изучение динамики роста экономики России и предпосылки к ее дальнейшему развитию, рассмотрение экономического роста как основу экономического и социального развития российского общества.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретический аспект вопроса;

  2. Проанализировать состояние экономического роста в России по ряду лет;

  3. Исследование проблем и перспектив экономического роста в России.

Предмет исследования - статистические макроэкономические показатели развития экономики Российской Федерации.

Работа будет состоять из трех глав.

Первая глава носит общетеоретический характер, рассмотрим сущность экономического роста, его показатели, факторы и типы;

Вторая глава носит аналитический характер, рассмотрим состояние экономического роста в России за последнее время;

Третья глава является проектной. В ней будет предложена концепция устойчивого развития экономики России.

В ходе выполнения курсовой работы будет использован ряд источников: учебно-методическая литература, источники Интернет.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА




    1. Сущность экономического роста и его показатели


Под экономическим ростом понимаются долговременные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале.

Если все факторы производства используются полностью и с наибольшей эффективностью, то реальный объем производства достигает своего максимального значения.

Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя основными способами: во-первых, за счет увеличения производственных возможностей, во-вторых, за счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей.

Стремление основных субъектов экономики к экономическому росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе. Однако реальные условия производства далеко не всегда позволяют реализовываться потенциала роста. В этих условиях наступает депрессия или экономический спад, которые могут быть обусловлены как внутренними факторами, так и внешними по отношению к национальной экономике.

В экономической теории сложилось два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста. Наиболее распространенным выступает понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемой либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения.

Свое выражение экономический рост находит в увеличении номинального и реального ВНП, возрастания экономической мощи страны.

Важнейшими проблемами экономического роста являются:

  • Тенденции и источники роста;

  • Обеспечение его долговременной устойчивости;

  • Последствия выбираемой модели экономической политики;

  • Типы обновления структуры национального хозяйства;

  • Измерение факторов и результатов.

Экономический рост имеет ряд показателей, которые можно разделить на две группы: статические и динамические.

Статические показатели – это те, которые дают оценку развития на определенную дату, например размер ВНП или НД страны на начало года. Наряду с данным показателем используется и показатель достигнутого уровня экономического развития страны на определенную дату – ВНП на душу населения.

К динамическим относят показатели, характеризующие изменения в состоянии национального хозяйства, рассчитываемые как темпы прироста.

Экономический рост измеряется обычно годовыми темпами прироста в процентах:



Где - ВНП текущего года, - ВНП базисного года.

Экономический рост измеряется двумя взаимосвязанными способами:

  • Как увеличение реального валового национального продукта или чистого национального продукта за определенный период;

  • Как величина этих показателей на душу населения на определенную дату.

Темпы и уровень экономического развития взаимосвязаны между собой. При различных исходных уровнях равные темпы роста ведут к разрыву уровней, и наоборот. При одинаковых уровнях развития стран решающим фактором являются темпы экономического развития.

Шведский экономист Г. Мюрдаль сформулировал критерий экономической безопасности страны: если в достаточно развитой стране ежегодный прирост национального дохода менее 4 %, то население не имеет роста жизненного уровня.

Возможны варианты, когда:

  • Темпы роста национального дохода выше темпов роста национального богатства;

  • Если рост национального дохода примерно равен росту национального богатства, то в народном хозяйстве существуют диспропорции развития, так как нет запаса для развития отраслей и для движения вперед;

  • Темпы роста национального богатства выше темпов роста национального дохода, тогда государство имеет страховые фонды, что позволяет накапливать средства, следовательно, появляется больше свободы в выборе развития.

Характеристику экономического роста в статистике рассматривают с точки зрения уровня жизни и его качества.

Под эффективностью экономического роста понимаются улучшение всех составляющих многогранного понятия «эффективность производства». К ним относятся:

  • Улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках;

  • Освоение производства новых товаров, позволяющих удовлетворять ранее неудовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения наилучшим образом;

  • Углубление специализации и кооперирования производства с учетом территориальных преимуществ страны в системе международного разделения труда;

  • Улучшение структуры распределения производственных ресурсов по отраслям и регионам страны;

  • Увеличение отдачи от использования производственных ресурсов за счет повышения управленческого мастерства и использование эффективных мотиваций для стимулирования роста производительности труда внутри фирм;

  • Освоение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты ограниченных производственных ресурсов для выпуска данного объема производства.

Понятие «качество экономического роста» в экономической теории связывается с усилением социальной направленности экономического развития страны. Основными составляющими качества экономического роста являются:

  • Улучшение материального благосостояния населения;

  • Увеличение свободного времени как основы гармоничного развития личности;

  • Повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;

  • Рост инвестиций в человеческий капитал;

  • Обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;

  • Социальная защищенность безработных и нетрудоспособных;

  • Поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда.

Между темпами экономического роста, с одной стороны, и повышением качества — с другой, существует определенное противоречие. Высокие темпы могут достигаться за счет ухудшения качества роста. Например, повышение продолжительности рабочего дня или увеличение интенсивности труда, ведущие к росту трудозатрат и тем самым способствующие увеличению темпов экономического роста, на качестве экономического роста будут сказываться негативно вследствие снижения свободного времени. Напротив, низкие и даже отрицательные темпы роста могут сопровождаться повышением потребительской удовлетворенности в результате выпуска более качественной продукции.

1.2. Факторы и типы экономического роста

Под факторами экономического роста в экономической теории понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называются те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его.

К прямым относятся пять основных факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного производства и предложения:

  1. Увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

  2. Рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

  3. Совершенствование технологии и организации производства;

  4. Повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;

  5. Рост предпринимательских способностей в обществе.

В состав косвенных входят факторы как предложения, так и спроса и распределения. Косвенными факторами предложения являются:

  1. Снижение степени монополизации рынков;

  2. Уменьшение цен на производственные ресурсы;

  3. Снижение налогов на прибыль;

  4. Расширение возможности получения кредитов.

Если изменения косвенных факторов происходят в обратном направлении (увеличивается степень монополизации рынков, растут налоги и пр.), то экономический рост будет сдерживаться.

Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема производства. В числе важнейших можно выделить такие факторы спроса, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта вследствие освоения новых рынков сбыта или повышение конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.

К факторам распределения, оказывающим воздействие на экономический рост, относятся фактически сложившаяся структура распределения производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны, а также действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности. Эти факторы влияют как на способность экономической системы к росту, так и на ее эффективность.

Способность к наращиванию производства, создаваемая прямыми факторами предложения, недостаточна для расширения реального объема производства темпами, соответствующими потенциальным возможностям роста. Необходимо такое распределение ресурсов, которое позволяет их эффективно использовать с целью получения максимального количества полезной продукции. Эта проблема решается в своей основной части рынком, а в тех сферах, где рынок терпит фиаско, - государством (производство общественных благ, нейтрализация негативных внешних эффектов).

Существующий порядок распределения доходов позволяет экономике развиваться максимально возможными темпами только в том случае, если он стимулирует рабочих к повышению производительности труда. Иными словами, для реализации потенциала экономического роста необходимо, чтобы доходы работников росли темпами роста производительности их труда.

Теоретически могут быть выделены два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Основной особенностью экстенсивного типа экономического роста является то, что расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества применяемых прямых факторов предложения: численности работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.

Специфика интенсивного типа экономического роста состоит в том, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей более высокую квалификацию и производительность труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

В соответствии с выделением типов экономического роста прямые факторы роста разделяются на две основные группы: экстенсивные и интенсивные. (рис.1)

В реальной действительности экстенсивный или интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Количественное совершенствование факторов роста, осуществляемое на основе внедрения достижений НТП, всегда требует вложений инвестиций в средства производства или рабочую силу. В свою очередь рост рабочей силы и средств производства сопровождается изменением их качественных характеристик. Поэтому при анализе реального экономического роста, а не его теоретических моделей выделяют преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы роста.


(рис.1)

В настоящее время принято относить экономический рост к тому или иному типу в зависимости от удельного веса прироста реального ВНП (ЧИП), обусловленного интенсивными факторами роста. Если доля реального ВНП, полученного за счет интенсивных факторов роста, превышает 50%, то для экономики характерен преимущественно интенсивный тип роста. И наоборот, если удельный вес прироста реального ВНП за счет интенсивных факторов менее 50% от общего прироста ВНП, экономическая динамика характеризуется преимущественно экстенсивным типом роста.

  1. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

2.1. Кризис 1988года как поворотная точка в экономической истории

В 90-е годы российская экономика вступила отягощенной целым комплексом противоречий. Потенциал кризисной ситуации накапливался десятилетиями. Отказ от реформирования расходной части бюджета, с одной стороны, и мягкая фискальная политика, с другой стороны, вели к наращиванию государственного долга, особенно возросшему в середине 1990 – х годов, что ставило экономическую ситуацию в стране в тесную зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков и поведения внешних кредиторов. В полной мере это проявилось во время кризиса 1998 года, когда в условиях нарастания мирового финансового кризиса и падения цен на нефть правительству не удалось сохранить доверие иностранных инвесторов. Массовое бегство капиталов с российского рынка на фоне лавинообразного роста стоимости доступных России заимствований вынудили правительство С. Кириенко пойти одновременно на дефолт и резкую девальвацию рубля. Дефолт означал отказ от продолжения выплат по внутреннему долгу – номинированные в рублях ценные бумаги со сроками погашения до 31 декабря 1999 года переоформлялись в новые ценные бумаги, причем курсовой риск должны были нести сами инвесторы; объявлялся 90-дневный мораторий на возврат банками кредитов нерезидентам, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг. Наконец, денежные власти перешли к плавающему курсу рубля. За 1998 год ВВП упал на 6%, инфляция составила 84%, реальные располагаемые доходы населения сократились на треть. Банковская система и финансовые рынки вступили в полосу затяжного кризиса.

Вместе с тем удалось избежать раскручивания спирали, ведущей к гиперинфляции. Дефолт и обесценение внутреннего долга, обесценение в реальном выражении социальных обязательств государства (зарплат и пенсий) облегчили тяжесть бюджетной проблемы. Скачек цен обернулся повышением номинальных доходов бюджета. Одновременно очевидность краха объективно снизила возможности лоббистских объединений. В этих условиях правительству Е.М. Примакова удалось провести жесткую бюджетную политику и добиться утверждения Государственной думой чрезвычайно жестокого проекта бюджета на 1999год. На данном этапе бюджетная стабильность явилась результатом не сокращения бюджетных обязательств государства, а обесценения этих обязательств.

Глубокая девальвация рубля устранила переоцененность национальной валюты, угнетавшую торговый и платежный балансы, снижавшую относительную конкурентоспособность российских производителей как на внутреннем, так и на мировом рынках. Это сняло важнейшую провоцирующую кризисы проблему – разрыв между валютными обязательствами частного и государственного секторов и совокупными возможностями их выполнения.

Девальвация рубля повысила конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке и дала толчок импортозамещающему росту на базе имеющихся мощностей, прежде всего в отраслях легкой и пищевой промышленности. Увеличение экспорта в условиях улучшившейся в конце 1999года конъюнктуры рынка энергоресурсов и расширения возможностей экспортных отраслей стимулировало вторую волну роста.

Повысившийся спрос на продукцию отечественных производителей дал толчок к развитию сельскохозяйственного производства. С 1999 года начинается активный рост в этом секторе экономики.

В 1999 году ВВП увеличился на 5,2%, инвестиции возросли на 5%. (Приложение 1)

2.2 Анализ экономического роста России в 2000 – 2012 годах

Начнем с анализа некоторых статистических данных, характеризующих экономический рост в России. Так, в 2000 году прирост ВВП составил 9%, в

2001 году — 5%, в 2002 году — 4%. Стагнация началась уже осенью–зимой 2001– 2002 года, потом весной наметился рост, главным образом в экспортоориентированном секторе экономики, связанный с благоприятной конъюнктурой на мировом рынке нефти и газа. Показатель темпов роста приобретает некое содержание, если он сопоставляется с динамикой инвестиционной активности. Ученым, работающим в области макроэкономического анализа, хорошо известно, что эффективным является экономический рост, когда темпы прироста инвестиций опережают темпы прироста реального ВВП, то есть инициируется инвестиционный цикл и экономика вступает в стадию подъема. В противном случае, когда темпы прироста инвестиций отстают от темпов прироста ВВП, следует ожидать снижения деловой активности.

Если в 2000 и 2001 годах инвестиции росли более высокими темпами, чем

ВВП и объем промышленного производства, что сулило радужные перспективы для российской экономики, то в 2002 году ситуация поменялась на противоположную. Так, прирост инвестиций в 2002 году составил 2,7% при росте ВВП 4%. В 2003 году износ основных производственных фондов в целом по стране составлял 40,4%, в нефтедобыче и электроэнергетике — более 50%, нефтепереработке — 75%, газопереработке — 80%. Доля полностью изношенных основных фондов в целом по стране составляет 12,5. За последнее десятилетие ввод новых и замещающих генерирующих мощностей сократился в 3 раза, электросетевых объектов — почти в 5 раз. Кроме того, доля валовых накоплений в ВВП находился на очень низком уровне — 14– 18%. Это меньше, чем в развитых странах: так, в США она составляет 18%, Великобритании — 17%, Франции и Италии — около 20%; ниже, чем в развивающихся бывших социалистических странах: в Венгрии — 22–24%, в Польше — до 25%, в Эстонии — 26–28%; и значительно ниже, чем в развивающихся и развитых странах Тихоокеанского бассейна: в Китае, Малайзии, Таиланде — более 40%, Южной Корее и Гонконге — 35%, Японии и Индонезии — близка к 30%. Негативным по сути показателем является также существенное отставание доли валовых инвестиций от доли валовых сбережений в ВВП, что отражает процессы бегства капитала, а с точки зрения макроэкономической теории тождественно ситуации дефляционного разрыва.

Более того, указанный рост инвестиций имел преимущественно экстенсивный

характер, так как он не сопровождался прогрессивными структурными сдвигами в экономике, напротив, происходила консервация старой экономической структуры. Результаты российской экономики в 2007 году продемонстрировали ускорение роста по отношению к 2005—2006 годам. При этом ускорение происходило на фоне снижения влияния топливно-энергетического сектора на экономику, то есть рост базировался в большей степени не на высоких ценах на энергоресурсы (хотя их влияние ещё высоко), а на росте инвестиционного и потребительского спроса, росте объёмов строительства, выпуска широкого спектра продукции обрабатывающих отраслей.

В 2007 году темпы роста российской экономики (8 %) оказались самыми высокими за последние годы. По итогам этого года Россия вошла в 7-ку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию, а также вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Росло благосостояние граждан, капиталовложение, приток иностранных инвестиций, стабилизировалась финансовая обстановка, значительно снизилась инфляция.

Есть несколько точек зрения на вопрос о природе экономического роста, и, на мой взгляд, все рассматриваемые причины сыграли немаловажную роль в долгожданном подъёме. Во-первых, после прихода к власти В.В. Путина последовала политическая стабилизация и начались структурные реформы. Во-вторых, внесли свой вклад обесценение рубля и высокие цены на нефть. Наконец, экономический рост является также органическим следствием проведённых реформ, результатом действия новых, более эффективных макро- и микроэкономических условий, в которых работают российские компании, а так же формирования у людей нового экономического мышления.

В пользу институциональной природы экономического роста также найдётся немало доводов. Так, последовавшие за дефолтом реформы оказали позитивное воздействие на экономику: понижение курса рубля чуть ли не в четыре раза резко повысило конкурентоспособность отечественной продукции, во всеобщей неопределённости отсеялись самые нежизнеспособные предприятия, коммерческие банки были освобождены от непосильных внешних финансовых обязательств.

Изменился характер предпринимательского сообщества. Российские предприниматели учатся вести бизнес легальными международно-признанными методами, стала зарождаться здоровая конкуренция, вытесняющая самых неумелых деятелей и откровенно убыточные предприятия, в частном секторе стали больше цениться квалификация и способности работников.

Заметно выросли количество, качество и ассортимент продукции целого ряда отраслей промышленности, в том числе и наукоёмких и относящихся к инвестиционному комплексу.

В 2008 году валовый внутренний продукт за первые три квартала составил 30 759,8 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,3 % в реальном исчислении. Накопленная в январе — ноябре инфляция составила 12,5 %. В первом полугодии розничная торговля прибавила 15,2 %, строительство 22,4 %. Рост сельскохозяйственного производства составил 4,3 %. Внешняя торговля в январе — мае 2008 года составила 303,4 млрд долларов США (147,6 % к аналогичному периоду прошлого года), в том числе экспорт — 193,8 млрд долларов США (150,7 % к аналогичному периоду прошлого года), импорт — 109,7 млрд долларов США (142,5 % к аналогичному периоду прошлого года). Денежные доходы (в среднем на душу населения) в июне 2008 года составили 15552 рубля, среднемесячная номинальная заработная плата — 17808 рубля (к июню 2007 года номинально 128,6 %, реально (с учётом инфляции) 111,7 %).

Промышленное производство в первом полугодии 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 5,8 %, в том числе в июне — на 0,9 %. В обрабатывающей промышленности рост составил 8,4 %, в добывающей промышленности рост составил 0,6 %, в электроэнергетике производство выросло на 4,1 %. Замедление роста обрабатывающей промышленности в июне 2008 года в основном обусловлено провалом в производстве машин и оборудования, где производство по сравнению с июнем 2007 года уменьшилось на 29,8 %.

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственною. По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9%. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,3 %. Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП.

Рост ВВП России в 2011 году составил 4,3 %, темпы роста не изменились по сравнению с предыдущим годом. По итогам 2011 года инвестиции в России достигли рекордного за последние 20 лет уровня в 370 млрд долларов за год. Темпы инфляции опустились до рекордно низкого уровня со времён распада СССР, за 2011 год индекс цен вырос только на 6,6 %.

С 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 22 августа того же года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. По итогам этого года рост экономики составил 3,3 %, а инфляция составила 6,6 %. По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 8-е место.

Номинальный ВВП России за 2012 год составил $2,053 трлн.

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

3.1. Проблемы экономического роста в России

Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:

а) низкая эффективность государственного управления.

Одним из наиболее серьезных препятствий экономическому росту в России в настоящее время является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально-экономического развития;

б) отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.

Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и представляет угрозу национальной безопасности России.

Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств.

В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимся финансовым ресурсам;

в) низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.

Остается достаточно высокой доля нерыночного сектора в отдельных отраслях экономики, сохраняется непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду;

г) неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях.

Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, связанные с неразвитостью рынков жилья, капитала и транспортной инфраструктуры, снижают эффективность экономических связей между регионами Российской Федерации.

Одной из важных задач является развитие территорий, имеющих геополитическое значение и требующих разработки отдельных программ, учитывающих особенности их территориального и политического положения;

д) низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и участие в международных экономических процессах, место российской экономики в мировых "цепочках" создания добавленной стоимости.

Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей;

е) слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

Необходимо изменить структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы.

Кроме того, структура российской экономики характеризуется низкой долей продукции малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте. Значительная часть малого бизнеса остается "в тени", не регистрируясь и не платя налоги.

Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях - отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне;

ж) инфраструктурные ограничения экономического роста.

В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последние годы меры, в том числе по реформированию естественных монополий, не привели к существенному увеличению инвестиций в указанные сектора экономики. Отчасти это связано с отсутствием институциональных условий, обеспечивающих прозрачность их деятельности, а также контроль за эффективным расходованием средств.

3.2. Перспективы развития экономики России в 2013 году

Ключевые внешние риски для российской экономики связаны с продолжением кризиса в еврозоне, страны которой являются основными потребителями товаров российского экспорта, с ростом опасений относительно «жесткой посадки» экономики Китая, а также с угрозой падения экономики США с «фискального обрыва». Слабая предсказуемость процессов, связанных с действием указанных факторов, допускает широкий спектр возможных сценариев развития событий на будущее, существенно затрудняя выбор оптимального курса экономической политики России.

В сфере экономической политики также имеются внутренние источники неопределенности. Если до парламентских и президентских выборов они были связаны с характером политического курса нового руководства страны, то после выборов главной проблемой экономической политики стало согласование обещаний, данных в предвыборный период, с ресурсными возможностями и объективными потребностями российской экономики.

События 2012 г., в том числе тенденции в сфере политики бюджетных расходов, позволяют говорить об усугублении дрейфа экономической политики от целей развития к приоритетам социально-политического характера. Несмотря на то, что в одном из первых указов В. Путина в должности Президента «О долгосрочной государственной экономической политике» были сформулированы амбициозные цели создания новых высокопроизводительных рабочих мест и радикального улучшения инвестиционного климата, реальных шагов в этом направлении не последовало.

Более того, в середине сентября 2012 г. ЦБР повысил ставку рефинансирования с 8,0% до 8,25%, а в начале октября 2012 г. озвучил позицию, в соответствии с которой риски замедления экономического роста стали «не так высоки, как риски ускорения инфляции». Парадоксальным образом ЦБР продемонстрировал готовность к ужесточению денежно-кредитной политики именно тогда, когда центральные банки ведущих стран анонсировали развернутые программы стимулирующих мер.

Между тем, потребность в активных мерах по стимулированию экономического роста в России сохраняется. Несмотря на то, что к началу 2012 г. российская экономика формально вернулась на докризисный уровень ВВП, показатели в отдельных отраслях народного хозяйства и регионах страны оставались ниже докризисных. К середине 2012 г. более трети регионов не смогли преодолеть последствия спада промышленного производства, причем наиболее серьезная ситуация наблюдалась в регионах металлургической и машиностроительной специализации. В этих условиях «деприоритезация» поддержки экономического роста выглядит крайне спорным, а с учетом отмеченного выше нарастания неопределенности в мировой экономике и весьма рискованным решением.

В сфере улучшения инвестиционного климата главным достижением 2012 г. стало долгожданное присоединение России к ВТО. По итогам 18-летних переговоров российскому правительству удалось отстоять большинство позиций, заявленных им в качестве приоритетных, включая: сохранение режима промышленной сборки автомобилей до июля 2018 г., запрет на открытие филиалов иностранных банков; 9-летний мораторий на открытие филиалов иностранных страховых компаний; сохранение существующего режима льгот для ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях до апреля 2016 г.; установление разрешенных масштабов поддержки сельского хозяйства на уровне выше фактического со снижением с 9 до 4 млрд. долл. к 2018 г.; сохранение режима тарифного квотирования импорта свинины до конца 2019 г., говядины и мяса птицы бессрочно.

Средневзвешенный уровень таможенных пошлин по завершении переходного периода, продолжительность которого по отдельным чувствительным товарам составляет 5-7 лет, будет снижен до 7,1%, т.е. на 3,2 процентных пункта, менее, чем на треть от среднего уровня, характерного для 2008-2010 гг. Для сравнения, в Китае, который присоединился к ВТО в 2001 г. как развивающаяся страна с существенно более широкими возможностями защиты внутреннего рынка по сравнению с режимом присоединения для развитых стран, который был использован Россией, к 2011 г. средневзвешенный уровень импортных пошлин снизился с 15,3% до 9,8%, т.е. на 5,5 процентных пунктов, более чем на треть. Сохранение достаточно высокого уровня торговых барьеров не позволит России в полной мере воспользоваться потенциалом роста эффективности, связанного с улучшением доступа на внутренний рынок импортных товаров и услуг, но в то же время, снизит издержки присоединения в наиболее чувствительных сегментах экономики.

Надежды на дальнейшее совершенствование инвестиционного климата в 2013г. связаны, в первую очередь, с процессом присоединения России к ОЭСР, а также с практическими шагами по реализации заявленных на период председательства России в «Большой двадцатке» приоритетов, таких, как создание новых рабочих мест, повышение эффективности финансовой системы, развитие правовой базы стимулирования инвестиций и сотрудничества в сфере высоких технологий. После паузы, связанной с парламентскими и президентскими выборами, активизация усилий по улучшению условий ведения бизнеса становится главным приоритетом, если Россия не хочет упустить шанс выйти из глобального кризиса с надежным фундаментом для устойчивого экономического роста.

3.3. Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики России

Конец XX в. привел к кардинальному переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, ориентирующаяся на постоянное наращивание объемов национального производства, постепенно отошла на второй план. Она была привлекательна для большинства стран в период, когда природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу весьма ограниченного

воздействия производства на окружающую среду, а индустриальный тип развития демонстрировал новые возможности быстрого увеличения национального богатства страны и среднедушевых доходов населения, укрепления национальной безопасности. Начиная с 60-х годов внимание ученых большинства стран привлекла проблема сохранения высокой численности бедных слоев населения в индустриально развитых странах и усиление его социальной дифференциации, сопровождаемое обнищанием широких масс в развивающихся странах, ориентированных на ускоренное

промышленное развитие и индустриализацию традиционных секторов экономики.

Теоретическое осмысление этих проблем привело к развитию исследований по вопросам взаимосвязи экономической эффективности и социальной справедливости. Одновременно усилилось стремление правительств целого ряда государств непосредственно исправить ситуацию путем активизации государственного регулирования сложившейся системы распределения доходов. В результате парадигма развития переместилась в сторону равновесного и социально ориентированного экономического роста. Социальные цели в явной форме получили столь же высокую значимость, как и цели экономической эффективности.

В настоящее время большинство экономистов пришло к выводу, что проблемы роста необходимо рассматривать в более широком контексте: с позиций рассмотрения экономической деятельности как составной части общественного развития. В связи с этим все более важное значение приобретают не только проблема сокращения неравенства в распределении доходов, но и вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, задачи сохранения нравственных ценностей и обеспечения национальной безопасности без гипертрофированного наращивания военного потенциала.

В теоретическом плане это означает возникновение новой парадигмы — концепции устойчивого экономического развития, в практическом — переориентацию государственной экономической политики с задач стимулирования высоких темпов экономического роста и социальной помощи безработным в период низкой деловой активности на задачу создания благоприятных условий для эффективного и социально ориентированного развития экономики, не противоречащего достижению долгосрочных стратегических целей в области охраны окружающей среды.

В современной трактовке под устойчивым развитием понимается особый тип экономической динамики, который удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Синтезируя основные элементы всех предыдущих парадигм экономического роста, концепция устойчивого развития предполагает необходимость достижения трех типов целей экономических (эффективность и устойчивость роста), социальных (равенство внутри живущего поколения, предусматривающее в качестве приоритетных задач удовлетворение потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, сохранение культурных традиций, достижение равенства прав различных слоев населения на участие в принятии решений), экологических, направленных на сохранение равенства различных поколений в удовлетворении настоящих и будущих потребности за счет всего многообразия объектов окружающей среды.

Экономический подход к концепции устойчивого развития основан на теории максимизации потока дохода, разработанной Хиксом и Линдалем, которые доказали, что необходимыми условиями достижения оптимальных темпов экономического роста является не только эффективное использование, но и сохранение производственных ресурсов, с помощью которых был произведен общественный продукт.

Для России эти проблемы имеют особую значимость. Длительное время результаты экономического развития страны оценивались по темпам количественного увеличения валового общественного продукта, который включал в свой состав промежуточный продукт и не учитывал итоги деятельности отраслей нематериального производства. Отсутствие у предприятий внутренних стимулов к рациональному использованию и сохранению производственных ресурсов, порожденное огосударствлением собственности на факторы производства, привело к специфическому феномену — невосприимчивости предприятий к достижениям НТП вообще и к экологически чистым технологиям в частности. Эта невосприимчивость усиливалась замкнутым характером экономики, неразвитостью рынка, подавлением предпринимательской инициативы и архаичным хозяйственным законодательством.

Макроэкономические результаты такого развития выразились в низкой конкурентоспособности отечественной продукции, деформациях структуры производства, обусловленных его высокой ресурсоемкостью, значительном отставании уровня жизни населения от стран, имеющих аналогичный уровень индустриального развития, но развитую рыночную экономику. Поэтому к числу важнейших, глобальных проблем экономического роста в Российской Федерации относятся повышение восприимчивости предприятий к достижениям НТП и сокращение срока их распространения в различных отраслях экономики.

Следует иметь в виду, что смена административно-командной системы организации хозяйственной деятельности на рыночную сама по себе не является гарантом эффективного использования производственных ресурсов. Стимулирующее воздействие рыночной координации производителей сказывается лишь в специфических экономических условиях, при которых возможности увеличения прибыли производителей за счет расширения объемов производства в долгосрочном периоде ограничиваются только имеющимися производственными ресурсами. При наличии ограничений роста объемов производства со стороны факторов спроса и распределения смена системы координации производителей может стать причиной снижения стимулов к полному использованию и сохранению имеющихся производственных ресурсов.

Решение проблем сбыта в развивающейся рыночной экономике связано с качественной переориентацией производственной и инвестиционной деятельности предприятий. Суть такой переориентации состоит в том, что предприятия, стремясь получать устойчивый доход в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры, ориентируют свою деятельность не на сбыт того, что освоено производством, а на освоение выпуска продукции, пользующейся

спросом. На микроэкономическом уровне эта направленность производственной деятельности получила свою детализацию в концепциях чистого и социально-этического маркетинга, на макроуровне — в концепции инновационного типа экономического роста.

В содержательном плане он близок к преимущественно интенсивному типу экономического роста, поскольку оба типа роста базируются на эффективном использовании и качественном совершенствовании факторов производства. Однако отличительной особенностью инновационного типа экономического роста является четкая ориентация на снятие барьеров, создаваемых факторами спроса и распределения.

Возможность снятия таких барьеров решающим образом зависит от способности производителей увеличивать потребительскую удовлетворенность результатами роста и приобщенности всех социальных слоев общества к использованию преимуществ эффективного экономического развития. Отсюда вытекает тесная связь эффективности экономического роста и его социальной направленности. Поэтому экономическая концепция устойчивого развития оказывается сопряженной с социальной концепцией устойчивости, ориентированной на человека и направленной на сохранение стабильности социальной и культурной системы. Важнейшими аспектами социального подхода к устойчивости развития являются:

  • предотвращение разрушительных социальных конфликтов на основе снижения степени дифференциации в распределении дохода, защита нетрудоспособных, экономическая и социальная помощь беднейшим слоям населения;

  • поощрение государственных инвестиций в человеческий капитал, прежде всего в сферу здравоохранения и образования, имеющих своей целью не только качественное совершенствование кадрового потенциала страны, но и выравнивание условий воспроизводства рабочей силы для разных социальных слоев населения;

  • создание более эффективной системы принятия решений, не только поощряющей плюрализм мнений, но и учитывающей исторический опыт и культурные традиции страны.

Не меньшую актуальность для обеспечения устойчивости экономического развития имеет предотвращение разрушительных экологических конфликтов и сохранение равенства права поколений на пользование плодами существующей экосистемы, понимаемой в широком плане как совокупность не только природных, но и созданных человеком компонентов среды обитания (например, таких, как города). С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность экосистемы. Под стабильностью понимается не консервация экосистемы в некотором "идеальном" статическом состоянии, а сохранение способностей основных элементов системы к самовосстановлению и динамической адаптации к изменениям в процессе развития. Особое значение для поддержания экологической стабильности имеют:

  • рациональное использование природных ресурсов;

  • снижение уровня загрязнений окружающей среды;

  • сохранение биологического многообразия.

Согласование трех концепций устойчивого развития (экономической, социальной и экологической) и их перевод на язык конкретных мероприятий представляют собой задачу огромной сложности, поскольку эти мероприятия должны обеспечивать сбалансированность всех трех элементов устойчивого развития. При объединении идей, заложенных в трех концепциях устойчивости, в систему необходимо учитывать, что в условиях рыночной экономики основная часть решений о развитии принимается частным сектором на основе критерия экономической эффективности, поэтому система правительственных мероприятий должна быть направлена на формирование у предпринимателей стимулов к рациональному природопользованию и учету интересов социального равенства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономической теории сложилось два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста. Наиболее распространенным выступает понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемой либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения.

Свое выражение экономический рост находит в увеличении номинального и реального ВНП, возрастания экономической мощи страны.
написать администратору сайта